Рассмотрение взаимосвязи биологического и социального в человеке обусловливается потребностями выявления сущности человека, его природы и, конечно, необходимостью сформулировать определение категории «человек». В этом рассмотрении возникает ряд трудностей, которые предопределены следующими причинами:
— определенная условность выделения объекта, в котором необходимо выявить соотношение биологического и социального;
— качественное многообразие того, что принято относить к биологическим или социальным элементам человека;
— неопределенность исторического момента в развитии человека, когда и требуется рассмотреть соотношение биологического и социального в последнем;
— философская позиция того, кто рассматривает в человеке данное соотношение биологического и социального (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Природное и социальное в человеке
Имеющаяся в отечественной научной литературе традиция по рассмотрению биологического и социального в человеке раскрывает эту тему достаточно полиаспектно, но не совсем внятно для обучаемых. Например, даже если использовать уже рассмотренные нами концепции происхождения человека, можно утверждать, что каждая из них не только трактует эту связь отлично от другой, но и претендует на некий непререкаемый вывод.
Рассмотрение же человека в рамках только социального или биологического подхода также будет односторонним и ограниченным, ведь если абсолютизировать роль генетики, физиологии и так далее, то все это выведет нас к различным версиям «панбиологизма». Сейчас уже имеются попытки социальные процессы объяснять сугубо природными качествами человека. Это происходит потому, что некоторые представители социал-дарвинизма и социал-биологизма на первое и ведущее место в обществе ставят человеческие гены. Некоторые даже оптимистически утверждают, что наследственная система человека полноценно отображает итоги его развития как уникального биологического вида. Другие полагают, будто человек как биологический вид клонится к угасанию, причиной чему является длительное существование его в искусственной технизированной среде, что ведет к накоплению мутаций и утере качеств биологического приспособления. В результате абсолютизации генетических факторов и «селекционных технологий» неоправданно умаляется роль социальной компоненты в человеке.
Рассмотрим связь биологического и социального в человеке с позиций диалектико-материалистического подхода. В качестве объекта рассмотрения выделенных феноменов возьмем представителя рода человеческого, который сформировался в процессе длительной эволюции. Реально он перестал быть просто биологическим существом, но стал носителем не только природных, но и социальных признаков.
Учтем и то, что современные реальные социальные условия, в которых формируется человек, практически сводят на нет значимое влияние естественного отбора на развитие собственно природных компонентов человека. Сегодня социальное становится фактором изменения даже наследственности у людей, фактически исключая процесс естественного отбора. В этом смысле можно сказать, что социальное в процессе своего возникновения, становления и развития поднимается над биологическим, становится внебиологическим.
Этимологически, «социальный — это относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе»[77]; «социальный — (лат. socialis) — общественный; связанный с жизнью и отношениями людей в обществе»[78].
В первом и втором вариантах трактовки социального присутствует следующее его свойство: это все, что связано с жизнью и деятельностью, отношениями и связями человека на этапе превращения групп людей в такую форму и способ их жизнедеятельности, как общности людей.
Как известно, первобытные общины, долгое время являющиеся единственными социально-историческими организмами, бесспорно были связаны с определенной территорией. В эпоху перехода от первобытного общества к классовому возникли более сложные социоисторические организмы, состоящие из нескольких общин. К ним, например, можно отнести племя. Классическим примером являются описанные Л. Морганом племена ирокезов: сенека, каюга, онондага, могауки, онейда.
Каждый социально-исторический организм есть отдельное конкретное социальное сообщество людей, представляющее собой определенным образом ограниченную систему отношений, которые сосуществуют с другими такими же ограниченными системами. Естественно, социальные общности включают в себя определенную совокупность людей, которые живут на какой-то части территории. При этом одним из важных аспектов общностей людей является то, что они составляет социоисторический организм, отграниченный от другого.
Другими словами, общности людей — это относительно самостоятельная часть природы как воплощение социального. Они характеризуется своими, созданными людьми нормами, правилами, формами и приемами активной деятельности, общения. Для них характерным является также то, что они руководствуются предписаниями, в большей степени сформулированными на основе приобретенного ими знания, а также их естественным правом распоряжаться своими возможностями и самим собой.
Следовательно, реальное существование социального возможно лишь в общностях людей и посредством жизнедеятельности общностей людей. Социальное проявляется только в организованном бытии человека, в осознанных действиях человека, имеющего сформулированную рациональную цель и устойчивые взаимодействия, связи с себе подобными, неживой и живой природой, обрамленные совокупностью личностных обязанностей и прав, предусматривающие их воспроизведение и развитие.
Можно даже утверждать, что социальное есть своеобразный продукт развития человеческих сообществ, которые руководствуются в своей жизни знаниями, а также правом реализовывать свои возможности, в том числе и самого себя, и являет собой определенный естественный организм.
Конкретный человек современного общества, в котором мы намерены выявить связь социального и биологического, объективируя социальное и становясь социальным существом, не отчуждает и не исключает свое биологическое содержание. Конечно, он выделяется из природы, однако это выделение не абсолютно, а относительно, т.е. в соответствии с диалектикой социальное, вырастая на определенной природной основе, которая присуща человеку и которая уже в определенной степени социализирована в процессе длительной эволюции предков человека, способно менять, модифицировать природное, подчинять его себе. Однако это подчинение осуществляется не путем исключения биологического в самом человеке, а в рамках относительной гармонии с природным в нем. Получается, что социальное является такой объектной областью, которая существует как вне отдельного человека, так и в самом человеке.
Что же собой составляет природное, биологическое в человеке? В широком смысле слова к природному в человеке следует отнести то, что выделяет его как высший этап развития животного мира. Содержательно, природа в человеке, или человек как часть природы, представляет собой сложный сплав, органичное целое, новое системное качество, включающее в себя совокупность органов, которые в совокупности обладают свойствами живого. Другими словами, это все то, что обеспечивает: а) обмен веществ; б) раздражимость; в) способность к размножению; г) способность к росту; д) активность регуляции своего состава; е) способность изменять свои функции; ж) способность приобретать различные формы в процессе эволюции; з) приспособляемость к среде обитания.
Таким образом, природным, или биологическим, в человеке следует считать такой состав его материальных структур, основанных на белках, нуклеиновых кислотах, которые вместе способны к обмену веществ, самовоспроизводству, саморегуляции, адаптации, а также к уменьшению своей собственной энтропии.
К биологическому в человеке можно отнести также присущие только ему компоненты строения организма. Часть из них унаследована людьми от приматов, но большинство специфических признаков появилось в связи с их эволюцией, обусловленной включением в социальный процесс: прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объему мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.
Прямое хождение обусловило изменение морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.
Удивительным природным органом человека является рука, позволяющая ему осуществлять всевозможные сознательные действия и операции, обеспечивающая его активности гармонию с себе подобными и средой обитания. Интересно, что для этого не потребовалось серьезных анатомических преобразований. В процессе эволюции происходило все большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими. Кроме того, несколько увеличилась длина и подвижность пальцев.
Переход к прямому хождению обусловил перемещение глаз предков человека во фронтально-параллельную плоскость. Поля зрения обоих глаз стали перекрываться, что привело к развитию зрительных структур мозга. Правда, «прогресс» со зрением обернулся ухудшением обоняния.
Важнейшим природным органом представителя рода человеческого стал его мозг, который постоянно изменялся количественно и качественно. Так, у австралопитеков объем мозга составлял 500—600 см3, у питекантропа он достигал объема 900 см3, а у синантропов — 1000 см3. Удивительным является тот факт, что объем мозга неандертальца в среднем был больше, чем у современного человека. Так, средний размер мозга современного человека составляет 1400 см3 у мужчин и 1270 см3 у женщин.
Однако главным фактором природы мозга человека является его структура и потенциальная способность к абстрактному мышлению. В процессе эволюции развился новый тип складчатости головного мозга с преобладанием радиального направления главных борозд, что способствовало укрупнению полушарий. Простейшей структурной единицей стал ансамбль нейронов со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет или одним процессом, или одной функцией организма. Эволюция мозга завершилась таким образом, что структурные единицы мозга современного человека развиваются в форме вертикальных колонок, которые включают как клетки древних отделов мозга, расположенные в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Таким образом, в строении мозга можно выделить «древние» отделы, которые формируются на эмбриональной стадии, и «молодые» отделы коры головного мозга, которые в основном развиваются на постэмбриональной стадии, или после рождения ребенка. У взрослого человека «новая кора» занимает 95—96% общего объема площади, а на долю «старой коры» остается лишь 4% объема. В ходе эволюции сформировалась функциональная асимметрия мозга, которая привела к тому, что левое полушарие оказалось связанным с логическим мышлением, а правое — с творческим. Их взаимодействие идет по принципу дополнительности.
Важно отметить еще одно характерное обстоятельство, относящееся к биологии человека. Строение ансамблей нервных клеток, их связи и все прочие особенности человеческого мозга «программируются» генетическим алгоритмом, а вот генетические возможности представителя рода человеческого реализуются лишь при условии, что с раннего детства ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. По этой причине дети, не получающие достаточного социального воздействия от взрослых, часто отстают в развитии, хотя никаких органических нарушений у них нет.
Отмеченные нами черты и свойства природного в человеке позволяют говорить о том, что имеющийся у людей «биологический материал» предопределялся как социальным отбором, так и социальной детерминацией, т.е. изменение социальных условий в процессе эволюции предков человека предопределяло отбор в пользу выживания таких представителей этого рода, которые были предрасположены к прямому хождению, совершению трудовых операций и действий, развитию руки, абстрактному мышлению.
Таким образом, рассмотрение соотношения социального и биологического в человеке позволяет понять, что они не являются какими-то «частями» человеческого целого, представляющего собой сложный сплав, органичное единство, новое системное качество, в котором биология социальна, а социальное имеет определенную природную и, в частности, биологическую основу.
Получается, что человек — сложное социально-биологическое существо, высший этап развития животного мира, субъект и результат общественно-полезной деятельности и общения.
Признав, что «содержание» человека образуют биологические и социальные компоненты в их субъектно-объектном проявлении, рассмотрим возможности их взаимодействия в том качественно особом системном единстве — целом, которое они образуют.
Например, в качестве одного из вариантов взаимодействия биологического и социального в человеке можно привести пример проявления возбуждения и торможения психических процессов в жизни человека. Данная тема занимает человечество долгое время, ибо темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент — индивидуально-своеобразные свойства психики человека, которые определяют динамику его психических процессов, одинаково проявляясь в разнообразных видах деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, и остаются практически неизменными на протяжении всей жизни.
В работах И. П. Павлова и его учеников была обоснована мысль о том, что свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента. В зависимости от типа нервной системы конституируется тот или иной тип темперамента. Поскольку каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, ее проявления закрепляются и в соответствующем типе темперамента. Конкретные носители типов темперамента, среди которых традиционно выделяют сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов , многообразны. Особенности темперамента не только заметны во внешней манере поведения, но пронизывают познавательную деятельность, сферу чувств, побуждений, характер умственной работы, особенности речи и т.д.
Я. Стреляу сформулировал ряд рекомендаций для классических типов темперамента.
Говоря о сангвинике ученый обращает внимание на то, что человек с таким типом темперамента живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Он способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, высокий темп речи, оперативное включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с незнакомыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Он без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем.
Что касается холерика, то он отличается высокой реактивностью и активностью, причем реактивность явно преобладает. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Холерик обладает большей устойчивостью стремлений и интересов, большей настойчивостью. Для него возможны затруднения в переключении внимания.
Флегматика Я. Стреляу характеризует как человека, который обладает малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить. При больших неприятностях флегматик остается спокойным. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Представитель данного типа темперамента отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.
О меланхолике ученый говорит как о человеке с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Меланхолик обладает повышенной чувствительностью, которая приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов[79].
Следующим примером взаимосвязи биологического и социального в человеке может быть факт недоиспользования людьми потенциала своего мозга. Как отмечают специалисты, за всю свою долгую жизнь человек включает в процесс мышления, познания своей среды обитания и самого себя только 7—10% наличествующих у него нейронов. Остальные же остаются практически неиспользованными человеческим мозгом. Почему так происходит? Или общественное бытие человека не востребует их, или биология человека создала «запас» нейронов таким на какой-то непредвиденный случай. Фактически все люди находятся в ситуации, когда кора головного мозга с «избытком» обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития как самого человека, так и общества.
Нельзя не отметить и то, что в биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие.
Так, наш соотечественник И. И. Мечников считал, что человек по своим природным качествам может жить дольше 100 лет. Здоровье и продолжительность жизни человека зависит от многих факторов, среди которых основными являются социальные.
Сегодня ученые установили, что болезни человека зависят не столько от успехов медицины, сколько от социальных условий бытия человека, от самого человека, который должен уметь приспособиться к неблагоприятным факторам для того, чтобы оказывать сопротивление. В связи с этим очень важно научиться с юных лет преодолевать трудности, приобретать физическую выносливость. Человек сам должен развить, увеличить силы своего сопротивления неблагоприятным факторам бытия, исключать лень, малоподвижный образ жизни. Здоровье — это бесценный дар! Самая большая ценность для человека — это здоровье. Нет здоровья — нет и счастья. При этом социальная составляющая человека в этом процессе является определяющей, поэтому за здоровье надо бороться, заботиться о его сохранении. Оно редко приходит само по себе. Среди факторов, которые обусловливают долголетие, главным является образ жизни, который в большинстве случаев человек формирует самостоятельно. Наследственность и климат составляют вместе примерно 40%.
В завершении рассмотрения взаимосвязи биологического и социального в человеке можно сказать, что последний обладает и природными, и социальными качествами, которые взаимодействуют и влияют друг на друга.
Люди рождаются, взрослеют, стареют, умирают в соответствии с природными закономерностями. Их генетические особенности, природные задатки во многом определяют склонности, увлечения, возможности достижения успеха. Вместе с тем становление человека, его самореализация, вся его жизнь осуществляются в обществе, во взаимодействии с другими людьми, в процессе освоения культурных ценностей. Человек оказывается включенным в сложную систему социальных связей, зависит от существующих общественных отношений, но может способствовать их сохранению или изменению. В связи с этим природные свойства преобразуются под действием общественных факторов, что, собственно, и делает человека человеком, обладающим совокупностью социальных качеств.
Следует признать, что здоровый новорожденный ребенок обладает природной физиологической основой, позволяющей ему стать человеком. Однако подлинно человеческие свойства, прежде всего мышление, речь, нравственность и другие его черты, формируются лишь в социальной среде, в процессе общения с взрослыми. Подтверждением сказанному могут служить примеры, когда у слепоглухонемых детей при применении специальных обучающих методик, т.е. при воздействии социальных факторов, удается стимулировать формирование у них сознания, мышления, приобщения к культуре[80].
Дата: 2018-11-18, просмотров: 315.