Макроэкономическое равновесие предполагает равновесие не только на рынке товаров и услуг, но и на денежном рынке. Денежный рынок будет находиться в равновесии, если величина общего спроса на деньги будет равна величине общего предложения денег. Равновесие денежного рынка характеризуется равновесной ставкой процента.
Спрос на деньги – это то количество денег, которое граждане хотели бы иметь в своем распоряжении.
Спрос на деньги определяется теми функциями, которые они выполняют. Граждане прежде всего нуждаются в деньгах как средстве обмена и средстве платежа, т.е. они хотят иметь деньги, чтобы осуществлять покупки необходимых товаров и услуг и расплачиваться по долгам.
Спрос на деньги для сделок определяется общим уровнем денег в стране или номинальным ВНП. Чем больше товаров и услуг и чем выше средний уровень цен в стране, тем больше требуется денег для заключения сделок.
С другой стороны, спрос на деньги определяется также такой функцией, как средство накопления. Люди могут держать часть своего богатства либо в деньгах, либо, например, в облигациях (акциях, на счетах в банках). И то и другое – это финансовые активы. Таким образом, существует спрос на деньги со стороны активов.
Преимуществом денег является их абсолютная ликвидность, поэтому граждане имеют некоторый запас денег у себя на случай непредвиденных обстоятельств. Следовательно, спрос на деньги зависит от того, насколько высоко ценится на данный момент свойство ликвидности.
Недостаток владения деньгами по сравнению с облигациями заключаются в том, что они не приносят дохода в виде процента. Поэтому людям приходится решать, держать ли финансовые активы в деньгах или в ценных бумагах, а если держать, то в каких количествах и пропорциях. Главный аргумент здесь – процентная ставка по облигациям. Если этот процент будет расти, то желание держать деньги на руках будет уменьшаться и наоборот. Эту зависимость характеризует график на рис. 40 а.
Этот же график будет характеризовать ситуацию спроса на деньги, если по вертикали будет отложена банковская процентная ставка. Чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы (цена денег), тем меньшую величину спроса на них будут предъявлять экономические агенты.
Предложение денег – это количество денег, предлагаемое банковской системой страны во главе с Центральным банком на денежном рынке. Предложение денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП, а также с возможностями его роста.
Для характеристики предложения денег используется агрегат М1 – деньги для сделок, включающий наличные деньги, депозиты до востребования и чековые депозиты (магнитные карточки).
Предложение денег контролирует Центральный банк, оно не зависит от ставки процента и поэтому графически изображается вертикальной кривой SM. Координаты точки «Е» пересечения кривой спроса и предложения показывают равновесную ставку процента (RE) и равновесную величину денежной массы (QE), находящейся на руках рыночных агентов, рис. 40 б.
Главная задача Центрального банка состоит в том, чтобы определить с учетом потребностей экономического развития страны объем денежного предложения. Увеличивая в рамках потребностей экономики денежную массу (при этом кривая предложения сместиться вправо), Центральный банк способствует понижению ставки процента, росту величины совокупного спроса и повышению экономической активности в стране.
Однако этот результат достигается не при всяком увеличении денежной массы, а лишь при таком, которое непосредственно влияет на расширение кредита, спроса на облигации и т.д. Увеличение объема денежной массы сверх объективных потребностей экономического развития приводит к повышению уровня инфляции и другим негативным последствиям.
Банковская система
Для того, чтобы экономическая система функционировала эффективно, необходимо рационально управлять денежными потоками. Для этого люди создали банки.
Слово «банк» происходит от итальянского слова «banco», означающего скамью, стоявшую в конторе менялы, проводившего денежные операции в виде обмена одних денег на другие или их размена. В современном значении банки – это особые институты, которые аккумулируют и хранят денежные средства, проводят денежные операции, контролируют движение денежных средств, предоставляют кредиты, выпускают в обращение деньги и ценные бумаги.
Итак, банк – это коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции.
Совокупность различных видов банков страны образует банковскую систему. В эту систему еще включают иные кредитные учреждения.
История развития банковского дела свидетельствует о существовании различных типов банковских систем: одноуровневая (нет центрального банка или несколько государственных банков), монобанковская (один центральный банк) и двухуровневая.
В большинстве стран с рыночной экономикой, в том числе и в России, существует двухуровневая банковская система. Первый уровень образует центральный банк страны, второй – коммерческие банки и специализированные кредитные организации, рис. 41.
Центральный банк осуществляет руководство всей кредитной системой страны и по сути является «банком банков». Центральный банк призван регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики.
Центральный банк выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Центральный банк хранит золото и валютный запас страны, резервные фонды других кредитных учреждений, проводит управление счетами правительства и осуществляет зарубежные финансовые операции.
В рыночной экономике ведущую роль играют коммерческие банки. Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали, в основном, торговлю. Позже этот термин утратил свой первоначальный смысл. Ныне коммерческие банки обслуживают всех субъектов хозяйствования независимо от рода их деятельности.
Коммерческие банки образуют костяк кредитной системы страны. Главное их предназначение – привлекать сбережения и распределять их между заемщиками. Для корпораций и потребителей коммерческие банки являются основным источником кредитов.
Основные функции коммерческих банков делятся на две группы: депозитные (привлечение денежных средств) и кредитные, заключающиеся в выдаче различных ссуд. Банки использует денежные средства своих вкладчиков для выдачи ссуд. Банки увеличивают свои доходы, если проценты, получаемые по предоставляемым ими кредитам, превышают их процентные выплаты по привлеченным вкладам.
Также банки могут предоставлять другие услуги: сейфы для хранения ценностей, обмен валюты, выпуск кредитных карточек и т.п. Ныне банки способны предложить своим клиентам до 200 видов разнообразных услуг.
В банковской системе действуют также банки специального назначения. Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ.
На практике функционирует многообразие коммерческих банков, их классификация представлена в таблице 5.
Таблица 5 Классификация банковских структур
Критерий | Виды (формы, типы и т.п.) | |
1 | По форме собственности | государственный, частный, кооперативный, банки с иностранным капиталом и банки со смешанным капиталом. |
2 | По правовой форме | Акционерные общества открытого и закрытого типов, общества с ограниченной ответственностью. |
3 | По операциям | Универсальные и специализированные |
4 | По сфере обслуживания | Региональные, межрегиональные, национальные, международные. |
5 | По числу филиалов | Бесфилиальные и многофилиальные |
6 | По масштабам деятельности и размерам капитала | Малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения. |
К кредитным учреждениям относятся: пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки, взаимные фонды, ипотечные банки, инновационные банки, сберегательные учреждения. Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка и выполняют лишь отдельные операции, к ним относятся лизинговые компании, кредитные кооперативы и др.
Инвестиционные банки специализируются на долгосрочном кредитовании отраслей, предприятий. Они привлекают капитал путем выпуска и размещения акций, облигаций и других ценных бумаг.
Ипотечные банки предоставляют ссуды под имущественный залог, чаще всего под недвижимость (землю, строения). В определенной степени функции ипотечных банков выполняют ломбарды.
Инновационные банки кредитуют освоение нововведений, научно-технических достижений.
Сберегательные учреждения привлекают и хранят денежные средства населения, выплачивая вкладчикам фиксированный процент.
Страховые компании занимаются продажей страховых полисов, а полученные доходы вкладывают в облигации.
Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала.
Ведущую роль в кредитной системе занимает Центральный банк, который относительно независим, но согласует с правительством проводимую кредитно-денежную политику, является монополистом в вопросах эмиссии денег и регулирует деятельность как коммерческих банков, так и специализированных кредитных учреждений.
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель регулирования – достижение равновесного и устойчивого развития экономики.
Важнейшими инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:
1) операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
2) дисконтная политика (политика учетной ставки);
3) регулирование резервной нормы.
Рассмотрим подробнее каждый из инструментов
1. В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изъятие их оттуда. Инициатором этих операций всегда является государство, а коммерческие банки и население становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической выгоды.
Инициируя операции на открытом рынке, государство добивается либо уменьшения, либо увеличения предложения денежной массы и, следовательно, либо стимулирует рост экономики, либо сдерживает его.
Если в стране появляются условия для возникновения инфляции, то государство увеличивает предложение государственных ценных бумаг. В результате этого цена на них падает, а доходность, следовательно, растет. (Дело в том, что государство по своим облигациям, независимо от их рыночной цены, будет выплачивать обещанный процент. Значит, чем ниже цена облигации, тем выше по ней доход.)
Получив в обмен на деньги государственные ценные бумаги, коммерческие банки и население передают тем самым в руки государства определенные суммы денег, и таким образом государство изымает их из обращения. В результате, во-первых, происходит сокращение совокупной денежной массы, что является сдерживающим фактором инфляционных процессов, во-вторых, уменьшаются возможности банков кредитовать промышленные компании, что вызывает уменьшение деловой активности. Когда же в экономике возникает спад производства, вследствие чего коммерческие банки испытывают острую нехватку денежных ресурсов, государство через центральный банк начинает скупать у них ценные бумаги. В результате спрос на них возрастает, рыночная цена увеличивается, а доходность ценных бумаг понижается. В этих условиях держатели облигаций предпочитают продать их государству и получить курсовую разницу.
Осуществляя операцию по скупке ценных бумаг, государство увеличивает не только финансовые возможности банков, но и совокупную денежную массу в обращении, стимулируя рост деловой активности в стране. Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада).
2. Дисконтная политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Несмотря на то что коммерческие банки являются главными кредиторами страны, предоставляя ссуды промышленным компаниям, при определенных условиях они сами превращаются в банки–заемщики, обращаясь за кредитами к Центральному банку. (В России процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков.)
Центральный банк предоставляет кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное финансовое положение, но терпят временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Следя за изменением экономической конъюнктуры, Центральный банк может как увеличивать, так и уменьшать учетную ставку и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложение. При уменьшении учетной ставки спрос на деньги Центрального банка со стороны коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрастают.
Если учетная ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной: спрос на кредиты Центрального банка уменьшается и финансовые возможности коммерческих банков из-за этого сокращаются. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики дисконтная политика занимает второе по значению место после операции на открытом рынке, а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег. Следует отметить, что оба этих механизма регулирования предложения денег наиболее эффективны при совместном их использовании.
Экономические последствия регулирования нормы учетной ставки двойственны. Повышение нормы учетной ставки является одним из сильнейших средств в борьбе с инфляцией, но в то же время вызывает сокращение производства, рост безработицы и социальную напряженность в обществе. Понижение нормы учетной ставки способствует выходу из кризиса, но в то же время вызывает рост инфляции. В каждом конкретном случае правительство страны, реализуя ту или иную экономическую программу, решает, какую принести «жертву» во имя достижения намеченных целей экономического развития. Как правило, такой «жертвой» становятся производство и занятость.
3. Регулирование резервной нормы. Резервная норма – это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. В основе действия этого инструмента лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор.
Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения. Проценты по кредитам растут, возможности коммерческих банков кредитовать экономику уменьшаются.
Когда же надо «подогреть» экономику, преодолеть кризисные явления, правительство уменьшает резервные нормы, вследствие чего кредитные возможности коммерческих банков возрастают. Растет предложение денег, ссудный процент понижается, спрос на заемные средства возрастает, и экономика выходит из застоя, начинается экономический рост.
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 502.