Слово «экономика» с греческого языка означает управление хозяйством. В современном понимании этого слова подразумевается:
а) система обеспечения жизнедеятельности общества;
б) общественная наука.
Первое понятие включает в себя все, что относится к экономической жизни страны: ее заводы, фабрики, дороги, магазины, товары, деньги и т.д. Второе – означает науку, которая занимается изучением первого.
В нашей стране экономическая наука получила более распространенное название – экономическая теория, а в англо-американской литературе – «экономикс».
Каждая наука имеет свой предмет. Всякий предмет науки отвечает на вопрос: «Что» познается? Наиболее емкое определение предмета экономической науки дал профессор А.И. Добрынин: «Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и их групп в производстве, распределении, обмене и потреблении благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование».
Экономическая деятельность людей представляет собой очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая наука выделяет четыре основных стадии: производство, распределение, обмен и потребление.
Производством называется процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека и, следовательно, обладающих определенной полезностью. Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление, то в таком случае говорят о процессе воспроизводства.
Распределением называется процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый человек принимает участие в производственном продукте. Распределение – это не только распределение произведенных товаров и услуг, это еще и распределение ресурсов, факторов производства.
Обменом называется процесс движения благ от одного субъекта к другому с учетом формы общественных связей. В условиях общественного разделения труда и специализации производства никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами и необходимыми экономическими благами. Для того, чтобы процесс воспроизводства не прерывался, между участниками хозяйственной деятельности необходим обмен результатами своей деятельности и ресурсами.
Потреблением называется процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей, иначе − это процесс извлечения полезности, заложенной в благо. Потребление можно рассматривать как своеобразное отрицательное производство, поскольку в процессе потребления происходит уменьшение полезности произведенного блага.
Фундаментальной проблемой экономики является проблема регулирования действий участников производства. Процветанием любая страна всегда обязана высокой согласованности действий производителей, тогда как экономический кризис является результатом их рассогласованности.
Оптимальный механизм регулирования – это вечная проблема экономики, потому что бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства.
Главный объект изучения современной экономической теории – механизм косвенного регулирования рыночной экономики. Так как современная экономика представляет собой социально-регулируемую рыночную экономику (в которой рынок сохранен, но рынок обузданный), то особой проблемой современной экономической теории является определение степени государственного вмешательства в рыночные механизмы. Недостаточность государственного вмешательства приводит к стихийности рыночных процессов с вытекающими отсюда социальными проблемами, а чрезмерное государственное вмешательство – к директивности и снижению экономических стимулов. Поэтому более точное определение объекта современной экономической теории будет звучать так: объект современной экономической науки – это механизм социально-оптимального регулирования рыночной экономики.
Эффективная экономика базируется на постоянно действующем мотиве поведения каждого индивида – это стремление к собственной выгоде. Действуя в интересах собственной выгоды, а также выбирая способ ее достижения, участник рыночного производства расширяет поле выбора для других участников рыночного процесса, таким образом, увеличивая общую выгоду.
Взаимодействие между участниками рыночного производства происходит по обязательным для всех них правилам. Правовая регламентация действий участников рыночного производства – это, пожалуй, единственная жестокость, необходимая рынку. Если бы не было единых общеобязательных правил, то рыночные процессы, в которых каждый стремиться к собственной выгоде, действительно представляли бы собой анархию непредсказуемого произвола. В жесткой правовой регламентации заинтересован каждый участник рыночной экономики, это – обязательная предпосылка механизма ее социального регулирования.
Методы экономической теории
Для того чтобы изучать экономические явления и процессы, необходимо использовать определенные способы познания – методы. Слово «метод» в переводе с греческого языка означает путь к какой-либо цели. Если предмет науки отвечает на вопрос что познается, то метод − на вопрос, как познается. Основные методы, используемые экономической наукой, представлены в таблице 1.
Таблица 1 Методы, используемые экономической наукой.
№ | Название метода | Содержание метода |
1 | Метод научной абстракции | исключение из экономического анализа не относящихся к делу фактов |
2 | Анализ | автономное рассмотрение частей единого целого. |
3 | Синтез | соединение отдельных частей рассматриваемого явления |
4 | Индукция | умозаключение, движение от фактов к обобщениям. |
5 | Дедукция | умозаключение, движение от обобщений к реальным фактам. |
6 | Сравнение | определение сходства и различия рассматриваемых явлений. |
7 | Аналогия | перенесение свойств с известного явления на неизвестное. |
8 | Допущение | обоснованное пренебрежение влиянием некоторых фактов. |
9 | Моделирование | формальное описание на основании математических методов. |
В качестве основного средства познания в экономической теории используют метод научной абстракции, который не уводит от действительности, а наоборот, приближает к ней, к тому истинному порядку, который скрывается за нагромождением отдельных фактов и событий. Гениальным примером применения этого метода является выделение в общественном развитии общественно-экономических формаций.
Абстрактные обобщения экономических фактов находят воплощение в моделях. Моделирование – наиболее практичная сторона метода экономической науки. Результатом применения методов экономического исследования является выработка научных гипотез, то есть обоснованных предположений о закономерностях поведения изучаемого объекта. Если выдвинутая гипотеза получает подтверждение практикой, она называется принципом или теорией.
Потребности
Движущей силой человеческого общества являются потребности – объективно существующие желания людей, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития.
Потребность – это ощущение недостаточности, нужда, необходимость в чем-либо. Потребность побуждает человека к действиям на устранение возникшего дискомфорта. Таким образом, потребности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека, а удовлетворение потребностей является целью этой деятельности.
Классическая экономическая наука обычно выделяет три группы потребностей: материальные, духовные и социальные.
Материальные потребности удовлетворяются материальными благами. Это продукты питания, одежда, жилище, домашняя обстановка, коммунальные, бытовые услуги и т.п.
Духовные потребности определяются духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Духовные потребности связаны с развитием человека как личности и удовлетворяются получением образования, приобщением к искусству, чтением книг, владением информацией, трудовой деятельностью и пр.
Социальные потребности – потребности в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечение социальных прав и т.д. Социальные потребности реализуются через участие людей в общественной деятельности. (К социальным потребностям нельзя отнести потребность в труде.)
По видам субъектов, у которых возникают потребности, последние разделяются на индивидуальные, семейные, коллективные, общественные.
В современной западной литературе большую популярность получила теория американского социолога А. Маслоу, в соответствии с которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных, рис. 1.
Пять уровней потребностей представляются в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности (физиологические). Второй уровень – потребности в безопасности, защите. Третий уровень – социальные потребности (любовь, дружба, общение и т.д.) Четвертый уровень – потребность в самоутверждении и уважении. Пятый уровень – потребность в самореализации, самовыражении, развитии собственных способностей и талантов.
Две первые группы потребностей, согласно А. Маслоу, − низшего порядка, три последние – высшего. До тех пор, пока у среднестатистического человека не удовлетворены потребности низшего порядка, у него не возникают потребности высшего порядка. В этом и заключается смысл пирамиды потребностей Маслоу.
Первичные потребности – потребности, которые по своей природе являются врожденными, это физиологические потребности: в пище, во сне, в одежде, потребность в безопасности и т.п.
Если у человека первичные потребности удовлетворены, то он переходит к удовлетворению вторичных потребностей.
Вторичные потребности не являются врожденными, они сформированы в ходе развития и обретения жизненного опыта. Это социальные потребности (человеку необходимо принадлежать к той или иной социальной группе, ощущать себя в социуме – такова общественная природа человека), потребности в уважении (человеку необходимо признание окружающих), потребность в самовыражении.
Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.
Деление потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества меняется.
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей рациональных и иррациональных, абстрактных и конкретных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и т. п. Однако следует помнить, что любая классификация потребностей достаточно условна, поскольку все потребности взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Материальные запросы формируются не только под воздействием функций жизнедеятельности человека, но и в значительной мере под влиянием уровня экономического и научно-технического развития общества, духовных и социальных ориентиров.
Потребности людей имеют исторический характер. Их размер и способы удовлетворения зависят от того, в каких общественно-исторических условиях, с какими привычками и жизненными запросами сформировались отдельные люди, социальные слои и общество в целом.
Потребности людей динамичны. Они изменяются под воздействием общественного прогресса, интенсивности обмена информацией, совершенствованиями самого человека. Непрерывное изменение потребностей в количественном и качественном отношении, их возрастание в процессе эволюции человеческого общества характеризуется как закон возвышения потребностей: любому открытому социуму свойственно увеличивать свои потребности в геометрической прогрессии. Одновременно с этим происходит выравнивание социальных потребностей, потребности высшего порядка появляются у всё более широких слоев населения. Замечено, что примерно каждые 10 лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Но на протяжении многих сотен и тысяч лет рост и изменение потребностей происходили плавно, относительно невысокими темпами.
Рассмотрим подробнее экономические потребности. Экономические потребности – это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно эти потребности участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей.
Производство прямо влияет на потребности людей. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых производных потребностей (своеобразный эффект мультипликатора потребностей).
Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности, например, потребность в компьютере и т.п.
В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей и тем самым формирует определенную бытовую культуру. В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.
Во-первых, они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности предпринимателей.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
В-третьих, ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности – от низшей ступени ко все более высоким. Всю историю экономики в определенном смысле можно рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей.
Экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми располагает общество, ограничены. В результате взаимодействие между расширением потребностей, реальным потреблением и процессом развития производства отражает существующее между ними противоречие. Но это такое противоречие, которое стимулирует производство.
Проблема потребностей имеет как теоретическое, так и практическое значение. Организация бизнеса предполагает наличие четкой информации о состоянии, уровне, динамике потребностей в товарах и услугах своих сегодняшних и завтрашних потребителей.
Для правильной ориентации в практической хозяйственной деятельности производителям важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения за определенный период. На основании этого они могут определить, когда наступит предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ и своевременно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов.
Блага
Потребности людей выражаются в желаниях приобрести на рынках товары и услуги, потребление которых принесет им пользу. Средством удовлетворения потребностей людей являются блага.
Благо может быть экономическим, если оно ограничено и принадлежит собственнику (например, квартира), и неэкономическим (например, воздух), если оно неограниченно и никем не присвоено. Среди экономических благ различают товары и услуги. Товары предметно осязаемы, их производство и потребление разделены во времени, в то время как производство услуг совпадает с потреблением.
Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование, и недолговременные, исчезающие в процессе потребления. Кроме того, экономические блага подразделяются на взаимозаменяемые (субституты), например рыба и мясо и взаимодополняемые (комплементы), например мотор и бензин.
Экономические блага также можно разделить на прямые (потребительские), например, хлеб и косвенные (производственные), например, оборудование. Классификация благ представлена в таблице 2.
Таблица 2. Классификация благ.
Благо | Характеристики и свойства | |
1 | Экономическое | Принадлежит собственнику. Ограничено. |
Неэкономическое | Никем не присвоено. Неограниченные. | |
2 | Материальное | Продукты труда, патенты. |
Нематериальное | Транспортные услуги. Деловые связи. | |
3 | Передаваемое | Все, что можно отделить от себя |
Непередаваемое | Репутация, личные качества. Климат. | |
4 | Долговременное | Предметы не одноразового использования. |
Недолговременное | Могут быть использованы лишь единожды. | |
5 | Взаимозаменяемое | Конкуренты в потреблении (уголь, газ). |
Взаимодополняемое | Используются всегда совместно (бензин, мотор). | |
6 | Частное | Пользуются только те, кто уплатил. |
Общественное | Пользуются все независимо от уплаты. | |
7 | Прямое | Непосредственно удовлетворяет человеческие потребности (еда, одежда, жилье). |
Косвенное | Оборудование, станки, сырье. |
Классификацию благ можно продолжить по наличию материального воплощения, по возможности передачи в другие руки, по принадлежности, по времени использования и т.д.
Ресурсы
Все, что можно использовать в процессе производства благ является ресурсами. В экономической науке принято делить ресурсы на четыре группы:
− природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые, а среди последних – возобновимые и невозобновимые;
− трудовые ресурсы – население в трудоспособном возрасте;
− материальные ресурсы – все созданное человеком, являющееся результатом производства;
− финансовые ресурсы – денежные средства, которые общество может выделить на производство.
Следует отметить, что в доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном – материальным ресурсам. В современную эпоху наиболее важную роль в развитом обществе играют информационные и интеллектуальные ресурсы.
В экономике принято делить ресурсы на абсолютно ограниченные и относительно ограниченные. Первая ситуация возникает, когда потребности всех членов общества неограничены. Когда же потребности ограничиваются, то ресурсы переходят в разряд относительной ограниченности, что объективно способствует выживанию общества. С развитием общества ограниченность ресурсов преодолевается, но одновременное и полное удовлетворение всех потребностей невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.
Факторы производства
Ресурсы, которые задействованы в процессе производства благ, называются факторами производства.
Существуют различные подходы в выделении факторов производства и их классификации в отдельные группы. Марксистская теория в качестве факторов выделяет: рабочую силу, предмет труда и средства труда, подразделяя их на две большие группы:
а) личный фактор производства, в качестве которого всегда рассматривается рабочая сила – совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду;
б) вещественный фактор производства – все средства производства.
Немарксистские теории выделяют четыре фактора производства: труд, земля, капитал и предпринимательство.
1. Труд – это целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей. Всякий труд имеет своей целью произвести какой-либо результат. Совокупность способностей личности, обусловленная образованием, профессиональным обучением, навыками, здоровьем, образует человеческий капитал. Чем квалифицированнее труд человека, тем выше его капитал и, соответственно, доход на этот капитал (оплата труда). Инвестиционные вложения в человеческий капитал в настоящее время являются самыми эффективными и быстро окупающимися как для самого человека, так и для всего общества.
2) Земля – это общее название всех задействованных ресурсов, данных природой: природные богатства, залежи ископаемых, пахотные земли, леса, вода, воздух и т.д.
3) Капитал – все средства производства, произведенные и используемые человеком (инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспорт, средства связи), а также денежные средства, вложенные в доходное дело. Таким образом, капитал выступает в двух формах: натурально-вещественной и денежной.
4) Предпринимательство – предприимчивость индивида, желающего получить вознаграждение. Это специфический фактор производства. Он предполагает проявление инициативы, смекалки, смелости и риска в организации производства.
Каждый фактор производства приносит своему собственнику доход: труд – зарплату, земля – ренту, капитал – процент, предпринимательство – прибыль.
В экономической теории постиндустриального общества в качестве факторов производства выделяют еще информационный и экологический.
Экономический выбор
Любое производство это целенаправленная затрата ресурсов для получения определенных результатов. В неэкономическом производстве между затратами и результатом существует лишь прямая технологическая зависимость: ресурсы −> производство −> результат. Достижение результатов становится самоцелью, не зависящей от величины понесенных затрат. В экономическом производстве между затратами и результатом возникает регулирующая обратная связь, требующая соизмерения результатов с затратами, рис. 2.
Достижение результатов в этом случае основано на принципе экономической целесообразности, т.е. если результаты превышают затраты, то это экономическое производство. Для того, чтобы экономическое производство было эффективным, необходимо, чтобы на максимум результата приходилось минимум затрат и полученный результат был востребован обществом.
Абсолютная ограниченность ресурсов превращается в относительную в процессе определения очередности удовлетворения потребностей. С этой точки зрения основной проблемой любой экономики является проблема выбора. С одной стороны, следует определить, какие из потребностей и в каких объемах должны быть удовлетворены в первую очередь, а какие в следующую. С другой стороны, следует определить, какие ресурсы могут быть задействованы с наибольшей отдачей. Наилучшим будет тот вариант, который обеспечит максимальный результат при минимальных затратах. Это и будет представлять собой экономический выбор.
Ограниченность потребностей подразумевает очередность удовлетворения тех или иных потребностей, т.е. выбор. Иначе сказать, выбор – это отказ от одного блага ради получения другого. Материальная сила, реализующая выбор, – производство. Поэтому выбор без производства − ничто, а производство без выбора – не экономика.
Экономическую проблему выбора характеризует график производственных возможностей, который имеет характерный изгиб в сторону от начала координат, рис. 3 а.
Данная кривая обозначает границы максимально возможного одновременного производства товаров А и Б при полном использовании имеющихся ресурсов. Никакое производство не может находиться за пределами графика производственных возможностей, например в точке F. При неполном использовании имеющихся ресурсов производство будет характеризоваться точкой, находящейся внутри области производственных возможностей, например точкой G. При экономическом спаде линия производственных возможностей смещается к началу координат, а при экономическом росте – удаляется.
График производственных возможностей показывает, что прирост одного товара при полном использовании ресурсов и при прочих одинаковых условиях может идти только за счет уменьшения производства другого товара. Так переход из К в L или из М в N обеспечивает увеличение производства товаров Б при уменьшении производства товаров А. Но в первом случае такой переход будет экономически выгоден, а во втором случае – невыгоден.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 548.