В государственном долге заключается две опасности: банкротство нации и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий. Первая точка зрения связывает бюджетный дефицит и государственный долг с негативными последствиями.

1. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, потому что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным.

2. Повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга) может подорвать действие экономических стимулов развития производства и усилить социальную напряженность в обществе.

3. Рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

4. Государственный займ на рынке капиталов неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал, что в свою очередь влечет за собой снижение инвестиций.

5. Психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения в завтрашнем дне.

Но есть и другая точка зрения, в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг не оказывают негативного влияния на экономику страны.

Существует два подхода в бюджетной политике балансирования:

1) бюджет должен балансироваться ежегодно;

2) бюджет должен балансироваться под экономический цикл.

До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие. Однако стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. Поэтому сейчас большей популярностью пользуется балансирование бюджета не ежегодно, а в ходе экономического цикла.

Различают две основные разновидности бюджетно-налоговой политики – мягкую и жесткую.

Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство проводит мягкую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего экономического подъема правительство проводит жесткую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Таким образом, правительство в целом проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет за период в несколько лет.

Было бы ошибочным утверждать, что дефицит – это всегда только зло. В периоды экономических спадов попытки правительства избавиться от него приведут лишь к ухудшению экономической ситуации.

Итак, фискальная (бюджетно-налоговая) политика обладает огромными возможностями для регулирования рыночной экономики, поэтому ее активно используют во всех странах мира.

Эффект мультипликатора

Дословно мультипликатор означает «множитель». Мультипликатор – это коэффициент, показывающий, насколько увеличивается совокупный доход при увеличении расходов:

                                     m = ,                                                           (14)

где m – мультипликатор, ∆Y − прирост доходов, ∆I − прирост расходов.

Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом, превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше первоначальной суммы расходов.

Рассмотрим пример, иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Предположим, что население расходует на потребление 80% получаемого им дохода, а остальные 20% сберегает. Тогда увеличение доходов на 100 денежных единиц вызовет следующую цепную реакцию, рис. 38а.        

Данный процесс распределения денежных средств будет продолжаться до тех пор, пока прирост расходов не дойдет до нуля. Таким образом, мы имеем дело с бесконечно убывающей геометрической прогрессией, сумма которой по расходам в данном примере составит 500 д. е. Это значит, что дополнительный доход в 100 д. е. вызвал пятикратное увеличение совокупного дохода. Коэффициент мультипликатора в этом случае равен 5.

Первоначальный «толчок», который дают инвестиции, может осуществляться как частным сектором, так и государством.

Мультипликатор является важным макроэкономическим понятием, так как он позволяет сделать вывод о том, в какой степени экономика способна усилить эффект изменения расходов. Незначительное исходное изменение потребления, инвестиций, государственных закупок или чистого экспорта может оказать значительное воздействие на совокупный спрос, а значит, и на объем производимых товаров и услуг. Так незначительный рост совокупного спроса за счет инвестиций (∆I) может вызвать значительный рост национального дохода (∆Y), рис. 38 б.

На рисунке видно, что прирост национального дохода примерно в два раза превышает прирост расходов. Чем больше у населения выражена склонность расходовать свои доходы, тем меньше угол наклона линии совокупного спроса относительно линии совокупного предложения и тем сильнее эффект мультипликатора.

Следует заметить, что эффект мультипликатора действует только в условиях неполной занятости и краткосрочного экономического равновесия. В случае полной занятости в стране не остается источника для увеличения производственных мощностей и набора рабочей силы и эффект мультипликатора не проявляется.

Эффект мультипликатора может действовать также и в обратном направлении. Сокращение любых расходов приведет к кратному сокращению национального дохода.

Принцип мультипликатора был впервые описан английским экономистом Ричардом Канном в 1931 г.

Деньги и их функции

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли, сравнимое с изобретением колеса и овладением огнем.

Общественное разделение труда породило потребность обмениваться товарами, а обмен обусловил поиск общепринятого эквивалента (эквивалент в переводе с лат. − имеющий равное значение, стоимость).

Самой ранней формой обмена был бартер – когда один продукт обменивался на другой в определенной пропорции, т.е. один товар служил мерилом для другого. (Товар – это продукт, предназначенный для обмена.) По мере развития обмена выделился товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту, т.е. большей ликвидностью. Ликвидный товар – это легко реализуемый товар.

Повышению ликвидности товара способствовало выделение удобных свойств, таких как малость, легкость, сохранность, однородность, прочность, дискретность, ограниченность, эстетичность, узнаваемость и т.д. Именно такие товары с обозначенными свойствами становились ликвидными.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 510.