У государств — членов СНГ много общих проблем в области охраны окружающей среды, оставшихся в наследство от СССР и обострившихся к началу XXI в. Советский Союз обладал огромными суммарными природными ресурсами — топливно-энергетическими, земельными, минерально-сырьевыми, лесными, водными. Некоторыми из них — в гораздо больших размерах, чем любая другая страна мира. Наличие этих ресурсов способствовало созданию крупных производительных сил, позволило СССР в середине XX в. выйти на второе место в мире по общему объему производства, а по отдельным видам производимой продукции, связанным с добычей и последующей переработкой природных ресурсов (угля, нефти, чугуна, стали), а также выпуском некоторых видов металлоемкого оборудования, — и на первое.
Командно-административная система и сложившийся хозяйственный механизм не стимулировали бережное, рациональное природопользование. Развитие и размещение производительных сил осуществлялись без должного учета экологических факторов. Прогресс ассоциировался с дымящимися трубами, тоннами извлеченного угля и выплавленной стали, миллионами киловатт электроэнергии. Загрязнению подвергались все компоненты окружающей среды и все уголки огромного государства. Экологический анализ, проведенный в конце 1980-х гг. лабораторией мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета СССР и АН СССР, показал уровень загрязнения и деградации природной среды в отдельных регионах бывшего СССР. Во многом эти данные отражают и современное состояние стран СНГ.
Экономический кризис начала 1990-х гг. не благоприятствовал улучшению экологической ситуации на постсоветском пространстве. Показатели экономического развития существенно ухудшились: за 1990—1994 гг. ВВП сократился на 40 %, а промышленное производство — почти вдвое. В то же время относительно стабильным (особенно к концу 1990-х гг.) оставался выпуск продукции нефтегазовой, горнодобывающей, химической, металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, т.е. отраслей, эксплуатировавших невоспроизводимые природные богатства и отличавшихся наиболее вредными выбросами в окружающую среду. Тогда же из-за топливного кризиса в Молдове, Армении, Грузии и Таджикистане началась массовая вырубка зеленых насаждений.
Места, занимаемые экономическими регионами бывшего СССР в зависимости от степени загрязнения и деградации их природной среды
|
В настоящее время экологическая ситуация в странах СНГ медленно улучшается. В отдельных регионах, где экологически вредные производства были остановлены или существенно сократили свою деятельность из-за разрыва межгосударственных экономических связей, военных конфликтов либо по другим причинам, нормализация природных условий происходит быстрее.
В научной терминологии и практике государственного управления появилось такое понятие, как зоны экологического бедствия. Согласно Закону «Об охране окружающей среды», зонами экологического бедствия являются участки территории страны, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения среды, которые ведут к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации компонентов природной среды.
Огромные масштабы чернобыльской катастрофы, создавшей угрозу здоровью и самой жизни миллионов людей, а также национальной экономике и культуре, послужили основанием для признания всей территории Беларуси зоной экологического бедствия.
В природоохранном законодательстве Российской Федерации используются похожие понятия — зона повышенного экологического риска и чрезвычайная экологическая ситуация. Признание какой-либо зоны или ситуации особо опасными производится на основании заключения экологической экспертизы.
На пространстве СНГ немало регионов с неблагополучной экологической ситуацией, которые вполне можно охарактеризовать как зоны экологического бедствия. По данным ООН, общая площадь зараженных, отравленных или превращаемых в пустыню в результате хозяйственной деятельности территорий постсоветского пространства составляет около 4 млн км2, что соответствует суммарной площади Германии, Франции, Испании и Великобритании. Республикам бывшего СССР необходимо как можно быстрее объединить усилия для разработки и осуществления комплексных мер по решению крупных межрегиональных экологических проблем.
Регионы радиоактивного загрязнения занимают наибольшие площади в Беларуси, Украине, России, Казахстане. Радиоактивное загрязнение территории Советского Союза в первую
очередь связано со строительством в 1940-е гг. атомных военных заводов на Южном Урале (в Челябинской области), многолетними ядерными испытаниями в Казахстане (под Семипалатинском). Взрыв термоядерного устройства беспрецедентной мощности на Новой Земле чрезвычайно загрязнил приполярную тундру, и оленеводы Крайнего Севера получили дозы облучения в 100—1000 раз более высокие, чем остальное население, через оленину — их основной продукт питания, так как главный корм животных (мох ягель) имел очень высокую концентрацию радиоактивных элементов. Долговременные последствия для окружающей среды связаны с катастрофой на заводах Южного Урала (1957), где производилось советское атомное оружие. Радиоактивные продукты деления рассеялись и осели в Челябинской», Свердловской и Тюменской областях; было загрязнено свыше 16 тыс. км2 территории, где проживало около 300 000 человек. И только заключение Международного договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (Москва, 1963) приостановило радиоактивное загрязнение, обусловленное военными испытаниями.
Наиболее масштабной и сложной по радиационно-экологическим последствиям является зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на ЧАЭС по совокупности последствий — крупнейшая катастрофа современности; она затронула судьбы миллионов людей в Беларуси, Украине и России. Среди регионов бывшего Советского Союза наибольшее количество радиационных пятен с самыми высокими уровнями загрязнения находится на территории Беларуси.
|
В Украине высокие уровни загрязнения радионуклидами наблюдались в непосредственной близости от места катастрофы. Опасная для нахождения людей зона была определена в радиусе 30 км, куда попали города Чернобыль и Припять. В зону загрязнения несколько менее сильного попала столица Украины — Киев. Последствия чернобыльской катастрофы сказывается на территории 20 областей Европейской части России.
В СССР была разработана специальная долгосрочная программа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ставилась цель обеспечить оздоровление окружающей среды, создать условия для безопасной жизнедеятельности населения, по мере нормализации радиационной обстановки на подвергшихся радиационному загрязнению территориях вернуться к хозяйственному использованию земель. После развала СССР новые независимые государства разработали собственные национальные программы ликвидации и минимизации последствий аварии на ЧАЭС. По отдельным направлениям Беларусь, Россия и Украина осуществляют совместные мероприятия, однако очевидно, что они должны быть более масштабными.
Зона Приаралья поражает катастрофическими изменениями природы, связанными с высыханием Аральского моря, опустыниванием, деградацией окружающих ландшафтов. Безвозвратное использование воды для орошения плантаций хлопчатника привело к резкому сокращению стока рек Амударьи и Сырдарьи в Аральское море. С 1983 г. река Сырдарья перестала впадать в это море, и уровень воды в нем упал на 19 м. К началу XXI в. площадь его акватории уменьшилась наполовину, море потеряло три четверти своего изначального объема. В нижнем течении Амударьи и Сырдарьи катастрофически ухудшилось качество речных вод, которые стали малопригодными для питья. Произошло интенсивное иссушение и засоление земель в дельтах этих рек, глубокая деградация поразила экологические системы, животный и растительный мир Аральского моря и прилегающих к нему территорий.
Для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья населения в конце 1980-х — начале 1990-х гг. принимались специальные постановления, которые предусматривали проведение комплекса природоохранных мероприятий, однако они не были выполнены. Проблема Приаралья, а более широко — проблема водоснабжения стран Центрально-Азиатского региона может быть решена лишь совместными усилиями государств, по территории которых протекают главные реки региона. Необходимо создать совместную систему водоснабжения, очистки и экономии водных ресурсов, воспользовавшись помощью стран СНГ и международного сообщества. Очевидно, что прежде всего должны быть решены три главные задачи:
1. формирование совместного баланса водных ресурсов и технологий, обеспечивающих экономию воды в процессе ее потребления;
2. создание общих контрольно-измерительных и регулирующих систем, предупреждающих потери воды;
3. компенсация расходов Кыргызстана и Таджикистана по регулированию Нарынского и Кайраккумского водохранилищ в верховьях рек.
Зона Прикаспия характеризуется резким ухудшением санитарно-токсикологической и рыбохозяйственной обстановки, оцениваемым как кризисная ситуация. Произошла полная дестабилизация системы самоочищения бассейна Каспийского моря и водохранилищ. Продолжается деградация экосистем притоков Волги. Особенно острая экологическая обстановка сложилась в Северном Прикаспии, где земли нарушены разработками нефти и газа, воды суши истощены и загрязнены, так же как морская акватория, рыбные ресурсы на исходе, не соблюдается режим особо охраняемых территорий. Резкое увеличение добычи нефти Азербайджаном, Туркменистаном, а также Казахстаном и Россией на месторождениях Каспийского шельфа еще более усугубляет ситуацию. Уровень Каспийского моря поднимается, затапливая берега, тем самым обостряются проблемы водоснабжения прибрежных территорий. Необходимы совместные действия стран СНГ и мирового сообщества по спасению окружающей среды данного региона. Строительство природоохранных объектов должно вестись до ввода в эксплуатацию нефтегазовых комплексов, прокладки нефте- и газопроводов, введения в действие других хозяйственных сооружений.
Региональные экологические проблемы Российской Федерации разноплановые, что обусловлено огромными размерами ее территории, большим разнообразием природных ресурсов, неравномерностью в уровне хозяйственного освоения. По некоторым оценкам, в зонах экологического риска, составляющих почти 10 % территории России, проживает около 70 млн человек. Здесь повышенные заболеваемость и смертность населения, а продуктивность природных ресурсов, напротив, пониженная. (Отдельные экологические проблемы России, тесно связанные с сопредельными территориями стран СНГ, изложены выше, другие требуют дополнительного анализа.)
3она Арктики характеризуется высоким уровнем загрязнения, низким потенциалом самовосстановления окружающей среды, замедленным процессом самоочищения и преобладанием ресурсодобывающих отраслей. Наиболее сложная экологическая обстановка сложилась в Мурманской области, Норильске (загрязнение воздушной среды и сточных вод предприятиями цветной металлургии), на Новой Земле (радиоактивное загрязнение) и Ямале. Стратегия рационального природопользования в Арктике должна строиться исходя из приоритета традиционных форм природопользования и социально-культурного развития коренного населения региона.
Урал также переживает тяжелую экологическую ситуацию, особенно в старых горнопромышленных центрах, в которых наблюдаются загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, радиоактивное загрязнение территории, нерациональное использование минерально-сырьевых ресурсов. Для улучшения экологической обстановки местные власти принимают меры по внедрению более совершенных технологических процессов; строительству очистных сооружений в крупных промышленных центрах; рекультивации земель, нарушенных предприятиями горнодобывающей и металлургической промышленности. Разрабатываются программы поэтапного сокращения поступления в природную среду загрязняющих веществ и отходов.
Бассейн озера Байкал — регион с уникальным природным комплексом. Озеро занимает первое место в мире по глубине (1620 м) и объему водных масс (23 600 км3). Последний составляет около 20 % мировых и свыше 80 % объема пресных вод СНГ. Экосистема Байкала отличается удивительным богатством и своеобразием, включающим не менее 2400 видов и разновидностей животных и растений. Озеро обладает тонким биологическим механизмом самоочищения вод, основную роль в котором играет зоопланктон: имея фильтрационный тип питания, он пропускает через себя воду озера.
Наращивание производственного потенциала, нерациональное использование природных ресурсов в регионе привело к ухудшению гидрохимического состояния озера и его притоков, загрязнению атмосферного воздуха, развитию эрозионных процессов, деградации живых организмов Байкала. В целях сохранения уникального природного комплекса было принято постановление правительства по кардинальному решению проблемы Байкала, осуществлены крупные природоохранные мероприятия. Вместе с тем проблема охраны озера остается актуальной, и потребуется еще много сил и средств для устранения опасности возникновения необратимых процессов в его экосистеме.
На первом этапе перехода к устойчивому развитию для России очень важно решить следующие региональные экологические проблемы:
· ликвидировать последствия радиационных катастроф на западе европейской зоны;
· возродить природохозяйственное значение Волги;
· вывести из кризисной экологической ситуации ряд промышленных развитых районов Центра, Поволжья, Урала, Сибири;
· защитить население прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря;
· сохранить природные комплексы Онежского и Ладожского озер, Невской губы, бассейна озера Байкал;
· решить экологические проблемы районов Крайнего Севера, обеспечить особый режим природопользования;
· участвовать в решении межгосударственных экологических проблем Арктического региона, Балтийского, Каспийского, Черного и Азовского морей.
Украина имеет множество региональных экологических проблем, но, безусловно, главная среди них — последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Вместе с тем отличаются напряженностью отношения между хозяйственным комплексом и окружающей природной средой в Донецко-Приднепровском районе, особенно в Донецко-Макеевском, Днепропетровском, Запорожском и Криворожском промышленных узлах. В советские времена этот район занимал печальное первое место по уровню загрязнения и деградации природной среды, здесь практически отсутствуют территории, не затронутые деятельностью человека.
Южный район Украины характеризуется интенсивными формами сельскохозяйственного производства и высокой плотностью сельского населения. Для него типичны процессы водной и ветровой эрозии, ухудшение состояния почв и растительности, вредное воздействие на водоемы и воздушный бассейн. Экологи встревожены осолонением Днепровско-Бугского и Днестровского лиманов. Кроме того, оба водоема, а также северозападный район Черного моря страдают от непрекращающегося сброса в них загрязняющих веществ.
Необходимо уточнить, что в XXI в. никакими локальными очистными или защитными сооружениями не решить проблему охраны окружающей среды. Требуется тщательная разработка и реализация международных эколого-экономических программ устойчивого развития всех регионов мира, включая СНГ. Лишь сообща можно найти согласованное решение задач защиты окружающей среды и развития экономики.
//'); //]]>
Дата: 2018-11-18, просмотров: 532.