Среди налоговых доходов федерального бюджета налог на добавленную стоимость (НДС) занимает ведущее место. Он представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. При продаже товара предприятие возвращает себе затраты на уплату этого налога, и вся тяжесть этого налога ложится на конечного потребителя. 75% налоговых сборов НДС перечисляется в федеральный бюджет РФ, а 25% − в городской бюджет.
Акцизы, как и НДС, включаются в цену продукции и оплачиваются покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию: ювелирные и табачные изделия, алкоголь, автомобили, нефтепродукты и т.п. С помощью акцизов государство регулирует спрос и предложение этих товаров, а за одно пополняет государственный бюджет.
Налог на прибыль предприятий платят организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Сумма налога рассчитывается исходя из величины фактически полученной прибыли.
Налог на доходы физических лиц (ранее назывался подоходным налогом) платят все граждане РФ в размере 13%. Для данного вида налога предусмотрена система вычетов, уменьшающая налоговое бремя. Вместе с тем, некоторые доходы граждан облагаются налогом по повышенным ставкам, например, дивиденды – 30%, выигрыши – 35%. За счет выплат подоходного налога формируются региональные и местные бюджеты.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает 28 видов налогов и сборов, из них: 16 – федеральные, 7 – региональные, 5 – местные налоги.
Бюджетно-налоговая политика
Правительство располагает всего двумя инструментами: фискальной и монетарной политикой. Главным из них была и остается фискальная (она же бюджетно-налоговая) политика как самая доступная, контролируемая и предсказуемая.
Фискальная политика есть совокупность административно-экономических методов регулирования макрорынка. Административный, обязательный, принудительный характер регулирующих мер является принципиальным отличием фискальной политики от монетаристской, ориентированной на косвенное воздействие на экономику.
Бюджетно-налоговая политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путем изменения государственных расходов и налогообложения.
В странах с федеративным государственным устройством принято различать: федеральный, региональные и местные бюджеты. Разделение полномочий между бюджетами разных уровней называется налогово-бюджетным федерализмом. Бюджеты на каждом уровне функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств.
Так, правительство направляет бюджетные средства на оборону, космос, а местные органы власти финансируют школы, охрану общественного порядка и т.п.
За региональными (республиканскими) и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном – имущественные). В местных бюджетах более высокая доля средств направляется на социальные нужды.
Бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета, выпуска местных займов, гарантированных правительством, а также за счет зачисления в доходную часть этих бюджетов определенной доли поступлений от федеральных налогов.
Фискальный федерализм строится на том, что доходы и расходы бюджетов разных уровней не повторяют друг друга.
Главное в политике фискального федерализма является определение оптимального сочетания финансовых ресурсов, идущих в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Ведущим звеном государственной системы является федеральный бюджет. Именно с его помощью государство осуществляет, в основном, территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта.
По источникам формирования доходная часть государственного бюджета делится на налоговую и неналоговую. Налоговая доходная часть бюджета формируется за счет таких налогов, как налог на прибыль, акцизы, НДС, таможенные пошлины. Сюда же относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.
В целях проведения эффективной фискальной политики государство использует различные методы налогообложения:
1) пропорциональное налогообложение, когда все налогоплательщики платят одинаковый процент со своего дохода;
2) прогрессивное налогообложение, при котором ставка налога увеличивается по мере роста объекта налогообложения;
3) регрессивное налогообложение, при котором ставка налога уменьшается по мере роста объекта налогообложения;
4) равное налогообложение, когда величина отчислений одинакова для всех потребителей блага независимо от их дохода.
В качестве дополнительного метода используются налоговые льготы – это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов в зависимости от профиля производства, выпускаемой продукции и т.п. Например, ставка по НДС составляет 20%, но для предприятий, производящих продовольствия и детские товары – 10%.
К неналоговым относятся доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи государственного имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от продажи конфискованных товаров и т.п.
Из государственного бюджета производятся основные расходы на финансирование промышленности, сельского хозяйства, рыболовства, строительства, транспорта, связи, социально-культурного развития науки, органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, национальной обороны, внешнеэкономической деятельности, обслуживание государственного долга, финансирование федеральных целевых программ и т.д.
Бюджетная политика предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность государственного бюджета означает неравенство между доходами и расходами. Превышение расходов над доходами приводит к бюджетному дефициту, а превышение доходов над расходами – к бюджетному профициту.
В период экономического спада проявляется тенденция к росту бюджетного дефицита, а в период подъема к его сокращению – такой вид дефицита называют циклическим бюджетным дефицитом.
Причинами дефицита являются все те явления, которые увеличивают расходную часть бюджета над доходной, а именно: массовый выпуск «пустых» денег, широкие социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения, увеличение военных расходов, рост численности чиновников.
Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.
Внутренний долг – это долг государства своему населению, образованный в результате осуществления государственных займов.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой. Во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, значимость бюджетного дефицита зависит от величины государственного долга.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 482.