Человек, как и любое другое живое существо на планете Земля, имеет свою среду обитания, которая обеспечивает и обусловливает функционирование, развитие его биологической, природной основы и совокупности составляющих его социальной сущности.
Взаимосвязь человека и природы, человека и культуры — это, в первую очередь, палитра отношений человека с естественной и искусственной средой своего обитания. Одновременно это процесс самоутверждения человека как высшей ступени развития живого на планете Земля, как уникального творения социальной формы движения материи и самосовершенствования, как основы ноосферы. Философское рассмотрение всех этих связей позволяет существенно расширить знания о сущности и природе человека, в определенной степени определиться и с его смыслом жизни.
Природа в широком смысле слова — это все сущее, весь мир в многообразии его форм, единство пространства, времени, материи и процессов, обеспечивающих это единство (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Структура природы
Конкретно для человека природа — это видимый земной мир, обнимающий в некотором единстве совокупность того, что составляет определенную среду и основу человеческой жизни, первоначально данную, а не созданную человеком. Вся природа представляет процесс универсального движения материи, переход ее из одной формы в другую. Природа не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. В содержание природы входит и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, и все сущее, вся Вселенная, весь Космос.
Иногда природой называют лишь то, что составляет биосферу нашей планеты, ее бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки, бесконечное разнообразие жизни на Земле.
Биосфера — это область всего живого, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы.
В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система. Однако она не остается неизменной, а представляет собой самоорганизующуюся систему, которая развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. В соответствии с историческими данными на нашей планете происходили глубокие и качественные преобразования. Так, уже не раз исчезали и появлялись разные виды животных и растений, подтверждая объективную закономерность: эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Следует учитывать и тот факт, что помимо растений и неразумных животных, биосфера включает в себя и человека как разумное существо. Более того, человек своей активностью, в большей части сознательной, может изменять характер процессов, происходящих в биосфере.
Что касается такого феномена, как культура, то в философии существуют различные подходы к его определению. Особое значение среди них имеют ценностный, деятельностный, а также антропологический подходы. Интегрируя результаты рассмотрения культуры с позиций разных точек зрения, можно сформулировать ее определение.
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми, а также сама деятельность по созданию этих ценностей, которые в совокупности обусловливают процесс социализации человека.
Получается, что культура — это своего рода «вторая природа», объективная реальность, созданная людьми в процессе их познавательно-преобразовательной деятельности, где рациональное мышление обусловливает цели, средства и способы проявления их активности. Именно сознание людей и их творчество, в широком смысле этого слова, предопределяют создание всех результатов, которые и составляют содержание культуры разных народов, исторических эпох, видов человеческой деятельности, форму и сущность их бытия.
В процессе своей деятельности по созданию материальных и духовных ценностей, в результате взаимодействия с «культурной средой» человек преобразует самого себя, раскрывает внутренние предрасположенности к определенной форме и способу своего бытия, свои задатки, позволяющие ему проявить себя как талантливого и даже гениального мастера своего дела. В большинстве случаев включение человека в процесс объективации и субъективации культуры превращает его в личность. В связи с этим культуру можно определить также как способ и форму бытия человека, как меру человеческого в человеке.
Культура представляет собой сложную структуру, включающую в себя следующие компоненты:
— вещественные, такие как орудия труда, жилище, одежда, транспорт, средства связи и другие, а также формы, способы их производства;
— духовные, т.е. научные и обыденные знания, правовые нормы, религиозные и философские учения, формы искусства, нравственные идеалы и другие; очевидно, что данные компоненты сохраняются в объективированных формах: в книгах, художественных произведениях, архитектурных сооружениях, кинофильмах, музыкальных произведениях; это придает им межличностный, можно сказать, интерсубъективный, понятный разным людям характер, делает возможным их освоение любым человеком;
— различные способы, формы всех видов социальной деятельности, типов управления, форм организации бытия людей.
На разных этапах существования общностей людей, обществ, а также у разных народов, в разных природных и географических регионах формируются многообразные культуры, различающихся по преобладающим формам, способам социальной деятельности, общественным ориентациям, религиозным канонам, традициям и другим признакам.
Культуры классифицируют или по религиозным канонам, или по языку, или по географическому положению сообществ людей, или по уровню развития средств и способов производства материальных и духовных ценностей, или по формам государственного управления и многим другим признакам и чертам. Важно, что культуры народов взаимодействуют между собой и что взаимодействие этих относительно самостоятельных культур является важнейшим фактором становления мировой культуры, синтезирующей их наиболее значимые достижения. Из этого следует, что культура диалогична, т.е. она существует и развивается в ходе диалога, коммуникации между людьми и народами как носителями разных культур.
Культура не только занимает значимое место в жизни сообществ людей, но и выполняет важнейшие функции, среди которых значимыми являются следующие:
— социализация представителя рода человеческого, развитие его природных задатков, создание условий для реализации творческих способностей человека;
— сохранение и передача знаний, умений, традиций сообществ людей, т.е. обеспечение преемственности в развитии человечества, трансляция социального опыта от одного поколения к другому;
— регуляция общественной жизни, поддержание сплоченности людей и стабильности функционирования всех социальных подсистем;
— обеспечение новаторства в разных сферах человеческой деятельности, развитие и обогащение истории;
— развитие коммуникаций, общение между народами, обмен культурными ценностями; и др.
Между природой и культурой как средой обитания человека существуют различия, обусловленные, в первую очередь, характером своего возникновения. Природа — это «плод» материального мира, а культура — «продукт» человеческой деятельности. При этом одностороннее подчеркивание этого различия приводит к дуалистическому взгляду на мир, разделению мира на природный и неприродный, которые реально взаимосвязаны, а различие между ними условно-историческое. Природа, предшествуя культуре во времени, одновременно является постоянным и необходимым условием последующего существования и развития культуры, поэтому грань между природой и культурой не абсолютна, а относительна. Эта грань не противопоставляет природу и культуру, а различает их в пределах связующей их целостности, ведь только в мире социального возникает и существует культура на основе природного. До этого исторического времени природа «обходилась» без культуры. Последняя же без природы невозможна.
Человек всегда находился и находится в определенном отношении к природе. Сегодня взаимодействие человека и природы может и способно базироваться на следующих основных положениях, разработанных современной наукой и подтвержденных практикой: (См.: Рис. 5.4.)
Рис. 5.4. Природное и социальное в человеке
— природа обладает возможностью порождения живого, жизни, человека, что доказано естественно-научным путем;
— человек есть высший этап эволюции природы, высшая ступень развития животного мира, что подтверждается эволюцией живого, а также процессом деторождения;
— только на «природной основе человека» возможно появление социального бытия, сознания у людей и их мыслительной деятельности;
— в социальной субстанции человек может реализовать свои задатки, превращая природные основания в содержание общественной жизни;
— тенденцией в развитии социального, сознательной деятельности человека является появление и утверждение ноосферы, сферы разума.
Для обеспечения безопасного существования и прогрессивного развития человек, сообщества людей обязаны не только познать природу и эволюцию составляющих ее элементов, но и суметь организовать свою жизнь с учетом законов природы и тенденций ее изменения.
Во-первых, следует учитывать тот факт, что природа является естественной основой жизнедеятельности человека и вне природы человек не существует и существовать не может. Более того, наша жизнь в значительной мере, даже больше чем мы ранее полагали, зависит от явлений природы. Мы живем на планете, в глубинах которой протекает множество еще неизвестных человеку процессов, влияющих на нас, на состояние функционирования организма, на здоровье и т.д. Процессы на Солнце, которые мы даже не всегда можем фиксировать, обусловливают не только самочувствие людей, но и изменения в структуре магнитных и электромагнитных полей на Земле, в содержании географических процессов, изменении климата, биосфере и во многих других сферах существования жизни. Пролетающие в космосе разные «тела» могут быть «захвачены» притяжением Земли и способны изменить геологические процессы, происходящие внутри планеты, вызвать непредсказуемые для жизни людей последствия.
Во-вторых, пройдя длительный период гармоничного сосуществования с природой как средой своего обитания, когда она могла «самостоятельно» залечивать те «раны», которые ей наносил человек, обеспечивая свое бытие, люди стали «отчуждаться» от нее. Усиливая свои возможности, посредством создания все более и более совершенных средств и способов своей деятельности, человек стал наносить природе такие «раны», которые не только сама природа, но и человек уже не может залечить. Из истории известно, что и в прежние эпохи обострялись противоречия между человеком и природой, и это приводило к экологическим кризисам. Однако это были локальные и, в какой-то мере, региональные кризисы. Например, охотники могли, истребив животных в одном месте своего расположения, перейти на другое место. Земледельцы и скотоводы, если почва истощалась или кормов становилось меньше, осваивали новые земли.
Особенностью нашего времени является интенсивное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается необратимыми негативными последствиями. Они обостряются, помимо прочего, из-за того, что нынешний стиль жизни людей в значительной степени ориентирован на непрерывное формирование новых материальных потребностей и их удовлетворение, в противовес идее формирования и удовлетворения разумных потребностей и всестороннего и гармоничного развития самого человека.
В-третьих, с возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы, которое являет собой единение живого и разумного — ноосферу. Ноосфера — не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы, новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами взаимодействия человека с природой.
В наше время центральным моментом во взаимодействии человека и природы становится необходимость подъема его на новый уровень, который диктуется, прежде всего, сформировавшимися противоречиями между человеком и средой его обитания. Необходимо превратить эти противоречия в гармоничные отношения. Человечество должно сделать новый шаг в своем развитии, преобразовать мировоззренческие установки, системы ценностей, чтобы обеспечить себе позитивное будущее.
Взаимосвязь человека и культуры наиболее образно выразил известный русский мыслитель П. А. Флоренский, который высказал мысль, что культура — это среда, растящая и питающая личность.
Взаимоотношения человека и культуры носят двойственный характер. Человек, с одной стороны, — это объект культуры, а с другой — ее субъект. Культуры вне человека, без человека не существует. Даже высочайшие произведения искусства, созданные, но утраченные людьми, перестают быть феноменом культуры до тех пор, пока их вновь не коснется одухотворяющая все деятельность человека. Более того, культура как таковая, культура во всей своей чистоте, подлинности существует только в актах и результатах деятельности человека, в изменениях внутренней природы самого человека.
Именно в мире культуры ребенок учится действовать как человек, взаимодействовать с другими людьми, учится мыслить, а также развивать чувства и выражать их и мысли словами. Осваивая предметы мира культуры, представитель рода человеческого учится действовать по-человечески. Воспринятые им формы, приемы, способы деятельности, образцы, модели, стандарты, нормативные акты формируют сознательную активность отдельного человека, упорядочивают ее проявления вовне.
Таким образом, представитель рода человеческого, овладев всеобщими формами и способами человеческой жизнедеятельности, потом сам, на основе рационального мышления и личного творчества, вырабатывает личные образцы, модели, приемы и формы проявления своей активности, которые соответствуют его потребностям и интересам. Он сам определяет их ценность для себя и других, ориентируясь на идеалы и цели, которые существуют в социальных общностях. Таким образом, объективация и субъективация культуры происходит лишь тогда, когда человек не только обретает культурные достижения, выработанные предшествующими поколениями, но и сам создает свои ценности, индивидуализированные модели, образцы и стандарты.
Например, человек изначально обязан осмыслить книгу как культурную ценность, быть подготовленным для ее прочтения и достичь такого уровня культуры, чтобы создавать такую же ценность. Если же человек не способен осуществить все эти процедуры, то он будет позиционировать себя лишь объектом культуры.
В рамках субъект-объектных взаимоотношений человека и культуры существует критерий, позволяющий оценивать «переход» человека в личность. Логичной является оценка человека как личности только в том случае, если результаты его деятельности представляют собой культурные ценности, т.е. он является субъектом культуры. В контексте данной логики личностью может быть назван человек, который овладел знаниями, умениями и навыками преобразования «внешней» природы до уровня ценностей культуры и осуществляет самоформирование, саморазвитие до придания своему «я» статуса культурной ценности. И и это возможно. Человек является единственным живым существом, способным не только относиться к самому себе, как к «некоему другому», но и оценивать себя в соотношении, сравнении с другими. Он может «отчуждаться» от себя, своего образа и совершенствовать себя на примерах тех образов, которые и являются высшими культурными ценностями сообщества, где человек живет и трудится. Таким образом, можно констатировать тот факт, что любой человек, являясь существом уникальным, выстраивает свой субъективный мир, имея возможность соотносить его с общечеловеческими мерками, нормами культуры. Чем больше будет соответствовать этот духовный мир человека миру культуры, тем более значимой станет личность.
Воздействие же культуры на представителя рода человеческого происходит в процессе социализации и инкультурации. Посредством этих процессов человек овладевает знаниями, навыками, умениями необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.
Обращение к истории развития человечества позволяет утверждать, что воспроизводство общественной жизни носит непрерывный характер. С приходом каждого нового поколения перед обществом встают непростые задачи по приобщению его к жизни. Другими словами, решаются задачи активного вовлечения представителей рода человеческого в деятельность различных социальных общностей, групп, коллективов, усвоения ими ценностей конкретных сообществ, а также социальных норм, культуры этих сообществ, формирования у них свойств и черт, которые позволяли бы каждому из них стать человеком и личностью. По своему содержанию решение данных задач и представляет собой процесс социализации человека.
Социализация — процесс усвоения представителем рода человеческого социальных ролей, правил, норм и ценностей, которые составляют сущность и смысл человеческого бытия. При этом он формируется как человек, индивид, личность, социально и культурно адекватная обществу.
В ходе социализации происходит вхождение человека в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей социума, превращение его в члена общества.
В отличие от социализации инкультурация предполагает формирование у человека таких черт и свойств, которые соответствуют обычаям, традициям, ценностям, нормам и прочим составляющим конкретной культуры. Данный процесс включает в себя развитие у человека определенных видов, типов и форм взаимодействия с другими людьми, составляющими конкретный культурный организм, способов удовлетворения своих потребностей, а также оценочное отношение к культурным ценностям данного сообщества. В конечном итоге инкультурация обеспечивает сходство человека с другими представителями данной культуры и его отличие от представителей других культур.
По своему содержанию процесс инкультурации является более сложным, чем процесс социализации, ведь в первом осуществляется формирование такой личности, которая обязана быть идентичной другим личностям, входящим в состав конкретной общности, а ее поведение должно минимально отклоняться от норм, правил, приемов и форм, моделей и стандартов, установленных в данном сообществе.
Инкультурация осуществляется посредством имитации, т.е. через повторение человеком привычных видов и форм поведения, которые присущи представителям конкретного сообщества, а также посредством идентификации, усвоения алгоритмов бытия, которые в данном сообществе установлены и закреплены в обычаях, традициях, укладе жизни.
Как социализация человека, так и его инкультурация длятся всю жизнь: от раннего детства до глубокой старости. В результате всех этих процессов человек приобретает знания, умения, навыки самостоятельного освоения культуры, собственный жизненный опыт, исполняет различные социальные роли, соответствующие его социальным статусам.
Статус — это позиция человека в общности с определенными правами и обязанностями; статус, полученный от рождения, называется предписанным; статус, основанный на том, что сделал сам человек, называется достигнутым.
Роль — это ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом.
Когда речь идет о каком-либо конкретном человеке, то точнее будет использовать такие понятия, как «индивид», «личность».
Индивидом, в контексте процессов социализации и инкультурации, является отдельный человек в группе или обществе в целом, которому присущи свойства и черты данной общности, но «обрамленные» исходными, данными ему от рождения, задатками.
Данное понятие характеризует представителя человечества как некую «единичность», совмещающую в себе диалектическое единство биологического, социального и культурного. В связи с этим, не зная, к какому сообществу принадлежит конкретный индивид, очень трудно, а часто и невозможно, правильно анализировать и оценивать его поведение и поступки. В связи с этим один из первых вопросов, который возникает у человека при вступлении в контакт с незнакомцем, направлен на выяснение того, откуда тот прибыл или происходит, т.е. представителем какой общности он является, так как представители конкретных общностей обладают схожими, явно и ясно выраженными мировоззренческими чертами, системой ценностей, поведением, устремлениями, которые не только отличают их от представителей других сообществ, но и обусловливают характер принятия решений, эмоциональное реагирование на какие-то явления, процессы, поступки.
Вопрос «Кто Вы (или кто ты)?» является выражением и проявлением социально-культурологического взаимодействия людей. Дело в том, что перед началом, а также в ходе взаимодействия с конкретным собеседником (коллегой по работе, учебе) у человека всегда возникает потребность узнать, что же его визави желает, каковы его цели, намерения и интересы в конкретной социальной ситуации. От знания потребностно-мотивационной сферы или направленности конкретного индивида зависит успех совместной деятельности и общения.
Понятие «индивидуальность» характеризует единство биологического и социального в человеке, но не как центр социального, продукт природы и жизнедеятельности общества, а как «уходящая ввысь вершина великого социально-биологического и культурного синтеза». Этот синтез осуществлялся не сам по себе, не независимо от воли и желания человека, а благодаря его активному, деятельному участию в сложном процессе восхождения к вершинам своего совершенства.
В индивидуальности скрыты сущностные черты личности, максимально раскрываются и закрепляются все природные задатки и социальные возможности конкретного представителя рода человеческого, его неповторимость. Конечно, не всякий человек может достичь таких высот человеческого совершенства, как Леонардо да Винчи или М. В. Ломоносов, но каждый может и становится «своей» индивидуальностью, что и закрепляется в личности. Личность всегда неповторима.
В этом смысле каждый человек (индивид, индивидуальность), имеющий свое особое «лицо» (вспомним древнерусское слово «личина» — маска), является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей совершает ряд конкретных действий и операций, обусловленных его статусом и ролью. При этом его собственные человеческие качества придают его общественной деятельности соответствующую окраску, отличительность.
Человек несет на себе как бремя, так и счастье быть личностью (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Основные черты личности
Бремя связано с выполнением обусловленных статусом социальных функций, которое невозможно без ответственности за совершаемое и сделанное. Только при наличии ответственности, личность получает право рассчитывать на аналогичное отношение общности к себе, а это требует соблюдения определенных ограничений, учет и реализацию интересов и потребностей сообщества, даже если они расходятся с собственными.
Рис. 5.4. Основные черты личности
Счастье быть личностью состоит в том, что только к личности приходит счастье, когда она свободна, ответственна, самодостаточна. Личностью не родятся, ею становятся. Личность формируют общественные отношения, которых нет, никогда не было и в принципе не может быть в природе. Они возникают и развиваются в следующей системе: а) вещи, созданные человеком для человека; б) отношения других людей к этим вещам и, следовательно, к тем, кто их создал; в) сами люди, относящиеся к самим себе через призму отношений к вещам и другим людям.
Именно поэтому с социально-культурологической точки зрения личность — это всякий человек, занимающий в общности конкретный статус, выполняющий в соответствии с ним определенные функциональные обязанности и способный нести ответственность за свои поступки и действия.
Человеческая личность является атрибутивным элементом общественных (социальных) систем, и одновременно в ней самой проявляется и отражается все многообразие общественных отношений и процессов. Как в капле воды заключено все многообразие океана, так и в личности заключена вся человеческая жизнь в обществе.
Каждая личность занимает в социуме определенное место (статус) и выполняет какие-то функциональные обязанности, этим статусом обусловленные. Она исполняет определенную роль. У. Шекспир образно сказал:
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль[81].
В соответствии с диалектико-материалистическим подходом у каждой личности есть две структуры: психологическая, определяющая ее индивидуальность, и социально-культурологическая, определяемая ее социальными ролями и опытом деятельности в конкретной социальной среде.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, так называемые черты личности, которые представляют собой определенные подструктуры. Исходной является биологически обусловленная подструктура. Основной ее компонент — темперамент как система природных свойств типа нервной системы. Кроме него в эту подструктуру входят возрастные, половые, а также некоторые препатологические и даже патологические свойства психики. Эта подструктура признается как достаточно самостоятельная. Над ней, условно говоря, «возвышаются» все другие подструктуры личности, которые формируются и приобретают свои особенности, обусловленные содержанием первичной, исходной подструктуры.
Следующей подструктурой, психологической структуры личности, является подструктура психических процессов, которая формирует такие реальные свойства личности, как ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, эмоции и даже волю. Следует отметить, что подструктура психических процессов придает конкретной личности ее индивидуальность, ибо каждая личность обладает «своим» содержанием, «скоростью» протекания психических процессов.
Над этими, нами выделенными подструктурами психологической структуры личности, возвышается подструктура социального опыта. Она включает в себя такие свойства личности, как знания, навыки, умения, привычки.
Опыт личности иерархичен, объективно предопределяется содержанием предыдущих подструктур и имеет большое значение для социальной характеристики личности. В значительной степени на основе опыта в широком смысле слова личность достигает приобретенного статуса и соответствующим образом исполняет свою социальную роль.
Высшей подструктурой личности является ее направленность. Это довольно сложная подструктура, которая включает в себя относительно самостоятельную совокупность черт и свойств, представляющих иерархически взаимосвязанный ряд, который можно изложить в следующей последовательности: влечения; желания; интересы; склонности; идеалы; индивидуальная картина мира; убеждения.
Социально-культурологическая структура — это все образования в человеке, которые возникают в нем в процессе социализации и инкультурации, в результате человеческой деятельности и общения с другими людьми.
В процессе социализации и инкультурации, который продолжается на протяжении всей жизни человека, последний может сформировать у себя такие образования, которые составляют три уровня его социальной зрелости. Они ни в коей мере жестко не обусловлены возрастом человека. Реальны случаи, когда и в солидном возрасте некоторые люди остаются социально незрелыми.
Первый уровень социальной зрелости личности характеризуется тем, что личность осознает и воспринимает нормы и ценности конкретного сообщества, а также общества в целом, но руководствуется ими только в определенной мере, для удовлетворения своих потребностей и интересов. Таких личностей можно охарактеризовать как личности-потребители.
Второй уровень социальной зрелости личности характеризуется тем, что личность осмысленно поняла и адекватно восприняла социальные нормы и ценности конкретного сообщества, перевела их в правила своей жизни, исполняет определенные ей по статусу роли, находится в гармоничных отношениях с обществом, добросовестно выполняет требования общества к ней и готова отстаивать общественные интересы, как свои. Такая личность — активный участник общественных преобразований, гражданин и патриот своей страны.
Третий уровень социальной зрелости личности — это личность, которая не только осмысленно поняла и адекватно восприняла социальные нормы и ценности сообщества, перевела их в правила своей жизни, но находит несовершенство существующих в конкретном обществе ценностей, определяет возможные пути улучшения социальной среды, актуализирует свой личностный потенциал и делает все возможное, от нее зависящее, чтобы обеспечить общественный прогресс и совершенствование других личностей. Таких личностей принято называть творческими личностями-пионерами. Именно они относятся к элите общества, являются лидерами позитивных общественных преобразований, талантливыми учеными.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова роль мифов в становлении мифологической концепции происхождения человека?
2. Каковы причины и источники развития религиозной концепции происхождения человека?
3. Какие особенности включены в природу человека в соответствии с религиозной концепцией его происхождения?
4. Каковы основные черты эволюционно-биологической концепции происхождения человека?
5. В чем смысл эволюции и скачка в происхождении человека по биологической концепции?
6. Каково содержание трудовой концепции происхождения человека?
7. В чем совпадение и отличие мутационной и биологической концепций происхождения человека?
8. Как философские воззрения обусловливают значимость трудовой концепции происхождения человека?
9. В чем смысл космической концепции происхождения человека?
10. Почему идея антропосоциогенеза является наиболее обоснованной в происхождении человека?
11. Какова роль используемых исследователем подходов, позволяющих ему выявить связь биологического и социального в человеке?
12. Каковы основные компоненты социального?
13. Как социальное существует в вне и внутри человека?
14. Каковы основные способы объективации человеком социального?
15. Каковы основные компоненты биологического в человеке?
16. Как связано между собой социальное и биологическое в едином целом, в человеке?
17. В чем состоит социальный эффект от знания типов темперамента человека?
18. Как соотносятся между собой наследственность, долголетие и образ жизни человека?
19. В чем смысл неиспользованного человеком потенциала его мозга к мышлению?
20. Почему идея социальной детерминации социального на биологическое является актуальной в научном аспекте?
21. Какие взгляды на содержание природы встречаются в прошлом и настоящем?
22. Какова диалектико-материалистическая трактовка природы?
23. Какую характеристику природного в человеке вы можете предложить?
24. Каковы основные черты культуры?
25. Какая существует классификация культуры?
26. Как соотносится между собой природное и культурное?
27. Как вы могли бы сравнить понятия «человек», «индивид», «личность»?
28. Что такое социализация человека?
29. Какой вклад личность вносит в создание культуры?
30. Каково содержание основных уровней социальной зрелости личности?
Глава 6
Философия об обществе и государстве
В результате изучения материала данной главы студент должен:
Знать
· современные концепции сущности и структуры общества;
· сущность государства как социального института;
· тенденции развития общества и государства;
· сущность личности, характер ее взаимоотношений с обществом;
· сущность социального прогресса с позиций формационного и цивилизационного подходов;
уметь
· осмысливать социально-философские проблемы социального развития;
· применять полученные знания для анализа противоречий развития общества и государства;
· анализировать противоречия глобализации и социального прогресса;
владеть
· навыками разрешения социальных противоречий на основе использования философских знаний;
· использования законов возникновения и развития общества и государства;
· анализа различного вида и уровня социальных ситуаций;
· выявления основных закономерностей социального прогресса;
· работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные знания о сути и содержании общественного развития и функционирования социальных институтов.
Данная глава посвящена анализу различных сторон общества как социальной формы движения материи. Если раньше речь шла о разных качествах человеке как важнейшей составляющей общества, то теперь внимание акцентируется на целом, на обществе как феномене культуры, как творении человека.
Общество представляет собой, наверное, самое сложное природное образование, включающее как материальный, так и духовный компоненты. Люди, составляющие «первичные элементы» общества, формируют огромное количество взаимодействующих между собой групп, сообществ различного уровня и масштаба. В ходе своей жизнедеятельности они создают самые разнообразные материальные предметы и системы, которые одновременно обусловливают формы и способы их жизнедеятельности. Другими словами, общество — не только многоуровневое, многоэлементное образование, но и система, в которой одновременно происходит множество процессов. В рамках социально-философских воззрений будут раскрыты наиболее общие принципы и закономерности социального бытия, определено, что есть общество, какова его структура, каковы закономерности его развития.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 350.