Обезличенное и формальное управление людьми

Каждый чиновник в организации управляет делами своего отдела в безличностной, формалистической манере. Смысл такой практики – гарантировать невмешательство личностных мотивов и целей в цели отдела и процесс их выполнения. Всякий фаворитизм должен отвергаться. Личная дружба и знакомство не должны приниматься в расчет.

Трудоустройство и продвижение работников.

Занятость в бюрократической организации основана на технической квалификации ее членов и защищена правилами от произвольного увольнения. Продвижение по службе основано на стаже работы и трудовых успехах. Работа в бюрократических организациях рассматривается как карьера длительностью в целую жизнь, поэтому от работников требуется высокая степень лояльности.

Специализация производственного процесса и спецификация обязанностей работников.

Все производственные задачи, необходимые для выполнения организационных целей, разбиваются на множество конкретных работ. Выделяются специальные «области компетенции», включающие круг обязанностей по исполнению функций, предусмотренных специализацией работника и спецификацией работ; круг обязанностей работника перед начальником, касающихся выполнения этих функций, необходимые меры принуждения.

Каждый член организации должен не только знать работу и уметь ее выполнять. Он должен знать границы своей работы, прав, полномочий, чтобы не переступать черту, разделяющие его собственные роли и роли других участников, чтобы сохранять организационную структуру.

 

 

 


Рис. 8.11. Идеальные принципы бюрократии по М. Веберу.

 


Система правил и формальных процедур, которые управляют производственным процессом.

Хорошо упорядоченная система правил и формальных регулирующих процедур, которые управляют производственным процессом включают:

· стандартные управленческие решения;

· закрепление навыков работы;

· защиту должностных лиц;

· гарантии применения правил ко всем членам организации без исключения.

Иерархия статусов, иерархия контроля.

Организация подразделений строится по принципу иерархии. Работники низовых звеньев контролируются работниками высшего звена. Ни одно из подразделений не должно быть бесконтрольно. Нет места никакой уступчивости. Все должно систематически проверяться и подкрепляться фактами. Власть и полномочия управленческих работников опираются на их компетенцию и делегируются вышестоящей инстанцией.

Отделение собственности и дела фирмы от собственности и личных интересов чиновников.

Этот принцип касается также отделения жилья чиновников от месторасположения самой организации. Данные меры предохраняют официальный статус бюрократии от возмущений и влияния на него неофициальных отношений.

Документация.

Административные действия, решения и правила формулируются и фиксируются в письменной форме.

Зарплата.

Чиновники должны удовольствоваться положенной им зарплатой и не получать плату от клиентов с тем, чтобы их первостепенный интерес лежал в организации. Такая верность организации должна поощряться продвижением по службе.

Несмотря на «идеальность» представления бюрократической структуры М. Вебером, многие требования, заложенные в них, такие как стандарты рабочего времени, постоянство рабочего места и нахождения на нем работника, тщательный присмотр за работой и контроль, зачастую, просто необходимы для продуктивной работы организации.

Однако бюрократизм и формальность отношений между сотрудниками накладывают определенный негативный отпечаток на организацию трудовой деятельности в такой фирме, что может сказаться на эффективности ее функционирования и развития.

С этих позиций Р. Лайкет сравнил и противопоставил два типа организаций: «бюрократическую» и «человеческую». Суть этого противопоставления состоит в том, что в расчет берется только один из критериев эффективности – развитие фирмы. Сравнение типов организаций было проведено по 8 показателям. Результаты исследования представлены в таблице 8.4.

 

Слабость бюрократии, как отмечает Р. Мертон – это правила, определяющие контролирующую и координирующую функции. Когда бюрократия в организации настаивает на выполнении правил, они превращаются для должностных лиц в цели. В результате чего происходит смещение целей организации. И она становится неэффективной.

Например, для врача районной поликлиники выполнить полностью перечень процедур диагностики и лечения, предписываемых и контролируемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ, становится важнее, чем полностью вылечить пациента. Успех формального подхода к лечению зависит от того, насколько полны и непротиворечивы процедуры лечения. Если же встречаются непредусмотренные правилами ситуации, вызванные невозможностью полностью выполнить процедуры или связанные с особенностями организма, то выздоровление пациента сомнительно. Похожие проблемы в системе образования, культуры, социального обеспечения. Везде, где установлен чрезмерно централизованный, бюрократический режим управления организацией.

 

Таблица 8.4.

 

Сравнение «бюрократической» и «человеческой» организаций.

 

«Бюрократическая организация» «Человеческая организация»

Осуществление лидерства

Лидерство не предполагает доверия. Подчиненные не могут свободно общаться и обсуждать проблемы работы с начальством, а те в свою очередь, не спрашивают мнения подчиненных. Лидерство связано с доверием и свободным обсуждением рабочих проблем. Начальство интересуется мнением подчиненных. Проявляются конструктивные формы делового общения.

Мотивация.

Мотивация касается только физической поддержки, экономические мотивы вызваны страхом и угрозой применения санкций. В массе работников преобладает неблагоприятное отношение к организации. Мотивация включает полный перечень экономических, личных и других мотивов, реализующихся через участие в группе. Преобладает благоприятное отношение ко всей организации и ее целям.

Процесс коммуникации

В коммуникации информация спускается сверху, неточна, искажается. Подчиненные воспринимают ее с подозрением. В коммуникации свободные потоки информации вверх, вниз и по горизонтали. Информация точна и не искажается.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 19.