Соблюдение врачебной тайны (конфиденциальность)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во взаимоотношениях врача и больного не последняя роль принадлежит умению врача хранить врачебную тайну, то есть соблюдать конфиденциальность в общении с пациентом.

 

 

 


Обычно конфиденциальная врачебная информация включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и семейной жизни больного. Требование о неразглашении врачебной тайны снимается лишь в случаях, когда этого требуют интересы общества (например, при угрозе распространения опасных инфекций), а также при запросе судебно-следственных органов.


Общая и профессиональная культура.

Можно отметить еще ряд общих и более частных черт личности, которые нужно воспитывать у врача. Сюда от­носятся высокая общая культура и культура врачебной деятельности, органи­зованность в работе, любовь к порядку, аккуратность и чистоплотность, т.е. черты, на которые указывал еще Гиппократ.

 

Понятие культуры используют в различных сферах жизнедеятельности че­ ловека, например, физическая культура — культура и гигиена тела (напри­мер, гимнастика); социальная культура — культура человека как члена обще­ства (соблюдение законов, норм общежития, правил приличия, этикета и т.д.).

По аналогии, физическая культура врача есть, к примеру, поддержание его физической работоспособности, опрятность; социальная — правила общения с пациентом (вежливость, внимание, добросердечие, исключение цинизма, неуместных острот, жаргона и т.п.).

Духовная культура врача.

Под духовной культурой понимается внутренняя, глубоко личностная, мировоззренчес­кая культура высших ценностей и смыслов. Она является стержнем деонтологически и психоло­гически грамотного мышления и поведения врача, его нравственного само­сознания (Кудрявая Н.В., Зорин К.В., 1999). Она опирается на общечелове­ческие духовные и нравственные ценности. Врач-профессионал всегда рассматривался обществом не только как специалист, излечивающий заболева­ние, но и как человек, занимающий особую духовную позицию — позицию оказания помощи, личной ответственности и участия в судьбе пациента. Отсюда в подготовке врача проблемы духовного его развития должны занять надлежащее место.

 

Психологическая наука только недавно подошла к постижению феномена духовно­ сти, хотя в истории человечества (мировых религиях, религиозной философии, художе­ ственном творчестве) накоплен богатейший опыт осмысления духовного ядра челове­ка, духовного служения людям, в том числе — через врачевание. В психологии наиболее близки к понятию духовности как глубинного определения человеческого способа жиз­ни, связанного с познанием самоценного, очевидного и необходимого смысла соб­ственного существования, устремления человека к высшим ценностям и смыслам.

 

В 1971 г. американским биологом Ван Ренселлером Поттером был введен новый термин «биоэтика». Первоначально биоэтика понималась как проверка на этическую состоя­тельность всех научных исследований в области медицины, агрономии, экологии и других биологических науках. В дальнейшем значение этого термина стали связывать, в основном, с клинической медициной. Однако, этические нормы поведения достаточно динамичны. В первую очередь, они подвержены влиянию общественных факторов и норм общественной морали.

 

 


К числу базисных принципов биомедицинской этики современности относятся принципы:

автономии, под которым понимается уважение к личности пациента, оказание ему психологической поддержки в затруднительных ситуациях, предоставление ему необходимой информа­ции о здоровье и лечебных мероприятиях, возможность выбора из альтернативных вариантов, самостоятельность пациента в принятии решений и др.;

непричинения вреда, в соответствии с которым врач должен тщательно взвешивать последствия, проводимого курса лечения;

соблюдение конфиденциальности, который может выразиться, к примеру, в ситуации, связанной с сообщением без согласия больного его родственникам диагноза заболевания;

патернализма (этическая опека), под которым понимается возможность и допустимость принятия врачом на себя роли человека, диктующего больному, как тому следует поступать в жизни, особенно в областях, непосред­ственного отношения к болезни не имеющих;

«реконструкции личности» при психо­терапии, то есть лечения без согласия больного;

отношения к парамедицинским методам лечения, на­пример, экстрасенсорике и др.

В профессиях, связанных с взаимодействи­ем человек – человек, огромное значение имеет ориентация на другого человека как равноправного участника общения. Пожалуй, немного существует про­фессий, где ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной ре­акции в профессиональной деятельности медицинского работника.

Для обозначения влияния профессии на психическую жизнь профессиона­ла введено специальное понятие – профессиональная деформация.

 

 

 


Впервые профессиональная деформация стала описываться в 1960-х годах в США (Мичиганский и Калифорнийс­ кий университеты) как проблема функциональных возможностей человека. В нашей стране проблема профессиональной деформации впервые стала изу­ чаться в области педагогики (А.К. Маркова, В.Ф. Моргун). Исследования пока­зали, что в профессиях типа «человек—человек» профессиональная деформация существует, как и имеет место разный уровень подготовки и квалификации профессионала, и что должен осуществляться профессиональный отбор, так как существует идея профессиональной пригодности.

Большое внимание проблеме профессиональной деформации у медицинс­ких работников уделяли Р. Конечный и М. Боухал (1983). Они считают, что склонность к профессиональной деформации наблюдается у представителей определенных профессий, которые обладают трудно контролируемой властью над людьми. Естественно, что врач обладает такой властью, так как от него зависит физическое и душевное здоровье и сама жизнь больного.

 

Сама по себе профессиональная деформация развивается постепенно из профессиональной адаптации. Определенная степень адаптации естественна для медицинского работника. Сильное эмоциональное восприятие страданий другого человека в начале профессиональной деятельности, как правило, в дальнейшем несколько притупляется.

Конечно, для врача просто необходима определенная степень эмоциональной сопротивляемости, но он должен со­хранять те качества, которые делают его не просто хорошим профессионалом, но и оставляют человеком, способным к эмпатии, уважению к другому чело­веку, способным к соблюдению норм врачебной этики. Ярким примером про­фессиональной деформации является подход к пациенту как к объекту, носи­телю симптома и синдрома, когда пациент воспринимается врачом как «интересный случай».

Профессиональную деформацию можно рассматривать в виде обобщенной модели, которая вызывается следующими причинами:

Социально-обусловленные , к которым относятся влияния, связанные с необходимостью соблюдения врачом как государственным служащим многочисленных инструкций, регламентирующих его деятельность. Под понятием «инструкция» здесь понимаются все формы готового знания (учебники, классификации болезней, нормативы и пр.), которые задаются извне, они не «пропущены» через собственный опыт и понимание. Как только профессионал принимает инструкцию за абсолютную истину, все профессиональные взаимоотношения деформируются определенным образом: врач может воспринимать пациента не как целостную личность, а как определенную совокупность симптомов или объект манипуляций.

Индивидуальность сознания, когда врач может уверовать в свое могущество и власть над человеком, приняв на веру многочисленные мифы, циркулирующие в немедицинской среде, по поводу возможностей врача и современной медицины. Внешняя сторона лечения, кажущаяся неискушенному человеку магической, доступной только врачу, порождает «кастовый» характер медицинского знания. Так у врача может сформироваться ощущение власти над человеком, для которого медицинская помощь является последним шансом защититься от болезни.

Таким образом, врач имеет дело с двумя реальностями – неодушевленной (различные инструкции) и живой реальностью – жизнью своей и других людей. Возникает соблазн их отождествления и создания иллюзии простоты. Профессионал начинает переживать исключительно простые чувства, выражающиеся в формулах «я могу», «я профессионал и лучше знаю, как... что...».

В результате выработки такой позиции сознание профессионала становится статичным, неподвижным, оно всегда знает, «как надо», «что должно быть» и «что с этим делать». Иногда эта позиция может осознаваться врачом на уровне переживаний – в виде чувства неудовлетворенности собой, профессией. Однако пока есть переживания, можно говорить и о возможности осознания факта профессиональной деформации и перспектив работы с ним.

Профессиональная деформация не осознается в том случае, когда врач отказывается от переживаний, потому что они требуют усилий, предполагают проявление личностного отношения к кому-либо или чему-либо.

В профессиях, связанных с постоянным общением, профессиональная усталость – это, прежде всего, усталость от другого человека. Это совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей. Особенно это относится к профессии врача, так как она предъявляет большую требовательность к личности профессионала и предполагает принятие ответственности за жизнь и здоровье другого человека.

В значительной степени появлению усталости могут способствовать следующие факторы, представленные на рис. 11.2.

Синдром хронической усталости обычно всегда развивается постепенно (в тече­ние 6 и более месяцев от начала напряженной работы). Ему предшествует более или менее длительный период волевого усилия, умственного напряжения и продолжения работы в условиях утомления.

Утомление снижает работоспо­собность человека и эффективность его труда, что создает постоянную психо-травмирующую ситуацию в виде ощущения им собственной несостоятельнос­ти и может привести даже к невротическому срыву.

Наиболее частым симптомом хронической усталости является раздражительность, которая носит характер кратковременных вспышек, нередко сменяющихся раскаянием, извинениями перед окружающими, ощуще­ниями вялости и опустошенности. Как правило, хроническая усталость проявляется:

в повышенной возбу­димости;

нетерпеливости;

обидчивости;

несдержанности;

в плохом сне и хронических головных болях;

тревожности;

неустойчивости настроения и т.д.

 

    Особенности работы в здравоохранении (дежурства, работа по сменам)
       
    Чрезмерно большой прием больных
       

Синдром хронической усталости

    Мотивация отношения к жизни и к медицинской деятельности
     
    Взаимоотношения с коллегами
       
      Стиль жизни медицинского работника
       
      Проблемы, не связанные с работой

 

Рис. 11.2. Факторы, влияющие на появление

синдрома хронической усталости.

 

В обыденном сознании общества бытует мнение, что состояние здоровья у врачей лучше, чем у других людей. Однако это далеко не так, особенно это касается их психоэмоционального, психического состояния. Отношение к сво­ему состоянию в этом плане у врача встречается преимущественно двух видов:

Отрицающее. Врач не обращает внимания на собственное психологическое состояние, считает его следствием простого переутомления, не обращается за помощью к специалистам;

Пренебрежительное. Врач недооценивает свою ус­талость; не изменяет свой стиль жизни, который, как правило, бывает несов­местим с психологическим здоровьем.

Очень часто врач с синдромом хрони­ческой усталости склоняется не только к несовершенной «самодиагностике», но и несовершенной «самотерапии» – излишествам в употреблении успокоительных средств или употреблении спиртных напитков для снятия «напряжения».

Утомление врача отрицательно сказывается на его профессиональной дея­тельности и тем самым на его пациентах. Последствия утомления могут быть самыми разнообразными. Они могут проявляться:

В нетерпеливости и раздра­ жительности – врач сокращает время приема каждого пациента, стремится как можно быстрее закончить вызывающую утомление работу, а у пациента при этом создается впечатление, что врач хочет от него отделаться, не воспри­нимает серьезность его жалоб и в целом относится к нему неуважительно.

В падении производительность труда. У врача снижается и замедляется концентрация внимания, возникают трудности при постановке диагноза и выборе мето­да лечения и т.д. На пациента такой врач производит впечат­ление рассеянного, занятого своими проблемами, а зачастую и просто неком­петентного специалиста.

В поспешности и невнимательности к пациентам, которые могут приводить к неосторож­ным высказываниям с психической травматизацией больного и даже прямым врачебным ошибкам – необоснованному диагнозу или неудач­но выбранному лечению.

В п ереживаниях собственной профессиональной несостоятельности, которая возникает при на­растании врачебных ошибок, трудностей концентрации внимания, затруднения в вос­приятии нового материала. Все это может явиться причиной травматизации самого врача, которая приводит к чувству недовольства результатами своей деятельности.

В возникновении конфликтных ситуаций с администрацией (из-за претензий к неудовлетворительной работе), с коллегами (вслед­ствие вызванного утомлением раздражения) и с пациентами (из-за врачебных ошибок, отсутствия психологического подхода, неквалифицированных выс­казываний).

Термин «эмоциональное сгорание» введен американским психологом X. Дж. Фрейденбер-гером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

 

Врачебная профессия требует от профессионала не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной самоотдачи. Не случайно еще в XVII в. голландский хирург и анатом Н. Тюли (Тульпиус, 1593-1674) предложил символическую эмблему медицинской деятельности - горящая свеча с девизом: «Светя другим, сгораю сам». Надо полагать, что «сгорание» здесь не значит опустошение и исчезновение сил, так как они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при повышении мастерства и постоянном собственном личностном развитии.

 

Врач постоянно имеет дело со смертью и страданиями других людей, и во многих других случаях для врача существует проблема «невключения» своих чувств в ситуацию, что ему далеко не всегда удается. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями. Вероятно, существует индивидуальный предел эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию», самосохраняясь. Синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ) характерен именно для профессионалов, изначально обладающих большим творческим потенциалом, ориентированных на другого человека, фанатично преданных своему делу.

 

 


Симптомы синдрома «эмоционального выгорания» во многом сходны с таковыми при хронической усталости и составляют основу для возможностей последующей профессиональной деформации. К ним относятся:

утомление и истощение после активной профессиональной деятельности;

проблемы со здоровьем типа колебаний артериального давления, головных болей, симптомов со стороны пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, бессонницы;

возникновение негативного отношения к пациентам (дегуманизация) и отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

исчезновение тяги к совершенствованию в своей профессии, появление тенденции к «принятию готовых форм знания», действию по шаблону с сужением репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций.

 

 


Недостаток чувства профессионального мастерства приводит к недовольству собой и комплексу вины с тревожными состояниями, пессимистической настроенностью и депрессией, что часто проецируется вовне в виде агрессивных проявлений типа гнева и раздражительности по отношению к коллегам и пациентам.

Синдром «эмоционального выгорания» проявляется в изменении профессиональных и личностных качеств, которые в первую очередь сказываются на профессиональной деятельности и организации общения медицинского работника с пациентами. Деформации подвергаются личностные и профессиональные качества медицинского работника, представленные на рис. 11.3.

 

    1. Авторитет врача
       

Профессиональные и личностные качества врача, подвергающиеся деформации

    2. Оптимизм врача
     
    3. Честность и правдивость
     
    4. Слово врача
       
      5. Гуманизм врача

 

Рис. 11.3. Основные профессиональные и личностные качества медицинского работника, подвергающиеся деформации.

 





Авторитет врача.

Профессионал с синдромом «эмоционального выгорания» неизбежно утрачивает свой автори­тет как у пациентов, так и коллег. Авторитет связан, прежде всего, с профессионализ­мом и личным обаянием. Когда врач из-за равнодушия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы паци­ента, допускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздражитель­ность, он утрачивает доверие к себе как профессионалу и уважение своих паци­ентов и коллег.

Оптимизм врача.

Пациент должен чувствовать здоровый оптимизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обследование («что вы волнуе­тесь зря, все у вас нормально, можете идти»). И, наоборот, под влиянием выго­рания врач демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличи­вая последствия, например, несвоевременной явки в больницу (часто это про­исходит из-за желания «наказать» пациента за собственную эмоциональную несостоятельность).

Честность и правдивость.

При тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных СЭВ, врач утрачивает способность к правдивому и честному изло­жению информации о состоянии здоровья человека. Либо он излишне щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или лечеб­ной информации.

Слово врача.

Слово оказывает огромное суггестивное влияние на любого человека, а тем более слово врача для его пациента. Профессионал с СЭВ, переживающий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.

Гуманизм врача.

Врачебный гуманизм обусловлен ценностным и целостным подходом к друго­му человеку. Врач, утративший содержание своей психической реальности, перестает обращаться к этому содержанию в других людях, обесценивая таким образом как себя, так и их.

Тест

С учетом представления об обусловленности синдрома хронической усталости стилем жизни профессионала, Э.Б. Боллзом (1995) была разработана анкета диагностики и самодиагностики синдрома хронической усталости. Ее короткие ответы подобраны таким образом, чтобы составить представление об образе жизни профессионала, определенных жизненных приоритетах, стремлении удовлетворения честолюбивых замыслов. Необходимо понимание, что приведенные вопросы могут значить очень много (если использовать их вдумчиво, учитывая индивидуальные особенности, в комплексе с наблюдением и беседой) и не значить ничего (если принять их за диагностическую «волшебную палочку»).

В анкете дана серия ответов, из которых необходимо выбрать тот, который наиболее полно и точно характеризует состояние:

1. Из-за хронической усталости я был(а) вынужден(а) прекратить свою трудовую деятельность и теперь в довольно затруднительном положении, так как:

а) не имею уже того авторитета, который заслужил(а);

б) у моей семьи нет достаточно средств;

в) я был(а) на пути к успеху, а теперь мое будущее неопределенно;

г) я хотел(а) получить максимальный эффект от каждого дня своей работы, а теперь не испытываю такого желания;

д) нельзя описать мое состояние.

2. Постоянная усталость разрушает мою семейную жизнь, и теперь я в довольно затруднительном положении, так как:

а) не пользуюсь у детей (мужа, жены) тем уважением, которого заслуживаю;

б) я уже не чувствую с членами семьи такой близкой связи, какая была раньше;

в) я уже не играю той ведущей роли в семье, которой гордился(лась) раньше;

г) мое состояние сказывается на бюджете семьи;

д) нельзя описать мое состояние.

3. Хроническая усталость изменила мой образ жизни, и теперь я в затруднительном положении, так как:

а) я занимался(лась) спортом, а теперь не в состоянии;

б) мне пришлось отказаться от своих любимых занятий (нет ни сил, ни

желания);

в) мне трудно сохранять прежнее влияние на людей, с которыми общался (лась) раньше;

г) не могу часто бывать у своих друзей;

д) нельзя описать мое состояние.

(Ответы «б» и «г» показывают первостепенное значение морального удовлетворения, «а» и «в» подчеркивают приоритет социального, общественного признания; «д» говорит об отсутствии содержания психической реальности, когда не существуют значимые факторы жизни, обеспечивающие иерархию ценностей).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 316.