Равновесие на товарном рынке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Равновесие на товарном рынке в условиях макроэкономики определяется множеством факторов, таких как доходы, сбережения, инвестиции, процентная ставка. Связать все эти факторы воедино позволяет модель «инвестиции-сбережения» («IS»), осмотр которой лучше всего осуществлять против часовой стрелки, рис. 34. 

 

Квадрант А. Инвестиции зависят от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем меньше желающих осуществлять инвестиции и наоборот. Эта зависимость изображена на рисунке линией «I».

Квадрант В. С другой стороны для того, чтобы осуществлялось равновесие, инвестиции должны быть равны сбережениям:

                                          I = S                                                           (13)

 На рисунке это условие отображено биссектрисой «I = S».

Квадрант С. Сбережения со своей стороны зависят от величины дохода. Чем больше доходы граждан, тем больше объемы сбережений. Эта связь отображена на рисунке линией «S», имеющей наклон в сторону оси «Доход».

Квадрант D . Кривая « IS » – это кривая равновесия товарного рынка, показывающая все возможные комбинации (например, точка «А») уровня реального дохода Y1 и ставки процента R1, при которых товарный рынок находится в равновесии. В этом случае величина совокупного спроса на товары и услуги равна величине совокупного предложения.

В любой точке находящейся вне кривой IS, экономика находится в неравновесии. Например, в точке «M» возникнет избыточное предложение товаров, а в точке «N» − товарный дефицит.

Потребление и сбережения

Потребление – это использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей. Потребляется не сам товар, а его полезность.

Сбережения – это та часть денежного дохода, которая остается после уплаты налогов и не расходуется на текущее потребление.

Товары делятся на товары кратковременного использования (еда) и на товары длительного использования (одежда, мебель).

Расходы домохозяйств на потребительские товары и услуги определяются доходами, которые они получают. Замечено, что в развитых странах рост доходов приводит к большим расходам на товары длительного использования. Немецкий статист Эрнст Энгель в XIX в. заметил, что с ростом реального дохода потребителей потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем потребление благ первой необходимости. Эти закономерности можно отобразить линиями, которые названы в честь ученого, рис. 35.

 

      

 

Пунктирная биссектриса на рисунке характеризует полные траты всего дохода потребителя. Видно, что при низких доходах траты на питание превышают уровень доходов. Это возможно, если использовать уже накопленные ресурсы или осуществлять потребление в долг.

В процессе потребления прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами (линия «А»), затем промышленными товарами стандартного качества (линия «В») и лишь позднее высококачественными товарами и услугами (линия «С»).

Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

Расходы потребителей не всегда растут так же быстро, как доходы, потому что все большая часть средств откладывается в виде сбережений. Когда доходы очень низки, нет возможности сберегать, потому что весь находящийся в личном распоряжении доход уходит на покупку товаров первой необходимости.

Удельный вес расходов на продукты питания в структуре личного дохода является объективным показателем уровня жизни населения. Чем меньше удельные расходы на питание, тем выше уровень жизни граждан.

Изменения расходов на потребление и сбережения показано на рис. 36.

 

 

При доходах меньше величины «А» потребление осуществляется в долг. В точке «А» все доходы идут на потребление. При доходах больше величины «А» появляются сбережения.

В экономике действует закономерность, которую Дж. М. Кейнс назвал «основным психологическим законом», согласно которому «…люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

При росте дохода абсолютные траты на потребление увеличиваются (например, с 200 д.е. в точке «В» до 300 д.е. в точке «С»), но относительные траты на потребление уменьшаются (с 90% до 60%).

Соотношение между сбережением и потреблением чистого личного дохода (доход после уплаты налогов) зависит прежде всего от его абсолютной величины и уровня банковского депозитного процента. Пропорция, в которой масса доходополучателей решает разделить доход на потребляемую и сберегаемую части, может буквально разрушить или оживить экономику всей страны.

Чем выше уровни доходов и процентной ставки, тем больше желаний у населения сберегать свои доходы. Таким образом увеличиваются возможности в инвестициях. С другой стороны, при низкой процентной ставке основная масса личных доходов сразу же возвращается в экономику в виде потребительских расходов. Отсюда следует, что объем и структура производства во многом зависят от размера и структуры потребляемой части доходов. Чем больше люди склонны сберегать, тем больше шансов для появления новых производств и в целом − для роста экономики. Сбережения – это будущий спрос на будущие новые товары и услуги. При отсутствии сбережений эти шансы снижаются.

Кроме того, на объемы сбережений сказываются семейные традиции, культура социума и индивидуальные особенности человека: кто-то хочет жить хорошо сейчас и тратит все деньги, а кто-то хочет обеспечить себе и своим потомкам будущее, откладывая деньги про запас.

Инвестиции

Инвестиции – это вложения средств как внутри страны, так и за рубежом с целью создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства и получения прибыли.

Как правило, источником инвестиций фирмы являются ее собственные средства – прибыль и амортизационные отчисления, частично – финансовые средства государства.

Кроме того, в качестве источника инвестиций используются заемные средства, привлекаемые с помощью кредитов, продажи акций и облигаций, паевых взносов физических и юридических лиц. 

Инвестиционный процесс сопровождается эффектом мультипликатора (то есть умножения). Суть эффекта мультипликатора состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению реального ЧНП, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Этим обусловливается экономический рост.

От каких же факторов зависят планируемые инвестиции?

Во-первых, инвестиции зависят от ожидаемой нормы дохода предполагаемых капиталовложений. Если эта доходность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены.

Во-вторых, инвестор при выработке плана всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений, и решающим здесь будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода, а может разместить свои денежные ресурсы в банке. Если ставка процента оказывается выше ожидаемой нормы дохода, то инвестиции не будут осуществлены, т.к. выгоднее будет эти средства расположить в банке. И наоборот, если ставка процента ниже ожидаемой доходности, предприниматели будут осуществлять инвестиции.

В-третьих, инвестиции зависят от уровня налогообложения и налогового климата в данной стране или регионе. Высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиционный процесс.

В-четвертых, в условиях высокой инфляции инвестиции бесперспективны.

С процессом инвестирования неразрывно связаны время и риск. Отдавать деньги приходится сейчас и в определенном количестве. Вознаграждение же поступит позже, если вообще поступит, и его величина заранее не известна. Риск – это возможность неблагоприятного исхода, опасность потерь, которые может понести инвестор. Различные инвестиционные проекты имеют различную степень риска. Даже самый высокодоходный вариант может оказаться самым рискованным.

Анализ динамики инвестиций позволяет узнать, насколько изменились вложения за определенное время. Общепризнано, что чем больше инвестиций направляется на обновление оборудования и технологий, тем они эффективнее.

В общем случае инвестиции берутся из сбережений, но как показывает статистика, сбережение и инвестиции зависят от различных факторов. Сбережения в основном зависят от дохода, а инвестиции зависят от множества факторов, таких как прирост населения, освоение новых территорий, открытий и т.д.

Вместе с тем сбережение и инвестиции можно привести во взаимное соответствие через изменения уровня дохода. При этом устойчивое положение дохода должно находиться на том уровне, при котором семьи готовы сберегать ровно столько, сколько бизнес готов инвестировать. Если это соответствие не соблюдается, то в экономике могут возникнуть нежелательные явления.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 537.