Монополию иногда определяют как рынок, где существует единственный реальный продавец. В действительности условие единственности продавца не является ни необходимым, ни достаточным. Оно не выступает необходимым, поскольку на рынке вполне может быть несколько продавцов — и при этом существовать монополия, если у продавцов есть интерес войти в картель (т.е. координировать свои действия и сообща действовать как монополист). Это условие также недостаточно, если рынок конкурентный, т.е. вступление на рынок и уход с него не влекут издержек. Разумеется, на рынке может быть всего лишь один реальный продавец, но также большое число потенциальных продавцов, готовых выйти на рынок.
О монопольном положении свидетельствуют наличие мощных ограничений для вступления на данный рынок и уход с него и отсутствие адекватной замены обмениваемого блага.
Ограничения, препятствующие вступлению, могут быть следующими:
¾ фактические ограничения, когда один участник рынка (или группа участников, действующих в рамках картеля) контролирует предложение основного ресурса (например, источник в пустыне или все имеющиеся в наличии месторождения основного сырья). В таком случае говорят о монополии положения. Если монополист осуществляет свой контроль длительное время, то он сможет получать своего рода ренту; если же контроль временный — например, он первый завладел какой-либо технологией производства, то он обладатель квазиренты. В правовом государстве теоретически возможен только контроль, связанный с правом собственности. Устранение действительных или потенциальных конкурентов насилием либо угрозой насилия по закону исключается (однако очевидно, что такие случаи на практике возможны в более или менее непосредственном и явном виде);
¾ правовые ограничения. Вступление на рынок предприятиям запрещает государство. Эта правовая монополия — самая древняя и самая надежная форма ограничений для вступления на рынок (лицензии, патенты и т.п.). Монополия может быть «предоставлена» определенным предприятиям — частным или общественным взамен они получают особые обязанности (так называемые обязанности госслужб) или попадают под особый контроль;
¾ наличие экономии на масштабах. В этом случае причина «монополии» — в технических условиях производства (для некой данной функции спроса). Эти условия таковы, что одно пред приятие может просуществовать долго. «Монополия» возникает естественным путем, без чьего-либо осознанного вмешательства и без искусственных ограничений для вступления на рынок. Отсюда и название «естественная монополия», которым обозначают подобное положение. Случай естественной монополии, значительно отличающийся от описанных выше случаев, рассмотрен ниже.
Предприятие в условиях конкуренции работает при сложившихся ценах. Кривая спроса на такие продукты бесконечно эластична (горизонтальна). Говорят, что существуют элементы монополизма, когда эта кривая получает отрицательный наклон, т.е. как только цена, по которой предприятие может продавать благо, перестает быть независимой от количества предлагаемого им блага, иными словами, как только предприятие начинает определять цены. Итак, есть два фактора, которые можно изменять принятием решения: цена и количество, а не только количество, как прежде. Это условие достаточно для того, чтобы применять теорию монополии, даже если рассматриваемое предприятие «физически» не единственное на рынке (т.е. если спрос на продукцию данного предприятия не смешивается со спросом потребителей в целом).
Если предельные доходы убывают, предельные издержки возрастают, а совокупные издержки промышленности в условиях конкуренции такие же, как у монополии, то монополия будет производить меньше и дороже. Рыночное производство станет неэффективным и будет соответствовать чистому общественному убытку.
На рис. 6.7 воспроизведена ситуация равновесия на монопольном рынке. Для простоты предполагается, что средние и предельные издержки постоянны настолько, что равновесие короткого и длительного периодов идентично и не зависит от количества предприятий, в действительности производящих на рынке.
На рынке с совершенной конкуренцией предприятие, не определяющее ценовой политики, устанавливает цену на уровне точки Е, в которой цена равна предельным издержкам. Предприятие-монополист выберет такое соотношение цена/количество, которое максимизирует его прибыль. Первоочередные условия этой максимизации предполагают, что предельные издержки равны предельному доходу (на рис. 6.7 — точка Н). Точка пересечения двух соответствующих кривых позволяет определить по оси абсцисс количество блага qm, которое произведет монополия, а при помощи кривой спроса (точка М) — цену, по которой это количество будет продано (рт)-
Как мы видим, монополия будет производить меньше и дороже, чем конкурентный рынок, и поскольку этот последний тип рынка соответствует оптимуму по Парето (первая основная теорема экономики благосостояния), равновесие монополии будет ниже оптимального. Можно оценить эту неэффективность аллокации, сравнивая разные уровни излишков, приведенные на рис. 6.7 (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Дата: 2018-11-18, просмотров: 282.