Внимательно вглядитесь в 16 символов, которые собраны в четыре группы: «Движение», «Спокойствие», «Уверенность» и «Неуверенность». В каждой группе выберите по одному символу, который больше всего соответствует вашему состоянию.
Движение
Спокойствие
|
а
в
Уверенность
Неуверенность
|
б
г
Подведите итоги
Подсчитайте сумму баллов, используя ключ, представленный в табл. 11.2.
Таблица 11.2.
Ключ
Движение | Спокойствие | Уверенность | Неуверенность |
А – 4 | а – 4 | а – 4 | а – 4 |
Б – 8 | б – 8 | б – 8 | б – 8 |
в – 2 | в – 2 | в – 2 | в – 2 |
г - 10 | г - 10 | г - 10 | г – 10 |
8 – 13 баллов. Ваше поведение зависит прежде всего от окружающих. Вы легко падаете духом, легко воодушевляетесь, с трудом занимаетесь тем, что вам нравится. На вас сильно влияет окружающая обстановка, поэтому нельзя сказать, что вы – хозяин своих решений. Вы слишком эмоциональны, руководствуетесь настроением.
14 – 20 баллов. Хотя вы и «плывете по течению», но стремитесь найти свой стиль. Вы критически относитесь к себе, так что окружающие не могут на вас повлиять, если у них не имеется убедительных аргументов. Если здравый смысл подсказывает вам, что позиция, которую вы до сих пор защищали, вам во вред, то вы в состоянии от нее отказаться.
21 - 27 баллов. Вы считаете себя непогрешимым. Но вы все же подвержены внешнему влиянию. Вы стремитесь найти «золотую середину» между собственными взглядами, убеждениями и теми ситуациями, которые ставит перед вами жизнь. Вам помогает то, что инстинктивно вы выбираете верный путь.
28 – 34 балла. Вам нелегко бывает отказаться от своих взглядов, принципов. Чем больше кто-то стремится повлиять на вас, тем сильнее ваше сопротивление. Но, в сущности, за вашим упорством скрывается не столько уверенность в самом себе, сколько страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию.
35 – 40 баллов. Если уж вам что-то придет в голову, то никто вас не переубедит. Вы безоглядно идете к целям, которые поставили. Но тот, кто знает вас хорошо, предвидя вашу реакцию, может умело и незаметно поправить ваши действия. Так что вам стоило бы проявлять поменьше упрямства и побольше сообразительности.
Резюме.
Врачебная деятельность относится к трудным профессиям и требует самоотдачи, внутренней потребности оказывать помощь другому человеку, самопожертвования, сопереживания. Медицинский работник должен обладать при этом такими качествами, как гуманизм, самообладание, выдержка, совестливость, которые ярко проявляются в общении с пациентом.
Основные требования, предъявляемые к профессии врача, оформлены в специальных учениях – медицинской деонтологии и биоэтики. Медицинская деонтология рассматривается как учение о должном морально-этическим и интеллектуальном облике медицинского работника, об организации общения и взаимоотношений между медицинскими работниками, больными, их родственниками, а также между коллегами в медицинской среде.
Для обозначения влияния профессии на психическую жизнь профессионала введено специальное понятие – профессиональная деформация. Профессиональная деформация – это психологическое изменение отношения к профессиональной деятельности, выражающееся в притуплении чувствительности, сопереживания, сочувствия, восприятия эмоционального состояния противоположной личности.
В профессиях, связанных с постоянным общением, профессиональная усталость – это, прежде всего, усталость от другого человека. Это совершенно специфический вид усталости, получивший название «синдром хронической усталости», обусловленный постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей.
Врач постоянно имеет дело со смертью и страданиями других людей, и во многих других случаях для врача существует проблема «невключения» своих чувств в ситуацию. В этом случае развивается синдром «эмоционального выгорания». Синдром «эмоционального выгорания» – это своеобразное исчезновение или деформация эмоциональных переживаний в профессиональной деятельности, связанной с постоянным общением или контактом с другими людьми.
На организацию общения врача и пациента оказывают влияние различные факторы, среди которых – пол, возраст, национальность (раса), вероисповедание, сексуальная ориентация. Исследования показали, что все эти факторы оказываются значимыми, однако более значимыми являются личностные и характерологические свойства.
На основании специального исследования было выделено несколько описаний представлений больных об образе «идеального» врача: сопереживающий и недирективный, сопереживающий и директивный, эмоционально-нейтральный и директивный.
Личность больного, как и любого другого человека, характеризуется группой качеств: темпераментом, способностями, интеллектом, характером и пр., которые врачу приходится учитывать для формирования эффективного общения с больным. Одна из таких особенностей личности – это соотношение в ней качеств экстраверсии и интроверсии.
Большое значение для организации продуктивного общения врача с пациентом придается его беседам с больным. Любая беседа должна быть структурирована и заключаться подведением итогов. Любая беседа несет в себе как познавательный, так и эмоциональный аспекты.
При построении познавательного аспекта беседы врачу важно знать характер «масштаба переживаний» своей болезни пациентом. Только с учетом этого и особенностей личности больного врач передает максимально доступно и правдиво пациенту свое видение и понимание болезни.
Организация общения врача и пациента можно рассматривать с точки зрения активности врача и степени участия больного в лечебном процессе. При этом выделяют две основные формы взаимодействия врача с больным — руководство и сотрудничество. Подчеркивается, что активная, руководящая позиция врача более уместна в острый период болезни. По мере выздоровления роль партнерских взаимоотношений с более активным участием самого больного в лечебном процессе должна соответственно нарастать.
На особенности общения в медицинской практике, психологического контакта и построения взаимоотношений врача с больным существенное влияние оказывает характер самой болезни. Существуют определенные особенности контакта с больными, которые лечатся в терапевтической, хирургической, психиатрической и других клиниках.
Вопросы для самоконтроля.
Перечислите основные качества и требования, которым должен отвечать медицинский работник в соответствии с учениями деонтологии и биоэтики.
Поясните, в чем проявляется профессиональная деформация в профессиях, связанных с взаимодействием «человек – человек».
Укажите в чем сущность синдрома хронической усталости, как он сказывается на организации общения в медицинской практике.
Поясните сущность синдрома «эмоционального выгорания», укажите, как он проявляется и влияет на профессиональные качества медицинского работника.
Перечислите и дайте пояснения описаниям представления больных об образе «идеального» врача.
Охарактеризуйте типы личностей больных, поясните, как организовать общение в медицинском учреждении с пациентами для эффективного общения и продуктивного лечения.
Дайте характеристику всем видам активного слушания. Укажите, в каких ситуациях они должны быть использованы.
Охарактеризуйте различные типы споров и конфликтов в медицинской практике, поясните их конструктивное и деструктивное значение.
Приведите характеристику беседы врача и пациента, укажите познавательный и эмоциональный аспект беседы при организации общения в медицинском учреждении.
Перечислите основные формы общения между врачом и пациентом, укажите в каких ситуациях используется каждая форма.
Охарактеризуйте особенности общения медицинского работника с пациентами, которые лечатся в различных клиниках и имеют различный характер заболеваний.
[1] Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. (серия «Высшее образование»). С.272-273.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 317.