Основными понятиями в макроэкономике выступают совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос – это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Совокупный спрос состоит из спроса домохозяйств (С), спроса фирм (I), спроса государства (G) и спроса иностранного сектора (NX – чистый экспорт, т.е. экспорт за вычетом импорта), рис. 32.
Таким образом, величину (Y) совокупного спроса AD можно представить в виде формулы:
Y = С + I + G + NX (12)
Величина совокупного спроса Y имеет обратную зависимость от уровня цен: при прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем ниже величина совокупного спроса и наоборот. Эту зависимость интерпретирует кривая совокупного спроса, рис. 33 а.
Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат. Если кривая рыночного спроса (D) показывает взаимосвязь между объемами покупки (Q) и абсолютными ценами (Р), то кривая совокупного спроса (AD) иллюстрирует изменение суммарного уровня всех расходов (Y) в зависимости от изменения общего уровня цен (АР), выраженного в процентах.
Отрицательный наклон совокупного спроса объясняется:
а) эффектом процентной ставки, когда при повышении цен и постоянства объема денежной массы происходит повышение ставки процента, а это приводит к снижению инвестиций и потребительских расходов;
б) эффектом богатства (или реальных кассовых остатков), когда при повышении общего уровня цен накопленное богатство в виде финансовых активов обесценивается, что и ведет к снижению потребительского спроса;
в) эффектом импортных закупок, когда при росте цен на отечественные товары происходит относительное удешевление импортных товаров, что приводит к замещению отечественной продукции и снижению совокупного спроса.
График совокупного спроса сместиться вправо под влиянием неценовых факторов, таких как:
а) увеличение денежной массы;
б) увеличение государственных расходов;
в) уменьшение налоговых ставок;
г) инфляционные ожидания и др.
Изменение неценовых факторов в ином направлении приведет к смещению кривой AD влево.
Кривая совокупного предложения состоит из трех частей, рис. 33 б.
1) Горизонтальная часть (кейнсианский отрезок), где изменение объема производства происходит при неизменности уровня цен.
2) Восходящая часть, где изменение объема производства идет с изменением уровня цен.
3) Вертикальная часть (классический отрезок), где изменения уровня цен не изменяют объем производства.
Кейнсианский отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Задействование неиспользуемых ресурсов не приведет к общему росту цен.
Восходящий участок кривой предложения показывает одновременный рост реального объема производства и относительного уровня цен. Это объясняется тем, что фирмам для дальнейшего увеличения объемов производства приходится привлекать менее эффективные ресурсы, что увеличивает издержки на единицу продукции и ведет к росту цен.
Классический (вертикальный) отрезок отражает полное использование всех имеющихся ресурсов. Экономика работает на полную мощность и не может превысить максимальные объемы производства (Ymax). Любая попытка увеличить объемы производства одной фирмой за счет привлечения дополнительных ресурсов по более высокой цене приведет к снижению объемов производства другой фирмой. В результате совокупные объемы производства останутся прежними, а общий уровень цен возрастет.
На кривую совокупного предложения действуют неценовые факторы, приводящие к смещению кривой AS вправо. К ним относятся:
а) уменьшение цен на факторы производства;
б) ослабление монопольной власти производителей;
в) увеличение производительности труда;
г) снижение налоговых ставок и др.
Изменение неценовых факторов в ином направлении приведет к смещению кривой AS влево.
Однородность систем координат совокупного спроса и совокупного предложения позволяет совместить графики на одной плоскости и представить три возможных варианта макроэкономического равновесия, рис. 33 в.
1. В точке «А» представлено равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции (горизонтальный участок кривой детально проанализирован Кейнсом на примере Великой депрессии).
2. В точке «В» представлено равновесие при небольшом повышении цен и состоянии, близком к полной занятости.
3. В точке «С» представлено равновесие в условиях полной занятости, но при наличии инфляции.
Модель наглядно показывает, что в ситуации экономической депрессии (когда слабо используются имеющиеся ресурсы – горизонтальный участок) следует «извне» стимулировать расширение производства, не опасаясь роста издержек производства или цен.
Стабилизационная политика
Рыночный механизм хозяйствования не идеален. Он порождает негативные явления, такие как кризис перепроизводства, кризис недопроизводства, инфляция, безработица, социальное расслоение и т.д.
Вместе с тем, как показывает мировой опыт развития, альтернативы рыночному хозяйству нет. Современная рыночная экономика – это одна из наиболее гибких систем приспособления производства к потребителю.
Однако это приспособление немыслимо без определенных усилий со стороны государства. Любое современное государство управляет своим рынком. В настоящее время во всех цивилизованных странах накоплен большой опыт вмешательства государства в экономику с целью ее стабилизации и регулирования.
Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на хозяйственные процессы и субъекты хозяйствования для обеспечения стабильного, устойчивого и эффективного функционирования рыночного хозяйства.
Задачи государственного регулирования сводятся к следующему:
1) свести к минимуму отрицательные последствия рыночного механизма хозяйствования;
2) обеспечить социальную защиту отдельных групп населения, в том числе и работающих;
3) создать предпосылки для эффективного развития рыночной экономики.
Объектами государственного регулирования выступают сферы производства, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны:
ü экономический цикл;
ü занятость;
ü денежное обращение;
ü социальное обеспечение;
ü окружающая среда;
ü внешнеэкономические связи и т.д.
Различают следующие основные методы государственного регулирования: правовые, административные, экономические.
1. К правовым инструментам государственного регулирования относятся:
− определение формы и права собственности;
− условия заключения контрактов и хозяйственных договоров;
− организационно-правовые рамки функционирования предприятий;
− правила деятельности финансово-кредитных учреждений;
− законодательное регулирование условий труда и заработной платы;
− законодательное регулирование социального обеспечения и т.д.
2. К административным инструментам государственного регулирования относятся:
− антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, контроль за деятельностью доминирующих товаропроизводителей, принудительное разукрупнение фирм);
− внедрение обязательных экологических, санитарных, социальных и иных стандартов (потребительская корзина, МРОТ – минимальный размер оплаты труда, пособия по безработице и т.д.).
3. К экономическим инструментам государственного регулирования относят методы прямого и косвенного воздействия.
К методу прямого воздействия на экономику относятся:
− целевое финансирование;
− дотации предприятиям;
− финансирование научно-технических, экологических программ;
− финансирование социальной сферы;
− государственные закупки;
− деятельность государственного сектора экономики.
К методу косвенного воздействия на экономику относятся:
− денежно-кредитные механизмы (учетная банковская ставка, установление норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг);
− бюджетно-налоговые механизмы (налоговая система, налоговые ставки и льготы, трансфертные платежи);
− ускоренная амортизация;
− внешнеэкономические механизмы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, привлечение или ограничение иностранного капитала).
Следует отметить, что государственное вмешательство в рыночные механизмы должно быть корректным и осторожным. Так, чрезмерное увлечение государственным регулированием может привести к снижению экономической эффективности или к провалам государственного регулирования.
Государственное вмешательство может порождать и непредвиденные побочные эффекты.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 531.