ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Людвиг Фейербах


В материалах главы:

1. Основные положения учений деонтологии и биоэтики. Особенности и требования, предъявляемые к профессии врача.

2. Понятие профессиональной деформации, ее влияние на организацию общения в медицинской практике.

3. Синдромы хронической усталости и «эмоционального выгорания», присущие профессиям, связанным с взаимодействием «человек – человек».

4. Больной и его образ «идеального» врача в процессе организации общения в медицинском учреждении.

5. Личность больного и эффективность психологического контакта с ним.

6. Установление контакта с больным. Техники активного слушания.

7. Характеристика споров и конфликтов в процессе общения пациента и врача. Их конструктивная и деструктивная роль в лечении больного.

8. Характеристика и особенности беседы в медицинском учреждении. Познавательный и эмоциональный аспекты беседы.

9. Основные формы психологического взаимодействия между врачом и больным.

10. Характер заболевания и особенности организации общения между врачом и пациентом в различных клинических условиях.




Этические нормы общения и принципы поведения врача

В медицинской практике.

 

Врачебная деятельность относится к трудным профессиям и требует самоотдачи, внутренней потребности оказывать помощь другому человеку, самопожертвования, сопереживания. Медицинский работник должен обладать при этом такими качествами, как гуманизм, самообладание, выдержка, совестливость, которые ярко проявляются в общении с пациентом, вызывают у него расположение и доверие к лечащему врачу и прямым образом сказываются на процессе выздоровления больного.

 

Предпосылкой возникновения положительных психологических отноше­ний и доверия между медицинскими работниками и больными является, не­ сомненно, квалификация, опыт врача или медсестры. Однако, как подчерки­ вают чешские психологи Р. Конечный и М. Боухал (1983), квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача.

Не случайно известный писатель и врач В.В. Вересаев писал, что научиться врачебному искусству невозможно, точно так же как и искусству сценическо­му или поэзии. Можно быть хорошим медиком-теоретиком, но в практичес­ком отношении с больными быть несостоятельным.

Положительный эффект от лечения во многом зависят от возникновения у больного доверия к врачу, потребностей пациента, его ожиданий и установок, образа (эталона) идеаль­ного врача и других личностных позиций и свойств как пациента, так и медицинского работника.

 

Современный комплексный подход к лечению боль­ного должен сочетать три основных вида терапевтичес­кого воздействия: биологический, психологический и социальный. Этот подход применим ко всем заболева­ниям, так как любая болезнь дезорганизует психологи­ческое равновесие и социальное функционирование человека.

Процесс лечения любого заболевания сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью больного, личностью врача и применяемыми методами лечения. Умение врача учитывать психологические фак­торы лечения позволяет ему более глубоко оценивать эф­фективность терапии и прогноз болезни. Хороший кон­такт с врачом и медсестрой нужен любому больному для гарантии того, что вместе они успешно справятся с болез­нью. Поэтому организация общения в процессе врачебной деятельности является одной из важнейших составляющих медицинской практики.

Основные требования, предъявляемые к профессии врача, оформлены в специальном учении – медицинской деонтологии.

 


Медицинская деонтология рассматривается как учение о должном морально-этическим и интеллектуальном облике медицинского работника, об организации общения и взаимоотношений между медицинскими работниками, больными, их родственниками, а также между коллегами в медицинской среде.

Основные требования, предъявляемые к медицинскому работнику, приведены на рис. 11.1.

 

    Гуманизм врача
       

Требования, предъявляемые к медицинскому работнику

    Соблюдение врачебной тайны
     
    Общая и профессиональная культура врача
       
      Духовная культура врача

 

Рис. 11.1. Основные требования, предъявляемые

к медицинскому работнику.

 


Гуманизм врача.

Больной прежде всего вправе ожидать от врача искренне­го желания помочь ему и убежден, что иным врач и быть не может.

 

 

 


Больной наде­ляет врача наилучшими качествами, присущими людям вообще.

Гуманность всегда была особенностью медицины и врача — ее главного представителя. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание в отношениях с боль­ными, совестливость всегда считались главными характеристиками медицинского работника.

 

Еще за 1500 лет до новой эры врачи Древней Индии давали профессиональную клятву; что же касается европейской культуры, то наибольшее влияние на формирова­ние нравственного облика врача оказал Гиппократ и его «Клятва». Конечно, истори­ческие и социальные условия, классовые и государственные интересы сме­нявшихся эпох многократно трансформировали «Клятву Гиппократа». Одна­ко и сегодня она читается и воспринимается как вполне современный, полный нравственной силы и гуманизма документ.

Ее основные поло­жения следующие:

уважение к жизни («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абор­ тивного пессария»);

запрет на причинение вреда больному («Я направлю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и моему разумению, воздерживаясь от причинения всякого вре­ да и несправедливости»);

уважение к личности больного («В какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, осо­бенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами»);

врачебная тайна («Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует, когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»);

уважение к профессии («Клянусь... считать научившего меня врачебному искусст­ ву наравне с родителями... Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство»).

 


Духовная культура врача.

Под духовной культурой понимается внутренняя, глубоко личностная, мировоззренчес­кая культура высших ценностей и смыслов. Она является стержнем деонтологически и психоло­гически грамотного мышления и поведения врача, его нравственного само­сознания (Кудрявая Н.В., Зорин К.В., 1999). Она опирается на общечелове­ческие духовные и нравственные ценности. Врач-профессионал всегда рассматривался обществом не только как специалист, излечивающий заболева­ние, но и как человек, занимающий особую духовную позицию — позицию оказания помощи, личной ответственности и участия в судьбе пациента. Отсюда в подготовке врача проблемы духовного его развития должны занять надлежащее место.

 

Психологическая наука только недавно подошла к постижению феномена духовно­ сти, хотя в истории человечества (мировых религиях, религиозной философии, художе­ ственном творчестве) накоплен богатейший опыт осмысления духовного ядра челове­ка, духовного служения людям, в том числе — через врачевание. В психологии наиболее близки к понятию духовности как глубинного определения человеческого способа жиз­ни, связанного с познанием самоценного, очевидного и необходимого смысла соб­ственного существования, устремления человека к высшим ценностям и смыслам.

 

В 1971 г. американским биологом Ван Ренселлером Поттером был введен новый термин «биоэтика». Первоначально биоэтика понималась как проверка на этическую состоя­тельность всех научных исследований в области медицины, агрономии, экологии и других биологических науках. В дальнейшем значение этого термина стали связывать, в основном, с клинической медициной. Однако, этические нормы поведения достаточно динамичны. В первую очередь, они подвержены влиянию общественных факторов и норм общественной морали.

 

 


К числу базисных принципов биомедицинской этики современности относятся принципы:

автономии, под которым понимается уважение к личности пациента, оказание ему психологической поддержки в затруднительных ситуациях, предоставление ему необходимой информа­ции о здоровье и лечебных мероприятиях, возможность выбора из альтернативных вариантов, самостоятельность пациента в принятии решений и др.;

непричинения вреда, в соответствии с которым врач должен тщательно взвешивать последствия, проводимого курса лечения;

соблюдение конфиденциальности, который может выразиться, к примеру, в ситуации, связанной с сообщением без согласия больного его родственникам диагноза заболевания;

патернализма (этическая опека), под которым понимается возможность и допустимость принятия врачом на себя роли человека, диктующего больному, как тому следует поступать в жизни, особенно в областях, непосред­ственного отношения к болезни не имеющих;

«реконструкции личности» при психо­терапии, то есть лечения без согласия больного;

отношения к парамедицинским методам лечения, на­пример, экстрасенсорике и др.

В профессиях, связанных с взаимодействи­ем человек – человек, огромное значение имеет ориентация на другого человека как равноправного участника общения. Пожалуй, немного существует про­фессий, где ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной ре­акции в профессиональной деятельности медицинского работника.

Для обозначения влияния профессии на психическую жизнь профессиона­ла введено специальное понятие – профессиональная деформация.

 

 

 


Впервые профессиональная деформация стала описываться в 1960-х годах в США (Мичиганский и Калифорнийс­ кий университеты) как проблема функциональных возможностей человека. В нашей стране проблема профессиональной деформации впервые стала изу­ чаться в области педагогики (А.К. Маркова, В.Ф. Моргун). Исследования пока­зали, что в профессиях типа «человек—человек» профессиональная деформация существует, как и имеет место разный уровень подготовки и квалификации профессионала, и что должен осуществляться профессиональный отбор, так как существует идея профессиональной пригодности.

Большое внимание проблеме профессиональной деформации у медицинс­ких работников уделяли Р. Конечный и М. Боухал (1983). Они считают, что склонность к профессиональной деформации наблюдается у представителей определенных профессий, которые обладают трудно контролируемой властью над людьми. Естественно, что врач обладает такой властью, так как от него зависит физическое и душевное здоровье и сама жизнь больного.

 

Сама по себе профессиональная деформация развивается постепенно из профессиональной адаптации. Определенная степень адаптации естественна для медицинского работника. Сильное эмоциональное восприятие страданий другого человека в начале профессиональной деятельности, как правило, в дальнейшем несколько притупляется.

Конечно, для врача просто необходима определенная степень эмоциональной сопротивляемости, но он должен со­хранять те качества, которые делают его не просто хорошим профессионалом, но и оставляют человеком, способным к эмпатии, уважению к другому чело­веку, способным к соблюдению норм врачебной этики. Ярким примером про­фессиональной деформации является подход к пациенту как к объекту, носи­телю симптома и синдрома, когда пациент воспринимается врачом как «интересный случай».

Профессиональную деформацию можно рассматривать в виде обобщенной модели, которая вызывается следующими причинами:

Социально-обусловленные , к которым относятся влияния, связанные с необходимостью соблюдения врачом как государственным служащим многочисленных инструкций, регламентирующих его деятельность. Под понятием «инструкция» здесь понимаются все формы готового знания (учебники, классификации болезней, нормативы и пр.), которые задаются извне, они не «пропущены» через собственный опыт и понимание. Как только профессионал принимает инструкцию за абсолютную истину, все профессиональные взаимоотношения деформируются определенным образом: врач может воспринимать пациента не как целостную личность, а как определенную совокупность симптомов или объект манипуляций.

Индивидуальность сознания, когда врач может уверовать в свое могущество и власть над человеком, приняв на веру многочисленные мифы, циркулирующие в немедицинской среде, по поводу возможностей врача и современной медицины. Внешняя сторона лечения, кажущаяся неискушенному человеку магической, доступной только врачу, порождает «кастовый» характер медицинского знания. Так у врача может сформироваться ощущение власти над человеком, для которого медицинская помощь является последним шансом защититься от болезни.

Таким образом, врач имеет дело с двумя реальностями – неодушевленной (различные инструкции) и живой реальностью – жизнью своей и других людей. Возникает соблазн их отождествления и создания иллюзии простоты. Профессионал начинает переживать исключительно простые чувства, выражающиеся в формулах «я могу», «я профессионал и лучше знаю, как... что...».

В результате выработки такой позиции сознание профессионала становится статичным, неподвижным, оно всегда знает, «как надо», «что должно быть» и «что с этим делать». Иногда эта позиция может осознаваться врачом на уровне переживаний – в виде чувства неудовлетворенности собой, профессией. Однако пока есть переживания, можно говорить и о возможности осознания факта профессиональной деформации и перспектив работы с ним.

Профессиональная деформация не осознается в том случае, когда врач отказывается от переживаний, потому что они требуют усилий, предполагают проявление личностного отношения к кому-либо или чему-либо.

В профессиях, связанных с постоянным общением, профессиональная усталость – это, прежде всего, усталость от другого человека. Это совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей. Особенно это относится к профессии врача, так как она предъявляет большую требовательность к личности профессионала и предполагает принятие ответственности за жизнь и здоровье другого человека.

В значительной степени появлению усталости могут способствовать следующие факторы, представленные на рис. 11.2.

Синдром хронической усталости обычно всегда развивается постепенно (в тече­ние 6 и более месяцев от начала напряженной работы). Ему предшествует более или менее длительный период волевого усилия, умственного напряжения и продолжения работы в условиях утомления.

Утомление снижает работоспо­собность человека и эффективность его труда, что создает постоянную психо-травмирующую ситуацию в виде ощущения им собственной несостоятельнос­ти и может привести даже к невротическому срыву.

Наиболее частым симптомом хронической усталости является раздражительность, которая носит характер кратковременных вспышек, нередко сменяющихся раскаянием, извинениями перед окружающими, ощуще­ниями вялости и опустошенности. Как правило, хроническая усталость проявляется:

в повышенной возбу­димости;

нетерпеливости;

обидчивости;

несдержанности;

в плохом сне и хронических головных болях;

тревожности;

неустойчивости настроения и т.д.

 

    Особенности работы в здравоохранении (дежурства, работа по сменам)
       
    Чрезмерно большой прием больных
       

Синдром хронической усталости

    Мотивация отношения к жизни и к медицинской деятельности
     
    Взаимоотношения с коллегами
       
      Стиль жизни медицинского работника
       
      Проблемы, не связанные с работой

 

Рис. 11.2. Факторы, влияющие на появление

синдрома хронической усталости.

 

В обыденном сознании общества бытует мнение, что состояние здоровья у врачей лучше, чем у других людей. Однако это далеко не так, особенно это касается их психоэмоционального, психического состояния. Отношение к сво­ему состоянию в этом плане у врача встречается преимущественно двух видов:

Отрицающее. Врач не обращает внимания на собственное психологическое состояние, считает его следствием простого переутомления, не обращается за помощью к специалистам;

Пренебрежительное. Врач недооценивает свою ус­талость; не изменяет свой стиль жизни, который, как правило, бывает несов­местим с психологическим здоровьем.

Очень часто врач с синдромом хрони­ческой усталости склоняется не только к несовершенной «самодиагностике», но и несовершенной «самотерапии» – излишествам в употреблении успокоительных средств или употреблении спиртных напитков для снятия «напряжения».

Утомление врача отрицательно сказывается на его профессиональной дея­тельности и тем самым на его пациентах. Последствия утомления могут быть самыми разнообразными. Они могут проявляться:

В нетерпеливости и раздра­ жительности – врач сокращает время приема каждого пациента, стремится как можно быстрее закончить вызывающую утомление работу, а у пациента при этом создается впечатление, что врач хочет от него отделаться, не воспри­нимает серьезность его жалоб и в целом относится к нему неуважительно.

В падении производительность труда. У врача снижается и замедляется концентрация внимания, возникают трудности при постановке диагноза и выборе мето­да лечения и т.д. На пациента такой врач производит впечат­ление рассеянного, занятого своими проблемами, а зачастую и просто неком­петентного специалиста.

В поспешности и невнимательности к пациентам, которые могут приводить к неосторож­ным высказываниям с психической травматизацией больного и даже прямым врачебным ошибкам – необоснованному диагнозу или неудач­но выбранному лечению.

В п ереживаниях собственной профессиональной несостоятельности, которая возникает при на­растании врачебных ошибок, трудностей концентрации внимания, затруднения в вос­приятии нового материала. Все это может явиться причиной травматизации самого врача, которая приводит к чувству недовольства результатами своей деятельности.

В возникновении конфликтных ситуаций с администрацией (из-за претензий к неудовлетворительной работе), с коллегами (вслед­ствие вызванного утомлением раздражения) и с пациентами (из-за врачебных ошибок, отсутствия психологического подхода, неквалифицированных выс­казываний).

Термин «эмоциональное сгорание» введен американским психологом X. Дж. Фрейденбер-гером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

 

Врачебная профессия требует от профессионала не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной самоотдачи. Не случайно еще в XVII в. голландский хирург и анатом Н. Тюли (Тульпиус, 1593-1674) предложил символическую эмблему медицинской деятельности - горящая свеча с девизом: «Светя другим, сгораю сам». Надо полагать, что «сгорание» здесь не значит опустошение и исчезновение сил, так как они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при повышении мастерства и постоянном собственном личностном развитии.

 

Врач постоянно имеет дело со смертью и страданиями других людей, и во многих других случаях для врача существует проблема «невключения» своих чувств в ситуацию, что ему далеко не всегда удается. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями. Вероятно, существует индивидуальный предел эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию», самосохраняясь. Синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ) характерен именно для профессионалов, изначально обладающих большим творческим потенциалом, ориентированных на другого человека, фанатично преданных своему делу.

 

 


Симптомы синдрома «эмоционального выгорания» во многом сходны с таковыми при хронической усталости и составляют основу для возможностей последующей профессиональной деформации. К ним относятся:

утомление и истощение после активной профессиональной деятельности;

проблемы со здоровьем типа колебаний артериального давления, головных болей, симптомов со стороны пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, бессонницы;

возникновение негативного отношения к пациентам (дегуманизация) и отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

исчезновение тяги к совершенствованию в своей профессии, появление тенденции к «принятию готовых форм знания», действию по шаблону с сужением репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций.

 

 


Недостаток чувства профессионального мастерства приводит к недовольству собой и комплексу вины с тревожными состояниями, пессимистической настроенностью и депрессией, что часто проецируется вовне в виде агрессивных проявлений типа гнева и раздражительности по отношению к коллегам и пациентам.

Синдром «эмоционального выгорания» проявляется в изменении профессиональных и личностных качеств, которые в первую очередь сказываются на профессиональной деятельности и организации общения медицинского работника с пациентами. Деформации подвергаются личностные и профессиональные качества медицинского работника, представленные на рис. 11.3.

 

    1. Авторитет врача
       

Профессиональные и личностные качества врача, подвергающиеся деформации

    2. Оптимизм врача
     
    3. Честность и правдивость
     
    4. Слово врача
       
      5. Гуманизм врача

 

Рис. 11.3. Основные профессиональные и личностные качества медицинского работника, подвергающиеся деформации.

 





Авторитет врача.

Профессионал с синдромом «эмоционального выгорания» неизбежно утрачивает свой автори­тет как у пациентов, так и коллег. Авторитет связан, прежде всего, с профессионализ­мом и личным обаянием. Когда врач из-за равнодушия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы паци­ента, допускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздражитель­ность, он утрачивает доверие к себе как профессионалу и уважение своих паци­ентов и коллег.

Оптимизм врача.

Пациент должен чувствовать здоровый оптимизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обследование («что вы волнуе­тесь зря, все у вас нормально, можете идти»). И, наоборот, под влиянием выго­рания врач демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличи­вая последствия, например, несвоевременной явки в больницу (часто это про­исходит из-за желания «наказать» пациента за собственную эмоциональную несостоятельность).

Честность и правдивость.

При тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных СЭВ, врач утрачивает способность к правдивому и честному изло­жению информации о состоянии здоровья человека. Либо он излишне щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или лечеб­ной информации.

Слово врача.

Слово оказывает огромное суггестивное влияние на любого человека, а тем более слово врача для его пациента. Профессионал с СЭВ, переживающий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.

Гуманизм врача.

Врачебный гуманизм обусловлен ценностным и целостным подходом к друго­му человеку. Врач, утративший содержание своей психической реальности, перестает обращаться к этому содержанию в других людях, обесценивая таким образом как себя, так и их.

Тест

С учетом представления об обусловленности синдрома хронической усталости стилем жизни профессионала, Э.Б. Боллзом (1995) была разработана анкета диагностики и самодиагностики синдрома хронической усталости. Ее короткие ответы подобраны таким образом, чтобы составить представление об образе жизни профессионала, определенных жизненных приоритетах, стремлении удовлетворения честолюбивых замыслов. Необходимо понимание, что приведенные вопросы могут значить очень много (если использовать их вдумчиво, учитывая индивидуальные особенности, в комплексе с наблюдением и беседой) и не значить ничего (если принять их за диагностическую «волшебную палочку»).

В анкете дана серия ответов, из которых необходимо выбрать тот, который наиболее полно и точно характеризует состояние:

1. Из-за хронической усталости я был(а) вынужден(а) прекратить свою трудовую деятельность и теперь в довольно затруднительном положении, так как:

а) не имею уже того авторитета, который заслужил(а);

б) у моей семьи нет достаточно средств;

в) я был(а) на пути к успеху, а теперь мое будущее неопределенно;

г) я хотел(а) получить максимальный эффект от каждого дня своей работы, а теперь не испытываю такого желания;

д) нельзя описать мое состояние.

2. Постоянная усталость разрушает мою семейную жизнь, и теперь я в довольно затруднительном положении, так как:

а) не пользуюсь у детей (мужа, жены) тем уважением, которого заслуживаю;

б) я уже не чувствую с членами семьи такой близкой связи, какая была раньше;

в) я уже не играю той ведущей роли в семье, которой гордился(лась) раньше;

г) мое состояние сказывается на бюджете семьи;

д) нельзя описать мое состояние.

3. Хроническая усталость изменила мой образ жизни, и теперь я в затруднительном положении, так как:

а) я занимался(лась) спортом, а теперь не в состоянии;

б) мне пришлось отказаться от своих любимых занятий (нет ни сил, ни

желания);

в) мне трудно сохранять прежнее влияние на людей, с которыми общался (лась) раньше;

г) не могу часто бывать у своих друзей;

д) нельзя описать мое состояние.

(Ответы «б» и «г» показывают первостепенное значение морального удовлетворения, «а» и «в» подчеркивают приоритет социального, общественного признания; «д» говорит об отсутствии содержания психической реальности, когда не существуют значимые факторы жизни, обеспечивающие иерархию ценностей).

Тест

 

Опросник «Отношения к деятельности» чешских психологов В. Каппони и Т. Новак может использоваться для анализа проблем профессиональной деятельности в свя­зи с синдромом эмоционального выгорания (СЭВ) (цит. по: Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998). Он включает два блока вопро­сов:

блок А – отношение к выполняемой деятельности, поиск новых путей реализации возможностей или нежелание изменения существующего порядка, рост профессиона­лизма или статичная позиция, наличие признаков утомляемости;

блок Б – взаимоот­ношения в коллективе, реализуемая концепция другого человека, элементы харак­теристики самооценки.

В медицинской практике.

 

С необходимостью убеждать больного приходится сталкиваться ежеднев­но, особенно если принять во внимание, что около половины пациентов, со­гласно данным зарубежной статистики, не выполняют назначения врача.

Поэтому для многих больных выписанный рецепт или рекомендация врача является не более, чем информацией к размышлению. Прямые, лобовые сове­ты (уехать из данного города, уйти с этой работы и прочее), как правило, вызывают сильное сопротивление больного. Следует отметить, что явное сопротив­ление (когда пациент честно отказывается выполнить совет врача) является обычно не таким сильным, как скрытое (когда на словах больной обещает все сделать и ничего не выполняет фактически).

Лучше прямых советов «работают» косвенные приемы убеждения. Психоло­гическое клише: «Я бы на Вашем месте сделал бы так...». Эффект косвенного внушения связан с тем, что оно вызывает минимальное сопротивление больно­го. Однако значимая информация должна исходить от значимого человека. Если общение с больным носит формальный характер, то лучше подыскать посредника из окружения больного (друга, родственника), который по совету врача доведет до больного эту необходимую информацию. Быстро и эффективно может помочь найти посредника в окружении больного «Цветовой тест отношений» (Эткинд А.М., 1980), где использованы стандартные цветовые эталоны известного теста М. Люшера. Больному предлагается выразить символически в цвете значимых для него лиц. Существуют следующие конкретные методы (техники) убеждения, представленные на рис. 11.5.

 

  1. Метод выбора
   
  2. Метод сократовского диалога

Методы (техники) убеждения

 
  3. Метод авторитета
 
  4. Метод вызова
 
    5. Метод дефицита
   
    6. Метод проекции ожидания

 

Рис. 11.5. Основные методы (техники) убеждения больного в процессе общения с медицинским работником.

 

Однако, следует отметить, что техники прямого убеждения, приведенные на рисунке 5, «работают» гораздо лучше при разовых встречах с больным, а при длительных и тесных контактах боль­шее значение приобретает эмпатийная искренность врача.

Метод выбора.

Больному следует описать все «за» и «против» (напри­мер, положительные и отрицательные стороны его жизни после какой-либо операции), подвести его максимально близко к решению окончательного вы­бора, который он делает сам.

Этап

  Доминирует установление взаимопонимания, согласование целей лечения.

 

         

Этап

 

Устанавливается стиль ролевого по­ведения врача и пациента и степень участия в лечебном процессе. Врач исполь­зует взаимоотношения с пациентом как лечебный инструмент (эмоциональная поддержка, коррекция межличностного опыта и т.д.).

 

       

Этап

 

Врач снижает свою активность, способствует углублению самостоятельности и независимости пациента.

 

 

 

Рис. 11.8. Основные функции общения на разных этапах лечения больного в медицинской практике.

Тест

«Проверьте свои знания»

 Укажите, какой из ниже перечисленных методов убеждения больного в процессе общения с медработником, не существует?

а) метод дефицита;

б) метод авторитета;

в) метод профицита.

К какому из следующих методов убеждения относится психологическое клише «Вы как умный человек, конечно, со мной согласитесь, что …»?

а) метод вызова;

б) метод проекции ожидания;

в) метод сократовского диалога.

Укажите, в каком из ниже перечисленных видов спора идет поиск истины и восполняется дефицит информации?

а) конструктивный;

б) конфликтный;

в) софистический.

Какой из указанных признаков не относится к конфликтному спору?

а) монолог;

б) диалог;

в) демонстрация своей значимости.

При установлении психологической атмосферы доверия и откровенности в общении медработника с пациентом какое из указанных правил необходимо соблюдать?

а) проявление терпимости к человеческим слабостям и избежание роли моралиста;

б) представление больному необходимой и понятной информации относительно его болезни;

в) выслушивание нецеленаправленного «излияния» больного.

Что из ниже перечисленного не относится к формам общения между пациентом и врачом?

а) сотрудничество;

б) контрактная форма взаимоотношений;

в) противоборство.

Подведите итоги

Проверьте ответы, используя ключ, представленный в табл. 11.1.

 

Таблица 11.1.

Ключ

Вариант ответа

Ответы

Номер вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А - - - - - - - Б - - - - - - В - - - - - - -

Движение

 

Спокойствие

            а
 

    б  

 

 

           а

    б              в г  

           в

г

Уверенность

 

Неуверенность

            а
 

    б                . . . .            . . .          а

 

 

б

          в г             в

г

           

 

Подведите итоги

Подсчитайте сумму баллов, используя ключ, представленный в табл. 11.2.

Таблица 11.2.

 

Ключ

Движение Спокойствие Уверенность Неуверенность
А – 4 а – 4 а – 4 а – 4
Б – 8 б – 8 б – 8 б – 8
в – 2 в – 2 в – 2 в – 2
 г - 10  г - 10  г - 10  г – 10

 

8 – 13 баллов. Ваше поведение зависит прежде всего от окружающих. Вы легко падаете духом, легко воодушевляетесь, с трудом занимаетесь тем, что вам нравится. На вас сильно влияет окружающая обстановка, поэтому нельзя сказать, что вы – хозяин своих решений. Вы слишком эмоциональны, руководствуетесь настроением.

14 – 20 баллов. Хотя вы и «плывете по течению», но стремитесь найти свой стиль. Вы критически относитесь к себе, так что окружающие не могут на вас повлиять, если у них не имеется убедительных аргументов. Если здравый смысл подсказывает вам, что позиция, которую вы до сих пор защищали, вам во вред, то вы в состоянии от нее отказаться.

21 - 27 баллов. Вы считаете себя непогрешимым. Но вы все же подвержены внешнему влиянию. Вы стремитесь найти «золотую середину» между собственными взглядами, убеждениями и теми ситуациями, которые ставит перед вами жизнь. Вам помогает то, что инстинктивно вы выбираете верный путь.

28 – 34 балла. Вам нелегко бывает отказаться от своих взглядов, принципов. Чем больше кто-то стремится повлиять на вас, тем сильнее ваше сопротивление. Но, в сущности, за вашим упорством скрывается не столько уверенность в самом себе, сколько страх, боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию.

35 – 40 баллов. Если уж вам что-то придет в голову, то никто вас не переубедит. Вы безоглядно идете к целям, которые поставили. Но тот, кто знает вас хорошо, предвидя вашу реакцию, может умело и незаметно поправить ваши действия. Так что вам стоило бы проявлять поменьше упрямства и побольше сообразительности.



Резюме.

Врачебная деятельность относится к трудным профессиям и требует самоотдачи, внутренней потребности оказывать помощь другому человеку, самопожертвования, сопереживания. Медицинский работник должен обладать при этом такими качествами, как гуманизм, самообладание, выдержка, совестливость, которые ярко проявляются в общении с пациентом.

Основные требования, предъявляемые к профессии врача, оформлены в специальных учениях – медицинской деонтологии и биоэтики. Медицинская деонтология рассматривается как учение о должном морально-этическим и интеллектуальном облике медицинского работника, об организации общения и взаимоотношений между медицинскими работниками, больными, их родственниками, а также между коллегами в медицинской среде.

Для обозначения влияния профессии на психическую жизнь профессиона­ла введено специальное понятие – профессиональная деформация. Профессиональная деформация – это психологическое изменение отношения к профессиональной деятельности, выражающееся в притуплении чувствительности, сопереживания, сочувствия, восприятия эмоционального состояния противоположной личности.

В профессиях, связанных с постоянным общением, профессиональная усталость – это, прежде всего, усталость от другого человека. Это совершенно специфический вид усталости, получивший название «синдром хронической усталости», обусловленный постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей.

Врач постоянно имеет дело со смертью и страданиями других людей, и во многих других случаях для врача существует проблема «невключения» своих чувств в ситуацию. В этом случае развивается синдром «эмоционального выгорания». Синдром «эмоционального выгорания» – это своеобразное исчезновение или деформация эмоциональных переживаний в профессиональной деятельности, связанной с постоянным общением или контактом с другими людьми.

На организацию общения врача и пациента оказывают влияние различные факторы, среди которых – пол, возраст, национальность (раса), вероисповедание, сексуальная ориентация. Исследования показали, что все эти факторы оказываются значимыми, однако более значимыми явля­ются личностные и характерологические свойства.

На основании специального исследования было выделено несколько описаний представлений больных об образе «идеального» врача: сопереживающий и недирективный, сопереживающий и директив­ный, эмоционально-нейтральный и директивный.

Личность больного, как и любого другого человека, характеризуется груп­пой качеств: темпераментом, способностями, интеллектом, характером и пр., которые врачу приходится учитывать для формирования эффективного общения с больным. Одна из таких особенностей личности – это соотношение в ней качеств экстраверсии и интроверсии.

Большое значение для организации продуктивного общения врача с пациентом придается его беседам с больным. Любая беседа должна быть структурирована и заключаться подве­дением итогов. Любая беседа несет в себе как познавательный, так и эмоциональный аспекты.

При построении познавательного аспекта беседы врачу важно знать характер «масштаба переживаний» своей болезни пациентом. Только с учетом этого и особенностей личности больного врач передает мак­симально доступно и правдиво пациенту свое видение и понимание болезни.

Организация общения врача и пациента можно рассматривать с точки зрения активности врача и степени участия больного в лечеб­ном процессе. При этом выделяют две основные формы взаимодействия врача с боль­ным — руководство и сотрудничество. Подчеркивается, что активная, ру­ководящая позиция врача более уместна в острый период болезни. По мере выздоровления роль партнерских взаимоотношений с более активным уча­стием самого больного в лечебном процессе должна соответственно нарас­тать.

На особенности общения в медицинской практике, психологического контакта и построения взаимоот­ношений врача с больным существенное влияние оказывает характер самой болезни. Существуют определенные особенности контакта с больными, которые лечатся в терапевтической, хирургической, психиатрической и дру­гих клиниках.

 



Вопросы для самоконтроля.

Перечислите основные качества и требования, которым должен отвечать медицинский работник в соответствии с учениями деонтологии и биоэтики.

Поясните, в чем проявляется профессиональная деформация в профессиях, связанных с взаимодействием «человек – человек».

Укажите в чем сущность синдрома хронической усталости, как он сказывается на организации общения в медицинской практике.

Поясните сущность синдрома «эмоционального выгорания», укажите, как он проявляется и влияет на профессиональные качества медицинского работника.

Перечислите и дайте пояснения описаниям представления больных об образе «идеального» врача.

Охарактеризуйте типы личностей больных, поясните, как организовать общение в медицинском учреждении с пациентами для эффективного общения и продуктивного лечения.

Дайте характеристику всем видам активного слушания. Укажите, в каких ситуациях они должны быть использованы.

Охарактеризуйте различные типы споров и конфликтов в медицинской практике, поясните их конструктивное и деструктивное значение.

Приведите характеристику беседы врача и пациента, укажите познавательный и эмоциональный аспект беседы при организации общения в медицинском учреждении.

Перечислите основные формы общения между врачом и пациентом, укажите в каких ситуациях используется каждая форма.

Охарактеризуйте особенности общения медицинского работника с пациентами, которые лечатся в различных клиниках и имеют различный характер заболеваний.

 

 


[1] Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. (серия «Высшее образование»). С.272-273.


ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Людвиг Фейербах


В материалах главы:

1. Основные положения учений деонтологии и биоэтики. Особенности и требования, предъявляемые к профессии врача.

2. Понятие профессиональной деформации, ее влияние на организацию общения в медицинской практике.

3. Синдромы хронической усталости и «эмоционального выгорания», присущие профессиям, связанным с взаимодействием «человек – человек».

4. Больной и его образ «идеального» врача в процессе организации общения в медицинском учреждении.

5. Личность больного и эффективность психологического контакта с ним.

6. Установление контакта с больным. Техники активного слушания.

7. Характеристика споров и конфликтов в процессе общения пациента и врача. Их конструктивная и деструктивная роль в лечении больного.

8. Характеристика и особенности беседы в медицинском учреждении. Познавательный и эмоциональный аспекты беседы.

9. Основные формы психологического взаимодействия между врачом и больным.

10. Характер заболевания и особенности организации общения между врачом и пациентом в различных клинических условиях.




Дата: 2018-11-18, просмотров: 330.