М, 1914
С о с л о в и я
Возглавляемое монархом вавилонское общество делится на
три сословия, резко обособленных одно от другого в отноше-
нии их прав и обязанностей. Основную массу населения со-
ставляет класс свободных («авилум»). Это граждански полно-
правные вавилонские подданные, в большинстве своем владев-
шие землей и несшие имущественные и личные повинности в
пользу государства. Следующим общественным классом были
вольноотпущенники («мушкенум»). Состоя в большинстве слу-
чаев из бывших рабов двора или храма, вольноотпущенники
не могли приобрести гражланскои полпоправкости наразне с
свободными, и, например, при нечаянном убийстве в ссоре за
вольноотпущенника уплачивается ввиде пени треть мины се-
ребра (ст. 208), тогда как за свободного-полмины (207), но
зато в силу клиентческих отношений к прежнему господину –
двору или храму – они пользовались и некоторыми преимуще-
ствами перед свободными; так, например, покража у вольноот-
пущенника возмещается в десятикратном размере (8), между
тем как свободному просто возвращается украденное.
Низший общественный слой составляют рабы («вардум»).
ме военнопленных, а также покупных рабов значительная
этого класса состояла из порабощенных и ставших бес-
ыми свободных. Таковы, например, преступники и несо-
стоятеьные должники. Последние для расплаты с долгами
могли предоставить кредитору своих жену и детей во времен-
ное рабство (117) или же были порабощены насильно (114,
115). Рабы рассматриваются законом как вещь, находящаяся
полной собственности хозяина. Подобно всякому другому ро-
ду имущества, право собственности на рабов переходило в
мье от поколения к поколению. Рабов продают (278-281),
продают (117) и закладывают (118)1. Повреждение их
ровья или лишение их жизни считается не более как толь-
повреждением или уничтожением имущества их господина,
орому виновный и обязан возместить ущерб. Так, за лише-
ние жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности – на-
пример, врачом (219) или строителем (231) – виновный обя-
зан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по
вине последнего (216), за умерщвление его бодливым быком
(252), за смертельный удар, нанесенный рабыне дерущимися
II), господину их уплачивается треть мины, за удар, причи-
нивший беременной рабыне выкидыш, - 2 сикля (213), за по-
вреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за
собою его смерть,-половина его стоимости (220). При всем
доверии, каким иногда раб мог пользоваться со стороны гос-
подина, он не имел права самовольно распоряжаться чем бы
то ни было из имущества последнего, например, продавать его,
закладывать и проч. Не говоря уже о самом рабе, даже поку-
патель, совершивший с ним куплю-продажу, наказывался
смертью (7). Против бегства рабов, по-видимому, нередкого в
Вавилонии, были принимаемы серьезные меры, как, например,
обыски подозрительных домов и проч. Иногда царь по получе-
нии от кого-либо прошения о правительственной помощи в де-
ле отыскания беглого раба лично принимал меры к розыску
беглеца. За содействие бегству и укрывательство казенного
"раба или раба-вольноотпущенника и отказ выдать его на тре-
бование власти виновный подлежал смертной казни (16), рав-
но как и поимщик раба, которого, поймав, он держит у себя,
медля с возвращением его господину и тем навлекая на себя
подозрение в укрывательстве (19). Наоборот, поймавший раба
и доставивший его господину получает за услугу два сикля
(17). Поимщик, бывший не в силах удержать в своих руках
Пойманного беглого раба, может снять с себя подозрение в по-
пустительстве клятвою именем божиим (20). В случае отказа
пойманного раба назвать имя своего господина оно устанавли-
вается в местном правительственном присутствии (18); за от-
речение от своего господина раб наказывается отсечением уха
(28). Для обозначения рабского состояния на рабов налага-
лись особые знаки, может быть, вырезаемые или выжигаемые
на теле. Сборником Хаммураби предусматривается случай не-
законного наложения знака неотчуждаемого раба. За наложе-
ние рабу такого знака без согласия господина клеймильщик
наказывается отсечением рук (226), а за склонение его к это-
му путем обмана виновный подлежит смертной казни и зары-
тию в своем доме (227). Необычайная тяжесть наказания в
данном случае объясняется, вероятно, тем, что такое клейме-
ние влечет за собою важное ограничение владельческих прав
господина, лишаемого этим возможности продать раба или от-
дать его в обмен на другого. Торговые сделки относительно
рабов нередко сопровождались оговорками насчет их здо-
ровья, неоспоримой принадлежности продавцу и проч. Если раб
заболел в первый со дня покупки месяц, то покупателю воз-
вращаются деньги, а продавцу-больной раб (278); очевидно,
предполагается, что продавец, зная о предрасположенности ра-
ба к известной болезни, лукаво умолчал о ней; ответственность
за проданного раба в случае, если на него будет заявлена вла-
дельческая претензия со стороны третьего лица, падает на про-
давца (279). Если кто-нибудь купит за границею убежавшего
или уведенного туда раба-соотечественника и по возвращении
их на родину объявится господин раба, то последнего должно
безвозмездно вернуть господину (280); если же раб-инозе-
мец, то покупатель получает обратно указанную им клятвенно
покупную плату (281). В первом случае наказание налагается.
по-видимому, за предполагаемое злонамеренное бездействие
покупателя раба по отысканию рабохозяина. Из общего поло-
жения о рабах законом делаются некоторые изъятия для ра-
бов из бывших свободных, закабаленных за долги, и для рабы-
ни, родившей, в качестве наложницы господина, детей. Закаба-
ленные за долги не могли находиться в рабском состоянии бо
лес трех лет (117). Родившая детей рабыня в случае, если он^
попала в чужие руки для уплаты долгов своего господине:
могла быть выкуплена последним (119). В случае неповинове-
ния своей госпоже она не могла быть продана, а только низве-
дена на положение обычной рабыни, в котором находилась до
деторождения (146). Дети ее госпожи не имеют права на по-
рабощение ее детей, а в случае признания их законными со
стороны отца последние являются его полноправными наслед-
никами наряду с детьми главной жены (170, 171). Казенному
рабу и рабу-вольноотпущеннику дозволяется жениться на сво-
бодной, и дети от такого брака свободны (175). Приданое
вдовы такого раба было неприкосновенно для господина, ч
то/п.ко совместно нажитое супругами имущество делилось меж-
ду вдовою и господином (176). Смотря на рабов как на пол-
ную собственность господина, закон, как видим, все же при-
знает за рабом человеческое достоинство и не только не дает
господину права жизни и смерти в отношении к нему, но даже
доставляет рабу некоторые из благ общежития, обычно яв-
ляющиеся привилегией свободных классов общества.
П р о ф е с с и и
Наряду с сословиями сборником Хаммураби отмечаются
также профессиональные занятия. Первые места среди них за-
нимают придворные служащие, из которых в сборнике назва-
ны только тапгагит (вероятно, царский телохранитель) и
высшее жречество; те и другие стояли в непосредственной бли-
зости к царю как средоточию светской и духовной власти. Из
других государственных служащих в сборнике Хаммураби упо-
минаются не совсем ясные по своим функциям «р е д у м» (ве-
роятно, тяжеловооруженный солдат), «б а и р у м» (вероятно,
легковооруженный солдат), «д е к у м» (вероятно, нечто вроде
фельдфебеля) и «л у б у т т у м» (вероятно, один из офицерских
чинов). В соответствии с важным государственным значением
религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди дру-
гих профессий занимают и храмовые служащие. Из них сбор-
щиком Хаммураби отмечаются только лица женского пола:
божья жена» (40), «божья сестра» (110), храмовая дева (181)
храмовая блудница (181). Низшие ступени профессиональ-
но-служебной лестницы занимают крупные купцы и предпри-
ниматели, ремесленники и, наконец, поденщики.
При частых войнах эпохи Хаммураби вопросам обороны
страны, естественно, должно было уделяться особенно много
внимания. Кроме народного ополчения в Вавилонии было по-
стоянное войско, служба которого была организована на нача-
лах, напоминающих средневековые ленные начала. Военнослу-
жащий обязан был по первому царскому требованию высту-
пить в поход. За уклонение от военной службы, равно как и за
попустительство этому, виновный подлежал смертной казни
(26, 33). В вознаграждение за службу военнослужащие полу-
чали от. государства в наследственное пользование земельные
участки с инвентарем. Эти участки законом считаются неот-
чуждаемыми (36), они не подлежат даже продаже за долги
(38), и торговая сделка относительно их признается недействи-
тельной (37). Пользование ленным земельным участком обус-
ловлено исключительно личным отправлением служебных обя-
занностей со стороны военнослужащего. В случае замещения
Связанной с леном должности другим последний вступает в
пользование леном даже в том случае, если прежний владелец
лена находится в плену н, таким образом, по совершенно не
Зависящим от него обстоятельствам, не может отправлять сво-
их служебных обязанностей; в случае же своего возвращения
на родину он одновременно с возобновлением отправления
служебных обязанностей получает и свой прежний лен (27),
если, впрочем, его отсутствие длилось не более трех лет (30).
Если у него есть сын, то, в крайнем случае, он мог заступить
служебное место отца, вместе с чем к нему переходил и отцов-
ский лен (28): если же, по своему малолетству, сын был еще
непригоден к службе, то его матери дается треть лена на со-
держание ее с детьми (29). Вообще государство очень забо-
тится о своих служащих; так, если военный не в состоянии
сам выкупить себя из плена, он выкупается на средства храма
своей местности, в крайнем случае-на счет казны (32). На
тех же самых началах наделения землею от государства осно-
вана была и служба многочисленного чиновничества, пристав-
ленного к разным частям сложного государственного механиз-
ма. Из этих агентов правительства в сборнике Хаммураби упо-
минается только тамкар (40), функции которого состояли в
сборе налогов и взносов, поступавших в царскую казну и скла-
ды, а также в выдаче ссуд торговым агентам и купцам, при
посредстве которых велась торговля с окраинами государства
и другими странами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Документ купли-продажи рабов имеет обычно приблизительно такую
форму: «Анаку-илумма, сын Маннийа, купил рабыню по имени Ит-Иштар-
милки у Иштар-илшу, Идннъятума и Нарамсина. В качестве полной платы за
это он отвесил 16 сиклей серебра. Иштар-илшу, Идинъятум и Нарамсин ни-
когда не могут заявлять какой-либо (судебной) претензии на Ит-Иштар-мил-
ки. Они поклялись перед богом Нумушда и царем Хаммураби». Присоединены подписи девяти свидетелей (из врем. Хаммураби).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 656.