ТЕМА 3. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.  Тестовые нормы.

2.  Надежность. Виды и способы ее определения.

3.  Валидность. Измерение и интерпретации валидности.

Список литературы:

1. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2003.

2. Бешелев С.Д., Гуреич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.— М.: Статистика, 1980. — 263 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.

5. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - Л.,1982.

6. Забродин Ю. М., Похилько В. И. "Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных межличностных тест- опросников", ПЖ/6,1987,с79-89

7. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 329 с.

8. Общая психодиагностика.- М., 2002, - 304 с.

9. Психодиагностика. Теория и практика: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986.

10. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981.

11. Психологическая диагностика: учебное пособие. – М.: УРАО, 1997.

 

1. Тестовые нормы. Статистические показатели распределения. Стандартизация шкал. Возрастные и внутригрупповые нормы.

Чтобы нивелировать влияние побочных факторов и получить достаточно “чистый результат”, обычно тестируют большое количество испытуемых. Поэтому необходимо составить оптимальное количество людей для психодиагностического исследования. Считается, что повторение обеспечивает рандомизацию (случайное варьирование) неконтролируемого качества. Чтобы установить, подчиняется ли эмпирическое распределение изучаемой величины нормальному закону, необходимо сопоставить сведения о свойствах этой величины со свойствами функции нормального распределения. Сопоставление может быть графическим (анализируются лево- и правосторонние смещения графиков, отрицательные и положительные эксцессы и т.д.),опираться на сравнение мер симметрии (среднее, мода, медиана) и на сравнение мер разброса (размах, дисперсия, стандартное отклонение).

2. Меры центральной тенденции. Среднее значение, медиана, мода. Правила определения.

Меры центральной тенденции (МЦТ) - характеристики совокупности переменных, указывающие на наиболее типичный репрезентативный для изучаемой выборки результат. Результаты исследования можно представить на числовой прямой, то МЦТ будет проявляться в ориентации, группировании результатов относительно определенного участка этой прямой.

МЦТ необходимы для анализа качественных признаков в порядковых шкалах путем приписывания или количественных индексов. МЦТ – средняя, мода и медиана. Среднее значение по всей выборке. Мода – значение, наиболее часто встречающееся в ряду переменных. Если два соседних значения имеют одинаковую частоту и эта частота больше частот других значений, мода это среднее этих двух значений.

Медиана – значение, которое делит пополам упорядоченное множество переменных расположенных в порядке возрастания или убывания.

Правила при выборе и интерпретации МЦТ:

1. При определении средней – соблюдение требований однородности переменных, репрезентативности и достаточности объема выборки.

2. Перед расчетом средних необходимо разбить изучаемую совокупность на качественные однородные группы.

3. Медиана не зависит от величин и частот встречаемости в рамках определенного множества переменных.

4. В малых совокупностях мода нестабильна и может сильно изменяться при единичном и незначительном варьировании переменных.

5. Каждое значение переменной влияет на значение средней.

6. В симметричных выборках среднее, медиана и мода совпадают.

7. Являясь обобщенной характеристикой ряда, МЦТ не позволяют учитывать его вариации.

Исходя из последнего правила, в психодиагностике учитываются и используются меры рассеивания – статистические показатели вариации (разброса переменных) относительно среднего значения степени индивидуальных отклонений от центральной тенденции распределения. Меры рассеивания позволяют судить о достоверности и однородности полученной эмпирической совокупности данных, существующих сходств и различий.

3. Надежность теста. Ее виды и способы их определения

Надежность - характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а так же устойчивость результатов тестирования к действию посторонних случайных факторов. Надежность показывает, в какой степени, выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам. Выделяются следующие виды надежности: ретестовая, надежность параллельных форм, частей теста и внутренней согласованности. Надежность определяется с помощью корреляционного анализа. Полученные в ходе тестирования результаты необходимо корректировать с учетом коэффициента надежности.

4. Валидность. Измерение и интерпретация валидности.  Понятие валидности, классификация ее видов, проверка тестов на валидность.

Валидность – характеристика методики, включающая сведения об области исследуемого явления и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним, устойчивость теста по отношению предмета исследования. Валидность – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

Виды валидности можно представить следующим образом (Л.Ф. Бурлачук):

Валидность конструктная включает в себя следующие подвиды: факторная, гомогенная, одномерная, конвергентная, дискриминативная, инкрементная.

Валидность критериальная – диагностическая, текущая, прогностическая, ретроспективная.

Валидность по содержанию -  лицевая.                          

Конструктная валидность отражает степень репрезентации исследуемого конструкта в результатах теста. Данная валидность демонстрируется полным описанием переменной, для измерения которой предназначался тест. Ее разновидность - валидность по возрастной дифференциации - характеризует соответствие результатов теста теоретически ожидаемым и практически наблюдаемым возрастным изменениям. Можно рассмотреть на примере тестов интересов. Они обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для разных дисциплин. Ее значение ограничено. Факторная валидность, имеющая отношение к процедурам многомерного факторного анализа и определяющая нагруженность теста по известным факторам. Инкрементная валидность показывает практическую ценность методики при проведении профессионального отбора.

Критериальная - отражает соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемой переменной. Включат в себя текущую валидность (отражающую способность различать испытуемых на основании диагностического признака) и прогностическую валидность (характеризующую степень точности и обоснованности суждения о развитии качества).

Содержательная валидность характеризует степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств.

Внешняя (лицевая) валидность, определяемая как валидность с первого взгляда.

Сведения, входящие в комплекс валидности, можно оценить качественно и количественно (при помощи коэффициентов корреляции), нередко их можно описать. Таким образом, не существует какого-либо единичного показателя, с помощью которого устанавливается валидность психологического теста.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 498.