ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМА РАБСТВА
М., 1966. С. 118-142
В египтологической литературе распространено мнение о
том, что в древнеегипетском обществе рабы были столь необ-
ходимы, что во время военных походов фараонов за пределы
страны на рабов устраивались настоящие облавы. Захватничес-
кая политика фараонов Нового царства прямо объясняется по-
требностью Египта в рабах-военнопленных (И. С. Кацнельсон,
1951). Такой вывод явно преувеличен. Во время военных похо-
дов фараонов интересовал не столько захват рабов, сколько
приобретение источников сырья, такого, как лес, металлы, скот,
предметы роскоши, различные яства, благовония, драгоценно-
сти и т. п. [...]
То, что во время войн египтяне захватывали военнопленных,
которых впоследствии эксплуатировали в качестве рабов или
иным путем, не подлежит сомнению. [...] Рабовладельческие от-
ношения в Египте в период Нового царства достигли вершины
своего развития и сравнительно глубоко проникли в глубь об-
щества. Захватывая военнопленных, египетские фараоны тем
самым получали возможность экспроприировать их рабочую си-
лу, используемую затем в складывавшихся в это время круп-
ных, централизованных, охвативших всю страну царско-храмо-
вых хозяйствах. Очень часто при этом военнопленные влива-
лись в особое сословие закрепленных за тем или иным хозяй-
ством зависимых людей.
Военнопленные использовались и как земледельцы и как ре-
месленники.
Некоторые группы, хотя юридически и были рабами, по
своему экономическому положению приближались к свободно-
му, тягловому населению Египта, другие эксплуатировались
как подлинные рабы. [...] В древнем Египте вследствие специ-
фики его экономики главный производящий и эксплуатируемый
Класс на протяжении всей его истории состоял не из рабов, но
на местного земледельческого населения, в том числе и закре-
пощенного, связанного с каким-либо хозяйством. [...] Очень
многочисленным было особое сословие зависимых людей, под-
вергавшихся эксплуатации в царско-храмовых и частновла-
дельческих хозяйствах. Люди этого сословия не были вполне
свободными, но в то же время не были и рабами. Иногда
их называли «мерет», «джет», «собственностью земли».
Именно в это сословие и вливались часто военнопленные фа-
раонов.
[...] В Египте всегда было достаточно своего тяглового экс-
плуатируемого населения, и поэтому потребность в дополни-
тельной чужеземной рабочей силе была невелика. Нельзя гово-
рить, что потребность основанных на рабстве царско-храмо-
вых хозяйств в рабочей силе вызвала активизацию внешней по-
литики Египта в эпоху Нового царства. [...] Большое количест-
во военнопленных [...] было угнано в Египет из Азии согласно
данным [...] мемфисской надписи [...] Аменхотепа II. [...]
Не столь существенно установить, какое количество плен-
ных было захвачено армией какого-нибудь древневосточного
деспота во время военного похода в чужую страну. Гораздо
важнее знать различный характер эксплуатации военноплен-
ных. [...] массовость угона военнопленных еще ничего не гово-
рит ни о значительности развития рабовладельческих отноше-
ний, ни об остроте потребности в рабах, ни о цели агрессивной
внешней политики. Грубое хищничество древневосточных дес-
потий [...] могло приводить к таким огромным количественным
захватам военнопленных, которые не обусловливались потреб-
ностями их экономики. Нельзя поэтому на основании мемфис-
ской надписи Аменхотепа II так категорично решать вопрос об
основной цели завоевательной, колониальной политики фарао-
нов XVIII династии или о степени развития в это время в Егип-
те рабовладельческих отношений.
Нужно учитывать, однако, еще и то, что сейчас многие ис-
следователи оспаривают достоверность сведений, содержащих-
ся в новой мемфисской надписи Аменхотепа II. [...]
Обратим внимание теперь на то, что основная масса азиа-
тов попадала в Египет именно в результате прямого военного
грабежа в качестве военнопленных. В «мирной» обстановке
амарнского времени приток чужеземной рабочей силы в доли-
ну Нила заметно сократился. [...]
Следует отметить, что те азиаты и азиатки, которые отправ-
лялись ко двору фараона в период Амарны, сами по существу
по большей части могут быть подведены под графу азиатских
предметов роскоши. Они чаще всего использовались непроизво-
дительно в качестве различных слуг и наложниц гарема фарао-
на и его вельмож. Таким образом, одни только цифры, показы-
вающие количество угоняемых в Египет рабов, еще далеко не
всегда свидетельствуют о значительном развитии именно рабо-
владельческого хозяйства. 1...1
Специфика эксплуатации рабов в Египте обнаруживается
пои ознакомлении с папирусом Вильбура. Как известно, в па-
пирусе Вильбура содержатся сведения о рабах (хем), самосто-
ятельно распоряжающихся наделами храмовой земли. Специ-
ально этой категории непосредственных производителей была
посвящена статья И. М. Лурье (1955), в которой он обратил
внимание на то, что с первого взгляда рабы ничем как будто
не отличались от свободных людей [...].
С его выводом можно согласиться.
[...] [Папирус Вильбур и Каирская стела показали] возмож-
ность экономической самостоятельности раба при его юриди-
ческой зависимости от рабовладельца. [...] Юридическим хозяи-
ном раба могло быть какое-либо государственное ведомство
[...]. Появление частнособственнических рабов изучаемого нами
сейчас типа [...] не следует считать лишь результатом процесса,
идущего снизу: рабовладелец отпускает своих рабов на сторо-
ну для работы в государственном (царско-храмовом) хозяйст-
ве. Этот процесс мог развиваться и сверху, через стадию госу-
дарственного рабовладения, лишь постепенно заменяемого (на-
пример, в результате дарений рабов) рабовладением частного
характера. [...]
Рабы [...] могли закрепляться на предоставленных им на-
делах, превращаясь даже в их владельцев. Такой процесс дол-
жен был, как нам кажется, происходить прежде всего потому,
что царско-храмовая администрация, стремясь наладить регу-
лярное поступление налогов, была заинтересована в том, чтобы
каждый участок земли находился под постоянным наблюдени-
ем его непосредственного пользователя. Между тем само собой
разумеется, что чем больше раб был связан со своим наделом,
тем больше он был заинтересован в его обработке, тем меньше
было хлопот для царско-храмовой администрации по контролю
за рабами-землевладельцами. В итоге сама эта администра-
ция могла способствовать превращению государственных рабов-
земледельцев в частных землепользователей или землевладель-
цев, распоряжающихся наследственно и даже с правом отчуж-
дения наделами царско-храмовой земли.
Если впоследствии некоторые из рабов данного типа меняли
своих хозяев, переходили в собственность частных лиц (напри-
мер, в результате царских дарений рабов), то это не обяза-
тельно должно было приводить к существенному изменению
связи последних с землей. Рабы могли по-прежнему считаться
наследственными пользователями илн владельцами участков
государственной земли, только их налоговые обязательства
должны были, конечно, принимать несколько иной, двойствен-
ный характер. {...]
Можно предположить, что в древнем Египте существовали
Два вида рабов (частных наследственных землепользователей
и землевладельцев, хозяйничавших на наделах царско-храмо-
вой земли): частнособственнические и государственные рабы.
[...] Общим, однако, и для тех и для других должна была быть
экономическая самостоятельность при сохранении юридической
зависимости от рабовладельца - частного лица или государ-
ства. [...]
[...] Своеобразие [рабовладельческих отношений в долине
Нила] проявлялось прежде всего в том, что на рабов обычно
смотрели как на дополнительную рабочую силу, сливающуюся
с местным, формально свободным населением, а в особенности
с закрепощенными работниками типа мерет или джет; именно
поэтому рабов могли объединять в официальных документах и
отчетах с заведомо свободными людьми. Яркий пример тому
дает папирус Харриса. [...]
Использование рабов в качестве дополнительной рабочей
силы (как свободных эксплуатируемых производителей, а так
же как зависимых работников типа мерет и джет) вело к рас-
пространению в древнем Египте таких методов организации
рабского труда, которые не соответствовали практике обраще-
ния с рабами, существовавшей в античном мире.
[...] Совсем иные методы обращения с рабами применялись
в Египте, где нередко наблюдалось стремление не разъединять
рабов одного происхождения, а, наоборот, использовать их в
хозяйстве целым коллективом. [...]
Такая практика требовала, конечно, или очень сложной си-
стемы угнетения рабов, или, что более вероятно, особых мето-
дов обращения с ними. Сущность этих методов состояла в том,
чтобы заинтересовать рабов в их труде, в их хозяйстве, с тем,
чтобы, выражаясь словами Платона, «они легче переносили
рабство».
Именно поэтому египетские рабы могли иметь семью, могли
пользоваться своим наделом вплоть до права его отчуждения.
Угоняемые в Египет покоренные народы обычно сажались на
землю. Это видно из очень многих документов эпохи Нового
царства, на что обратил внимание и И. М. Лурье (ВДИ. 1955.
№ 1. С. 26).
Подобные специфические методы эксплуатации рабов не бы-
ли типичным явлением лишь в Египте. Аналогичные формы ис-
пользования рабского труда были хорошо известны в однотип-
ных обществах Двуречья и других стран Древнего Востока,
стоявших приблизительно на той же ступени общественного
развития, что и Египет.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 735.