Вопрос о подарках – один из самых деликатных в служебных и деловых отношениях. Если подарки не рассматриваются как вид подкупа, они способствуют созданию доброжелательной атмосферы и развитию доверительных отношений.
Специфика деятельности некоторых организаций или сложившаяся здесь культура пресекают получение подарки от деловых партнеров или клиентов, поскольку это может привести к конфликту интересов.
В деловой практике обмен подарками – явление весьма распространенное. При этом нужно помнить, что подарки должны быть относительно недорогими, чтобы нормальные деловые отношения не были испорчены злоупотреблениями.
Важнейшим условием правильного выбора подарка является его стоимость. Не принято дарить слишком дорогие подарки, даже если позволяют средства, поскольку их можно расценивать как вид скрытой взятки.
Выбор подарка во многом зависит от характера отношений с тем, кому преподносится подарок. Подарок не должен быть слишком интимным.
Для вручения подарка нужно иметь законное и очевидное для всех основание, а также находиться с одаряемым лицом в хороших отношениях. Не следует посылать подарков лицу, с которым ведутся переговоры о сделке, чтобы это не воспринималось как попытка повлиять на исход дела.
В любом случае, если есть повод для вручения подарка, необходимо выяснять, как следует поступать в этом случае в компании.
Все поводы для вручения подарков можно разделить на несколько групп:
Поздравления | · рождение ребенка; · вступление в брак; · повышение оклада или повышение в должности; · получение награды, премии; · публикация в газете или журнале; · выступление по телевидению; · новое место работы или открытие нового офиса; · получение ученой степени; · крупное достижение в профессиональной деятельности (обслуживание сотого клиента, получение определенной суммы комиссионных и т.п.). |
Благодарность | · за сверхурочную работу, выполненную в неудобное для человека время (как правило, начальник выражает таким образом признательность своим подчиненным); · за выполнение срочной работы, порученной дарителем; · за бескорыстную добровольную помощь; · человеку, постоянно сопровождавшему дарителя в незнакомом городе; · за приглашение на деловой завтрак, обед, ужин или иное мероприятие. |
Особые случаи | · уход на пенсию; · совершеннолетие, юбилеи; · некоторые годовщины со дня свадьбы; · круглые даты в трудовой деятельности; · перевод в другой отдел или другой город; · смена профессии; · приобретение нового дома. |
Извинения | · недоразумение, случившееся по вине дарителя; · причинение обиды; · непосещение какого-либо важного мероприятия по забывчивости или при наличии причин (открытие магазина, выставка, праздничный прием). |
Сочувствие или забота | · смерть близких (членов семьи); · болезнь; · неудача в карьере или финансовых делах (потеря работы, банкротство); · предстоящая хирургическая операция или длительное лечение. |
Вручая подарки, следует помнить ряд правил:
· Подарок нужно дарить как можно ближе к событию, которому он приурочен.
· Подарки вручаются в соответствии с рангами: не рекомендуется руководителю и членам делегации дарить одинаковые подарки.
· Каждый подарок должен быть безупречно упакован. Красивая упаковка – важная деталь подарка, т. к. она создает первое впечатление о подарке. При получении подарка обязательно тут же вскрыть упаковку и выразить восхищение, чтобы даритель не расценил безразличие как неуважение к нему.
· Повторение подарка (кроме спиртных напитков, шоколадных наборов, цветов) считается серьезным нарушением этикета.
· Цветы вручают, сняв бумагу, кроме случаев, когда упаковка является декоративным украшением. Мужчинам цветы дарят в дни рождения, при посещении больного, поздравляя ветеранов. Считается, что если цветы в букете одного вида и их меньше 15, то лучше дарить нечетное число. Это является данью японской традиции: иероглиф «четыре» созвучен слову «смерть» (на похороны принято приносить четное число цветов).
· Если в качестве подарка выбираются спиртные напитки, надо помнить, что напиток должен входить в число любимых напитков одаряемого. Бутылку без упаковки дарить неприлично.
· Если в подарок посылается образец изделия, производимого компанией, логотип или фирменный знак, представленные на подарке, не должны подавить ценность вещи.
· Подарок вручается из рук в руки, при этом нужно сказать несколько добрых слов и пожеланий.
· Лицо, получившее подарок, должно обязательно поблагодарить сделавшего подарок.
В служебной обстановке допустимы следующие подарки:
· фотоальбом (особенно на свадьбу, к рождению ребенка, юбилею, уходу на пенсию);
· рамка для гравюры;
· справочники, словари, книги с учетом интересов человека (руководство по садоводству, рыбалке, интерьер, дизайн и т.п.).
· красочный календарь;
· канцелярские принадлежности (органайзер, ручка, ежедневник и т.п.);
· забавные вещицы на память (юмор не должен быть бестактным);
· стаканы, бокалы (на помолвку, свадьбу, юбилей);
· декоративная или столовая ваза;
· ювелирные украшения;
· духи;
· фотография или гравюра в рамке;
· что-нибудь полезное в дороге;
· часы.
Выбор подарка зависит от характера отношения с тем, кому адресован подарок. Подарки, которые всегда уместны и которые можно дарить всем – это цветы, конфеты в красивой коробке, фрукты, книги, письменные принадлежности, изделия из стекла, хрусталя, серебра, керамики. Курящему человеку можно подарить красивую пепельницу или дорогую зажигалку, иностранному гостю – отечественные напитки, художественные произведения национальных промыслов, альбом по искусству. В особых случаях можно дарить ювелирные изделия.
Некоторые предметы не уместны в качестве подарка из суеверия: ножи, вилки и любые острые предметы, подсвечники, иконы, жемчуг, носовые платки, часы, зеркала и некоторые другие вещи. Допускается преподнесение в качестве подарка денег. Деньги преподносят на свадьбу, при рождении ребенка, при выходе на пенсию. Не принято дарить деньги в открытом виде: их следует положить в конверт, положив туда открытку с поздравлением. Сумма такого подарка должна соответствовать обстановке и возможностям дарителя. Принимая подарок деньгами, недопустимо их пересчитывать и обсуждать сумму подарка.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 377.