ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра финансов предприятий и страхования

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

______________ Б1.В.П.17 «Финансово-экономические риски»________________

(код и наименование дисциплины по учебному плану)

 

по направлению подготовки

______________________38.03.01 «Экономика»________________________

(код и наименование направления подготовки по ФГОС)

 

 

Профиль:____«Финансы банки, страхование» ____

 

 

квалификация выпускника «бакалавр»

 

Симферополь – 2016 год


1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины ОПОП ВО

№ пп

Индекс

компетенции

Содержание

компетенции

(или ее части)

Тема (раздел) дисциплины, обеспечивающая этапы формирования компетенции (или ее части)

В результате изучения темы (раздела) дисциплины, обеспечивающей формирование компетенции (или ее части) обучающийся должен

знать уметь владеть

1

ОПК-2

 

способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

1. Теоретические основы финансово-экономических рисков. основы идентификации и систематизации финансово-экономических рисков   собрать, обработать и проанализировать данные, необходимые для идентификации и систематизации финансово-экономических рисков Способами распознавания и дифференциации факторов финансово-экономи-ческих рисков
5. Измерение и оценка финансово-экономического риска предприятий. статистические и математические методы количественной оценки рисков   собрать, обработать и проанализировать данные, необходимые для измерения и оценки риска предприятия методами и приемами аналитической работы по уменьшению рисков предприятий  
8. Финансово-экономичес-кие риски коммерческих банков. статистические и математические методы количественной оценки рисков   собрать, обработать и проанализировать данные, необходимые для измерения и оценки риска коммерческого банка методами и приемами аналитической работы по уменьшению рисков коммерческих банков

2

ПК-2

 

Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

 

2. Основы оценки и измерения экономического риска. базовые методы оценки и измерения ФЭР рассчитывать и интерпретировать меры риска навыками оценки риска в конкретных ситуациях.
3. Диверсификация как способ снижения риска и элементы теории портфеля. основы теории портфеля.   рассчитывать доходность и риск портфеля.   навыком расчета портфеля с минимальным риском или заданной доходностью.
5. Измерение и оценка финансово-экономического риска предприятий. методы оценки риска предприятия.   рассчитывать показатели операционного, финансового и совокупного риска предприятия методикой анализа риска предприятия
6. Измерение и оценка риска реальных инвестиций. сущность факторы и методы измере-ния инвестици-онного риска рассчитывать риск инвестиционного проекта навыком определения и сравнения доходности и риска проектов
8. Финансово-экономические риски коммерческих банков. причины, сущность, факторы и классификацию рисков коммерчес-кого банка оценивать риск банка на основе СAMELS навыком определения надежности заемщика по финансовым коэффициентам

3

ПК-11

Способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

4. Модели взаимосвязи доходности и риска. основы теории премии за риск   рассчитывать требуемую доходность финансовых активов навыком анализа изменения линии рынка ценных бумаг
5. Измерение и оценка финансово-экономического риска предприятий. основы формирова-ния доходности и риска предприятия анализировать вклад факторов совокупного риска предприятия оценивать соответствие доходности и риска
7. Валютный риск. сущность, факторы, виды и основы оценки валютного риска   рассчитывать операционный валютный риск навыком оценки изменения валютного риска в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры
9. Производные финансовые инструменты в хеджировании риска. эволюцию и свойств производ-ных инструментов как средства управления риском определять зоны риска прибыли держателей и продавцов опционов навыком построения профилей доходности-риска опционов

 




Очная форма обучения

Очная форма обучения

Темы дисциплины Результаты изучения разделов дисциплин (знать, уметь, владеть) Критерии и шкала оценки результатов изучения тем дисциплины Вид текущего контроля Вид оценочных средств
         
1. Теоретические основы финансово-экономических рисков. Знать: причины, сущность, факторы и классификацию ФЭР. Уметь: распознавать и систематизировать ФЭР. Владеть: идентификацией ФЭР. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 7 баллов обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 5 баллов обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 3 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Темы докладов.    
2. Основы оценки и измерения экономического риска. Знать: базовые методы оценки и измерения ФЭР. Уметь: рассчитывать и интерпретировать меры риска. Владеть: навыками оценки риска в конкретных ситуациях. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 8 баллов обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 6 баллов обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 4 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
3. Диверсифи-кация как способ снижения риска и элементы теории портфеля. Знать: основы теории портфеля. Уметь: рассчитывать доходность и риск портфеля. Владеть: навыком расчета портфеля с минимальным риском или заданной доходностью. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 8 баллов обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 6 баллов обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 4 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
4. Модели взаимосвязи доходности и риска. Знать: основы теории премии за риск. Уметь: рассчитывать требуемую доходность финансовых активов. Владеть: навыком анализа изменения линии рынка ценных бумаг. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 8 баллов обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 6 баллов обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 4 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
5. Измерение и оценка финансово-экономического риска предприятий. Знать: методы оценки риска предприятия. Уметь: рассчитывать показатели операционного, финансового и совокупного риска предприятия. Владеть: методикой анализа риска предприятия. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 8 баллов обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 6 баллов обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 4 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
6. Измерение и оценка риска реальных инвестиций. Знать: сущность факторы и методы измерения инвестиционного риска. Уметь: рассчитывать риск инвестиционного проекта. Владеть: навыком определения и сравнения доходности и риска проектов. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 8 баллов обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 6 баллов обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 4 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
7. Валютный риск. Знать: сущность, факторы, виды и основы оценки валютного риска. Уметь: рассчитывать операционный валютный риск. Владеть: навыком оценки изменения валютного риска в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 8 баллов обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 6 баллов обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 4 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
8. Финансово-экономические риски коммерческих банков. Знать: причины, сущность, факторы и классификацию рисков коммерческого банка. Уметь: оценивать риск банка на основе СAMELS. Владеть: навыком определения надежности заемщика по финансовым коэффициентам. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 8 баллов обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 6 баллов обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 4 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
9. Производные финансовые инструменты в хеджировании риска. Знать: Эволюцию и свойства производных инструментов как средства управления риском. Уметь: определять зоны риска прибыли держателей и продавцов опционов. Владеть: навыком построения профилей доходности-риска опционов. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 8 баллов обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 6 баллов обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 4 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    

Заочная форма обучения

Темы дисциплины Результаты изучения разделов дисциплин (знать, уметь, владеть) Критерии и шкала оценки результатов изучения тем дисциплины Вид текущего контроля Вид оценочных средств
         
1. Теоретические основы финансово-экономических рисков. Знать: причины, сущность, факторы и классификацию ФЭР. Уметь: распознавать и систематизировать ФЭР. Владеть: идентификацией ФЭР. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 4 балла обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 3 балла обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 1 балл обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Темы докладов.    
2. Основы оценки и измерения экономического риска. Знать: базовые методы оценки и измерения ФЭР. Уметь: рассчитывать и интерпретировать меры риска. Владеть: навыками оценки риска в конкретных ситуациях. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 4 балла обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 3 балла обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 1 балл обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
3. Диверсифи-кация как способ снижения риска и элементы теории портфеля. Знать: основы теории портфеля. Уметь: рассчитывать доходность и риск портфеля. Владеть: навыком расчета портфеля с минимальным риском или заданной доходностью. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 5 баллов обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 3 балла обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 1 балл обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
4. Модели взаимосвязи доходности и риска. Знать: основы теории премии за риск. Уметь: рассчитывать требуемую доходность финансовых активов. Владеть: навыком анализа изменения линии рынка ценных бумаг. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 4 балла обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 3 балла обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 1 балл обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
5. Измерение и оценка финансово-экономического риска предприятий. Знать: методы оценки риска предприятия. Уметь: рассчитывать показатели операционного, финансового и совокупного риска предприятия. Владеть: методикой анализа риска предприятия. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 4 балла обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 3 балла обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 1 балл обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы   Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
6. Измерение и оценка риска реальных инвестиций. Знать: сущность факторы и методы измерения инвестиционного риска. Уметь: рассчитывать риск инвестиционного проекта. Владеть: навыком определения и сравнения доходности и риска проектов. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 4 балла обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 3 балла обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 1 балл обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
7. Валютный риск. Знать: сущность, факторы, виды и основы оценки валютного риска. Уметь: рассчитывать операционный валютный риск. Владеть: навыком оценки изменения валютного риска в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 4 балла обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 3 балла обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 1 балл обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
8. Финансово-экономические риски коммерческих банков. Знать: причины, сущность, факторы и классификацию рисков коммерческого банка. Уметь: оценивать риск банка на основе СAMELS. Владеть: навыком определения надежности заемщика по финансовым коэффициентам. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 4 балла обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 3 балла обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 1 балл обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    
9. Производные финансовые инструменты в хеджировании риска. Знать: Эволюцию и свойства производных инструментов как средства управления риском. Уметь: определять зоны риска прибыли держателей и продавцов опционов. Владеть: навыком построения профилей доходности-риска опционов. Для определения результатов обучения по теме предлагается такая шкала и критерии оценивания. На «отлично» - 4 балла обучающийся должен: в полном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на все вопросы. На «хорошо» - 3 балла обучающийся должен: в достаточном объеме освоить тему, т.е. сформировать результаты (знать, уметь, владеть), выполнить все задания, ответить на большинство вопросов. На «удовлетворительно» - 2 балла обучающийся должен: в определенном объеме освоить тему, т.е. сформировать большую часть результатов (знать, уметь, владеть), выполнить большую часть заданий, ответить на большую часть вопросов. На «неудовлетворительно» - 1 балл обучающийся должен: быть ознакомлен с темой, но не сформировать результаты (знать, уметь, владеть), не выполнить все задания, не ответить на все вопросы. На «неудовлетворительно» - 0 баллов обучающийся не приступал к освоению темы. Устный опрос. Выполне-ние тестового задания. Выполне-ние практи-ческого задания. Доклад на занятии Вопросы для устного опроса. Открытые тестовые задания. Практичес-кие задания. Темы докладов.    

Результаты обучения в целом по дисциплине, формы промежуточной

Вопросы для обсуждения.

1. Причины и предпосылки финансово-экономических рисков.

2. Явление и сущность финансово-экономических рисков (в чем проявляются ФЭР, каковы различные определения в литературных источниках сущности экономического риска, их сравнение и противоречия).

3. Факторы ФЭР (Сравнение различных в литературных источниках вариантов определения систематизации факторов ФЭР).

4. Классификация финансово-экономических рисков (сопоставление различных вариантов в литературных источниках и выбор наиболее важных).

5. Особенности финансовых рисков.

6. Содержание и процесс управления ФЭР.

Темы докладов:

1. Значение и место ФЭР в современной экономической теории и бизнесе.

2. Место экономического риска в эволюции экономической науки до середины 20 века.

3. Экономический риск в научном наследии Дж. М. Кейнса.

4.  Экономический риск в научном наследии Ф. Найта.

5. Вклад Г. Марковица в современную теорию и практику финансового риска.

6. Вклад Д. Тобина в современную теорию и практику финансового риска.

7. Вклад У. Шарпа в современную теорию и практику финансового риска.

 

Практические задания.

1. Подберите не менее 5 определений понятию «экономический риск» различных авторов.

2. Проанализируйте, сравните, найдите сходство и отличие категорий: «Риск», «Неопределенность», «Вероятность».

  Риск Неопределенность Вероятность
Экономическая сущность      
Сходство      
Отличие      

3. Представьте схематично диалектическую сущность экономического риска.

4. Проанализируйте и сравните количественный состав и содержание факторов экономического риска различных авторов (не менее 5 точек зрения).

5. Обоснуйте особенности финансовых рисков.

6. Представьте схематично классификацию финансовых рисков.

7. Укажите различия отношения ЛПР к риску

Вопросы Антипатия Предпочтение Безразличие
Отличительная характеристика      

Тестовые задания.

1.По сложности экономические системы являются...                  

 2.Очень сложные системы это...                                    

 3.Сложные системы это...                                          

 4.По обусловленности действия экономические системы...            

 5.Вероятностные системы это...                                    

 6.По изменчивости экономические системы являются...               

 7.Динамические системы это...                                     

 8.Характеристика поведения экономических систем...                

 9.Принцип обратной связи состоит...                               

 10.Метод черного ящика заключается в...                            

 11.Закон необходимого разнообразия в экономических системах...     

 12.Чем обусловлен риск в управлении экономическими системами?      

 13.Технико-экономические причины экономического риска...           

 14.Главная причина экономического риска...                         

 15.Что лежит в основе экономического риска?                    

 16.Три составляющих экономического риска...                        

 17.Как предпосылка риска, ожидаемый результат решения...           

 18.Как предпосылка риска, ситуация принятия решения...             

 19.Если нет заинтересованности в достижении результатов, то риск...

 20.Что понимается под ущербом...                                   

 21.Экономический риск это...                                       

 22.Роль теории риска в американской системе менеджмента...         

 23.Место риска в экономической теории...                           

 24.В чем причина пренебрежения к риску...                          

 25.Предпосылки риска это...                                        

 26.Антипатия к риску это...                                    

 27.Безразличие к риску это...                                      

 28.Основные 4 группы объективных факторов экономического риска...  

 29.Экономические факторы риска...                                  

 30.Политические факторы риска...                                   

 31.Социальные факторы риска...                                     

 32.Экологические факторы риска...                                  

 33.Субъективные факторы экономического риска...                    

 34.Что означает асимметричность информации?                        

 35.Отношение к риску в свете теории полезности...

 36.Две основные формы риска в американской школе...

 37.Чистые риски это...

 38.Спекулятивные риски это...

 39.Две основные формы рисков по последствиям...

 40.К чистым рискам относятся: ...

 41.К спекулятивным рискам относятся : ...

 42.Риски связанные с покупательной способностью денег: ...

 43.Финансовые риски: ...

 44.К каким формам риска относится кредитный риск?

 45.Инвестиционные риски: ...

Из набора вопросов случайным образом формируются индивидуальные задания для каждого студента из 10 вопросов.

Вопросы для обсуждения.

1. В чем состоит содержание и процесс оценки экономического риска.

2. Что включает качественный анализ экономического риска?

3. В чем заключается и какова последовательность количественного анализа экономического риска?

4. Роль и место отношения субъекта к риску в процессе оценки экономического риска?

5. Особенности оценки экономического риска решений и проектов?

6. Базовый методический подход к оценке риска финансово-экономических решений.

7. Концепция и содержание метода оценки стоимости под риском VAR.

8. Методы определения рисковой стоимости VAR.

Темы докладов:

1. Дюрация как мера риска.

2. Применение метода VAR в практике управления финансовыми рисками.

3. Основная идея и состав системы RiskMetriсs

 

Практические задания.

1. Проанализируйте и сравните определения содержания и процесса оценки экономического риска различными авторами (не менее 5 точек зрения). Обоснуйте свою точку зрения.

2. Проанализируйте и сравните предлагаемые различными авторами измерители экономического риска (не менее 5 точек зрения). Обоснуйте свою точку зрения.

3. Оцените распределение вероятности ожидаемого курса доллара в рублях на 2-3 месяца вперед.

1) Зафиксируйте текущий курс, установите возможные варианты курса с шагом, например 1,5 руб. в сторону повышения и в сторону снижения. Например, если текущий курс 60 руб./долл., то 5 вариантов составят:57,0, 58,5, 60,0, 61,5, 63,0.

2) Постройте и заполните матрицу парных предпочтений.

3) Рассчитайте собственный вектор оценки вариантов.

4) Пронумеруйте элементы собственного вектора и рассчитайте относительные веса (вероятности).

6) Рассчитайте средний ожидаемый курс.

5) Сформулируйте выводы.

 

4. Определить меру риска проектов и сформулировать выводы.

Условия конъюнктуры вероятность

 норма прибыли проектов

    А Б
неблагоприятные 0,32 10 –30
средние 0,48 40 50
благоприятные 0,2 80 90

 

Тестовые задания.

1. Оценка экономического риска включает…

2. Качественная составляющая оценки экономического риска заключается...

3. Количественная составляющая оценки экономического риска заключается...

4. Что включает отношение субъекта к риску в процессе оценки риска...

5. Чем больше неопределенность относительно условий и факторов принятия решения, тем риск...

6. Если вероятность получения дохода 20 млн.руб. составляет 0,8, то математическое ожидание ущерба равно...

7. Чем меньше вероятность достижения планируемого результата, тем риск …

8. Какие действия относятся к субъекту в общей схеме оценки экономического риска?

9. Что такое априорная оценка риска?

10. Что такое апостериорная оценка риска?

11. Для чего нужна априорная оценка риска?

12. Для чего нужна апостериорная оценка риска?

13. Три составляющих концептуальной схемы измерения риска решения...

14. Субъективная вероятность это...

15. Как применяется классическое определение вероятности в измерении риска?

16. Если математическое ожидание нормы прибыли двух проектов составляет: А 20%, Б) 25%, то какой проект рискованнее?

17. Под экономическим ущербом в оценке риска понимается…

18 .Достаточно ли знания вероятности для оценки риска?

19. Два состояния конъюнктуры с вероятностями 0,4 и 0,6, норма прибыли 5% и 10%. Мера риска?

20. Математическое ожидание рассчитывается по формуле...

21. Среднеквадратическое отклонение рассчитывается по формуле...

22. Среднеквадратическое отклонение нормы прибыли А-10%, проекта Б-15%. Какой проект рискованнее?

23.Матеметическое ожидание нормы прибыли проекта А-40%, среднеквадратическое отклонение нормы прибыли проекта Б-20%. Какой проект рискованнее?

24.Дисперсия нормы прибыли проекта А-36%, среднеквадратическое отклонение нормы прибыли проекта Б-10%. Какой проект рискованнее?

25. Если математическое ожидание нормы прибыли 40%, а среднеквадратическое отклонение нормы прибыли 10%, то с вероятностью 95,5% норма прибыли будет в интервале...

26. Рисковая стоимость в 20 млн долл. для временного горизонта в один день и доверительного интервала 95% означает, что: …

27. Что измеряет Стоимость под риском (VAR)?

28. Чем выше доверительный уровень вероятности, тем показатель VAR …

29. Чем меньше среднее квадратическое отклонение стоимости финансового актива, тем показатель VAR …

30. Чем меньше текущая стоимость финансового актива, тем показатель VAR …

31. Методы вычисления VAR: …

Из набора вопросов случайным образом формируются индивидуальные задания для каждого студента из 10 вопросов.

Вопросы для обсуждения.

1. Сущность и значение метода диверсификации для снижения финансово-экономических рисков.

2. Эффект портфеля и его факторы.

3. Ковариация и корреляция в измерении риска портфеля.

4. Измерение доходности и риска портфеля финансовых активов.

5. Портфель с минимальным риском.

6. Множество эффективных портфелей Г. Марковица.

7. Кривые безразличия риск-доходность.

8. Определение оптимального портфеля инвестора.

 

Темы докладов.

1. Значение портфельной теории Г. Марковица в современной финансовой науке и практике.

2. Основные положения портфельной теории Г. Марковица.

3. Возможные постановки задач в расчете портфеля финансовых активов.

 

Практические задания.

1. Найдите не менее 5 определений понятий диверсификации и портфеля финансовых активов разных авторов. Сравните их и обоснуйте свою точку зрения.

2. Ожидаемая норма прибыли акций вида А составляет 36%, риск этих акций (среднеквадратическое отклонение нормы прибыли) – 23%. Для акций вида В соответственно ожидаема норма прибыли равна 24%; риск – 12%. Коэффициент корреляции между изменчивостями норм прибыли акций А и В равен 0,3. Из этих двух видов акций создается портфель ценных бумаг. Необходимо: 1) рассчитать ожидаемую норму прибыли и риск портфеля, если акции вида А составят 45% стоимости всего портфеля; 2) составить портфель, имеющий минимальный риск и рассчитать его средние доходность и риск; 3) составить портфель, имеющий ожидаемую норму прибыли 27%, и рассчитать его средние доходность и риск.

3. Заданы нормы прибыли и среднеквадратические отклонения нормы прибыли ценных бумаг.

Номер 1 2 3 4 5 6
Норма прибыли 11 12 13 14 15 16
Среднеквадратическое отклонение 4 4,5 5,0 5,5 6,0 6,5

Рассчитать цепные индексы изменения нормы прибыли и риска бумаг, норму прибыли и среднеквадратическое отклонение нормы прибыли портфелей при последовательном добавлении одной бумаги в портфель (1,2 1,2,3 1,2,3,4 1,2,3,4,5 1,2,3,4,5,6). Допустить, что в каждый портфель бумаги входят в равных долях и их доходности изменяются случайно и взаимно независимо, то есть коэффициенты корреляции между всеми парами бумаг равны 0.

Результаты оформить таблицей

число бумаг в портфеле 2 3 4 5 6
норма прибыли          
среднеквадратическое отклонение          

Сформулировать выводы.

4. Верны или неверны следующие выражения?

Вопросы Верно Неверно Комментарии
1. Чем больше коэффициенты корреляции между доходностями ценных бумаг, тем риск портфеля будет меньше. 2. Чем больше число бумаг в портфеле, тем риск портфеля будет меньше. 3. Из любого набора финансовых активов можно составить портфель с минимальным риском. 4. Эффективный портфель – это портфель с минимальным риском и максимальной доходностью. 5. Оптимальный портфель инвестора должен иметь минимальный риск. 6. Более рискованный инвестор по сравнению с осторожным инвестором при росте риска требует большего прироста доходности.      

 

Тестовые задания.

1.Основные характеристики портфеля ценных бумаг

2.Доходность портфеля ценных бумаг измеряется...

3.Риск портфеля ценных бумаг измеряется...

4.Риск ценной бумаги измеряется...

5.Если доходности бумаг А и Б одинаковы, а бумага А предпочтительнее для инвестора, то следовательно...

6.Если риск бумаг А и Б равен, но инвестор выбирает бумагу Б, то следовательно...

7. Два фактора эффекта портфеля …

8.Ожидаемый эффект портфеля ценных бумаг измеряется...

9.При объединении ценных бумаг в портфель происходит...

10.Вывод Г. Марковица относительно портфеля ценных бумаг со случайной и независимой изменчивостью доходностей утверждает, что...

11.Если риск портфеля из пяти ценных бумаг равен 2 и в него добавляется акция с риском 3, доходность которой не коррелирует с доходностями бумаг портфеля, то риск нового портфеля станет...

12.Если риск бумаги А выше риска бумаги Б, то норма прибыли бумаги А...

13.Среднеквадратические отклонения бумаг А и Б соответственно равны 4 и 3, коэффициент корреляции равен 0. Риск портфеля из двух бумаг в равных долях?

14.При каком условии из двух рискованных ценных бумаг можно составить портфель без риска?

15.Консервативный портфель ценных бумаг отличается...

16.Агрессивный портфель ценных бумаг отличается...

17.Яляется ли портфель с минимальным риском оптимальным для инвестора...

18.По мере увеличения числа активов в портфеле его риск...

19.В каком случае диверсификация не уменьшает риск?

20. Ковариация доходностей активов показывает ...

21.От каких факторов зависит ковариация...

22.Если ковариация отрицательная, то...

23.Ковариация близка к нолю в случаях...

24.Является ли ковариация нормированным показателем?

25.Коэффициент корреляции может принимать значения в интервале...

26.Чем меньше коэффициент корреляции, тем риск портфеля...

27.Эффективный портфель Г. Марковица это...

28.При каком коэффициенте корреляции все возможные портфели являются эффективными?

29.Множество эффективных портфелей включает все возможные портфели, для которых характерно...

30.Что отражает кривая безразличия к риску?

31.Чем осторожней инвестор, тем требуемая им премия за риск...

32.Кривая безразличия перемещается вверх, если...

33.Чем больше угол наклона кривой безразличия, тем инвестор…

34.Для более рискованного инвестора характерна кривая безразличия с …углом наклона

35.Если осторожный инвестор при увеличении риска на 2%, требует роста доходности на 6%, то рискованный инвестор будет требовать …рост доходности.

36.Оптимальный портфель инвестора это…

37.По сравнению с осторожным инвестором оптимальный портфель более рискованного инвестора будет иметь...риск и …доходность.

38.Может ли оптимальный портфель инвестора иметь доходность большую доходности портфеля с минимальным риском?

39.Если безрисковая доходность на рынке снижается, то доходность оптимального портфеля инвестора будет ...

40.Оптимизировать портфель означает...

Из набора вопросов случайным образом формируются индивидуальные задания для каждого студента из 10 вопросов.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Диверсифицированный и систематический риски.

2. Концепция бета-коэффициентов.

3. Вычисление бета-коэффициентов.

4. Линия рынка капиталов.

5. Модель ценообразования капитальных активов.

Темы докладов.

1. Практика оценки и актуализации бета-коэффициентов финансовыми агентствами.

2. Место и значение модели линии рынка капиталов в современной финансовой теории и практике.

3. Место и значение модели ценообразования капитальных активов (САРМ) в современной финансовой теории и практике

4. Факторы и направления движения линии рынка ценных бумаг.

 

Практические задания.

  1. Определить b - коэффициент акции компании А по выборке норм прибыли за 10 периодов.
Период 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Акции компании А 11 18.4 2.8 12 20 22 14 8 6.2 11.2
Рынок бумаг в целом 7 13.2 1.4 10.2 8 14 11 7.8 4.8 9.4

 

Опрделить b-коффициент акции компании Б по выборке норм прибыли за 10 периодов

Период 1 2 3 4

5

6 7

8

9 10  
Акции компании Б 5.8 12 1.6 7.2

4.8

9.3 8.2

5.3

5.1

8.6

Рынок бумаг в целом 7 13.2 1.4

10.2

8 14

11

7.8 4.8

9.4

                           

 

По результатам расчетов сделайте выводы.

 

  1. Определить b-коэффициент портфеля из 4-х видов акций:
Номер 1 2 3 4
Стоимость акций в портфеле тыс.долл. 20 30 40 10
b-коэффициент 1 1.2 1.5 0.8

 

Определить новый b - коэффициент портфеля, если в него добавить новый вид акций с b -коэффициентом 1.8 на сумму 25000долларов.

  1. Норма прибыли акции 50%, безрисковая ставка 10% ,норма прибыли рыночного портфеля 30% .Определить b - коэффициент акции.
  2. Безрисковая ставка 10% , b - коэффициент акции = 2, норма прибыли акции 40%. Определить норму прибыли акции если премия за риск увеличится на 5 %.

Тестовые задания.

1. Рыночный портфель ценных бумаг это…

2. Систематический риск при объединении ценных бумаг в портфель...

3. Систематический риск ценной бумаги это...

4. Несистематический риск ценной бумаги...

5. Цены ценных бумаг отражают...риск

6. Диверсифицированный риск отличается от несистематического...

7. Риск ценной бумаги складывается из...

8. Рыночный портфель содержит…риск.

9. Систематический риск ценных бумаг измеряется...

10. Шок акции это...

11. Бета-коэффициент акции это...

12. Если Бета акции А = 1.5, а Бета акции Б = 2 , то...

13. Если Бета акции равен 1, то...

14. Безрисковые активы это …

15. Рыночная премия за риск это …

16. Включение безрисковых бумаг в портфель позволяет...

17. Модель линии рынка капиталов …

18. Факторы доходности портфеля в линии рынка капиталов …

19. Чем больше риск портфеля, тем доходность портфеля должна быть …

20. Как влияет рыночная премия за риск на доходность портфеля?

21. При увеличении рыночного риска, доходность портфеля …

22. При снижении доходности безрисковых активов, доходность портфеля …

23. Требуемая норма прибыли это...

24. Если ожидаемая норма прибыли меньше требуемой нормы прибыли, то инвестор...

25. Премия за риск это...

26. Более рискованная ценная бумага имеет...

27. Модель ценообразования капитальных активов...

28. Если ожидаемая норма прибыли выше требуемой нормы прибыли, то инвестор...

29. Норма прибыли рыночного портфеля 20%, безрисковая ставка -10%, Бета акции - 2. Премия за риск?

30. Премия за риск 40%, рыночная норма прибыли 30%, безрисковая ставка 10%. Бета акции?

31. Безрисковая ставка 10%, норма прибыли рыночного портфеля 20%, Бета акции - 1.5. Норма прибыли акции?

32. Норма прибыли акции 30%, безрисковая ставка 20. Норма прибыли рыночного портфеля 40%. Бета?

33. Если безрисковая ставка растет, то линия ценных бумаг перемещается ...

34. Если премия за риск рыночного портфеля возрастает, то линия рынка ценных бумаг перемещается ...

35. Если премия за риск рыночного портфеля и безрисковая ставка не изменилась, а норма прибыли акции возросла, то ее Бета …

36. Какая ценная бумага имеет премию за риск равную нулю?

37. Чем меньше рыночная премия за риск, тем требуема норма прибыли ...

Из набора вопросов случайным образом формируются индивидуальные задания для каждого студента из 10 вопросов.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Факторы и виды риска в процессе формирования чистой прибыли предприятия.

2. Показатели экономического рычага как мера риска.

3. Операционный риск предприятия.

4. Финансовый риск предприятия.

5. Совокупный риск предприятия.

 

Практические задания.

1. Рассчитать показатели, связанные с производственным риском и проанализировать результаты.

Варианты сочетания постоянных и переменных затрат при росте выручки от реализации неизменных постоянных затратах, тыс.руб.

  вариант и период 1   вариант и период 2 вариант и период 3 вариант и период 4 вариант и период 5
выручка от реализации 11000 12000 (+9,1%) 13092 (+9.1%) 14283.4 (+9.1%) 15583 (+9.1%)
переменные затраты 9300 10146 (+9.1%) 11069.6 (+9.1%) 12076.9 (+9.1%) 13175.9 (+9.1%)
результат от реализации после возмещения переменных затрат 1700 1853.7 2022.4 2206.5 2407.3
постоянные затраты 1500 1500 1500 1500 1500
прибыль          
прирост прибыли, %          
сила воздействия производственного рычага          
порог рентабельности          
запас финансовой прочности, в % к выручке          

 

2. Определить показатели, связанные с производственным риском и проанализировать результаты.

Варианты сочетания постоянных и переменных затрат при неизменной выручке переменных затратах, тыс. руб.

Показатели Вариант1 Вариант2 Вариант3 Вариант4
Выручка от реализации 12000 12000 12000 12000
Переменные затраты 10146.3 10146.3 10146.3 10146.3
На 1 руб. выручки 0.845 0.845 0.845 0.845
Результат от реализации после возмещения переменных затрат 1853.7 1853.7 1853.7 1853.7
На 1 руб. выручки 0.155 0.155 0.155 0.155
Постоянные затраты, г 1500 1515 1853.7 2000
Прирост постоянных затрат по отношению к варианту 1,%        
Прибыль        
Сила воздействия производственного рычага        
Порог рентабельности        
Запас финансовой прочности        
в % к выручке от реализации        

 

3. Оценить предпринимательский риск двух фирм. Сравнить операционный, финансовый и совокупный риски. Сформулировать выводы.

Оценка риска фирм (данные млн.руб)

Показатели

                 Фирма

А Б
Активы 210 160
В том числе собственных 100 70
заемных    
Выручка от реализации 250 210
Переменные затраты 77 77
Постоянные затраты 44 22
% за кредит 25 25
Ставка налога на прибыль 24 24
Производственная прибыль    
Плата за кредит    
Прибыль к налогообложению    
Экономическая рентабельность активов    
Сумма налога на прибыль    
Чистая прибыль    
Чистая рентабельность собственных средств    
Дифференциал    
Плечо рычага    
Эффект финансового рычага    
Сила воздействия финансового рычага    
Сила воздействия производственного рычага    
Порог рентабельности    
Запас финансовой прочности    
Совокупный эффект производственного и финансового рычага    

4. Оценить предпринимательский риск фирмы. Активы 5000 тыс.руб., в том числе заемные 3000 тыс.руб.; сумма процентов за кредит 1000 тыс.руб.; ставка налога на прибыль 20 % .Производственная прибыль 2000 тыс.руб.; Совокупный эффект операционного и финансового рычага 8 % .

5. Активы 2000 тыс.руб., в том числе собственные 1200 тыс.руб., сумма процентов за кредит 200 тыс.руб., ставка налога на прибыль 20 % . Каким должно быть плечо рычага, чтобы обеспечить такой же эффект финансового рычага при росте ставки процента за кредит на 4% . Производственная прибыль 700 тыс.руб.

Тестовые задания.

1.Основные факторы предпринимательского риска...

 2.Какие затраты оказывают определяющее влияние на предпринимательский риск?

 3.Какое разделение затрат существенно для предпринимательского риска?

 4.С чем связан финансовый аспект предпринимательского риска?

 5.Какова роль объема выручки в предпринимательском риске?

 6.Факторы риска, связанные с объемом выручки...

 7.Финансовый риск предпринимательства связан...

 8.Эффект операционного рычага состоит в том, что...

 9.Финансовый леверидж это...

 10.Леверидж (рычаг) это...

 11.От чего зависит операционный леверидж?

 12.Сила воздействия операционного рычага зависит от...

 13.Сила воздействия операционного рычага равна 5, это значит что...

 14.Производственный риск измеряется показателем...

 15.Чем меньше сила воздействия операционного рычага тем...         

 16.Выручка 2000, переменные затраты 1000, прибыль - 200. Операционный леверидж?

 17.Порог рентабельности показывает...

 18.Выручка 2000, прибыль 200, постоянные затраты 600. Сила воздействия операционного рычага...    

19.Выручка 2000, прибыль 200, переменные затраты 600. Порог рентабельности?

 20.Выручка 2000, прибыль 200, переменные затраты 800. Сила воздействия операционного рычага?    

21.Прибыль 200, переменные затраты 1000, постоянные затраты 800. Мера производственного риска?

 22.Прибыль 200, переменные затраты 800, постоянные затраты 1000. Порог рентабельности?   

23.Выручка 2000, прибыль 200, постоянные затраты 1000. Запас финансовой прочности?

 24.Эффект финансового рычага состоит в...

 25.Две составляющих эффекта финансового рычага...

 26.Дифференциал характеризует...

 27.Производственная рентабельность 80%, средняя ставка процентов за кредит 40%, налог на прибыль 20%. Дифференциал?

 28.Активы 2000 в т.ч. собственные 1000. Плечо рычага?

 29.Плечо рычага характеризует...

 30.Эффект финансового рычага 20%, плечо рычага 2. Дифференциал?

 31.Плечо рычага зависит от...

 32.Плечо рычага может увеличиваться до тех пор...

 33.Чем меньше дифференциал тем риск...

 34.Чем больше дифференциал тем риск...

 35.Чем больше плечо рычага тем риск...

 36.Чем меньше плечо рычага тем...

 37.Чем выше дифференциал тем плечо рычага...

 38.Если дифференциал отрицательный, то...

 39.Сила воздействия финансового рычага характеризует...

 40.Каким показателем измеряется финансовый риск предприятия?

 41.Чем больше сила воздействия финансового рычага тем риск...

 42.Производственная прибыль 2000, процент за кредит 20%, сумма кредита 5000. Мера финансового риска фирмы?

 43.Совокупный риск связанный с предприятием измеряется...

 44.Если экономическая рентабельность активов возрастает, то плечо финансового рычага...    

45.Совокупный предпринимательский риск...

46.Чем выше действие операционного рычага тем...

47.Степень гибкости предприятия определяется...

 48.Доля постоянных затрат в затратах: компания А-60%, компания Б-40%. У какой компании выше операционный риск?

 49.Доля переменных затрат в затратах: компания А-60%, компания Б-40%. У какой компании выше операционный риск?

 50.Если экономическая рентабельность активов невысока, то...

 51.Действие финансового рычага генерирует...

 52.Наращивание финансового рычага, оказывает...? влияние на силу производственного рычага.

 53.Если наращивается эффект финансового рычага то финансовый риск...?, производственный риск...?

 54.Чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше чувствительность производственной прибыли к...

 55.Чем больше эффект финансового рычага, тем более чувствительна чистая прибыль...

 56.Если уровень эффекта финансового рычага высокий, то операционный...

57.Если уровень производственного рычага высокий, то финансовый...

Из набора вопросов случайным образом формируются индивидуальные задания для каждого студента из 10 вопросов.

Вопросы для обсуждения.

1. Сущность, факторы и виды рисков реальных инвестиций.

2. Базовые критерии инвестиционных решений.

3. Какие методические подходы применяются для оценки риска реальных инвестиционных проектов.

4. Метод размаха вариации в оценке риска проектов.

5. Метод среднего квадратического отклонения в оценке риска проектов.

6. Методические подходы к анализу риска инвестиционных проектов.

Темы докладов.

1. Дисконтирование в оценке инвестиционных проектов и обоснование нормы дисконтирования.

2. Сравнение базовых критериев оценки инвестиционных проектов.

3. Методы анализа чувствительности инвестиционного проекта.

Практические задания.

1. Сравниваются по уровню риска два проекта с единовременными инвестициями 13 млн.руб. продолжительностью 9 лет. Норма дисконтирования 10%. Оценить риск проектов с помощью метода размаха вариации.

Показатели Проект А Проект Б
Инвестиции 10 10
Экспертная оценка среднегодового денежного потока: пессимистическая     2.4     2
наиболее вероятная 3 3.5
оптимистическая 3.6 5
Оценка NРV:    
пессимистическая    
наиболее вероятная    
оптимистическая    
Размах вариации    

2. Оценить эффективность и риск проектов. Обосновать выбор предпочтительного проекта. Требуемая норма прибыли 24%. Единовременные инвестиции составляют 100 млн.руб.

 

Исходные данные для оценки проектов, млн.руб.

Показатели

Проекты

  А Б
Инвестиции 100 100
Экспертная оценка денежного потока:    
Пессимистическая    
1-й год 20 20
2-й год 40 40
3-й год 60 50
4-й год 70 30
Наиболее вероятная    
1-й год 40 60
2-й год 60 80
3-й год 90 90
4-й год 100 60
Оптимистическая    
1-й год 80 100
2-й год 100 130
3-й год 120 140
4-й год 140 130

 

Экспертная оценка вероятности:

Пессимистический исход- 0,25

Наиболее вероятный-0,6

Оптимистический-0,15

1) Оценить эффективность проектов по NPV исходя из наиболее вероятных условий. Выбрать предпочтительный проект.

2) Оценить эффективность проектов по NPV исходя из распределения вероятностей условий. Выбрать предпочтительный проект.

3) Оценить инвестиционный риск проектов. Выбрать наименее рискованный проект.

4) Выбрать предпочтительный проект с учетом эффективности и риска.

5) Сформулировать выводы.

Тестовые задания.

1.Инвестиционный риск - это...

2.Две основных формы инвестиционных рисков...

3.Течнические факторы инвестиционного риска обусловлены...

4.Чтобы достичь безошибочной оценки стоимости и доходности инвестиционного проекта нужно...      

5.Нежизнеспособность проекта возникает вследствие...

6.Налоговый риск инвестиций связан с...

 7.Риск неуплаты задолженности при реализации проекта возникает...

 8.Два подхода при оценке инвестиционных проектов с учетом риска...

 9.Критерии отбора инвестиционных проектов, на базе которых оценивается фактор риска...

10.В чем состоит вариантный (сценарный) подход при учете риска инвестиций...

11.Метод размаха вариации предполагает...

12.Какие показатели получают для оценки риска проектов с учетом вероятности сценариев?

13.Как получается среднеквадратическое отклонение при оценке риска проекта?

14.В чем состоит учет риска проекта путем вероятности денежных потоков во времени?

15.На основе чего строятся понижающие коэффициенты корректировки денежного потока во времени на фактор риска?

16.Если рассматриваются варианты вероятности нескольких факторных показателей проекта, то...

17.Основная идея метода анализа чувствительности инвестиционных проектов...

18.Если проекты оцениваются по NPN, то при анализе чувствительности предел изменения фактора устанавливается путем...       

19.Какой аналитический метод применяется при простейшем методе анализа чувствительности проекта...

20.Как определяется предел безопасности фактора при методе анализа чувствительности проекта.

21.NPV в трех вариантах с вероятностями: -200, p=0,4; 50, p=0,4; 200, p=0,2.Приемлем ли проект?

22.Если NPV по трем сценарным вариантам положительны, то проект...

23.Подход учета риска через корректировку денежных потоков применим...

24.Подход учета риска путем корректировки ставки дисконтирования применим...

25.На основе чего корректируются на риск ставки дисконтирования...

26.Чем риск проекта выше, тем ставка дисконтирования...

27.Если сравниваются проекты инвестиций в одной отрасли, то ставки дисконтирования...

28.Если сравниваются с учетом риска проекты инвестиций в общественное питание и аграрный бизнес, то применяется подход...

29.Если фирма диверсифицирует свой портфель инвестиций, то для оценки проектов ей потребуется...

Из набора вопросов случайным образом формируются индивидуальные задания для каждого студента из 10 вопросов.

 

Тема 7. Валютный риск.

Вопросы для обсуждения.

1. Сущность и факторы валютного риска.

2. Котировки курсов валют.

3. Закономерности формирования обменных курсов.

4. Операционный валютный риск.

5. Трансляционный валютный риск.

6. Экономический валютный риск.

 

Темы докладов.

1. Эволюция мировой валютной системы.

2. Характеристика современной мировой валютной системы.

3. Теоретические основы формирования валютных курсов.

4. Валютные кризисы.

5. Современный валютный кризис в России.

 

Практические задания.

 

1. Проанализировать схему возникновения операционного риска, представленную на рисунке в опорном конспекте лекции.

2. Составить аналогичную схему операционного риска по сделке 100 тыс.долл. при курсе 60 руб. за доллар, если курс может варьировать от 55 до 65 руб. за доллар.

3. Торговая фирма закупает за рубежом РФ товары на сумму 100 тыс.долл. На момент заключения сделки курс составляет 50 руб. за доллар. На момент оплаты курс может составлять:

1) 55 руб. за доллар

2) 45 руб. за доллар

С каким видом риска сталкивается фирма. Оцените сумму риска .

4. Украинская фирма выступает в роли посредника по закупке леса в Росси на сумму 100 млн. руб. и продаже его в Польшу на сумму 2 млн.долл. Экспозиция курсов на момент сделок 0,4 грн. за 1 руб. и 25 грн. за 1 доллар . Проанализируйте возможные причины потерь и доходов при изменении курса на 5%. Оцените размеры риска.

5. План валютных поступлений и платежей фирмы. Валюта долларов США, тыс.долл.

ПОКАЗАТЕЛИ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ
Торговые поступления 1200 1800 2400
Поступления от расчетов между фирмами   400  
Общая сумма поступлений      
Сумма торговых платежей 1100 4200 1800
Платежи по расчетам между фирмами 200    
Общая сумма выплат      
Чистая сумма риска      

                                            

1) Проанализировать объем риска и возможные последствия при изменении курса рубля.

2) Что можно предпринять для уменьшения валютного риска.

5. У американского дочернего предприятия британской компании на 31 декабря 1-го года было активов на сумму 6,3млн.долл., а сумма займа составляла 2,5 млн.долл. На протяжении следующего года, то есть до 31 декабря 2-го года предприятие получило прибыли на сумму 630 тыс.долл.

Курсы валют:

31 декабря первый год 1,75долл. за 1 ф.ст.

среднегодовой курс 2-го года 1,8долл. за 1 ф.ст.

31 декабря год 2-ой 2 доллара за 1 ф.ст.

1) С каким видом валютного риска сталкивается британская компания.

2) Оценить сумму риска и его последствия для британской компании.

Задание 6

Британская компания на предстоящий год имеет следующий план выручки и валютных платежей:

валюта выручка затраты
фунт стерлингов 90 млн. 155млн
доллар США 300млн 130 млн.
евро 30 млн. 0

 

1) С каким видом валютного риска сталкивается компания?

2) С какими изменениями курсов связан риск потерь компании?

3) С какими изменениями курсов валют связан риск доходов компании?

4) Предположите возможные изменения курсов и оцените объемы риска.

 

Тестовые задания.

1.Причиной валютного риска является...

 2.Долгосрочные тенденции изменения курсов валют зависят от...

 3.В чем проявляется риск потерь при продаже за рубеж?

 4.В чем проявляется риск потерь при покупке за рубежом?

 5.В чем проявляется риск выгоды при продаже за рубеж?

 6.В каких случаях возникает риск выгоды при покупке за рубежом?

 7.Виды валютного риска.

 8.Операционный риск возникает...

 9.Трансляционный риск связан с...

 10.Экономический риск относится к...

 11.Если фирма заключает сделку на поставку продукции за рубеж, оплата по которой поступит в иностранной валюте через некоторое время, то она сталкивается с...

 12.Если заем в иностранной валюте, то риск потерь возникает если...

 13.Прямой экономический риск валютных операций означает...

 14.Косвенный экономический риск -это...

 15.Если российская фирма регулярно получает товары за доллары, то риск ее потерь возникает...

 16.Если российская фирма продает товары за доллары, то риск ее потерь возникает...        

17.Если немецкая фирма продает товары в кредит за фунты стерлингов, то риск ее потерь возникает...        

18.Если на рынке товара доминируют японская и американская фирма, а товар продается за доллары, то какие из фирм подвергаются косвенному риску?        

19.Английская кампания закупила в Японии партию ксероксов на сумму 25 млн. иен. На момент доставки обменный курс был 300 иен за 1 ф.ст., а на момент оплаты 280 иен за 1 ф.ст. Определить вид и оценить размер риска.

20.Немецкая компания производит изделие за 8 евро, а продает за 10 евро. Также изделия продаются в несколько стран. С каким видом риска сталкивается кампания, если евро стабильно укрепляется.

 21.Имеется ли валютный риск иностранных займов для Украины? Почему?

 22.Четыре главных элемента оценки операционного риска...

 23.Период операционного риска...

 24.Основополагающий принцип менеджмента валютного риска...

 25.Компания делает зарубежную покупку. В какой валюте ей выгоднее получить счет-фактуру?

26.Трансляционный риск возникает, потому что баланс и отчет о прибылях и убытках...

27.Операционного риска можно избежать...

28.Трансляционного риска можно избежать...

29.Косвенный экономический риск можно уменьшить...

 

Из набора вопросов случайным образом формируются индивидуальные задания для каждого студента из 10 вопросов.

 

 

Вопросы для обсуждения.

1. Сущность и факторы банковских рисков.

2. Виды банковских рисков

3. Оценка и мониторинг банковских рисков.

4. Риск ликвидности банка.

5. Кредитный риск банка.

6. Управление банковскими рисками.

 

Темы докладов.

1. Базельский комитет по банковскому надзору и его рекомендации.

2. Рекомендации Базельского комитета в области управления банковскими рисками.

3. Рекомендации по управлению рисками в Базель I.

4. Рекомендации по управлению рисками в Базель II.

5. Рекомендации по управлению рисками в Базель III.

6. Регулирование банковских рисков Центральным банком РФ.

7. Стресс-тестирование — инструмент оценки банковских рисков.

Практические задания.

1.  По данным, приведенным в таблице 2, рассчитайте показатели, позволяющие произвести оценку капитала банка.

В ходе оценки капитала банка используйте бальную и весовую оценку показателей:

Таблица 1

Вопросы для обсуждения.

1. Эволюция производных финансовых инструментов, как средства уменьшения риска.

2. Форвардные контракты в хеджировании риска.

3. Фьючерсные контракты в хеджировании риска.

4. Хеджирование риска с помощью опционов.

Темы докладов.

1. Производные финансовые инструменты: трансформация от средства хеджирования риска до фактора глобального финансового кризиса.

2. Современный рынок производных финансовых инструментов.

3. Валютные свопы.

4. Обоснование премии опциона.

5. Модель Блэка-Шоулза определения стоимости опциона.

6. Биномиальная модель определения стоимости опциона.

 

Практические задания.

 

1. Рассчитать ориентировочный шестимесячный форвардный курс доллара, если курс спот составляет 64 рубля за доллар, а процентные ставки денежного рынка по доллару составляют 1,5%, по рублю – 16%.

2. Брокер принял заказ от клиента на заключение трехмесячного фьючерсного контракта на покупку 1000 евро по цене 72 рубля за евро. Брокер покупает 1 августа фьючерсный контракт с датой исполнения 15 сентября, вносит в расчетную фирму за счет средств клиента начальную маржу в размере 15% от суммы покупки. Поддерживающая маржа: 8000 руб. Спот курс составил:

2.08 – 71 руб. за 1 евро;

3.08 – 69 руб. за 1 евро;

4.08 – 71 руб. за 1 евро;

5.08 – 72,5 руб. за 1 евро.

Клиент закрыл свою позицию офсетной сделкой 5 августа.

Определить состояние позиции на конец каждого дня и финансовый результат клиента. Каким бы был результат, если бы клиент закрыл позицию 4 августа.

3. Известны курсы валют и премии серий мартовских опционов.

 

Курс, долларов за 1 евро

Премия, центов/евро

    Колл Пут
1 1,200 12 0,3
2 1,225 9,9 0,9
3 1,250 8 1,5
4 1,275 6,2 2,5
5 1,300 4,5 3,8
6 1,325 3,2 5
7 1,350 2,1 7
8 1,375 1,6 9
9 1,400 0,9 11
10 1,425 0,5 13

Определить зоны прибыли и убытка для держателя и исполнителя опциона. Построить профиль прибылей и убытков.

 

4. Куплен опцион на покупку евро за доллары по курсу 1 евро = 1,1 долл. с премией 10 центов за 1 евро. Определить зоны прибыли и убытка для держателя и исполнителя опциона. Отобразить профиль.

 

5. Куплен опцион на продажу евро за доллары по курсу 1 евро = 1,2 долл. с премией 8 центов за 1 евро. Определить зоны прибыли и убытка для держателя и исполнителя опциона. Отобразить профиль.

 

Тестовые задания.

1. Производные финансовые инструменты это …

2. Суть хеджирования …

3. Изначальная цель покупки деривативов …

4. Что такое базовый актив дериватива?

5. Связан ли объем сделок с деривативом с объемом базового актива?

6. Связана ли цена дериватива с ценой базового актива?

7. Хеджирование финансового риска через передачу риска достигается путем...

8. Первым производным инструментом был …

9. Форвардный контракт это …

10. Достоинства форвардного контракта: …

11. Недостатки форвардного контракта: …

12. Открытие длинной позиции по форвардному контракту означает …

13. Открытие короткой позиции по форвардному контракту означает …

14. Покупатель форвардного контракта хеджирует риск …

15. Продавец форвардного контракта хеджирует риск …

16. Покупатель форвардного контракта, фиксируя цену, получает риск дохода при ее …

17. Покупатель форвардного контракта, фиксируя цену, получает риск убытка при ее …

18. Продавец контракта получает риск дохода при ее …

19. Продавец контракта получает риск убытка при ее …

20. Форвардный курс валюты определяется на основе …

21. Фьючерсный контракт это …

22. Основное отличие фьючерсного контракта от форвардного контракта …

23. Как гарантируется исполнение фьючерсного контракта?

24. Что такое закрытие позиции по фьючерсному контракту?

25. Как закрывается позиция по фьючерсному кантракту?

26. Что такое офсетная сделка?

27. Что нужно предпринять для закрытия короткой позиции по 100 фьючерсным валютным контрактам?

28. Что нужно предпринять для закрытия длинной позиции по 100 фьючерсным валютным контрактам?

29. Что такое первоначальная маржа?

30. Что такое поддерживающая маржа?

31. Что такое вариационная маржа?

32. Как определяется финансовый результат от закрытия позиции по фьючерсному контракту?

33. Опцион ценных бумаг представляет собой...

34. Преимущества опционов …

35. Европейский опцион...

36. Американский опцион...

37. Внебиржевой опцион и его преимущества …

38. Свободно обращающийся опцион и его свойства …

39. Опцион колл исполняется если ...

40. Опцион колл не исполняется если...

41. Опцион пут не исполняется если...

42. Опцион пут исполняется если...

43. Держатель опциона колл получит прибыль если...

44. Держатель опциона пут получит прибыль если...

45. Премия (стоимость) опциона это …

46. Опционная премия возрастает если...

47. Опционная премия тем больше чем...

48. Внутренняя стоимость опциона это...

49. Временная стоимость опциона зависит от ...

50. Чем больше период до исполнения опциона, тем премия...

51. Продавец опциона получает прибыль если...

52. Исполнитель опциона получит убыток если...

53. По истечении срока исполнения опцион...

 

 

4. Типовые задания для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта

Очная форма обучения

Виды учебной деятельности Методика оценивания Критерии оценивания Количество баллов

1. Лекция

1. Наличие студента в аудитории 1. Посещение лекции 0,5
2. Наличие конспекта лекции 3. Непосредственное участие в обсуждении 2. Работа на лекции (составление конспекта лекции, участие в обсуждении вопросов лекции) 0,5

Лекция

9,0

Практические занятия

44,0

Самостоятельная работа

27,0

Промежуточная аттестация

      20,0

Всего по дисциплине

100,0

 

Заочная форма обучения

Виды учебной деятельности Методика оценивания Критерии оценивания Количество баллов
1. Лекция 1. Наличие студента в аудитории; наличие конспекта лекции 1. Посещение лекции; работа на лекции (составление конспекта лекции) 2,0

Лекция

6,0

Практические занятия

6,0

Самостоятельная работа

36,0

Промежуточная аттестация

52,0

Всего по дисциплине

100,0

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Дата: 2018-11-18, просмотров: 521.