Причины возникновения естественных монополий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эффект масштаба

Естественная монополия — отрасль, в которой эффект масштаба столь велик, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

Эффект масштаба имеет место, если средние совокупные издержки продолжают сокращаться при увеличении объемов производства. Это приводит к тому, что добиться производства с наименьшими издержками можно лишь тогда, когда производитель всего один. На рис. 6.9 представлен эффект масштаба, т.е. снижа­ющиеся средние совокупные издержки при увеличении объема производства. Если бы производством того же совокупного объема, что и монополия, занимались несколько фирм, то для каждой из них средние издержки на единицу продукции были бы больше. Из этого следует, что увеличение количества фирм в данной отрасли является неэффективным с точки зрения общества, так как может привести только к росту совокупных издержек.

Более низкие издержки на единицу продукции у монополии позволяют ей назначать и более низкую цену, но, как правило, этого не происходит. На практике преимущество в издержках материа­лизуется в виде прибыли для компании, а не в виде более низких цен для потребителя.

Сильные и слабые монополии

Для существования естественных монополий условие об убыва­ющих издержках является достаточным, но не необходимым. Если затраты на производство определенного количества продукции на одном предприятии будут меньше, чем на нескольких отдельных предприятиях, отрасль будет монопольной. Таким образом, необ­ходимо выполнение условия С(åxi) £ åC(xi).

Сильной или слабой будет естественная монополия определяет­ся положением кривой средних издержек и спросом на продукт мо­нополиста. На рис. 6.10 показаны различные случаи расположения кривых спроса и издержек. На отрезке — сильная монополия, на отрезке АВ — слабая монополия. При дальнейшем увеличении выпуска и потери эффективности от масштаба производство в условиях олигополии становится более выгодным.

Разделение естественных монополий на сильную и слабую можно объяснить с помощью кривой совокупного предложения

На первом участке, где прямая горизонтальна, монополия будет сильной, так как в экономике много свободных ресурсов и издержки вовлечения их в производство небольшие. На втором и третьем участках монополия будет слабой, так как издержки растут, что во многом сокращает выгоды от эффекта масштаба. При регулировании необходимо учитывать, сильной или слабой является естественная монополия.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 261.