И РАЗЛОЖЕНИЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
И Г А И М К. 1934. Вып. 77. С. 70-109
О названиях для рабства и разного рода зависимости со-
брал материал Байе [...]. Он пришел к слишком скептическим
выводам, не находя в египетском определенного названия для
раба. Ряд терминов, привлекаемых Байе, конечно, не имеет ни-
чего общего с обозначением раба, указывая на отношения под-
чиненных, которые могут быть и между свободными людьми,
или же просто на профессию. Другие вполне могут быть интер-
претированы как название для рабов. Так, слово «хем», соглас-
но определенным многократным указаниям папируса Харрис,
обозначает военнопленного раба б [...] После изъятия терми-
нов, не имеющих ничего общего с понятием раба как таковым,
мы получим в египетском, вероятно, не больше терминов для
раба, чем в греческом. [...]
По мере роста производительных сил численность рабов в
древневосточных обществах растет. В большом количестве они
работают над ирригационной сетью. [...]
Случайно для Нового царства мы не располагаем ни соот-
ветствующими текстами, ни изображениями, но, несомненно,
большая часть военнопленных-рабов была занята на этих ра-
ботах [ирригационных]. Ср. известное изображение азиатов, по-
ливающих из шадуфа сад в гробнице Апуи.[...] Они работают и
в ремесле. На рельефах и фресках гробниц Нового царства мы
видим таких рабов-ремесленников. О них сообщают египетские
и вавилонские тексты. Они работают на поле, согласно свиде-
тельствам египетских текстов и изображений. Вспомним рабов у
«немху» (мелкие землевладельцы) в. Рабы имелись в храмовом
хозяйстве Египта и Вавилонии; рабы в царском хозяйстве упо-
минаются и в египетских папирусах. [...] Они работали на по-
лях, подлежащих ведению номарха: например, на изображени-
ях гробницы номарха Пахери мы видим рабов, впряженных в
плуг. Много рабов работало и на войско и на войну, которая
также являлась одной из важнейших отраслей производст-
ва. [...]
Несомненно, и в египетском войске имелись рабы в качест-
ве обслуживающего элемента. [...]
В рудниках рабы работали в Египте, наверное, и в эпоху
Нового царства, как и в более позднюю эпоху в золотых ко-
пях Нубии г.
Наряду с военнопленными работали в рудниках, а также на
ирригационной системе и осужденные преступники. [...] Рабы
были заняты и на строительных работах. Об этом нам свиде-
тельствуют изображения гробницы Рехмире, об этом нам сооб-
щает и Библия, когда она рассказывает о том, что евреи в
Египте должны были изготовлять кирпичи. Любопытно, что и
тексты Нового царства нам сообщают о евреях, которые тащат
камни для построек храмов в Мемфисе. Мы встречаем рабов,
как гребцов на кораблях. [...] Всячески использовались, конеч-
но, домашние рабы. Чрезвычайно многочисленны они были во
дворце царя и в домах вельмож.
При столь широком и разностороннем применении рабского
труда вполне понятно, что ближневосточные общества вступают
на путь войн, чтобы добыть эту драгоценную рабочую силу. [...]
Сейчас же я остановлюсь специально на Египте Нового царства
(около 1550-1100 гг. до н. э.), ибо определение египетского об-
щества как рабовладельческого вызывает наибольшие сомне-
ния.
Полезно будет предпослать здесь указание на то, что и те
буржуазные историки, которые в особенности настойчиво дока-
зывают, что на Востоке всегда был феодализм, и категорически
утверждают, что никогда мы не можем здесь говорить о каком-
либо рабовладельческом обществе, должны перед лицом фак-
тов признать, что Египет Нового царства в этом отношении -
исключение. [...]
Эти только что процитированные заявления крупнейших
буржуазных историков [Эд. Мейера и М. Вебера^ обусловлены
тем громадным материалом, который свидетельствует нам об
обильном притоке военнопленных варваров в Египет. Мы ви-
дим их, приводимых толпами, на рельефах храмовых стен и
гробниц, мы видим их избиваемыми дубинами при регистрации
писцами. Они приводятся в Египет и с поля битвы и в качестве
дани; приводятся они и сухопутными путями и ввозятся на су-
дах. Идут в Египет в качестве пленных и мужчины, и женщи-
ны, и дети, пригоняются нубийцы и негры с юга, ливийцы с
запада, семиты с востока и севера. Они оставляются и в цар-
ском хозяйстве, и тысячами передаются в храмы, десятками их
дарят чиновникам и воинам. Несомненно, из этого числа рабов
перепадает кое-что и в руки лиц частных - ремесленников и
более зажиточных крестьян. «Немху», «сироты», мелкие земле-
владельцы Нового царства, являются, как это подчеркнул
Ю. Я. Перепелкин в своей диссертации о тель-амарнской лите-
ратуре, вместе с тем и рабовладельцами.
Походы приобретают теперь в Египте характер определен-
ной охоты за людьми. Каждый поход заканчивается приведени-
ем в Египет «пленных без числа». Так. в надписи из гробницы
известного воина Яхмоса мы читаем: «уведены подданные их
в плен» или же «нет числа пленным, уведенным его величест-
вом после своей победы». Царь Аменхотеп III говорит в своем
храме в Фивах: «Его рабочий дом заполнен рабами и рабыня-
ми, детьми князей всех стран, добычей его величества» и т. д.
Этот список цитат можно было бы по желанию увеличить до
бесконечности. Даже сам царь берет пленных. Так, мы читаем
на стеле Аменхотепа II в Карнаке следующее: «Его величест-
во сам сражался врукопашную. Он был подобно льву со свер-
кающими глазами... Список того, что сам его величество за-
хватил в этот день: «18 живых азиатов и 19 голов скота».
Египетские войска шли теперь в поход, подобно войскам
Карфагена, с заранее заготовленными кандалами для военно-
пленных. [...]
[...] обычай везти с походным снаряжением и оковы для
пленных засвидетельствован нам одним текстом. Правда, этот
текст не что иное, как историческая сказка, но и историческая
сказка должна отображать адекватно быт эпохи. Названная
сказка повествует нам о взятии генералом Дхаути (это истори-
ческое лицо, гробница которого сохранилась) города Яф-
фы д. [...]
Громадное количество военнопленных, вывозимых египтяна-
ми в течение почти трех веков из года в год в долину Нила,
увеличивали число рабов и в царском хозяйстве и храмовом, а
также и в частновладельческом. Так, пять рабов сопутствуют
молодому человеку, который имеет намерение сделаться колес-
ничим. По нескольку рабов имеют даже и низшие служащие
храма, вроде пастухов.
Громадное число рабов сделало возможным и в Египте, да-
же в условиях ирригационного земледельческого хозяйства, пе-
реход на латифундиальныйе рабовладельческий способ произ-
водства на царских и храмовых землях. Конечно, это было воз-
можно лишь при условии весьма тщательно налаженного и про-
думанного контрольного аппарата, рекрутирующегося из сво-
бодных людей. Лишь в таком случае можно было пользоваться
трудом подневольных людей, оторванных от средств производ-
ства на орошаемых полях. При других условиях нельзя было
доверить рабу столь ценное и сложное орудие производства,
как ирригационный участок. [...]
В эпоху Среднего царства и Нового царства производитель-
ные силы Египта поднялись также на столь же высокую сту-
пень, и мы имеем здесь столь же сложную и точную систему
отчетности. До нас, к сожалению, дошли лишь жалкие остатки
этих ценнейших отчетных папирусов, но и то, что сохранилось,
например счетные папирусы нашего эрмитажного собрания или
знаменитые счетные папирусы магазинов царского двора в
Мемфисе, хранящиеся в Парижской национальной библиотеке
(фрагменты их хранятся и в Институте книги, документа и
письма, как это доказал Н. А. Мещерский), свидетельствует о
том, что отчетность и большого хозяйства, оперировавшего
большими цифрами, была поставлена на должную высоту.
Мы имеем ряд указаний на то, что на царской храмовой
земле имелось латифундиальное хозяйство. Об этом нам свиде-
тельствуют изображения уже упомянутой гробницы Пахери.
О том же свидетельствуют и анналы Тутмоса III на стенах
карнакского храма, когда они рассказывают нам об использо-
вании военнопленных, передаваемых храму Амона: «Передал
мое величество всех военнопленных, которых привел мой меч
из первого похода и которых он (Амон) давал мне, чтобы на-
полнить его рабочие дома, в качестве ткачей для изготовления
тканей и в качестве земледельцев для обработки храмовой зем-
ли, производящей зерно, в целях заполнения закромов храмо-
вого владения».
Конечно, это латифундиальное хозяйство сосуществовало в
Египте Нового царства наряду со средним и мелким владени-
ем, о котором мы имеем также достаточно сведений, причем
и это землевладение, как я выше уже указывал, пользовалось
рабским трудом наряду с трудом самих землевладельцев. [...]
И в Египте Нового царства, как впоследствии и в Карфаге-
не, рабы были дешевы и могли быть эксплуатируемы самым
безжалостным образом. Вполне понятно, что при таких усло-
виях латифундиальной эксплуатации рабы должны были меч-
тать об изменении своего положения, а это было возможно
лишь путем борьбы рабов против угнетающего их общества.
Эта борьба могла принять самые разнообразные формы. Она
могла выявиться в простом бегстве отдельного раба. [...^ Та-
кое бегство отдельных рабов должно было быть частым явле-
нием в Египте теперь, в эпоху Нового царства, при столь силь-
ной эксплуатации.
Из папирусов мы узнаем о хорошей организации борьбы с
бегством рабов. Так, например, в папирусе Анастаси (V, 19, 2
и ел.) мы читаем [...]ж.
Бегство могло принять массовый характер. [...] Такое мас-
совое бегство нам засвидетельствовано и для Египта, я имею в
виду бегство евреев из «дома рабства» Египта, ибо я полагаю
и теперь, как тринадцать лет тому назад, что рассказ Библии
о пребывании евреев в Египте не являлся мифом, а традицией,
сохранившей кое-что о далеком прошлом праистории еврейских
племен.
Рабы не только бежали от своих господ, но и восставали
против общества, угнетавшего их, с оружием в руках. Иной раз
они восставали совместно с обедневшими свободными против
зажиточной рабовладельческой верхушки. С таким восстанием
мы познакомились выше, когда разбирали смуту, имевшую мес-
то в Египте в конце Среднего царства з [...]
Опираясь на своих свободных собратьев, рабы могли рас-
считывать на успех. Мне думается, что мы имеем некоторые
указания на наличие подобного рабского восстания, поддержан-
ного свободными соплеменниками рабов в конце 19-й династии
(около 1250 г. до н. э.). Текст, который нам сообщает об этом
событии, уже давно известен в науке. Это 75-я страница боль-
шого папируса Харрис, который с этой точки зрения, насколько
мне известно, никогда еще не был интерпретирован. [...]
«[...] После этого наступили другие времена с голодными
(букв. пустыми) годами. Некий сириец, бывший с ними (т. е.
среди них, египтян), сделал себя великим. Он сделал всю стра-
ну подданной перед собой одним. Он соединил своих товарищей
и грабил их (т. е. египтян) имущество»и. [...]
Многие исследователи, в том числе и я сам, лет тринадцать
тому назад был склонен видеть в этом сирийце, захватившем
во время голодных лет власть в Египте, библейского Иосифа.
Если бы это и было так, то это все же не меняет моего тепе-
решнего толкования событий. Ведь и Иосиф был, согласно биб-
лейской традиции, не кем иным, как купленным рабом. Этот си-
рийский раб папируса Харриса, опирающийся на своих това-
рищей, т. е. таких же чужеземных рабов, каким он был сам,
захватывает власть над Египтом. Объединив рабов вокруг се-
бя, а это было легко, поскольку латифундиальные поместья ца-
ря и храмов объединяли большое количество рабов в органи-
зованные отряды, он грабит имущество своих господ и унич-
тожает культ богов, покровителей общества, угнетавшего его
и его товарищей. [...]
Успех, который выпал на долю первого засвидетельствован-
ного историческим текстом рабского восстания, объясняется^
конечно, тем, что восставшие рабы получили помощь со сторо-
ны варварских племен, преимущественно ливийских, соседящих
с долиной Нила. [...]
Все эти приведенные мною тексты говорят о той легкости, с
которой варвары могли вторгаться в Египет. Это, конечно, об-
легчалось не только близостью территорий их поселений к Егип-
ту, но и, несомненно, той помощью и поддержкой, которую они
находили у своих многочисленных соплеменников, пребывавших
в качестве рабов в рабовладельческом обществе Египта. [...]
Рабское восстание конца 19-й династии нанесло рабовла-
дельческому обществу, сложившемуся в долине Нила, со-
крушительный удар, от которого оно оправиться уже не смог-
ло. [...]
Причина подобной слабости египетского рабовладельческо-
го общества была обусловлена, конечно, тем, что ему приходи-
лось бороться не только против союза своих рабов с их сво-
бодными соплеменниками, но, кроме того, еще против союза
рабов с теми варварами, которые служили в войсках Египта в
качестве наемников. Наемники, отпавшие от своих господ, мог-
ли быть тем ядром, вокруг которого могли группироваться
восставшие рабы. Вспомним гладиаторов, ядро спартаковского
восстания. [...]
Наемничество сыграло свою роковую роль в древневосточ-
ном рабовладельческом обществе, начиная с Египта и кончая
Карфагеном, а также и в античном обществе. Г...]
Страшными они [наемные войска] стали тогда, когда в кон-
це Нового царства они начинают рекрутироваться из ливийских
военнопленных. Находя поддержку среди многочисленных ли-
вийских и прочих рабов, эта этнически однородная масса на-
емников могла стать чрезвычайно опасной для общества, ис-
пользующего ее.
В конце 20-й династии ливийским наемникам удается в
Египте захватить власть, и они из рабов превращаются в гос-
под угнетавшего их общества.
П р е н и я
Выступление Н. М. Лурье (с. 114-119):
[...] тов. Струве в большой степени основывает свои дальней-
шие положения на произвольном переводе социальных терми-
нов, точное значение которых до сих пор не установлено. Сло-
вом «рабы» он произвольно (как, впрочем, поступают все егип-
тологи в отношении большинства социальных терминов, кото-
рым они дают разнообразные толкования) переводит различные
социальные термины в зависимости от того, что говорит (или
как ему кажется, что говорит) данный контекст. Работа же по
точному установлению значения этих терминов, в сущности го-
воря, еще не начата, хотя через нее мы скорее и вернее, чем
каким-либо иным путем, дойдем до правильного понимания
древнеегипетского общества. И совершенно напрасно тов. Стру-
ве, полемизируя сегодня против сделанного на предыдущем его
докладе на ту же тему в Гос. Эрмитаже замечания И. А. Орбе-
ли о том, что им не используются данные языка, заявил, что,
.для того чтобы разобраться в том, что представляют собой со-
циальные термины, которые дают нам тексты Египта и Месо-
потамии, нужно предварительно определить, что собой пред-
ставляет в смысле формации данное общество. Я думаю, что
это мнение является доказательством того, что тов. Струве
не учтено то обстоятельство, что применение метода палеонто-
логического анализа языка, разработанного яфетидологией, пре-
вращает данные языка из иллюстративного материала в источ-
ник к. Разработка даже нескольких из этих терминов даст боль-
ше для правильного понимания древневосточного общества, чем
такой общий доклад, который мы слыхали сегодня. [...]
Тов. Струве говорил также о том, что на ирригационных ра-
ботах работали преимущественно рабы. Не знаю, на какие
данные он опирался. Насколько мне известно, нет данных та-
кого порядка. Наоборот, имеющиеся данные говорят о том, что
мы имеем дело с крепостными. [...]
Как и пирамиды, ирригационные сооружения воздвигались
крепостным трудом. В папирусе (Анаст., Н) мы читаем:
«Список «семдет» л (категория крепостных крестьян, кото-
рых обычно принимают как «исполовников») н крестьян, кото-
рые были взяты для (рытья) каналов по (приказанию его ве-
личества ж. з. с.м). Собраны онн вместе, вместе с их инстру-
ментами». Таким образом, люди., привлекавшиеся к работам
по ирригационной сети, были крепостными, работавшими свои-
ми собственными инструментами.
Мы имеем многочисленные случаи, говорящие о том, что с
непосредственных производителей собирались подати, чего не
могло бы быть. если бы онн все были рабами. [...]
Тов. Струве довольно много говорил о военнопленных, ко-
торых делали рабами. Совершенно верно, что в Египет в до-
вольно большом количестве, особенно в Новом царстве, попа-
дают военнопленные, но у нас нет никаких данных, говорящих
о том, что они обращались в коллективное рабство. Наоборот,
мы знаем, что военнопленные раздавались в частную собствен-
ность феодалов, вельмож, храмов, что они в большом количе-
стве попадали в царское поместье, и мы не знаем, всегда ли
они обращаются при этом в рабство. [...] Те скудные факты, ко-
торые мы имеем о положении непосредственных производите-
лей в древнем Египте и которые были мной сегодня частично
оглашены, говорят о том, что подавляющая масса непосредст-
венных производителей не может быть охарактеризована как
рабы, тогда как определение их как крепостных ни в какой сте-
пени не противоречит тому, что рассказывают о них материалы,
Однако для исчерпывающего решения этого вопроса нужно про-
делать большую работу. Мы имеем большое количество терми-
нов, относящихся к египетским крестьянам и ремесленникам.
Их надо проанализировать. Нельзя все эти термины перево-
дить как «рабы» и на этом успокаиваться. Только после тща-
тельного анализа будет ясно, что собой представляет непосред-
ственный производитель в египетском обществе. До тех пор по-
ка это не проделано, мы должны считаться с тем материалом,
который был выявлен до настоящего времени. До тех пор у
нас нет оснований отказаться от установившегося на основе
фактического материала взгляда, что непосредственные произ-
водители в древнем Египте были крепостными.
Выступление Ю. Я. Перепелкина (с. 139-141):
Теперь я коснусь вопроса о крепостных в период Нового
царства. На чем основаны наши наиболее конкретные представ-
ления о «крепостных» Нового царства? На поучениях школьно-
го характера. Но кто такие те лица, которые упоминаются в
этих поучениях? Поучения были составлены для школьников
с той целью, чтобы ученик не променял профессию писца на
другую, невыгодную. В частности, ему не рекомендуется отво-
рачиваться от писцовых занятий в пользу занятий земледелием.
Конечно, его не уговаривают делаться крепостным или рабом.
Здесь речь идет просто о том, чтобы он не сделался земледель-
цем, так как это невыгодно.
Существовал социальный термин «немху». Кто такие нем-
ху? Одно из значений этого слова-»сирота». Отсюда, мне
кажется, произведены такие его значения, как бедняк, просто-
людин и т. д. Мы имеем богатый материал о немху, но я кос-
нусь его лишь постольку, поскольку немху нас интересуют сей-
час. Если мы обратимся к широковещательному декрету царя
Хоремхеба (Харемхеба), то из первой части, которая посвяще-
на защите этих немху, мы увидим, что они занимались земле-
делием, что они должны были доставлять подати, но при этом,
оказывается, чиновникам запрещается брать у них рабов.
Возьмем далее источник о немху конца Нового царства, от-
меченный как таковой в свое время В. В. Струве. Это тот па-
мятник, который упоминался И. М. Лурье и касается скупки
земли, скота и рабов, производившейся властными лицами еги-
петского общества у немху в этот период.
Скупаются такое-то количество пашни, колодцы, древесные
насаждения, скот мелкий и крупный, а также рабы, и притом
за серебро. Эта покупка у немху показывает опять, что немху
имели рабов.
Присматриваясь к тем памятникам, которые сообщают нам
о занятиях лиц, фигурирующих под названием немху, мы на-
ходим чрезвычайное разнообразие профессий и социального по-
ложения. С одной стороны, немху являются земледельцами, а,
с другой стороны, в тексте конца Нового царства немху явля-
ются жрец-уаб (веб), гребец заведующего быками Амона, «го-
рожанка» и др.
В известной речи Рамсеса II в кадетской битве, когда он
укоряет своих воинов в отсутствии мужества, он говорит им,
что, став повелителем в то время, как они были немху, он сде-
лал их князьями, дал им сидеть в их селениях, указал путь к
многочисленным городам и т. д. Это говорится о пеших и ко-
лесничных воинах. Таким образом, профессии, которыми зани-
мались немху, весьма разнообразны. Что мы знаем о лицах
«среднего класса» в Египте Нового царства из других памят-
ников? Здесь обнаруживается, что пастух, солдатский сын,
жрец-уаб, «горожанка» - вся эта «меньшая братия» египет-
ского общества - зачастую являются рабовладельцами.
Начну с памятников, достаточно хорошо известных и здесь
упоминавшихся, - с тех папирусов, которые дошли до нас от
времени Аменхотепов III и IV. Эти документы повествуют о
том, как один пастух нанимает рабынь у разных лиц, причем
оказывается, что один из последних, тоже пастух, имел по
меньшей мере двух рабов и двух рабынь. Наем производится
«регулярно», и не один человек вступает в эти отношения с од-
ним и тем же пастухом, а целый ряд лиц (пастух, солдатский
сын, горожанка с жрецом-уабом).
Эти папирусы не одиноки. Во времена Аменхотепа II мел-
кий жрец-уаб занимается тем же. В декрете Сети 1 в Наури у
мелких служащих храма запрещается брать их рабов. Нельзя
уводить не только их самих и их жен, но и их рабов. В послед-
нем случае употреблены термины «хем» (хам) (раб), «бак»
(слуга). Между прочим, о наличии «бак» (слуги) у немху упо-
минается в папирусе Варзи. Я хочу обратить внимание на то,
что тот круг профессий, о которых я говорил и носители ко-
торых фигурируют в числе мелких рабовладельцев, оказывает-
ся примерно тем же, от избрания которого предупреждают
школьные поучения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 566.