Собственность – это экономические отношения между людьми по поводу владения, пользования, распоряжения, управления материальным и духовным благом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отношения владения концентрируют в себе наибольшую полноту отношений собственности. Владелец обладает наибольшими правами в области распоряжения, пользования по сравнению с арендатором. Так, владелец может продать то, что ему принадлежит. Арендатор такого права не имеет. Отношения собственности у владельца длительны (бессрочны), а у арендатора они ограничены условиями договора.

Пользование означает экономическое применение объекта собственности с определенной выгодой. Пользование не всегда предполагает само участие собственника в непосредственной эксплуатации объекта. Это может осуществлять либо арендатор, либо лицо, уполномоченное собственником – наемный управляющий – менеджер.

Распоряжение предполагает целый спектр возможных действий с объектом собственности, начиная от реализации основных правомочий собственника (продажа, сдача в наем, дарение), кончая частичным (например, субаренда).

Управление означает регулирование вышеуказанных отношений со стороны собственника и арендатора.

Отношения собственности буквально пронизывают все фазы хозяйственной деятельности: производство, распределение, обмен, потребление.

Решающее значение здесь имеет собственность на средства производства, которая формирует всю остальную систему отношений по поводу того, какие отношения возникают между собственником средств производства и лицом, не являющимся им, как осуществляется обмен созданного блага на другие товары и услуги.

В человеческой жизнедеятельности система экономических отношений носит сложный характер. Во-первых, существуют технико-экономические отношения, которые касаются рационального использования и воспроизводства имеющихся природных ресурсов и средств производства.

Во-вторых, имеет место социально-экономические отношения на основе использования технико-экономических факторов в условиях существующих в данном обществе форм собственности.

В-третьих, выделятся организационно-экономические отношения, создающие систему организации и управления всей экономикой страны, ее отраслями и отдельными предприятиями, рис.4.

Говоря об экономических отношениях, следует остановиться на экономических агентах. Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

В качестве основных агентов выделяют: домохозяйства, предприятия и государство.

Домохозяйства – это домашние хозяйства (индивиды и их семьи), занимающие в экономике двойственное положение. Как агенты предложения они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежный доход в виде зарплаты, ренты, процента, прибыли. Как агенты спроса они являются покупателями, приобретающими на свои денежные доходы товары и услуги.

Предприятия – это учреждения в виде заводов, фабрик, ферм, шахт, магазинов и т.д., которые выполняют функции по производству и распределению товаров и услуг. Что касается фирмы, то это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения – предлагают на рынке производственные товары и услуги.

Государство – все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйственными субъектами.

Взаимодействия агрегированных субъектов экономических отношений представлены на рис. 5.

 

По часовой стрелке (сплошная линия) обозначены реальные потоки: от домашних хозяйств через рынок инвестиционных товаров предприятиям поступают услуги факторов производства (услуги труда, капитала, земли, предпринимательства). В свою очередь, через рынок потребительских товаров от предприятий к домашним хозяйствам поступают различные материальные и нематериальные блага.

 Данный реальный поток осуществляется благодаря встречному денежному (информационному) потоку, направленному против часовой стрелки (пунктирная линия): от фирм домашним хозяйствам поступает оплата услуг факторов производства, от домашних хозяйств фирмам поступают платежи за конечные товары и услуги.

Государство взимает налоги с фирм и домашних хозяйств, предоставляя вместе с этим трансферты (пенсии, стипендии, пособия), субсидии (финансовая помощь на развитие общественно значимых отраслей) и иные общественные блага. Кроме того, государство закупает на рынке ресурсов услуги труда и другие факторы, а на рынке благ – различную продукцию, производимую предприятиями.

Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешивается в ход этого кругооборота.

Прямое вмешательство связано с тем, что государство, во-первых, разрабатывает «правила игры» на экономическом поле (конституция, гражданский кодекс, налоговый кодекс, антимонопольное законодательство и т.д.) и контролирует их соблюдение всеми экономическими агентами через соответствующие органы (судебные, арбитражные и .д.); во-вторых, является собственником разных предприятий, выступая одновременно и как агент спроса, и как агент предложения. Косвенное вмешательство связано с проведением государственной политики в области регулирования экономических процессов.

Таким образом, можно заключить, что экономические отношения пронизывают жизнь каждого индивида, а также жизнь современного социума на различных уровнях (микро и макро) и являются основой функционирования любого прогрессирующего общества.

 

Экономические системы

В процессе развития каждое общество давало свои ответы на основные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. По способу ответа на эти вопросы различают пять типов экономических систем:

1. Традиционная экономика – характерна для натурального хозяйства, основана на традициях и обычаях, встречается в изолированных племенах.

2. Командно-административная экономика, в которой большинство предприятий находится в госсобственности.

3. Рыночная экономика, которая характеризуется частной собственностью на средства производства и ресурсы.

4. Смешанная экономика, где государство и частный сектор играют важную роль и взаимодополняют друг друга.

5. Переходная экономика соответствует перестройке экономической организации производства (например, Россия 1990-х гг.).

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Самая древняя – традиционная экономическая система. Из поколения в поколения способ организации производства в ней не менялся. В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера. Собственность на экономические ресурсы в традиционной системе чаще всего была коллективной.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно. Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало ХХ в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменателем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии Лениным и Сталиным.

В период расцвета социалистического лагеря (1950 − 1980 гг.) в его странах проживало более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент в истории человечества. Эксперимент, который начался с подавления элементарных свобод граждан и сопровождался огромными жертвами. Однако в начале 90-х годов реальные итоги десятилетий планового развития СССР и стран Восточной Европы оказались более чем грустными. Выяснилось, что:

1) подавляющее большинство производимой в этих странах продукции – низкого качества и устаревшей конструкции, а поэтому не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;

2) уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан ниже, а детская смертность в 3 раза выше, чем в странах, проживших ХХ век в рыночной экономической системе. Так, в СССР в 1987 г. средняя продолжительность жизни мужчины составляла 64 года, а женщины 73 года. В преуспевающих капиталистических странах аналогичные показатели составляли соответственно 72 года и 78 лет;

3) технический уровень производственного сектора намного ниже, чем в странах, где достижения науки и техники не «внедрялись по плану научно-технического прогресса»;

4) природа загрязнена значительно сильнее, чем в странах рыночной и смешанной экономических систем, несмотря на все «решения партии и правительства по охране окружающей среды».

Все это является следствием того, что административная система экономики была основана на государственной собственности на факторы производства и на прямых командах: что и сколько производить, кому и по какой цене распределять. А для этого центр должен был знать о совокупных потребностях общества, что сделать практически невозможно. Отсюда следует неэффективное использование ресурсов данной системой.

Распределение дефицитных благ для личного пользования граждан осуществлялось в порядке очереди или за особые заслуги. Например, чтобы получить право на туристическую путевку за границу, надо было отработать на одном и том же предприятии не менее 5 лет, садовый участок в 4 сотки – не менее 10 лет, квартиру или автомобиль – 15 лет.

Надо сказать, что сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы. Планирование бывает порой полезным и в масштабах страны, например, в условиях военного времени, и проблематичным в условиях мирного времени.

В странах командной системы самые необходимые блага оказались дефицитом. В итоге конец ХХ в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Рыночная экономика основана на системе экономических стимулов исходящих от потребителя. Эта система основана на частной собственности на средства производства, ресурсы и на принципе экономической целесообразности, т. е. на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. Этому способствует конкуренция, в которой заложены мощные стимулы к обновлению производства и ликвидации дефицита, а также ускорения научно-технического прогресса.

В настоящее время практически все экономические системы являются смешанными, т. е. часть ресурсов частично распределяется через рынок, а другая часть − распределяется государством. Но государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать недостатки рыночного механизма.

Роль государства в регулировании экономики в разных странах существенно различается, поэтому принято выделять модели экономических систем. Наиболее популярна шведская модель социально-ориентированной экономики («шведский социализм»), где достигнута наибольшая занятость населения и минимальная дифференциация доходов.

По степени участия государства в экономике с некоторой условностью можно расположить страны на оси, на одном конце которой располагается «чисто рыночная экономика», а на другом – командная, рис. 6.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 662.