Государственные расходы и налоги
А. Расходы
Государство – это публичная власть, в состав которой входят особые институты, такие как армия, полиция, министерства и т.д. Эти институты не производят «прямых» благ, поэтому для осуществления своих функций им необходимы ресурсы. Совокупность денежных ресурсов, мобилизуемых для содержания государства, получила название государственные финансы.
Государственные финансы в современных условиях состоят из 4-х звеньев:
1) государственного бюджета;
2) муниципальных финансов;
3) финансов государственных предприятий;
4) специальных правительственных фондов.
Государственный бюджет − самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. (Слово «бюджет» переводится с английского языка как «сумка и ее содержимое».) Госбюджет представляет собой финансовый план образования и использования денежного фонда государства. Он утверждается высшей законодательной властью страны, а за выполнение бюджета отвечает исполнительная власть – правительство.
Госбюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая показывает, откуда поступают денежные средства и расходной, указывающей, на какие цели направляются средства. В каждой стране структура бюджета определяется ее экономическим потенциалом, масштабами решаемых задач, ролью государства в экономике.
Источником доходной части госбюджета являются:
1) налоги, которые в доходах государства составляют от 80 до 90%;
2) государственные займы, осуществляемые с помощью выпуска государственных ценных бумаг (их доля в госбюджете составляет от 10 до 20%);
3) эмиссия денег.
Из госбюджета производятся государственные расходы, среди которых выделяют четыре основные группы:
1) расходы на государственную поддержку и развитие экономики;
2) расходы на социально-культурные мероприятия;
3) расходы на оборону;
4) расходы на управление.
Первая группа расходов занимает наибольшую долю федерального бюджета. Это средства, которые государство расходует на то, чтобы поддержать отдельные отрасли экономики, реализовать целевые общегосударственные и региональные программы (ассигнования, субсидии, субвенции, дотации).
Затраты на социально-культурную сферу включают в себя затраты на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, социальные пособия и т.д.
Расходы на оборону включают в себя закупки вооружения, переоснащение армии и флота, оплату жалования военнослужащим, материальное обеспечение внешней политики (включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам) и т.д.
Расходы на управление – это бюджетные средства, выделяемые на содержание органов государственной власти, суда, прокуратуры, правоохранительных органов.
Среди других расходов особое место занимают затраты по обслуживанию государственного внешнего и внутреннего долга. Государственный долг – это задолженность государства по займам, произведенным как внутри страны, так и за рубежом.
Каждое правительство стремиться к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Но чаще всего наблюдается бюджетный дефицит, когда расходная часть бюджета превышает ее доходную часть.
Сам по себе дефицит бюджета не может быть негативным явлением. Все зависит от причин его возникновения. Многие развитые страны имеют дефицитный бюджет. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, то в будущем рост производства с лихвой возместит произведенные затраты и общество от такого дефицита только выиграет.
Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельных производств, то такой бюджетный дефицит неизбежно приведет к экономическому кризису.
Превышение доходной части бюджета над расходной называется профицитом. Именно это наблюдается в России в 2006 − 2007 гг.
Основная цель использования государственного бюджета в рыночной экономике состоит в создании наилучших условий функционирования рыночной системы. Выбор финансовой политики влияет на экономический рост.
Б. Налоги
Основным источником доходов государства в цивилизованном обществе являются налоги. Под налогом понимается обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Эти платежи безвозмездны, обязательны, принудительны.
Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг, другие объекты, установленные законодательством. Сумма, с которой взимается налог, называется налоговой базой.
Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:
а) расширение круга налогоплательщиков;
б) увеличение числа тех объектов, с которых взимаются налоги;
в) повышение налоговых ставок.
Злоупотребление этими способами может привести к обратному эффекту. Так, американский экономист Артур Ласер Лаффер доказал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий лишает их стимула к экономической деятельности, замедляет экономический рост и в конечном счете уменьшает поступление доходов в бюджет. Эту зависимость поступлений в бюджет от величины налоговой ставки характеризует кривая Лаффера, рис. 37.
Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер, то есть их нельзя описать формулой и математически точно найти максимальную величину налоговых поступлений. По мнению А. Лаффера предельной ставкой налогового изъятия, в границах которой увеличивается поступления в бюджет, является 30%.
Налоги выполняют следующие функции:
1) фискальная функция, заключающаяся в финансировании государственных расходов;
2) контрольная функция, заключающаяся в определении налогового потенциала страны, характера деятельности налогоплательщиков и т.д.;
3) регулирующая функция, заключающаяся в воздействии на экономические процессы;
4) социальная функция, заключающаяся в поддержании социального равновесия путем перераспределения доходов граждан.
По характеру изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платит непосредственно налогоплательщик на доход и имущество, а косвенные налоги входят в цену товаров и услуг, и их оплачивает потребитель. Например, налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц (ранее называемый подоходным налогом) – это прямые налоги, а налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы – это косвенные налоги. В зависимости от уровня взимания различают федеральные, региональные и местные налоги.
Существуют следующие способы взимания налогов:
1. У источника налогообложения, когда налог вносится лицом, выплачивающим доход. Оплата налога в этом случае производится до получения дохода, а получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
2. На основе декларации – документа, в котором плательщик налога приводит расчет совокупного дохода, расхода, налоговых льгот и величину налога на налогооблагаемую базу. Налог выплачивается лицом, получившим доход.
3. Кадастровый (кадастр – таблица, справочник), когда объект налогообложения дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп, их признаки заносятся в справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. При этом величина налога не зависит от доходности объекта.
Для того чтобы налоговая система была эффективной, необходимо соблюдение основополагающих принципов Адама Смита, сформулированных им еще в XVIII веке:
1) принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
2) принцип определенности, согласно которому сумма, способ, и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны плотильщику.
3) принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны плательщику;
4) принцип экономии, заключается в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Суммы сборов должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 506.