Решение «проблемы информационной асимметрии»: сигналы о качестве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В реальной жизни мы наблюдаем не так много рынков, где блага низкого качества действительно вытесняют высококачественные блага, поскольку этому препятствует, во-первых, деятельность государства, которая направлена на поддержку производителей и продавцов именно высококачественных благ; во-вторых, активная деятельность соответствующих независимых организаций потребителей; в-третьих, целенаправленная политика, которую проводят производители высококачественных благ.

Далее можно рассмотреть деятельность государства, которая, поддерживая производителей высококачественных благ, исполь­зует следующие рычаги:

· поддержка стандартизации и сертификации;

· контроль рекламной активности продавцов;

· ценовая политика.

Стандарты представляют собой набор критериев, которым должен соответствовать продукт. Они могут вводиться по инициативе не только государственных регулирующих органов, но и в рамках спе­циальных инициатив союза потребителей, промышленников и т.д. Сертификация представляет собой определение соответствия того или иного продукта стандарту. Она тоже может осуществляться по инициативе промышленников, но по отдельным продуктам госу­дарственными органами сертификация может быть предусмотрена в обязательном порядке. К таким видам товаров безоговорочно от­носятся рынки продуктов питания и лекарственных препаратов.

При этом заметим, что стандарты и сертификаты могут при­носить и побочные отрицательные результаты. Во-первых, они очень часто используются в откровенно антиконкурентных целях. Во-вторых, стандартизация не предусматривает возможность раз­работки новых продуктов, которые могут не укладываться в рамки существующих стандартов. В-третьих, что также очень важно, стандартизация и сертификация связаны с дополнительными из­держками, а следовательно, они приводят и к повышению цены, ограничивая доступ некоторой части потребителей на рынок.

Контроль рекламной активности субъектов рынка предполагает преградить путь недостоверной информации, которая способствует вытеснению добросовестных продавцов недобросовестными. В Рос­сии в настоящее время действует Федеральный закон «О рекламе», который ограничивает рекламную деятельность на рынке. Федераль­ная антимонопольная служба активно противодействует недобросо­вестным рекламодателям как на федеральном, так и на региональных рынках, но рекламное законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные способы недобросовестного информирования поку­пателей. Оно может предотвратить агитацию низкокачественного продукта, но не его производство и реализацию.

Регулирование цен со стороны государства преследует цель предотвратить использование производителями низкокачествен­ной продукции преимущества в издержках, ограничивая ценовую конкуренцию на рынке. Примером регулирования цен в РФ служит рынок алкогольной продукции. В сочетании с обязательным сертифицированием товара эта мера позволяет повысить конку­рентоспособность высококачественных товаров, поскольку при относительной разнице в цене они становятся более предпочти­тельными для покупателя.

Государственное регулирование неспособно полностью решить данную проблему, поскольку большая часть низкокачественной продукции продается в «сером» секторе экономики. Поэтому не­обходимы целенаправленные действия продавцов высококачест­венной продукции, направленные на предоставление информации покупателям. Репутация фирмы-производителя и продавца — вот самый действенный метод убеждения покупателей. Производителю, обладающему высокой репутацией, продажа некачественного товара, как правило, невыгодна, поскольку продавец несет потери от утраты репутации — в будущем он не сможет продавать свою продукцию по цене высококачественного товара.

Репутация практически всегда является свидетельством того, что продавец не будет использовать асимметричную информацию о ка­честве для продажи низкокачественного товара. Но, к сожалению, асимметричную информацию о качестве могут использовать для продажи низкокачественного товара, во-первых, производители, работающие под известные марки, во-вторых, торговые фирмы, работающие под пользующимися доверия марками. Кроме того, репутация не может служить сигналом о качестве и в случае, когда на рынок входит новая фирма.

Мы рассмотрели само понятие информационной асимметрии, рыночные и государственные способы борьбы с ней, далее перейдем к определению возможностей государства — предоставлять товары и услуги и обсудим классический пример, рассмотренный во многих учебниках по экономике общественного сектора, — сферу медицинского обслуживания.

Провалы рынка медицинских и страховых услуг в сочетании с ценностными представлениями о правах граждан на получение медицинской помощи обусловливают необходимость активного участия общественного сектора в сфере здравоохранения. Подобная деятельность предполагает ограничения возможностей производи­телей медицинских услуг извлекать дополнительную прибыль из информационной асимметрии и своего монопольного положения, а также действовать в ущерб интересам пациентов.

Общественный сектор участвует в осуществлении деятельности в сфере здравоохранения во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми общественным сектором, являются:

• регулирование деятельности в сфере здравоохранения:

¾ лицензирование медицинской, фармацевтической, страховой деятельности;

¾ установление стандартов качества медицинской помощи, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также стандартов оснащения медицинских организаций; контроль за их соблюдением;

¾ регулирование условий получения населением медицинской помощи и обеспечения лекарственными средствами;

• производство услуг:

¾ обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора и санитарной охраны от завоза и распространения инфекционных заболеваний (эта деятельность имеет характер производства общественных благ);

¾ предоставление населению различных видов медицинской помощи государственными медицинскими организациями;

• финансирование оказания медицинской помощи населению.

Итак, рассмотрев проблему асимметрии информации как в теоретическом, так и в практическом разрезе, мы обозначили пути ее преодоления и пришли к выводу о приоритетной роли общественного сектора в решении этой проблемы. По нашему мнению, наиболее эффективно было бы совмещение в практике хозяйственной деятельности общественных и рыночных методов борьбы с асимметрией информации.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику основных типов провалов рынка.

2. Какова роль общественного сектора в разрешении положительных и отрицательных внешних эффектов?

3. Дайте определение теоремы Коуза и уточните основные выводы, которые из нее вытекают.

4. Раскройте понятия «корректирующие налоги» и «субсидии».

 

5. Опишите отличия предоставления субсидий производителям и потребителям.

6. Уточните основные подходы к мерам государственного регулирования деятельности монополий.

7. Раскройте причины возникновения естественных монополий.

8. В чем отличие в регулировании деятельности сильной и слабой естественной монополии?

9. Дайте характеристику причин возникновения асимметрии информации.

10. Обоснуйте основные методы нейтрализации информационной асимметрии.

 

 

Раздел 3 ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

Дата: 2018-11-18, просмотров: 245.