Общество можно рассматривать с разных позиций, однако главной является та, которая соотносит возникновение общества с происхождением и развитием человека. Можно сказать, что человек и его бытие — это и есть общество. Вне социума человек не может существовать. В то же время общество не существует вне бытия человека, оно невозможно без людей. Однако общество — это не просто совокупность людей, оно обладает качествами, недоступными отдельному человеку и даже группе людей.
Воззрения философов различных направлений и партий на общество в какой-то степени адекватны их взглядам на происхождение и развитие человека. Так, приверженцы естественно-эволюционного развития человека утверждают что общество — результат развития природы. С точки зрения религии все сотворено Всевышним, и сама история общества — это трудный и противоречивый путь сообщества людей к Богу. Тем не менее, даже в религиозной трактовке общество, хотя, с одной стороны, развивается в соответствии с божественным провидением, с другой стороны, создается людьми относительно самостоятельно. Адам и Ева, ослушавшись запрета и познав добро и зло, оказались изгнанными из Эдема и лишь тогда были вынуждены «основать» первичную общность в масштабах одной пары.
Новое время привнесло в представления об обществе идею особого договора между людьми. Согласно данной идее люди брали на себя определенные обязательства по взаимодействию, совместному решению важных проблем. При этом они сознательно жертвовали ради целостности и упорядоченности своего бытия частью своих естественных прав, свободы. Договоренности и были условиями создания особых связей между людьми — общественных отношений. Именно с этой идеей, отраженной в «договорных концепциях», связано появление понятий «права человека», «гражданское общество», «свобода», «равенство» и некоторых других.
В дальнейшем во взглядах на общество стали утверждаться научно обоснованные концепции. Это было обусловлено совершенствованием научной методологии и технической оснащенности научных исследований, исторически обоснованными знаниями о прошлом человечества. Правда, новые факты давали ответы далеко не на все вопросы о происхождении, становлении и развитии общества, поэтому исследования в этом направлении продолжаются.
Естественно-научная точка зрения связывает возникновение общества с эволюционными процессами природы, обусловившими момент возникновения социальной формы движения материи. Важнейшим условием такого процесса является существование прародителя человека, живого существа, способного к развитию у себя качественно новых черт и нового образа жизни, представляющего совместное удовлетворение своих потребностей посредством деятельности и труда. Дело в том, что в процессе эволюции «прародители человека» вряд ли могли существовать и развиваться отдельно друг от друга. Они были слишком слабы и беззащитны перед вызовами природы и могли обеспечивать свою безопасность, жизнеспособность, только объединяясь в группы, общности.
В определенной степени этим можно объяснять свойственный современному человеку коллективизм. Человек — коллективист изначально. Пропагандируемый процесс «индивидуализации» социального бытия, по меньшей мере, внутренне противоречив. Даже представители профессий, наиболее предрасположенных к формированию индивидуалистических черт, например художники, ученые, в действительности не могут обойтись без мнений коллег, общественного признания и т.д. Самые ярые «антиобщественники», к которым можно отнести разного рода преступников, в большинстве своем нуждаются в сообществе, за счет которого могут существовать, ведя паразитический образ жизни.
Предпосылкой возникновения общества можно считать и климатические процессы на Земле, влияющие на формирование ресурсной базы, которую люди смогли использовать в своих интересах. Другими словами, для возникновения общества необходимо было соответствующее состояние окружающей среды и существование живого существа, способного образовать общество.
Конечно, важным фактором образования общества явилась неразвитая, а потом сформировавшаяся трудовая деятельность «прародителей человека», которая основывалась на следующих компонентах их бытия:
— на приемах использования материальных предметов как орудий труда;
— рациональном целеполагании и первичных представлениях о сочетании средств и способов, обеспечивающих конкретный результат в деятельности;
— сформировавшейся потребности в использовании огня, поддержание которого могло осуществляться только совместными усилиями нескольких особей предка человека.
Совместная охота, собирательство, поиск и обустройство жилища, отражение нападений зверей постепенно формировали навыки и привычку труда, как деятельности по преобразованию окружающей среды для удовлетворения потребностей «прародителей человека», потом человека, всех сообществ. Собственно трудом, как считают представители диалектико-материалистических взглядов, стали формироваться человек и человеческие сообщества. Посредством труда формировались элементы производства по обеспечению жизни людей. В рамках производства возникали и развивались коллективные технологии, происходило согласование действий нескольких представителей сообщества, вырабатывались правила, приемы, нормы, принципы совместной жизнедеятельности. Одним из таких регулятивов совместной жизни людей стал запрет на вступление в половые связи внутри узкого круга близких сородичей, что было обусловлено объективной необходимостью рождения здоровых детей и, естественно, стало выводом рационального мышления и главное — осознанным соблюдением социальных норм.
В процессе производства создавался мир материальных вещей как природных структур общества. Он формировался и утверждался в разных сферах жизни общества: в организациях, управлении. Изменяя форму, внешний облик организаций и управления, этот мир создавал «вторую природу» и формировал материальные основы общества. Возникали и закреплялись в жизни людей определенные роли, связи, взаимодействия, отношения. Появились такие социальные формы организации жизни, как обычаи, традиции. Как итог эволюции социального развития производства, включения рационального познания в жизнь людей, сформировалось общество, обладающее своим самостоятельным существованием. Оно не представляет простую совокупность, сумму людей, хотя и состоит из них. Социум есть целостное образование, имеющее свою жизнь, не сводимую к существованию составляющих его людей, особый феномен, развивающий по собственным, только ему присущим закономерностям.
Наличие среди элементов общества объективных связей и взаимодействий как материального, так и духовного порядка делает его своеобразным материальным явлением, которое может быть представлено как сложное социокультурное образование, ибо оно основано на объективных социальных отношениях, а его системообразующим фактором как системы становится труд.
Общество — это относительно самостоятельная часть природы, форма и способ жизнедеятельности людей, сложное социокультурное образование, где системообразующим фактором выступает труд.
Труд как особый вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности и интересы людей, делает общество и относительно самостоятельной частью природы, и одновременно придает ему социальную наполненность.
Что касается выражения об относительной самостоятельности общества по отношению к неживой и живой природе, то поскольку общество развивается по своим собственным объективным закономерностям, оно, используя потенциал природы, не только развивает себя, но и оказывает влияние на развитие природы. Результатом такого воздействия стали многие экологические проблемы, с которыми человечество столкнулось уже в середине 1950-х гг.
Следует отметить, что в научной литературе использовались и используются другие эквиваленты термину «общество». Так, понятием «социальный организм» или близким к нему в применении к обществу пользовались основоположники марксизма и другие ученые[82]. В дальнейшем стали употреблять понятия «этносоциальный организм» и «социально-исторический организм».
Использование понятия «общество» позволяет философии рассматривать общество как относительно самостоятельную единицу исторического развития людей, так как оно когда-то возникло, занимает определенную территорию, локализовано в пространстве и во времени, имеет также свои временные границы существования. Например, сейчас исследователи в своих работах по изучению общества стали использовать следующие выражения: «английское общество»; «французское общество»; «польское общество»; «общества Западной Европы»; «общества Ближнего Востока» и т.д.
Чтобы определить сущность общества, необходимо выделить те его черты и свойства, которые отражают его качественность, определенность, то, чем оно является на самом деле.
С позиций диалектико-материалистического подхода важнейшей чертой, свойством общества, характеризующим его качественность, определенность, целостность и функциональность, является общественный способ производства материальных и духовных благ, взятый лишь в аспекте обмена веществ между человеком и природой, без которого невозможно его реальное бытие (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Основа общественного устройства
Другими словами, сущность общества заключена в его способе производства, в тех производительных силах и производственных отношениях, которые составляют его содержание. Наличием и функционированием способа производства общество являет собой относительно самостоятельную часть природы, а трудом обеспечивает свое бытие. Данное бытие называют социальным, а общество — социальной системой. При этом общество является не просто относительно самостоятельной частью природы, а частью, в определенной степени противоположной природе. Дело в том, что общество, как и человек, не столько приспосабливается к неживой и живой природе, сколько преобразует последнюю к своим потребностям и интересам, что только усиливает данное противоречие.
К основным отличительным признакам общества следует отнести наличие общей территории, автономность и самодостаточность бытия общества, определенное социокультурное единство общества, наличие социальной структуры.
Территория представляет собой определенное материальное, географическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, взаимодействия и отношения между отдельными индивидами и социальными общностями.
Территория с ее растительным и животным миром, климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе.
Территория не всегда являлась одним из основных отличительных признаков социума. Например, первобытное общество в поисках благоприятных условий для своей жизни часто меняло место своего проживания. Хотя каждое современное общество достаточно определенно «прописано» на своей исторической территории, развитие коммуникаций и процессы глобализации вполне могут «исключить» данный отличительный признак из характеристики общества.
Что касается автономности и самодостаточности бытия общества, то это означает способность и готовность общества создавать и регулировать в рамках своей функциональной структуры, относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные образования вне зависимости от условий и факторов среды обитания. Например, общество способно воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех своих членов. Если данный отличительный признак обществу не присущ, то оно более биологично, чем социально.
Такой отличительный признак, как социокультурное единство, означает способность общества охватить, объединить все свои структурные элементы в единое сообщество социальными отношениями под общезначимыми ценностями, ориентирующими людей к прогрессивному направлению развития. Данный признак значительно шире и качественнее признака «общность культуры». Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой и способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.
Социальная структура как отличительный признак общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, составляющих внутреннее строение общества обеспечивающая внутренний порядок их соединения.
Социальная структура общества может рассматриваться в трех ипостасях: 1) организационном, как совокупность элементов и связей, образующих различные типы социальных общностей, характерных для данного общества; 2) функциональном, как упорядоченная совокупность форм социальной деятельности, обеспечивающих функционирование и развитие отдельных сфер общества, социальных институтов; 3) мотивационном, как определенная совокупность установок, программ, целей, обусловливающих ориентации социальных действий общностей людей.
В качестве элементов общества выступают отдельные субъекты, социальные общности, социальные институты, статусы и т.д.
Уровень отдельных индивидов — это исходный элемент общества, своеобразные его атомы, которые и образовывают более сложные компоненты общества. К ним можно относить семью, которую называют «ячейкой общества», и другие социальные общности.
Социальная общность — это относительно устойчивое объединение людей, обладающее примерно одинаковыми социальными признаками. Существуют разные подходы к классификации общностей. Наиболее распространенной является стратовая классификация, например, высший класс, средний класс, нижний класс, сословия, касты и т.д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе.
Социальный институт — это исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы, модели организации совместной деятельности людей, обусловливающие воспроизводство наиболее значимых сфер жизнедеятельности общества. (См.: Рис. 6.2.)
Рис. 6.2. Основные социальные институты общества
Внутреннее содержание социальных институтов включает в себя следующее: а) стандарты и образцы поведения (уважение, субординация, послушание); б) символы и знаки (герб, флаг, обручальное кольцо, иконы); в) устный и письменный кодексы (запреты, законы, правила); г) физические объекты и сооружения (библиотеки, частные дома, храмы); д) ценности и идеи (любовь, демократия, православие).
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право.
Семья — важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью и обеспечивающий воспроизводство населения.
Государство — это основной политический институт общества, обеспечивающий его безопасность, целостность, функциональность.
Образование — это социальный институт общества, обеспечивающий организованную передачу социального опыта в форме знаний, умений, навыков подрастающим поколениям и создающий условия для рациональной познавательно-преобразовательной деятельности людей.
Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания, включающий в себя каноны, правила и формы поведения своих представителей.
Наука — это особый социальный институт, ориентированный на выработку объективных знаний о мире, месте человека и общества в нем, а также на способы и средства его позитивного преобразования.
Право — это специфический социальный институт, отражающий нормы организации общественных отношений на основе познанных законов развития, определяющий поле возможных проявлений активности людей в целях предотвращения и исключения социальных противоречий.
Все перечисленные компоненты, составляющие основу общества, тесно взаимосвязаны. Между ними довольно сложно провести строгое различие, но все вместе они представляют объективную сторону общества, т.е. то, что существует независимо от сознания человека и создает основу его бытия.
Субъективную сторону общества составляют сознание, воля, мировоззрение, рациональные и эмоциональные проявления индивидуальности и оценки самого общества и его характеристик со стороны отдельных людей.
Наличие субъективной и объективной стороны указывает на сложный характер общества, на зависимость его существования и развития как от объективных природных и макросоциальных условий факторов, так и субъективных факторов условий, которые определяются интересами, волей, устремлениями отдельных людей.
Перечисленные составные части общества могут входить в различные его элементы. Так, отдельный человек является и членом семьи, и представителем одной из возрастных групп общества, он же может состоять в органе местного или государственного управления, научного или учебного заведения, частной компании, клубе рыболовов, одной из политических партий, быть членом неформальной группы, актером театра, болельщиком и т.д. Нечто похожее можно сказать и о социальных общностях. При этом каждый из элементов общества имеет свои культурные традиции, приоритеты, цели и определенное влияние в социуме. Интересы и приоритеты могут совпадать, вообще не пересекаться или противоречить друг другу.
В функциональном аспекте структуру общества представляют и в виде взаимодействия четырех наиболее важных социальных сфер, где наличествует особый вид деятельности людей и они образованы совокупностью связей, взаимодействий, отношений субъектов. Как отмечает В. С. Барулин, «основные сферы жизни общества характеризуются как специфические виды законов структуры, развития, функционирования основных подсистем общества»[83].
Каждая сфера отличается специфическими методами деятельности, принципами и закономерностями процессов, особенностями функционирования. Чаще всего выделяют четыре сферы общества:
1) материально-производственную (экономическую), включающую отношения в процессе материального производства, промышленные предприятия, финансовые организации, технологии промышленного производства, закономерности экономики;
2) духовную (интеллектуально-духовную), включающую производство духовных, интеллектуально-духовных ценностей, совокупность отношений, возникающих в процессе создания и функционирования этих ценностей; данная сфера охватывает научную и образовательную, идеологическую деятельность, художественное творчество, активность религиозных организаций, а также результаты этой деятельности;
3) политическую, включающую взаимосвязанную совокупность отношений, процессов, организаций и общественных объединений, связанных между собой по вопросам «завоевания» государственной власти и использования властного ресурса;
4) собственно социальную, включающую совокупность отношений, организаций, учреждений, непосредственно влияющих на качественные и количественные параметры жизни человека в данном обществе и проявляемую в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, физической культуре, общественном питании, коммунальном обслуживании, пассажирском транспорте, коммуникациях.
Следует отметить, что сферы общества тесно взаимосвязаны между собой, только совместно образуют общество и раздельно существовать не могут. Более того, вне зависимости от того, какими критериями мы руководствуемся при выделении сфер общества, само это выделение всегда условно.
Между всеми элементами, компонентами, подсистемами общества возникают связи, взаимодействия, перетекающие в общественные отношения.
Общественные отношения — это различные социальные взаимозависимости, возникающие при взаимодействии людей, связанные с их положением в обществе и ролями, выполняемыми ими в конкретных сферах жизнедеятельности.
Данные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми. По своему характеру они субъект-объектны и основаны на взаимных обязательствах субъектов. Их совокупность, качество, интенсивность и другие особенности отражают меру совершенства общества, его сложность, потенциальные возможности, характер развития.
Общественные отношения можно классифицировать по разным основаниям:
1) по субъектам — межличностные, групповые, национальные, классовые, межгосударственные и т.д.;
2) по направленности — внутренние и внешние; первые устанавливаются внутри группы, внутри производственных, научных, творческих и других видов коллективов, внутри страны, а вторые — между группами, странами и народами;
3) по качеству — отношения сотрудничества, нейтралитета, союзнические, партнерские или соперничества;
4) по интенсивности — сильные и слабые;
5) по регулярности — постоянные, периодические или возникающие единожды;
6) по содержанию — материальные и духовные.
Материальные отношения складываются в результате практической деятельности людей и связаны с использованием различных материальных объектов в интересах участников отношений. Важнейшей составляющей материальных отношений являются отношения собственности, обмена деятельностью, распределения материальных благ.
Духовные отношения складываются в мировоззренческих связях и взаимодействиях между людьми и происходят в рамках форм общественного сознания. Они могут быть моральными, эстетическими, религиозными, правовыми, философскими, научными и т.д.
Характер и содержание общественных отношений в обществе — это еще и мотивационная структура социума. В зависимости от преобладающей в обществе идеологемы можно говорить и о направленности развития общества, его прогрессивном или регрессивном развитии. Общественные отношения обусловливают содержание культуры общества, совокупность складывающихся в нем ценностей и интересов его представителей.
В зависимости от характера социальных отношений, складывающихся в обществе, их определяют следующим образом: патриархальные, традиционные, либеральные. Если эти отношения относятся к государственному управлению, можно говорить о следующих типах общества: тоталитарном, авторитарном, демократическом. Если рассматриваемые отношения закрепляются в религиозных канонах, то речь может идти о христианском, исламском, буддистском и других обществах.
В литературе используют и другие основания типологии обществ. Например, по национальному признаку выделяют китайское общество, французское общество, украинское общество и др. Правда, название обществ в данном случае часто оказывается достаточно условным. Так, с одной стороны, французское общество состоит далеко не только из одних французов, а украинское — из украинцев. С другой стороны, арабское общество не означает какое-то одно общество-страну. Речь может идти об арабском мире, объединяющем все арабские страны. Другими словами, национально-этническое основание типологии общества не всегда точно отражает его национальные особенности.
Тем не менее название общества часто имеет географическую или национально-территориальную основу. Так, в названиях «канадское общество», «иракское общество», «новозеландское общество» присутствует критерий и национальный, и географический, т.е. речь идет об обществе, которое существует и функционирует в рамках одной страны, является отельной социальной системой и представлено на международной арене как суверенное государство.
В названии «российское общество» присутствует и национальная, и географическая составляющие. Россия — многонациональная страна. В ее составе есть немало территорий компактного проживания коренного населения самых разных национальностей. Необходимо учитывать, что в нашем государстве проживает примерно 200 этносов, народностей и наций, чьи предки иногда на протяжении многих поколений проживают на территории России. Для них Россия — Родина. Точно так же представители всех национальностей, проживающих в России, для иностранцев — россияне.
По уровню развития технологий производства, выделяют доиндустриальное, или аграрное, общество; индустриальное; постиндустриальное; информационное общества.
По типу общественно-экономической фармации, по преобладающим в обществе способам производства материальных и духовных благ выделяют первобытно-общинное общество; рабовладельческое общество; феодальное общество; буржуазное, или капиталистическое, общество; социалистическое общество.
При всем многообразии обществ, существующих на планете, им всем присущи общие закономерности функционирования и развития. Подобно законам природы, закономерности развития общества имеют объективный характер. Правда, в отличие от природных, социальные закономерности реализуются действиями людей, где каждый выбирает линию своего поведения. Такой выбор, однако, не является случайным: он определяется потребностями людей и социальных групп и реализуется в отстаивании ими своих интересов, обусловливающих определенные мотивы деятельности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 408.