Ход работы
1-я категория – на явное правшество:
1) возьмите предмет;
2) надавите пальцем на кнопку.
2-я категория – присвоение одной руке более активной роли:
1) разложите предметы одной рукой (сравните время выполнения работы для левой и правой руки);
2) похлопайте в ладоши;
3) вденьте палочку в кольцо;
3-я категория – на скрытое левшество:
1) примите позу Наполеона (пронаблюдайте, какая рука оказывается
сверху);
2) скрестите пальцы (пронаблюдайте, большой палец какой руки оказывается сверху);
3) сравните ширину ногтевого ложа мизинца правой и левой руки (определите, у какой руки ногтевое ложе мизинца шире);
4) определите ведущий глаз;
5) определите ведущую ногу.
У здоровых детей к двум годам уже имеется функциональная асимметрия мозга: предпочтение правой руки по тестам 1-й категории – у 79–87 %
детей. У 2–3-леток по тестам 2-й категории предпочтение правой руки почти
не выявляется. У 6-леток по тестам 1-й и 2-й категорий предпочтение правой руки – у 71–89 %. При нарушении речи предпочтение правой руки сглаживается.
Рекомендации по оформлению протокола работы
Сделайте выводы, исходя из того, что:
1) явное правшество наблюдается,
если действия в 1-й категории выполняются правой рукой;
2) во 2-й категорииактивная роль присваивается руке в случае большего ее задействования по сравнению с другой рукой более чем в половине перечисленных действий;
3) заключение о скрытом левшестве делается в случае, если более чем в половине указанных заданий предпочтение отдавалось левой стороне тела.
Работа № 3. Знакомство с методом определения мануальной асимметрии
Данный метод используется при определении моторной асимметрии, ее количественной оценке, изучении онтогенетической закономерности специализации полушарий, индивидуальных вариантов развития латерализации функций.
Для интегральной оценки мануальной асимметрии используйте набор
тестов (заданий) следующего содержания:
1. «Рисование»;
2. «Мяч» – бросание мяча в цель;
3. «Коробок» – открывание спичечного коробка;
4. «Колодец» – складывание из спичек или счетных палочек «колодца»;
5. «Бисер» – нанизывание бисера (сбор пирамиды);
6. «Вращение» – вращение подвижных частей цилиндра;
7. «Кубики» – складывание произвольных сооружений из кубиков;
8. «Узлы» – развязывание узлов из толстого шнура;
9. «Ножницы» – пользование ножницами;
10. Семейная леворукость.
Каждый из тестов оценивается по пятибалльной системе, и итогом работы является вычисление результирующего - коэффициента моторной асимметрии (КМА). Часть из вышеперечисленных тестов представляет собой унимануальные задания, выполнение которых требует участия только одной руки («Рисование», «Мяч», «Ножницы»). Другие тесты относятся к заданиям, при выполнении которых одновременно в той или иной степени могут быть активны обе руки.
Результаты оцените, используя следующую общую схему:
оценки (+1) и (–1) соответствуют выполнению задания одной рукой (тесты 1,2,9), когда другая только удерживает объект или не используется со-
всем (тесты 1, 2, 9, 10); нулевая оценка ставится при равном участии в деятельности обеих рук; в случае преимущественного участия одной из рук выставляется оценка (+0,5) или (–0,5) (это тесты 3–8); знак (+) соответствует доминированию правой руки, знак (–) – левой.
При оценке унимануальных действий (рисование, бросание мяча в цель, пользование ножницами) сопоставьте качество выполнения заданий правой и левой рукой. Ответьте на вопрос: «Всегда ли Вы пишете (рисуете) правой (левой) рукой?» В зависимости от ответа в ряде случаев можно давать кроме (+1), (–1) и промежуточные оценки ((0) или +0,5 (–0,5)).
Наличие признака семейной леворукости (СЛ) оцените как (–1), а его отсутствие – как (+1). Эту информацию дают родители.
Результаты обследования занесите в протокол опытов (табл. 12).
Таблица 12 Протокол опыта
Дата______________Ф.И.О._______________________Возраст_______
№ п/п | Наименование теста | Оценки
| ||||
+1 | +0,5 | 0 | –0,5 | –1 | ||
1 | «Рисование» | |||||
2 | «Мяч» | |||||
3 | «Коробок»: открыть | |||||
4 | «Колодец»: выложить из спичек | |||||
5 | «Бисер»: нанизывать | |||||
6 | «Вращение»: до совмещения меток | |||||
7 | «Кубики»: произвольное сооружение | |||||
8 | «Узлы»: развязать | |||||
9 | «Ножницы»: характер пользования | |||||
10 | Семейная леворукость |
Затем определите коэффициент моторной асимметрии (КМА), вычислив средний балл.
Рекомендации по оформлению протокола работы
Вычислите КМА. Сделайте вывод, исходя из того, что при явном правшестве КМА максимально может составлять 0,7 балла, минимально –0,4. Если КМА ниже 0,4 балла, говорят о слабовыраженном правшестве. При амбидекстрии (способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой) КМА = 0. Отрицательные значения КМА свидетельствуют о левшестве: от –0,4 до –0,7 баллов – о явном левшестве, менее 0,4 – о слабо-
выраженном. Результаты обследования детей дают количественную оценку моторной латерализации; при динамическом наблюдении можно оценить характер развития функциональной асимметрии в онтогенезе.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1583.