Большинство монополистических отраслей подлежат государственному регулированию. Рисунок 6.12 показывает параметры спроса и издержек естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки еще понижаются, т.е. в отрасли действует эффект масштаба. Очевидно, что иметь несколько фирм в такой отрасли нецелесообразно, потому что, разделив рынок, каждая фирма стала бы перемещаться дальше влево по своей кривой средних издержек, а значит, удельные издержки по отрасли стали бы значительно выше. В отрасли, где эффективно действует естественная монополия, связь между рыночным спросом и издержками такова, что достижение низких издержек на единицу допускает только одного производителя.
Нерегулируемый монополист применяет правила MR = МС, при этом Рm и Qm являются максимизирующими прибыль ценой и объемом. В этом случае цена Р m превышает предельные издержки ( MC), что указывает на недоиспользование ресурсов и установление цены на уровне выше конкурентного.
Социально оптимальная цена: Р = МС
Если целью регулирования является достижение эффективности размещения ресурсов, следует попытаться законодательно установить максимальную цену для монополиста, которая равна предельным издержкам (Р = МС).
Предельные издержки пересекают прямую спроса на рис. 6.12 только в точке Е. Из этого можно сделать вывод, что Ре является единственной ценой, которая равна предельным издержкам.
Равенство Ре = MСуказывает на эффективное размещение ресурсов, при этом цена (Ре), при которой достигается эффективность, называется социально оптимальной ценой.
Вероятно, что цена, которая равняется предельным издержкам (Р = МС), будет такой низкой, что не будут покрываться даже средние издержки, что непременно приведет к убыткам. Поэтому в краткосрочном периоде социально оптимальная цена приносит регулируемому монополисту убытки, а в долгосрочном периоде приводит к банкротству.
Существует несколько вариантов решения проблемы убытков.
1. Выплата субсидий, достаточных для покрытия убытков.
2. Разрешение монополисту проведения ценовой политики.
3. Допущение определенного отступления от цели достижения
эффективности путем установления цены, обеспечивающей спра
ведливую прибыль.
Цена, обеспечивающая справедливую прибыль: Р =АС
Очевидно, что цена, обеспечивающая справедливую прибыль (рис. 6.12), должна быть равна Р n, т.е. средним издержкам. Так как кривая спроса пересекает кривую средних издержек только в точке N, Рп является единственной ценой, которая позволяет получить регулируемому монополисту справедливую прибыль, т.е. покрыть издержки. Соответствующий объем производства при регулируемой цене Рп будет равен Qn. Совокупные доходы (на рис. 6.12 это прямоугольник 0 PnNQn) будут равны совокупным издержкам. Таким образом, монополист сможет получать нормальную прибыль.
На практике даже крупные фирмы не способны точно определить предельные издержки и предельные выгоды. Поэтому применяется правило «издержки плюс». То есть цена состоит из имеющихся в настоящее время средних издержек и плановой прибыли на единицу продукции.
Преимущества прямого установления цен заключаются, во-первых, в простоте этого метода, во-вторых — в возможности обеспечить покрытие всех затрат предприятия без дотаций со стороны государства. Однако в условиях неустойчивого спроса или при существенных различиях в спросе со стороны потребителей введение единой фиксированной оплаты может привести к тому, что для ряда потребителей она окажется чрезмерно высокой, и они вынуждены будут вообще отказаться от пользования данной услугой.
Но самый главный недостаток данного метода регулирования заключается в том, что он провоцирует предприятие-монополиста на «раздувание» издержек. Ведь чем больше издержек, тем выше можно установить цену. Регулирующий же орган зачастую просто не способен определить, насколько оправданны издержки предприятия. Тем более он не способен рассчитать уровень средних издержек и цен, которые сложились бы в отрасли в условиях оптимального использования ресурсов. Таким образом, предприятие не только не заинтересовано в сокращении издержек производства (т.е. в повышении эффективности), но, напротив, заинтересовано в их увеличении.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 275.