Стадия – Привлечение работников в трудовой коллектив

Формальный трудовой коллектив – это, прежде всего, персонал или кадры организации.

Как правило, нормативную величину персонала в трудовом коллективе обеспечить достаточно сложно. Поэтому персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, то есть числом сотрудников, которые официально работают в организации на данный период времени. Кроме списочного состава в организации могут работать внешние совместители, лица, привлеченные для выполнения разовых и специальных работ и т.д.

Привлекаемым на постоянную и временную работу сотрудникам официально сообщают о целях и задачах его подразделения и коллектива, возлагают на них персональные задачи с учетом их способностей и возможностей роста и совершенствования, целенаправленно формируют и поддерживают благоприятный морально-психологический климат.

Сформированный трудовой коллектив находится в постоянной динамике. При правильном руководстве трудовой коллектив будет неуклонно развиваться и совершенствоваться. Процесс развития трудового коллектива осуществляется в несколько этапов, представленных на рис. 8.17.

Чтобы управлять коллективом, руководитель должен знать, на каком этапе развития в настоящий момент находится коллектив. Не разобравшись в конкретной обстановке, он невольно может стать причиной замедления развития трудового коллектива.

1 этап представляет собой процесс формирования трудового коллектива из принятых на работу сотрудников, когда между людьми начинают складываться отношения в результате технических контактов и наблюдений, в процессе которых люди накапливают информацию друг о друге, служащую основой взаимной заинтересованности, симпатии или, наоборот, антипатии.

Руководитель также присматривается к подчиненным. Он знакомит коллектив с задачами, распределяет обязанности, определяет режим работы, организует выполнение заданий. Особое внимание на этом этапе руководитель должен уделять контролю за исполнением своих распоряжений, что в дальнейшем поможет формированию чувства ответственности, обеспечит точность и аккуратность при выполнении работы. Таким образом, на этом этапе развития коллектива твердые требования предъявляются только со стороны руководителя.

 


Рис. 8.17. Этапы развития трудового коллектива.

 

2 этап характеризуется тем, что внутри трудового коллектива формируются неформальные рабочие группы на основе личных особенностей и интересов, которые могут по-разному относиться к задачам коллектива и руководителю.

На втором этапе развития трудового коллектива начинается и развивается процесс реорганизации, который состоит из следующих стадий:

 

Индивидуалистическая стадия. На этой стадии каждый член трудового коллектива наблюдает за окружающими и демонстрируют им собственные возможности. Многие сотрудники при этом занимают выжидательные позиции, они избегают враждебности, наблюдают, анализируют.
Стадия сближения. На этой стадии происходит установление между сотрудниками необходимых контактов и формирование общих норм поведения, укрепляющих коллектив, а также возникают попытки установления приоритетов и захвата власти.
Стабилизационная стадия. На этой стадии коллектив стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.

 

На втором этапе выявляются наиболее сознательные, инициативные, энергичные личности, из которых формируется актив, призванный помогать руководителю в достижении основных целей трудового коллектива. На этом же этапе выявляются люди добросовестные, но пассивные, не проявляющие инициативы и активности в работе, а также негативно настроенные по отношению к руководителю работники, которые могут мешать работе, дезорганизовывать коллектив. Руководитель должен опираться на актив, стимулировать добросовестных, инициативных работников и в то же время быть жестким к нарушителям дисциплины, формировать общественное мнение коллектива о его членах. Характерной особенностью этого этапа является то, что руководитель начинает управлять коллективом через актив, т.е. через наиболее авторитетную группу.

3 этап характеризуется тем, что все члены коллектива предъявляют установившиеся требования, в том числе и этические, друг к другу и к себе. Эта высшая стадия развития трудового коллектива, к которой должен стремиться каждый руководитель.

С ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся все более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления.

На этом этапе руководитель должен изменить стиль руководства. Если на первом этапе руководитель в основном использует автократический стиль, то на третьем этапе он применяет в максимальной степени демократический стиль, являясь представителем и выразителем интересов коллектива.

Теперь руководитель только незаметно регулирует этическую и социальную жизнь трудового коллектива и организацию трудовых процессов, определяет пути его развития.

 

 

Практическое задание

 

Тест

«Пользуетесь ли вы уважением в коллективе»

 


Опросник

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 14.