Законы и закономерности в неживой и живой природе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Жизненный опыт любого человека позволяет ему утвердиться в мнении, что совершающиеся в реальном мире процессы имеют определенный порядок. День сменяет ночь, родившийся ребенок старится, планеты движутся вокруг Солнца по своим орбитам. Мыслящий человек приходил к выводу, что у природы есть определенная, устойчивая и повторяемая связь между явлениями, процессами, предметами. В дальнейшем, со становлением науки люди выразили наблюдаемую и осмысливаемую ими связь между явлениями в понятиях «закон» и «закономерность».

Закон — это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая и повторяемая связь между явлениями, взятая в своей обобщенной форме применительно к определенному предмету объективной реальности, т.е. неживой и живой природы. 

Законы есть продукты человеческого познания и знания, но по своему внутреннему содержанию они выражают объективные процессы, происходящие в реально существующем мире. Открытие и формулирование законов — основные задачи науки, поэтому ученые, каждый в своей области научных исследований, находятся в постоянном поиске регулярности, порядка, устойчивых тенденций в связях между явлениями, в выявлении закономерных отношений между предметами, которые впоследствии превращаются в новые законы природы. Возможность человека в достижении гармоничной связи с неживой и живой природой обусловливается уровнем познания им законов природы, а также умениями и навыками использования этих законов.

Законы природы в определенной степени связаны с таким феноменом, как детерминизм, но не тождественны ему. Так, в соответствии с положениями детерминизма мы можем говорить о всеобщей обусловленности явлений природы. Законы же выражают качественную устойчивость выявленных связей, оценивая их с точки зрения объективной необходимости и качественной регулярности. В результате мы имеем основание утверждать, что закон, как выражение объективной необходимости может выступать в качестве меры предсказуемости событий. 

Например, юристы-следователи, познав и осмыслив законы поведения организованных преступных группировок, способны будут не только предсказывать их действия, но и предотвращать возникновение деяний этих группировок в конкретной социальной ситуации, в конкретное время.

Феномен закона проявляет себя как диалектическое совмещение принципа всеобщей связи явлений и процессов, имеющих место в реальном мире, и принципа развития, который отражает объективное стремление всего сущего к изменениям, приводящим к появлению новых качественных образований. Закон в хитросплетениях реального мира помогает осмыслить не только связи в явлениях и процессах, которые наличествуют в природе, но и «механизм» возникновения и становления нового, которое является атрибутом постоянно развивающегося и обогащающегося мира.

Классификацию законов осуществляют по разным основаниям. Например, с позиций количественных и качественных изменений, которые происходят в неживой и живой природе, все законы можно подразделить на две большие группы: 1) законы функционирования; 2) законы развития.

Законы функционирования выражают существенную, необходимую связь между сосуществующими в пространстве и времени предметами, явлениями, процессами. Например, закон всемирного тяготения, сформулированный И. Ньютоном, выражает величину силы притяжения между двумя телами в зависимости от их массы и расстояния между ними. Он применим для характеристики связей, которые существуют между всеми телами, не относящимися к микромиру.

Законы развития выражают причины и источники тех изменений в реальном мире, которые приводят к появлению новых качеств, а также раскрывают направления, где эти новые качества могут возникнуть. Так, например, закон фотосинтеза раскрывает причину, источник, а также алгоритм превращения углекислого газа в кислород листьями деревьев, если при этом наличествует необходимое освещение этих листьев. К. А. Тимирязев впервые обосновал процесс развития, превращения неорганических веществ углекислоты и воды в органическое. Таким образом, и с химической, и с физической, динамической точек зрения фотосинтез является основой развития жизни на планете Земля. В соответствии с законом при фотосинтезе количество световой энергии, затрачиваемой на образование одной грамм-молекулы гексозы, равно 686 большим калориям.

Если в качестве признака классификации законов взять объем сферы их действия, то все законы можно подразделить следующим образом: а) общие, универсальные, охватывающие всю природу; б) частные, действующие только в ограниченной области, сфере природных явлений, процессов. Так, например, к общим законам развития можно отнести философские законы развития: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания, отрицания (рис. 4.1). При этом в силу того, что они охватывают явления природы вообще, отражая существенные и устойчивые связи между явлениями, в большей степени проявляют себя как законы-тенденции, т.е. отражают источник, механизм и направление любого развития.

Закон единства и борьбы противоположностей выражает причину и источник развития и утверждает, что предметы реального мира взаимосвязаны, едины и одновременно изменяются путем раздвоения единого на различное и противоположное, формируя внутренний импульс ее изменения к тождеству или противоположности. 

Обращаясь к данному закону, мы имеем возможность выявить не только причину и источник развития, но и определить формы движения и типы развития. Человек, обращая свой взор к предметам реального мира, выявлял различия форм сущего, находящегося в единстве. Например, мы сами являемся носителями несовпадений позиций, взглядов, которые соотносим, сопоставляем и даже доходим до споров одного «я» с другим «я», живущим в едином «теле». Все это есть противоречие как определенный тип взаимодействия различных тенденций, несовпадающих сторон, свойств, качеств в составе той или иной структуры как системы или между системами, процесс «столкновения» различных, несовпадающих по направленности, вплоть до противоположностей, сил и устремлений.

Различия могут быть разными, но они суть отношения неодинаковости, нетождественности предметов и в самом в себе, и с другими предметами. Предельным случаем существенного различия является противоположность.

Противоположность — это крайняя стадия развития стороны, качества элемента внутри конкретного предмета или предметов в единой системе.

Предметы противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения. Удачным примером такого единства может служить магнит с его противоположно направленными полюсами. Диалектический принцип противоречия отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. При этом единство противоположностей, выражающее устойчивость предмета, да и сами противоположности по факту своего бытия относительны, преходящи, в том смысле, что они характерны для конкретных свойств, качеств. Борьба же вновь и вновь образующихся противоположностей — абсолютна, что есть условие бесконечности процесса развития.

Противоречия характерны для самой сущности предметов как атрибут всех форм существования материи; они обусловливают активность последней, ее внутреннюю готовность к развитию. В философии выделяют разные типы противоречий: внутренние и внешние; основные (главные) и неосновные; антагонистические и неантагонистические.

Внутренние противоречия выражают состояние конкретной системы как определенной целостности, ибо каждая система существует в рамках иерархически более сложных систем. Например, противоречия внутри малой группы какого-то коллектива есть борьба личностей в рамках общностей состоящих из двух или трех человек, которая может сопровождаться распадом этой группы или сменой лидера, или еще каким-либо последствием.

Внешние противоречия являют собой взаимодействие двух тенденций, свойств или качеств разных систем, находящихся в единстве. В качестве примера можно привести противоречия между системой обвинения и системой защиты в судебном заседании. У этих систем направленность рассмотрения деяния может колебаться от несовпадающей по тенденции до прямо противоположной. Здесь противоречие может проявляться не только в форме спора, но и на уровне конфликта.

Следует отметить, что в соотношении роли внутренних и внешних противоречий в развитии всего сущего в природе приоритет принадлежит внутренним противоречиям. Это соотношение не изменяется даже если исходной причиной развития системы будет внешнее противоречие, ибо в дальнейшем внешнее противоречие обязательно переходит во внутреннее через изменение структуры конкретного предмета.

В перечне внутренних противоречий, обусловливающих развитие предмета, можно выделить основные (главные) и неосновные противоречия. К основным противоречиям относят те, которые присутствуют в сущностных свойствах, признаках конкретного предмета. Например, в развитии человека, процессе становления социально зрелой личности основным противоречием, источником его внутренних преобразований будет противоречие между общественно значимой целью, им же сформулированной, и результатом, которого человек в своей деятельности достигает. К неосновным противоречиям, обусловливающим формирование социально зрелой личности, можно отнести противоречия между ее естественными потребностями и ее же возможностями эти потребности удовлетворить.

При этом, рассматривая противоречия как источник развития, мы должны сказать, в чем же смысл этого источника. С позиций философского подхода речь в данном случае идет о той «силе», которая дает начало чему-нибудь. Противоречия побуждают все сущее к изменениям, развитию. Можно также сказать, что характер противоречия обусловливает и характер динамики тех изменений, которую получает предмет от наличествующего у его главного противоречия потенциала.

Особенным для социальных систем является то, что в них могут наличествовать антагонистические по своему потенциалу противоречия. Они возникают между социальными системами, которым присущи черты, свойства, тенденции, прямо противоположные друг другу. Между такими системами возникают или устанавливаются контрарные связи и взаимодействия. В дальнейшем данные противоречия способны подниматься до уровня конфликта, который может перерасти в революцию, войну. В качестве подтверждения данного вида противоречий можно привести ряд примеров из современного мирового опыта развития стран на Ближнем Востоке.

Наряду с антагонистическими социальным системам присущи и неантагонистические противоречия, обычно возникающие между социальными системами, которым присущи черты, свойства, тенденции не совпадающие друг с другом. Например, в современном мировом сообществе существуют различные правовые семьи: романо-германская, англосаксонская, религиозно-общинная. Они взаимодействуют друг с другом, обусловливают свое развитие при сохранении между ними противоречий.

Развитие в неживой и живой природе представляет собой процесс, который сочетает в себе единство непрерывного и прерывного. Непрерывность предполагает количественные изменения, происходящие в предметах реального мира. Прерывность означает переход предмета в новое качество. «Механизм» этого процесса раскрывает закон перехода количественных изменений в качественные.

Так, с проявлением внутри предмета реального мира противоречащего начала в нем начинают происходить количественные изменения, т.е. в самой структуре предмета появляются дополнения в форме взаимосвязей отдельных его элементов, в их свойствах, чертах, увеличивается или уменьшается их число и т.д. Все это отражается категорией «количество».

Количество — категория, отражающая внешнее, формальное проявление свойств и черт элементов предмета или самих предметов, а также их связей и взаимодействий.

Для установления количественной определенности частей предмета и самих предметов мы соотносим, сопоставляем его признаки с определенным «эталоном» как единицей счета и измерения. При этом количественные изменения в развитии предмета выражают его относительную устойчивость, предполагающую сохранения самости элементов предмета или самого предмета таким, каким он изначально и являлся. Например, студент в вузе остается студентом в течение определенного времени обучения, хотя он и получает значение студента второго, третьего, четвертого курсов. Он приобретает новые знания, вырабатывает новые умения, навыки, формирует у себя необходимые для профессиональной деятельности компетенции. Потенциал его профессиональной культуры растет, но только после успешной защиты диплома и сдачи государственных экзаменов студент переходит в разряд специалиста (бакалавра). Таким образом, на определенном этапе новые составляющие, еще характеризующие обучаемого как студента, придают предыдущим свойствам и чертам такие изменения, которые приводят студента в совершенно другое качество — специалист (бакалавр).

Качество есть такая совокупность черт и свойств предмета, отражающих его сущность, внутреннюю определенность и делающих данный предмет таковым, каков он есть на самом деле.

Качество предмета позволяет отличать один предмет от другого по его сущности и одновременно сравнивать предметы, отождествлять их и противопоставлять друг другу, объединять и разъединять, проектировать и конструировать новые предметы не только в реальности, но и в мышлении.

Проявление качеств одного предмета в связях с другим значимо зависит от существенных свойств последнего. Результат воздействие адвоката в судебном заседании на присяжных заседателей в определенной степени зависит от личностных и профессиональных качеств последних. Можно сказать и так: качество предмета, взаимодействующего с другими предметами, выступает как относительное. Например, в связях с деревом — сталь тверда, в связях с алмазом — сталь мягка. Любое качественное состояние предмета относительно. Под воздействием определенных условий или противоречий одно качество может исчезать, но не иначе как превращаясь в другое.

Происходит данное превращение в рамках определенной меры. Следует отметить, что категория «мера» была одной из основных для мыслителей Античности. О чем бы ни рассуждали философы, они всегда ее использовали для обоснования появления нового качества. Мера выступала и выступает сейчас как «третий компонент», который связывает количество и качество в единое целое. Рассматривая процесс «превращения» студента в специалиста (бакалавра), мы обозначали меру количеством лет обучения, отмечая при этом, что мера есть единство количества и качества и одновременно определенная «граница», в которой качество проявляется в своей определенности. Она есть характеристика закономерности, ибо корневым элементом последней является мера — сфера количественных изменений в рамках одного качества.

Мера — это философская категория для отражения той области качества, в которой оно допускает количественные изменения своих свойств и черт, но сохраняет свои существенные признаки.

Появление нового качества означает появление нового предмета с новыми закономерностями своего бытия. При этом глубина качественных изменений в предмете может быть различной. Например, в рамках обучения студента в вузе может быть переход одного качества в другое как переход с одного курса обучения на другой. Применительно к предметам природы вообще качественные изменения могут осуществляться на одном уровне движения материи, а могут происходить так, что предметы переходят с одного вида движения материи на другой.

В философии процесс коренного изменения исходного качества предмета на совершенно новый, т.е. переход с одной формы движения материи на другой характеризуется такой категорией как «скачок».

Скачок есть своеобразная демаркационная линия, отделяющая одну меру изменения количественных преобразований в предмете с сохранением имеющегося качества, на другую меру, предполагающую количественные изменения в предмете, но в другой форме движения материи.

Скачок — это философская категория, отражающая величину качественных изменений в предмете или предметов друг по отношению к другу, переход от одной меры количественных изменений в предмете к другой мере, характеризующей предмет уже на новой форме его существования.

Существуют различные типы скачков. Они определяются как исходными составляющими предметов реального мира, так и условиями, в которых данные предметы развиваются. Другими словами, скачки определяются исходным материалом предметов, а также характером внутренних и внешних противоречий, обусловливающих их развитие. Скачки могут быть длительными или короткими. Например, длительными скачками можно назвать процесс возникновения и развития живого и жизни на планете Земля. К коротким скачкам следует отнести, в частности, взрыв тротила или ядерный бомбы.

Закон перехода количественных изменений в качественные, отражая «механизм» развития, имеет еще и методологическое значение. Так, он ориентирует юристов на тщательное изучение и учет всех количественных изменений, которые привели к появлению каких-то, на первый взгляд неожиданных, качественных изменений в рассматриваемом деле, человеке, событии. С позиций формулирования решения данный закон требует от судей выявления той меры, в рамках которой права человека и требования закона будут находиться в единстве.

В многочисленных сменах одних предметов другими, которые может наблюдать и фиксировать человек, происходит диалектический процесс становления качественной определенности всех феноменов природы, формирование и разрушение «узловых» структур объективной реальности. При этом наблюдаемые нами изменения, которые происходят в природе, имеют логику и направленность. Выявить направленность развития позволяет закон отрицания отрицания, который утверждает, что в развитии новое качество не просто отрицает предыдущее, но через второе отрицание появляются предметы с новым качеством, содержащим сущностные признаки исходного качества развиваемого предмета. Другими словами, через второе отрицание качества исходного предмета в своем развитии воспроизводятся в новом предмете, но с приобретением каких-то новых признаков, которые не были характерны для сущности исходного предмета.

Продемонстрировать это непросто, так как в природе данный процесс имеет определенную длительность. Для примера, который в определенной степени подтверждает действие закона отрицания отрицания, можно использовать процесс выращивания зерновых культур. Весной зерна сеют в землю. Они прорастают, и стебли этих зерновых «отрицают» качество зерна. Осенью полученные зерна отрицают стебли, но воспроизводят зерно с признаками, которые как-то изменяют сущность посеянного весной зерна. Это разные стадии бытия-небытия зерна. В этом процессе происходит неуловимое переплетение нового со старым, соединяя в себе крайние моменты уходящего и нарождающегося. Выходит, что ценность отрицания определяется мерой его продуктивности. Другими словами, ценность отрицания состоит в том, насколько его роль привнесла в новое качество предмета такие изменения, которые явились прогрессивными, ведь новое в предмете не может утвердить себя не только без отрицания, но и без преемственности.

Преемственность — философская категория, которая отражает связь между различными ступенями развития предмета и предполагает сохранение тех или иных свойств и черт этого предмета при переходе его в новое качество.

Выделяют два вида преемственности: 1) преемственность при количественных изменениях в предмете развития; 2) преемственность при качественных изменениях в предмете развития.

Преемственность при количественных изменениях происходит в предмете, когда ее основное содержание составляет структура или организация этого предмета. Например, такая преемственность происходит при воспроизводстве живых организмов одного вида.

Преемственность при качественных изменениях происходит в предмете, когда его структура трансформируется. В этом случае содержанием преемственности являются сущностные признаки предмета развития. Например, такая преемственность присутствует при осуществлении прививки плодовых деревьев. Здесь в преемственности для нового качества будут присутствовать сущностные признаки дерева, устойчивого к определенной полосе нашей страны, а также того дерева, плоды которого мы желали бы получать.

В целом прошлое нельзя рассматривать бесследно уходящим в реку времени. Оно все время участвует в созидании настоящего и будущего, осуществляя живую связь времен в форме традиций.

Традиция — философская категория для отражения элементов культурного наследия, которое передается от поколения к поколению и сохраняется в социальных общностях длительное время.

В философском аспекте традиция представляет собой определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта. Достигнутое каждым поколением в любой области человеческой жизни есть драгоценное наследие, рост которого является результатом сбережения предшествующих поколений. Разумность, ответственность в наследовании традиций прошлого в сочетании с новым обусловливает прогрессивное развитие общества. При этом развитие представляет собой не прямую линию и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков. В процессе развития происходит возврат к ранее пройденным ступеням, ибо в новой форме повторяются некоторые черты уже имевшихся форм. Однако это не простое возвращение к первоначальной форме, а качественно новый уровень существования предмета. Каждый последующий цикл развития не повторяет предыдущий, а является качественно новым уровнем. При этом новое в результате процесса развития само становится старым на фоне появления более нового и отрицается этим более новым, т.е. развитие направлено от старого к новому и от нового к более новому. Таковы общие законы развития.

Частные законы развития действуют лишь в ограниченной области бытия природы. К таким законам можно отнести законы развития видов животных, например, законы филогенетического развития, которые были установлены главным образом зоологами. В соответствии с данными законами эволюционные изменения всегда являются приспособлениями к изменившимся условиям среды. Эти изменения возникают и развиваются в результате естественного отбора, что было блестяще обосновано еще в середине XIX в. Ч. Дарвином (1809—1882) в его классическом труде «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859).

Если в качестве признака классификации законов взять форму их проявления, то законы природы можно подразделить на динамические и статистические или статистические? (вероятностные). Примером динамического закона может служить закон притяжения. Любой предмет, брошенный с поверхности планеты Земля вверх, обязательно вернется на землю, если не будет двигаться со скоростью большей 8 км/с. Данное действие может совершить любой человек и убедиться в конечном результате. Вместе с тем если подбрасывать монетку, вращая ее, вверх, то точно определить какой стороной она упадет на землю нельзя. В этом случае проявляет себя статистический закон.

Такое различие между динамическим и статистическим способами проявления необходимости иногда применяется для противопоставления понятий «закон» и «закономерность». Так, в случае динамического способа проявления необходимости, речь идет о законе. В случае статистического способа проявления необходимости, говорят о закономерности.

Такая градация закона и закономерности не совсем корректна, поскольку противопоставлять их нельзя. И закон, и закономерность являются выражением проявления необходимости. Однако, закономерность, в отличие от закона, отражает не устойчивое проявление объективной необходимости, а лишь выявленную степень вероятности ее проявления. Например, закон как необходимость в конкретном социальном объекте выступает для него в качестве закономерности. Дело в том, что развитие в социальных объектах осуществляется посредством деятельности людей, соседствует со случайным. В связи с этим определить характер активности людей полностью и всесторонне невозможно. Закономерность является формой проявления закона из-за не до конца познанной сущности того предмета, где наличествует социальный способ проявления необходимости.

Закономерность — это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, но не устойчиво проявляющаяся связь между явлениями, взятая в обобщенной форме применительно к определенному предмету объективной реальности, где отсутствует познанная ее сущность.

В неживой и живой природе действуют законы и закономерности. Не чья-то воля, а внутренние противоречия, присущие предметам реального мира, обусловливают развитие последнего, обеспечивают многокрасочность и полиаспектность жизни, которая не подчиняется никаким схемам и догмам. Особенно ярко это проявляется в социальной форме движения материи, где все законы развития социоисторических организмов осуществляются посредством деятельности людей. Человек сознательно «реализует» иной раз скрытый потенциал социальных законов, придавая им своеобразное «звучание», обусловленное личным творчеством.

Практикум

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы структурные элементы и содержание мировоззрения?

2. В чем заключена сущность мировоззрения?

3. Каковы причины формирования различных типов мировоззрения?

4. Как можно раскрыть содержание мифологии как мировоззрения?

5. Каковы отличительные черты религиозного мировоззрения?

6. Каковы основные отличия научного мировоззрения от религиозного?

7. Какова содержательная особенность философского мировоззрения?

8. Назовите основные компоненты картины мира?

9. Какие виды картин мира сейчас рассматриваются в философии?

10. Почему ни одна из картин мира не может претендовать на исключительность?

11. Каким образом мировоззрение обусловливает деятельность юриста?

12. Каковы структурные элементы и содержание закона?

13. В чем заключена сущность закона природы?

14. Каковы критерии классификации законов?

15. Как можно раскрыть содержание закона единства и борьбы противоположностей?

16. Каково содержание категорий «количество», «качество», «мера», «скачок»?

17. Какова суть закона перехода количественных изменений в качественные?

18. Каково предназначение закона отрицания отрицания?

19. В чем суть категорий «преемственность» и «традиция»?

20. Каким образом можно представить развитие?

21. Как соотносятся «закон» и «закономерность»?

22. Каким образом законы развития обусловливает деятельность юриста?

Практические задания

 

1. В XIX в. обосновывались плюралистические концепции бытия. Считалось, что бытие не является единым, ибо в его основе имеется множество равно значимых и независимых начал. Одним из вариантов данного подхода является дуализм, согласно которому в основе бытия есть два начала: материальное и духовное.

Подумайте и установите, кто из мыслителей отстаивал данные концепции бытия.

 

2. В философии принято считать, что социальное бытие — это явления и события общественной жизни, многообразные исторические процессы, реализующиеся через деятельность людей. Социальное бытие объединяет:

а) материальную сторону общественной жизни, в первую очередь сферу производства и отношения, складывающиеся в ней объективно, т.е. независимо от воли и желания людей;

б) духовную сторону общественной жизни, т.е. совокупность нематериальных ценностей — знаний, политических и правовых установок, нравственных и эстетических норм, философских и религиозных представлений и т.д.

Если духовные ценности фиксируются в материальных памятниках культуры, то можно ли утверждать, что благодаря такой фиксации духовная сторона общественной жизни отделена от индивидуальных сознаний людей и вместе с тем открыта, доступна для них?

Подумайте и обоснуйте свой вывод, основывая его с позиций материализма.

 

3. Мы уже рассмотрели основные категории философии и установили, что все они являются наиболее общими понятиями и формируются мышлением человека, отражая ту или иную сторону, феномен объективной реальности.

Категория «материя» — результат творческого мышления ученых, она отражает всю реальность, существующую вне сознания человека.

М ожно ли согласиться с утверждением, что сознание отдельного человека также есть «материя», но для другого человека?

Подумайте и обоснуйте свой вывод, основывая его с позиций материализма.

 

4. Подумайте и определите, какой тип мировоззрения содержится в следующих суждениях:

а) «При всем бесконечном многообразии изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется; в природе ничего не ново под луной...»;

б) «Каждая конечная форма существования материи — безразлично, солнце или туманность, отдельное животное или животный вид... одинаково преходяще... ничего не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения».

Обоснуйте ваши выводы.

 

5. Подумайте и определите, какая картина мира отражена в данном высказывании:

«Органическая жизнь невозможна без механического, молекулярного, химического... и т.п. изменения. Но наличие этих побочных форм не исчерпывает существа главной формы... ибо организм есть, несомненно, высшее единство, связывающее в себе в одно целое механику, физику, и химию так, что эту троицу нельзя больше разделить».

Обоснуйте ваш вывод!

 

Тест

 

1. Выделите понятие, которое с точки зрения онтологии не является однопорядковым с нижеперечисленными:

1) мир;

2) право;

3) природа;

4) космос;

5) Вселенная.

 

2. Философская позиция, согласно которой основу мира составляют две равноправные субстанции (материальная и идеальная), называется:

1) реализм;

2) монизм;

3) плюрализм;

4) дуализм;

5) диалектика.

 

3. Функция философии, связанная с построением общей картины мира:

1) онтологическая;

2) воспитательная;

3) идеологическая

 

4. Наиболее общее понятие философской онтологии:

1) бытие;  

2) космос;

3) Вселенная.

 

5. К основным вопросам онтологии относятся:

1) развитие нравственных принципов;

2) осмысление основных закономерностей развития природы;

3) происхождение окружающего мира;

4) индивидуальные особенности личности;

5) закономерности возникновения и развития научного знания.

 

6. Современная философия выделяет такие виды материи:

1) апейрон;

2) гомеомерии;

3) вещество;

4) монады;

5) физическое поле.

 

7. Правильная последовательность уровней неживой природы от более простых к более сложным (пронумеровать от 1 до 5):

1) атомарный;

2) единичных предметов;

3) макротел;

4) молекулярный;

5) планетарный.

 

8. Среди понятий, характеризующих состояние материи, лишним является:

1) твердое тело;

2) плазма;

3) гравитация;

4) жидкость;

5) газ.

 

9. В истории философии «первой философией» называли:

1) онтологию;

2) гносеологию;

3) логику;

4) этику;

5) антропологию.

 

10. Объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, предельное основание реальности — это:

1) природа;

2) материя;

3) субстанция;

4) космос;

5) мир.

 

11. Форма бытия, представляемая в современности как наиболее очевидная, объективная реальность — это:

1) материальное бытие;

2) идеальное бытие;

3) социальное бытие;

4) небытие;

5) инобытие.

 

12. Материя и только материя носит субстанциональный характер в трактовках:

1) объективных идеалистов;

2) субъективных идеалистов;

3) материалистов;

4) дуалистов;

5) номиналистов.

 

13. Атрибутами (всеобщими формами существования) материи являются:

1) температура;

2) пространство;

3) цвет;

4) время;

5) покой.

 

14. Исследователи выделяют уровни материи (исключите лишнее):

1) физическую;

2) химическую;

3) биологическую;

4) астрономическую;

5) социальную.



РАЗДЕЛ 4

ВОПРОСЫ АНТРОПОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Проблема человека и человеческих сообществ всегда интересовала философию и антропологию как совокупность научных дисциплин, изучающих человечество. Как известно, антропология акцентирует внимание как на биологической и культурной дифференциации групп людей, так и на интегративных чертах и свойствах, которые позволяют осмыслить человечество как единое целое. В структуре антропологических дисциплин культурная антропология занимает центральное место. Ее представителями разрабатывались базовые теоретические положения, которые раскрывали проблему человека и человечества, но рассматривали человека вообще.

Ограниченность антропологических воззрений на человека и сообщества людей преодолевает социальная философия, ориентированная на раскрытие и описание качественных признаков общностей людей, социальных черт и свойств человека, его природы и сущности, законов развития общества, социальных идеалов, смысла жизни человека. Современная социальная философия представляет собой раздел философии, особую форму рационального знания. Она раскрывает логику и характер прерывности социального процесса, обеспечивает мировоззренческую и методологическую составляющие познавательно-преобразовательной деятельности людей. 

 

Глава 5
Природа и сущность человека

 

В результате изучения материала данной главы студент должен:


Знать

· основные концепции происхождения человека;

· содержание природы и сущности человека;

· связь биологического и социального в человеке;

· смысл жизни человека;

· материальные и духовные ценности в жизни и деятельности человека, в том числе и таких специалистов, как юристы;

уметь

· применять полученные знания для постановки и анализа философских проблем человека;

· самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу по проблемам человека и его будущего;

· анализировать противоречия в самом человеке и осмысливать пути их разрешения;

владеть

· навыками разрешения внутренних противоречий на основе использования философских знаний о природе и сущности человека;

· использования положений социальной философии в выявлении сути проблем формирования социально зрелой личности;

· выявления основных закономерностей и форм регуляции поведения людей.

 

Осуществить осмысление такого феномена, как человек, совсем не просто. Достаточно трудно найти определяющее понятие, которое позволило бы четко, ясно и непротиворечиво сформулировать определение категории «человек». В связи с этим философское постижение природы и сущности человека возможно через реконструкцию его сущностных характеристик, через осмысление его относительно самостоятельного бытия по отношению к неживой и живой природе, по отношению к себе подобным и своей деятельности, а также по отношению к самому себе.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 406.