ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по изучению учебной дисциплины «Психодиагностика»

для студентов 3 и 4 курса дневной и заочной формы обучения

специальности 6.030200 «психология»

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

профессионального направления подготовки

0302– психология

 

 

Симферополь 2011

 

 

Методические указания содержат краткий курс лекций в соответствии с учебной и рабочей программой дисциплины «Психодиагностика», список литературы необходимый для подготовки к самостоятельным работам и семинарским занятиям.

Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов дневной и заочной формы обучения факультета психологии. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..4

Введение в психодиагностику………………………………………………………….8

Тестирование как психодиагностическая процедура……………………………...10

Психометрические основы психодиагностики……………………………………...13

Принципы конструирования методик……………………………………………….16

Психодиагностика личности…………………………………………………………..19

Проблема достоверности личностных опросников………………………………...22

Проективные методы диагностики личности………………………………………25

Психодиагностика сознания…………………………………………………………...30

История и подходы к понятию интеллекта …………………………………………33

Проблема онтологического статуса понятия «интеллект»………………………..37

Интеллект: наследственность и среда………………………………………………..40

Психодиагностика стилевой сферы личности………………………………………42

Проблемы психодиагностики в образовании ………………………………………46

Психодиагностика темперамента…………………………………………………….49

Психодиагностика эмоциональной сферы…………………………………………..52

Психодиагностика мотивационной сферы………………………………………….54

Психодиагностика межличностных отношений……………………………………58

ВВЕДНИЕ

Современная психология – это не только теоретическое направление, изучающее общие закономерности развития и формирования психики, это и целая система прикладных направлений. Любое прикладное направление (будь то психологическое консультирование, психотерапия, профориентационная работа, оптимизация процесса обучения и воспитания) требует от психолога эмпирических данных, опираясь на которые психолог подтверждает или опровергает выдвинутые гипотезы. В психологии разработано не мало методов, с помощью которых психолог мог бы их получить: эксперимент, наблюдение, интроспекция. Все они имеют длительную историю, но не всегда удовлетворяют потребности психолога в получении объективных данных о личности обследуемого за достаточно короткое время. Безусловно, со временем возникла потребность в разработке таких методов, которые позволили достаточно быстро и объективно оценить наличие и степень сформированности психологических черт личности и уровень его умственного развития.

Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые, стремится эта наука, возникла у человека в глубокой древности. Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых конца 19 – начале 20 в., создавших первые методики измерения ума.

В 20 веке психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х – начала 1930-х годов. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально – психологическим направлением. Последующая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических различиях. Развитие научной психодиагностики имеет довольно длительную и противоречивую историю, даже само название дисциплины со временем менялось и уточнялось в зависимости от того, что непосредственно являлось предметом исследования в тот или иной исторический период. 

Наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуально-психологических различий, был появившийся с первыми тестами и неоднократно используемый — «психологическое тестирование». Первоначально термин «психологическое тестирование» понимался очень широко, включая в себя фактически любые измерения в психологической науке. Позднее, по мере развития тестов, сфера психологического тестирования сужается до измерения
личностных особенностей и когнитивных способностей.

Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя этот термин как синоним психологического тестирования.

Судьба отечественной психодиагностики как области той науки, которая до недавнего времени называлась советской психологией, трагична и поучительна. От массового использования тестов на этапе становления, через длительный период запрета на их применение, продлившийся без малого полвека, до второго рождения в конце
1960-х гг. — вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика в СССР. Она возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но необходимо признать, что, несмотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию, смогла не только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но и достичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.

Однако, по мнению Л.Ф. Бурлачука, отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку, остаются на ее периферии. Основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество — отсутствие, как в России, так и в Украине действующих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагностики, а в связи с этим — отсутствие нормативно-правовой регуляции деятельности специалистов в этой области.

Современная психологическая диагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Предметом данной дисциплины выступают индивидуальные различия и способы их измерения. Под психодиагностикой подразумевают и область практики.

Психодиагностика – область психологической науки, поэтому в той или иной мере связана со всеми ее отраслями. В известном смысле, несмотря на самостоятельность, психодиагностика зависит от развития общепсихологической теории. Однако существуют направления исследований, с которыми психодиагностика связана наиболее тесно, вплоть до того, что как уже упоминалось раннее, в зарубежной и отечественной литературе допускается синонимичность этого понятия другим: дифференциальная психология, психометрия. В то же время психодиагностика опирается на достижения общей, возрастной, педагогической психологии и психологии личности, клинической психологии. Психодиагностика также тесно связана с психотехническими направлениями науки: психологическим консультированием, психотерапией, психокоррекцией.

Таким образом, можно сказать, что в компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик по всем существующим правилам, поскольку методы должны соответствовать определенным тестовым нормам; выработка правил и требований проведения психодиагностического обследования, способов обработки и интерпретации результатов; выбор и теоретическое обоснование критериев сопоставления, сравнения результатов; разработка приемов, способствующих быстрому и правильному принятию решения по постановке диагноза и т.д. Следует отметить, что большинство этих проблем до сих пор не решены до конца и требуют специальной теоретико – методологической проработки.

Порой некомпетентность психолога-диагноста, может привести к грубым ошибкам в подборе надежных и валидных методик под цель исследования, в ходе проведения психодиагностического исследования, в интерпретации и еще хуже в постановке психологического диагноза, также не знают правил презентации данных родителям, педагогам, самим испытуемым. Сейчас стало доступным простым людям огромное количество психодиагностических методик, которые в свою очередь не всегда представлены в научном виде, то есть не соответствуют основным стандартам и тестовым нормам. Тестами стали пользоваться как «линейкой», «весами», порой превращая тестирование в игру. Отсутствие психодиагностических знаний приводит к тому, что тесты применяются без учета индивидуально-психологических характеристик испытуемого и возрастных норм, интерпретация данных является не соответствующей реальному положению дел.

Раскрытие внутренних особенностей и черт личности затрагивает проблему неприкосновенности и тайны личности. Поэтому актуальным остается вопрос об этической подготовке психологов диагностов. Этический кодекс психолога звучит: «доступ к таким методам ограничивается людьми, чьи профессиональные интересы гарантируют их правильное использование. Тестовые результаты, как и материалы теста, передаются только тем лицам, чья квалификация позволяет их интерпретировать и использовать надлежащим образом».

Основной целью курса «психодиагностика» является формирование у будущих специалистов современного представления о состоянии и развитии психодиагностики. Помочь студенту разобраться и сориентироваться в огромном количестве разнообразных методов психодиагностики, научиться их правильно применять и интерпретировать. Также – ознакомить студента со спецификой и проблемами психодиагностического процесса, факторами, оказывающими на него влияние. Большое внимание уделяется и психометрическим проблемам, методам определения и повышения валидности, надежности тестов, процессам адаптации, стандартизации и создания новых методик.

Основными задачами, которые должны быть решены в процессе изучения дисциплины, является формирование у студентов определенных умений и навыков. В результате изучения курса студенты должны

знать:

– основные достижения в области психодиагностики и ее законы;

- психометрические основы психодиагностики;

- с помощью, каких методов и методик проводить диагностику личности, ее психических процессов и состояний;

- технику построения методик: основные этапы, законы конструирования и апробирования;

уметь:

- проводить психодиагностические методики для диагностики в зависимости от поставленной задачи, интерпретировать полученные результаты и на основе интерпретации ставить психологический диагноз;

-  использовать методы психодиагностики при проведении лабораторных занятий в учебном процессе;

- владеть понятийным аппаратом психодиагностики.

 



Список литературы:

  1. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2003.
  2.  Бешелев С.Д., Гуреич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.— М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.
  5. Горбачева Е.М. Опыт конструирования диагностического критериально – ориентированного теста // Вопросы психологии,1985, № 5. - С.133-139
  6. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб.: Братство, 1994
  7. Забродин Ю. М., Похилько В.И. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных межличностных тест- опросников // Психологический журнал,1987, № 6. – С. 79-89.
  8. Клайн П. Справочное руководство по конструированию теста. – Киев: ПАН Лтд, 1994.
  9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.,1985. - с.187-203
  10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 329 с.
  11. Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // ВП/5,1987. – с. 176-181

1. Конструирование теста. Основные проблемы. Формирование информационной базы исследования. Конструирование шкал. Выделение однородных групп испытуемых. Этапы конструирования.

Существует унифицированная методика конструирования психодиагностических методик, которая включает в себя следующие основные этапы: 1. формирование информационной базы исследования; 2. конструирование интегральных показателей или шкал; 3. стандартизация методики. Каждый основной этап включает  в себя ряд подэтапов.

Первый этап: важнейшее условие конструирование теста – наличие развитой психологической теории.  Необходимо формулирования цели будущего теста. Анализируемое понятие должно быть четко определено и разделено на основные части (содержательные области). Затем необходимо разработать систему признаков, адекватно отражающих основное содержание анализируемого понятия (области манифестации). Признаки должны группироваться, относительно равномерно описывая все ранее выделенные стороны измеряемого явления и иметь количественное выражение (готовятся вопросы будущего теста, и определяется их количество).

Содержательная валидность должна рассматриваться как начальный этап в конструировании теста.

При конструировании интегральных показателей (шкал)  - второй этап - необходимо учитывать критериальную валидность, а если внешний признак отсутствует - использовать факторный анализ.

Классификация испытуемых на однородные группы позволяет сравнивать испытуемых по уровню развития психических свойств. При отборе вопросов и заданий нужно учитывать распределение по каждому вопросу ответов “да” и “нет”.

При формулировке окончательного варианта теста необходимо учитывать требования к формулированию вопросов теста (если он вербальный), требования к оформлению стимулов (если это проективный метод).

2. Стандартизация тестов. Приведение к стандартному виду. Приведение к стандартной форме. Центроидный метод. Т и Z баллы. Квантильная стандартизация.

Стандартизация - унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста. Благодаря стандартизации достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных показателях, сопоставление таких оценок в разных тестовых методиках. Это достигается преобразованием нормальной шкалы оценок в новую шкалу, основанную уже не на количественных эмпирических значениях изучаемого показателя, а на его относительном месте в распределении результатов в выборке испытуемых. Наиболее распространенными методами являются центрирование (где средняя величина принимается за 0, а оценки располагаются симметрично по обе стороны), нормирование (с просчетом нормированной оценки Z и Т – преобразованием Мак - Колла, где Z=Xi-Xср/v и Т= a+bz), стены (разбитие на интервалы согласно долям сигмы).

3. Адаптация переводных тестов. Этапы эмпирико-статистической работы при адаптации. Внутрикультурный перенос, основные этапы.

Адаптация – комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения. Можно выделить основные этапы адаптации методики:

· Анализ исходных теоретических положений автора теста.

· Перевод теста и инструкции к нему на язык пользователя, экспертная оценка соответствия оригиналу.

· Проверка валидности и надежности теста

· Стандартизация на соответствующих выборках.

Полная эмпирическая адаптация во многих случаях не уступает по сложности разработке оригинальной методики. Требуется анализ внутренней валидности, внутренней согласованности, ретестовой надежности, критериальной валидности и т.д.

4. Компьютеризация теста. Основные требования. Положительные и отрицательные стороны компьютерной версии. Процесс адаптации.

Компьютеризация психодиагностических процедур имеет свои интересную историю, как в зарубежной психологии, так и в отечественной психологии. Появление компьютерных версий тестов в бывшем СССР, а более или менее доступными они становятся ближе к концу 1980-х гг., приветствуется далеко не всеми. Проведенное в начале 1990-х гг. московскими психологами исследование (О. К. Тихомиров и др.) отношения различных социальных групп к компьютеризованному тестированию показало, что с наибольшим энтузиазмом к нему относятся руководители высшего уровня, психодиагносты-разработчики и те лица, которые имеют навыки общения с компьютером и мотивированы на самопознание. Негативное отношение наблюдалось у руководителей среднего звена, непосредственно работающих с подчиненными и знающих их в течение длительного времени.

К достоинствам современных компьютеризированных методик психодиагностики, сравнительно к традиционным, следует отнести:

• неизменность реализуемой программы обеспечивает постоянство условий тестирования, что труднодостижимо при не машинном предъявлении заданий;

• обеспечивается точность и однозначность регистрации множества возможных реакций испытуемого;

• имеется возможность восстановить и проследить последовательность действий испытуемого;

• сравнительно легко образуются единые банки психодиагностических данных, а тем самым устанавливаются эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных групп обследуемых;

• психолог освобождается от рутинной, трудоемкой работы, как при проведении обследования, так и при конструировании (адаптации) тестов;

• расширяются возможности применения мощного математико-статистического аппарата анализа данных, упрощается разработка новых процедур анализа;

• облегчается сохранение конфиденциальности результатов тестирования;

• создаются благоприятные условия для применения экспресс-методик, т. е. тех, проведение которых позволяет быстро получить результаты, что в некоторых случаях (например, в профессиональной психодиагностике) может иметь решающее значение;

• компьютерная процедура предъявления тестовых заданий минимизирует негативные воздействия, нередко возникающие в ситуации межличностного взаимодействия между экспериментатором и испытуемым.

Необходимо указать, что компьютеризация имеет и свои негативные стороны: не все методики можно компьютеризировать; не вся дополнительная информация может быть учтена (невербальное поведение, оговорки и т.д.); многие испытуемые не готовы работать с компьютером, у 30 % обследуемых обнаруживается феномен компьютерной тревожности, у 5 % - регистрируется состояние схожее с фобией.

При использовании компьютерной версии необходимо помнить о необходимости ее адаптации: требуется пересчет валидности, надежности, расчет возрастных и внутригрупповых норм.

Лекция 1

1. Теории личности как основа психодиагностики

2. Основные концепции диагностирования личности

3. Подходы к понятию "свойства личности"

4. Биографические методы и оценка среды

Список литературы:

1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия. - М.: Апрель-Пресс, 2001

2. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2003.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. - К,1989.

5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования личности. — Киев: 0-во Знание УССР, 1982. — 17с

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.

7. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - Л.,1982.

8. Гильяшева И.Н. Вопросники как метод исследования личности, в кн. Методы психодиагностики и коррекции в клинике. - Л.,1983. - С.62-81

9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. – 319с. 

10. Общая психодиагностика.- М.,1987, - 304 с.

11. Психодиагностика. Теория и практика: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986.

12. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981.

13. Психологическая диагностика: учебное пособие. – М.: УРАО, 1997.

14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.

 

1. Теории личности как основа психодиагностики. Два подхода к диагностике личности. Традиционная модель. Деятельность как опосредствующий процесс в отношениях субъект – среда.

Номотетический и идеографический подходы и их особенности. Идеографический подход ориентирован на описание и объяснение сложного целого. Описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент (т. е. Личность) должен быть представлен как уникальный феномен. Номотетической исследование ориентировано на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая. Основные структуры и процессы раскрываются при помощи экспериментальных процедур. Между ними не существует противоречия: психология должна стремиться выделить общие законы и они должны быть адаптированы для конкретных ситуаций.

Традиционная психодиагностика при определении трех групп переменных: требований среды Т, свойств личности Л и деятельности Д исходит из следующей схемы линейных отношений Т-Л-Д и определяет личность как функцию отношений Т-Д. Но именно деятельность выступает как опосредствующий процесс, в котором реализуются отношения S-O (субъектно-объектные отношения). В психодиагностике мы должны учитывать 3 вида деятельности: деятельность восприятия (чувственное отражение реальной действительности), внутреннюю предметную деятельность (процесс переработки информации, включая мотивационный компонент) и практическую предметную деятельность. Поэтому схема будет выглядеть иначе Т-Д-Л. Нужно идти не от структуры личности к деятельности, а от деятельности к структуре личности.

2. Основные концепции диагностирования личности. Методологические требования к процессу психодиагностики. Основные требования к диагностике личности.

Операциональный подход заключается в установлении формальных критериев ценности и пригодности метода, причем не важно, что он измеряет и от каких условий зависит.

Концепция изолированных свойств рассматривает личность как сумму свойств и выдвигает требование создания инструментария для их определения.

Структурный подход (или теория личностных черт) основан на предположениях об относительном постоянстве основных свойств личности и их заданности от рождения. Общество лишь стимулирует, а не детерминирует их проявление. Личность описывается как то, что предсказывает поведение человека в данной ситуации. Кеттелл сформулировал 16 первичных свойств или личностных черт, а так же 12 патологических черт. Айзенк различал три фактора более высокого порядка, образующих черты более высокого уровня. Главным при создании опросников были практические нужды (легкость применения, удобство подсчета), теория же учитывалась во вторую очередь.

Теория научения рассматривает личность как совокупность наблюдаемого поведения и не имеет теории личности. Разработаны методики изучения отдельных видов поведения и влияния отдельных обстоятельств, перечни ситуаций и стимулов, вызывающих тревогу.

Психодинамическое направление. Диагностика, используемая этим направлением, опирается на изучение развития личности, ее строения, анализ защитных механизмов и патологию. Некоторые конструкты могут быть оценены объективно, что дает возможность проверить с помощью тестов отдельные положения данного подхода. Психоанализу не свойственна психометрическая традиция. Психоаналитическая диагностика – часть процесса взаимодействия аналитика и клиента. Материалы тестов используются в качестве дополнительных средств ведения беседы, а не в качестве средств выявления значений личностных характеристик. 

Концепция взаимосвязи личности и среды в определение предмета психодиагностики включает отношения между объектом и субъектом. Но дуализм “личность – среда” ведет к развитию моделей противоречия, равновесия, приспособления и противопоставления индивида и общества, где поведенческий акт-способ разрешения противоречия путем принятия или отрицания среды.

Феноменологический подход. С позиций этого подхода личность уникальна и несравнима с другими. Это направление часто отказывается от объективных методов и разрабатывает свои собственные методы. Среди них: личностные конструкты Келли, Оценка саморазвития Вини, определение “линии жизни”, событийный метод. С помощью этих методов можно описать особенности личности или сделать относительно нее прогнозы, которые не оцениваются обычными психометрическими методами.

Деятельностный подход исходит из анализа деятельности, ее объективных структур, релевантных требованиям общества, раскрывая психологическую структуру деятельности и механизмы ее регуляции. На его основе выдвигаются следующие требования: измерять не только результат, но и процесс изменений; включение объективных требований деятельности в психодиагностику, приближение тестовых заданий к реальной жизни.

3. Подходы к понятию “свойство личности”. Свойство как отношение, осознанность и степень генерализации. Степень выраженности и устойчивости свойств.

Центральным понятием в психодиагностике личности является понятие черты или свойства личности. Большинство опросников как правило выявляют личностные свойства или черты. Свойство личности – это описательная переменная, фиксирующая интегральную, диспозициональную стратегию поведения человека. Оно складывается под действием биологического, социального, поведенческого уровней регуляции поведения личности.

В психодиагностике существует 3 подхода к пониманию свойств или черт личности:

Гипотеза идентичности, рассматривающая психологические свойства как свойства поведения приводящая к формуле S-R.(стимул - реакция)

Гипотеза абстракции рассматривает свойства как абстракции способов поведения. “Свойство- это любое выявленное с помощью психодиагностической методики качество, которым один индивид отличается от другого”.

Гипотеза диспозиции рассматривает психические свойства как причины поведения, “биофизические сущности, которые детерминируют поведение”.

Деятельностный подход рассматривает свойство через отношение “личность – среда”. Ананьев: “Свойство - личности – субъективное отношение к обществу, к людям, к самому себе, реализующееся в поведении”. Уровень психической регуляции зависит от осознанности психических свойств. Некоторые свойства проявляют себя в качестве компонентов регуляции действий в разных сферах деятельности, некоторые - в узко ограниченной сфере, связанной с определенной деятельностью. Трудности в определении свойств связаны с их ситуативностью и степенью устойчивости.

Биографические опросники

      В настоящее время все больше внимания уделяется использованию истории жизни человека. Биографические опросники позволяют получить информацию, когда нельзя провести интервью или как подготовка к нему. В боле разработанных формах могут определять и тип личности, но необходима оценка нагрузки вопросов по изучаемому фактору и т.д. Биографические опросники – группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Известны биографические опросники, которые включают в себя вопросы из опросников интересов. По мнению А. Анастази, они оказались валидными для предсказания результатов деятельности в разнообразных сферах. В психодиагностике Б.о. позволяют получать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов, используемых в психодиагностическом обследовании.  

  

Виды проективных методик

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта классификация, как утверждает Л.Ф. Бурлачук, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику.

Различают следующие группы проективных методик:

Вид методики Основной принцип Примеры
1. Конституитивные Придание смысла аморфному материалу Пятна Роршаха и Хольцмана
2. Конструктивные Оформление деталей в осмысленное целое Тест мира, “Деревня”
3. Интерпретативные Истолковывание, интерпретация ситуации ТАТ, Хекхаузен, Жиль
4. Катартические Игровая деятельность в особых условиях Психодрама
5. Рефрактивные Изменения в речи, почерке, общении Графологическая проба
6. Экспрессивные Изобразительная деятельность на свободную тему ДДЧ, Несуществующее животное
7. Импрессивные Выбор стимулов из ряда предложенных Люшер
8. Аддитивные Завершение предложения, рассказа Тест незавершенных фраз

Интеллект и личность

В ходе развития человека интеллект и личность становятся взаимосвязанными. Были выявлены характерологические особенности, определяющие своеобразие интеллекта: находчивость, самоуверенность, настойчивость, добросовестность, мотивация достижения успеха, отсутствие механизмов защиты. Глубокие связи между интеллектом и личностью, особенно проявляющиеся в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, интересов и идеалов личности во многом определяют активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят так же от степени объективности ее отношения к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта. Установлена связь интеллекта с преобладающим эмоциональным состоянием.

4. Методы диагностики интеллекта. Критериально - ориентированное тестирование. Изучение процессуальных характеристик деятельности. Тесты интеллекта.

Тесты достижений направлены на выявление уровня овладения содержательной областью. При этом мы выходим на надежный прогноз, но уходим от интеллекта.

При изучении процессуальных характеристик деятельности исследуются индивидуальные особенности процесса выполнения тестовых заданий (техники, стили). В этом случае мы фиксируем процесс, но крутимся вокруг искусственного тестового задания.

Тесты, ориентированные на закономерности умственного развития в онтогенезе включают элементы клинического метода, и мы можем оценивать развитие интеллекта. Однако, оказывается очень трудно подобрать тестовые задания, а так же часто ребенок, решая одну задачу, не может решить аналогичную (горизонтальный деколяж).

Тесты интеллекта можно разделить на две группы: тесты, позволяющие сделать качественную оценку интеллекта и состоящие из нескольких субтестов и тесты выявляющие только IQ. К первой группе относятся тест Векслера (только для индивидуального обследования), тест Амтхауэра (для коллективных и индивидуальных обследований). Ко второй группе – тест Айзенка, прогрессивные матрицы Равена, тест лабиринтов, тест “Домино”.

 ТЕМА 9. ДИАГНОСТИКА СТИЛЕВОЙ СФЕРЫ

       1.Понятие стиля в психологии.

  2.Когнитивный стиль и его диагностика.

  3.Стили овладения ситуацией и их диагностика.

     4. Индивидуальный стиль деятельности.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления. В кн.: Когнитивная психология. М., Наука, 1986, с. 154-178

2. Гурова Л.Л. Принятие решения как проблема психологии познания. ВП, 3., 1984.

3. Коростелина К.В. Типологические особенности процесса принятия решения. Автореф. Дис. канд. психол. наук. Одесса, 1994.

4.Скотт Дж. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991.

5. Либин А.В. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека. Автореф. Дис. канд. психол. наук. М, 1993.

6. Скотникова И.Г. Психофизические характеристики зрительного различения и когнитивный стиль. ПЖ, т. 11, 1990, №1 с. 84-94.

7. Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. ВП, 1989, №6, с. 140-146

8. Гурова л.л. Когнитивно -личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. ВП, 1991, №6, с. 14-20.

9. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты. ВП, 1988, №6, с. 85-98.

1. Понятие стиля в психологии. История понятия стиль. Основные направления анализа стиля.

Впервые понятие стиля ввел Адлер в 1927 году для обозначения совокупности защитных стратегий и компенсаторных приемов, вырабатываемых субъектов в ответ на воздействия со стороны ближайшего социального окружения. По его мнению, жизнедеятельность человека пронизывается единой линией активности – стилем, лежащим в основе формирования его жизненного пути. Более приближенным к целям психодиагностического исследования стало данное Олплртом (1937) определение стиля как характеристики системы операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств.

Начиная с 50 – х годов, проблема стиля рассматривалась с позиций психологии личности в контексте особой интегральной характеристики, описывающей своеобразие поведенческих проявлений человека. Роршах, Вартегг, Клейн полагали, что определенные формальные признаки, независимо от их происхождения, должны появляться в самых различных действиях субъекта.

В настоящий момент можно выделить три основных направления анализа стиля:

· как характеристики продукта, или конечного результата, какой либо деятельности субъекта,

· как наиболее предпочитаемых способов взаимодействия со средой,

· как наиболее типичных форм поведения в конкретных ситуациях.

2. Когнитивный стиль и его диагностика. Понятие когнитивного стиля. Виды когнитивных стилей и их диагностика

Значительный этап истории формирования понятия стиль связан с изучением когнитивной сферы психики с точки зрения индивидуальных различий. По определению Уиткина, когнитивный стиль – это устойчивая совокупность способов оперирования индивида с информационным полем. Существует два направления в трактовке когнитивного стиля: гештальтпсихологическая ветвь и психоаналитическая. Гештальтпсихологи, в отличие от психоаналитиков считали стиль совокупностью целого ряда контролей, не сводимой к их сумме. В качестве двух главных показателей когнитивного стиля выделяются (Колга,1982):

1. специфика путей и способов познания человеком мира,

2. влияние субъекта на процессы познания.

С самого начала изучения стилей, они характеризовались рядом параметров:

· отграничивались от степени успешности,

·  оценивались как регуляторы базовых познавательных функций,

· рассматривались как проявление личностной организации в целом.

В работах последних лет убедительно доказано, что стили определяют успешность деятельности и влияют на ее результат.

Исследования показали наличие различных когнитивных стилей: полезависимость – поленезависимость(аналитический активный подход к полю или глобальный, пассивный подход, тенденция следовать полю как данному), аналитичность – синтетичность (широта диапазона эквивилентности), гибкость – ригидность, абстрактность – конкретность, импульсивность – рефлексивность и т.д. Диагностика поленезависимости осуществляется с помощью теста вложенных фигур Уиткина и проб Уиткина, диагностика аналитичности – с помощью методики сортировки объектов Гарднера. Импульсивность можно диагностировать с помощью анкеты личностной импульсивности Азарова и расчета показателя когнитивной импульсивности (Либин), определяемого как отношение общего числа решений (попыток) к числу правильных решенных когнитивных задач. Для диагностики гибкости – ригидности применяется метод сумм (задачи с сосудами) и калифорнийский опросник ригидности Бренгельмана. Диагностика абстрактности – конкретности осуществляется с помощью методики выбора рисунков (Ярославский ГУ) и Казанин-теста.

3. Стили овладения ситуацией. Стили принятия решения. Стили разрешения конфликта. Их диагностика.

Выделяются разнообразные стили, стратегии группы и типы принятия решения. Часто в качестве оснований для выделения стилей и типов рассматриваются классические характеристики индивидуального стиля деятельности. Это, во-первых, соотношение ориентировочной, контрольной и исполнительной деятельности (КулюткинЮ.Н., Гурова Л.Л.,Лебедева Н.М.). и, во- вторых, различия в уровнях активности (Меницкий Д.Н., Абульханова – Славская К.А.).

Например, Кулюткин, на основе соотношения антиципации и контроля выделил пять стилей решений: импульсивные, решения с риском, уравновешенные, осторожные и инертные. Абульханова _ Славская выделили типы на основе таких критериев как активность – пассивность и продолжительность регуляции. Коростелина К.В. выделила типы принятия решения на основании двух параметров: объективерсии - субъективерсии (направленности на объективную или субъективную оценку ситуации) и зависимости – независимости от ситуации (преобразование ситуации при принятии решение или действия в рамках ситуативных возможностей). Четыре полученных типа можно диагностировать с помощью опросника “Типы принятия решения” и методики “Выбор”.

У. Томас и Х. Килменн выделили пять стилей разрешения конфликта: конкуренция, сотрудничество, уклонение, приспособление и компромисс. Диагностики этих стилей может проводиться с помощью таблицы Томаса и Скотт, а также методики Томаса в модификации Гришиной Н.В.

Для диагностики стилевых особенностей, кроме вышеперечисленных могут быть использованы следующие методы: для диагностики экстернальности – интернальности – тест Роттера и УСК (Бажин и др.); для диагностики стратегии предпочтения семантики основных геометрических форм – графический тест Либина; для диагностики стилевых особенностей установок - определение величины иллюзий в психомоторной (Узнадзе) и гаптической (Надирашвили) сферах психики.

4. Индивидуальный стиль деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности. Направления исследования.

Индивидуальный стиль деятельности рассматривали в своих исследованиях Климов, Мерлин, Платонов и др. Индивидуальный стиль деятельности складывается в процессе усвоения деятельности и является результатом взаимодействия ее объективных требований и свойств личности, в итоге деятельность приобретает своеобразное выражение в зависимости от качеств субъекта. Это проявляется в тех или иных практических способах действия, приемов организации деятельности, в особенностях психических процессов и реакций.

Индивидуальный стиль деятельности складывается из следующих показателей:

1. соотношение ориентировочной и исполнительной части деятельности;

2. характерные индивидуальному стилю деятельности способы и приемы носят обобщенный характер;

3. он связан с активным, положительным отношением к деятельности.

Выделяют пять аспектов рассмотрения индивидуального стиля деятельности (ИСД): - ИСД может быть на основе выделения той или иной стороны психической активности; - характеристика стиля в зависимости от иерархических уровней индивида и их взаимодействия; - выделение в зависимости от свойств нервной системы; - рассмотрение стилей в зависимости от отношения к деятельности; - Мерлин предложил индивидуальный стиль деятельности рассматривать как систематизирующий фактор в системе индивидуальности.

 

 

ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

1. Проблема тестирования в образовании

2. Тесты  достижений

3. Критериально – ориентированное тестирование.

4. Прогностические тесты

 

Список литературы:

  1. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2003.
  2. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - Л.,1982.
  3. Горбачева Е.М. Опыт конструирования диагностического критериально -ориентированного теста // Вопросы психологии,1985, № 5. - С.133-139.
  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.
  5. Коростелина К.В. Методическое указание к курсу психодиагностика. – Симферополь: СГУ, 1998. – 56 с.
  6. Психологическая диагностика детей и подростков, — М.: Изд-во Междунар. Пед. Академии, 1995.
  7. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/Под ред. К. М. Гуревича. — М.: Педагогика, 1981.—232с.
  8. Психологическая диагностика: Учебное пособие. — М: УРАО, 1997.
  9. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 529 с.

 

1. Проблема тестирования в образовании. Основная цель психодиагностики. Функции психодиагностики в образовании. Задачи и тенденции.

Основной целью психодиагностики в образовании признается обеспечение полноценного психического и личностного развития ребенка. В настоящее время можно выделить две главные функции психодиагностики в образовании:

1.обеспечение эффективного усвоения учебных знаний и навыков, а также полноценного умственного и личностного развития.

2.Оценка качества самого образования, т. е. Выявление того, насколько та или иная образовательная система обеспечивает полноценное развитие ребенка.

Можно выделить два класса задач психодиагностики. В первый входят: диагностика готовности ребенка к школе, определение причин школьной неуспеваемости, выявление одаренных детей, дифференциация обучения, реализация индивидуального подхода в обучении, профориентация, определение сложностей и отклонений в развитии. Ко второму классу можно отнести оценку эффективности программ и методов обучения, контроль за приобретенными знаниями и навыками, за умственным и личностным развитием.

Изменение функций психодиагностики в образовании потребовало пересмотра методологических и теоретических положение, введение в арсенал методик нового типа (наблюдение, контент анализ и др.). 

2. Тесты достижений. Их основные функции. Тесты по конкретным учебным дисциплинам и их конструирование. Открытые и закрытые вопросы и их виды. Особенности оценивания результатов.

В отличие от тестов интеллекта, Т. д. отражают не столько влияние накопленного опыта, общих способностей на понимание и решение тех или иных проблем и задач, сколько измеряют воздействие специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эффективность усвоения того или иного комплекса знаний, формирование различных специальных умений. Таким образом, Т.д. ориентированы на оценку достижений индивида после завершения обучения. Другой особенностью Т. д., отличающей их от тестов интеллекта, является преимущественная направленность на измерение достижений испытуемых в изучаемой области к моменту обследования, в то время как исследование общих способностей предусматривает в определенной степени и прогноз последующей критериальной деятельности, предсказание будущего развития.

Т. д. относится к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и их разновидностей). Среди Т. д. имеются широкоориентированные тесты, применяемые для оценки навыков по основным,
рассчитанным на продолжительное время целям обучения (тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы и т. д.). Другую большую группу Т. д. составляют методики по конкретным учебным предметам (достижения в чтении и математике) и более специализированные Т. д., направленные на исследование усвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий и т. д.

Т. д., применяемые в школьной психодиагностике, имеют заметные преимущества по сравнению с существующей оценкой успеваемости учащихся. Их показатели ориентированы

на измерение усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, как это имеет место при традиционно школьной оценке.

Тесты достижений могут применяться с разными целями:

1. Как средство выставления оценок.

2. Измерения успехов в выполнении корригирующих программ

3. Выявление недостатков прошлого обучения

4. Обратная связь и самопроверка

5. Приспособление курса обучения к потребностям индивида.

6. Средство оценки, усовершенствования и постановки задач обучения.

Вопросы бывают закрытые (с дихотомичным ответом, вопросы с соответствием) и открытые (завершение предложения и эссе). Первые тесты трудно составлять в соответствие с правилами и требованиями, но легко проверять и оценивать, они более объективны, поскольку заключаются в объективных заданиях, где правильный ответ достаточно подчеркнуть или выделить из остальных вариантов. Вторые легко и быстро составляются, но проверка требует времени и специальных навыков. Первые направлены на выявление фактических знаний, вторые - проверяют креативность и умение размышлять в заданном направлении или по проблеме.

3. Критереиально- ориентированное тестирование. Основные теоретические положения. Принципы разработки тестов.

Представители этого направления (Р. Гласер, З. Ибель, В. Попхем) провозгласили необходимость отказа от статистической нормы при оценке результатов тестирования и призвали к поиску содержательных критериев. Для оценки результатов тестирования используется не балл, а конкретная область содержания. Главные является не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого к выполнению определенного критериального задания. Главное – установить, что умеет делать индивид и причины его ошибок. Разработка таких тестов требует большой теоретической работы по определению того набора знаний, умений и навыков, структуры умственных действий, которые обеспечивают выполнение учебных заданий.

Установление содержательного и структурного соответствия заданий теста и реальной задачи — важнейший этап разработки критериально – ориентированных тестов. Этим целям служит т. н. спецификация, включающая: а) содержательный анализ критериальной задачи, описание ее возможных форм и особенностей; б) систематизацию знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение критериальной задачи; в) образцы тестовых заданий и описание стратегии их конструирования.

Различают две разновидности критериально – ориентированных тестов:

— тесты, задания которых гомогенны, т. е. сконструированы на одной или аналогичной содержательной и логической основе. Обычно такого рода тесты разрабатываются на материале учебных программ и используются для контроля за формированием соответствующих знаний, умений и навыков;

— тесты, задания которых гетерогенны и заметно отличаются по логической структуре. В этом случае обычна ступенчатая структура теста, при которой каждая ступень характеризуется собственным уровнем сложности, определяемым логико-функциональным
анализом содержания, относящегося к критериальной области поведения. Такого рода  тесты обычно используются для диагностики специфических трудностей в обучении.

Существенной особенностью является то, что в них индивидуальные различия сводятся к минимуму (индивидуальные различия влияют на длительность усвоения, а не на конечный результат). Поэтому эти тесты лучше всего приспособлены для оценки развития основных навыков на элементарном уровне. В более сложных областях поведения предела достижений не существует, и, исходя из этого, необходимо обращаться к оценкам, ориентированным на нормы.

4. Прогностические тесты. Особенности их применения.

С помощью прогностических тестов предсказывается способность освоить тот или иной курс обучения. Обычно они содержат измерения уже освоенных навыков из предыдущего курса и тех навыков, которые понадобятся при изучении нового курса. Прогностические методики выявления способностей к иностранным языкам, используются магнитофонные записи и материалы типа «бумага - карандаш». Два субтеста требуют освоения предъявляемых устно чисел, или предъявляемых зрительно слов искусственно построенного языка. Остальные три субтеста устанавливают восприимчивость индивидом грамматики нужного языка, способность узнавать слова в материале, предъявляемом письменно и на слух.  

 



Темперамент и личность.

Говоря о соотношении темперамента и личности, следует отметить, что темперамент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной системы имеют прямое отношение к природной основе способностей к тому, что называется задатками. Взаимоотношение темперамента и личности имеют несколько аспектов:

1. свойства темперамента в целом, определяя способ воспитания ребенка опосредованно влияют на образование отдельных познавательных структур и мотивов поведения.

2. темперамент модифицирует воспитательные воздействия.

3. свойства темперамента могут быть благоприятными (или нет) для формирования отдельных черт личности через предпочтение ситуаций и действий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по изучению учебной дисциплины «Психодиагностика»

для студентов 3 и 4 курса дневной и заочной формы обучения

специальности 6.030200 «психология»

образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

профессионального направления подготовки

0302– психология

 

 

Симферополь 2011

 

 

Методические указания содержат краткий курс лекций в соответствии с учебной и рабочей программой дисциплины «Психодиагностика», список литературы необходимый для подготовки к самостоятельным работам и семинарским занятиям.

Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов дневной и заочной формы обучения факультета психологии. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..4

Введение в психодиагностику………………………………………………………….8

Тестирование как психодиагностическая процедура……………………………...10

Психометрические основы психодиагностики……………………………………...13

Принципы конструирования методик……………………………………………….16

Психодиагностика личности…………………………………………………………..19

Проблема достоверности личностных опросников………………………………...22

Проективные методы диагностики личности………………………………………25

Психодиагностика сознания…………………………………………………………...30

История и подходы к понятию интеллекта …………………………………………33

Проблема онтологического статуса понятия «интеллект»………………………..37

Интеллект: наследственность и среда………………………………………………..40

Психодиагностика стилевой сферы личности………………………………………42

Проблемы психодиагностики в образовании ………………………………………46

Психодиагностика темперамента…………………………………………………….49

Психодиагностика эмоциональной сферы…………………………………………..52

Психодиагностика мотивационной сферы………………………………………….54

Психодиагностика межличностных отношений……………………………………58

ВВЕДНИЕ

Современная психология – это не только теоретическое направление, изучающее общие закономерности развития и формирования психики, это и целая система прикладных направлений. Любое прикладное направление (будь то психологическое консультирование, психотерапия, профориентационная работа, оптимизация процесса обучения и воспитания) требует от психолога эмпирических данных, опираясь на которые психолог подтверждает или опровергает выдвинутые гипотезы. В психологии разработано не мало методов, с помощью которых психолог мог бы их получить: эксперимент, наблюдение, интроспекция. Все они имеют длительную историю, но не всегда удовлетворяют потребности психолога в получении объективных данных о личности обследуемого за достаточно короткое время. Безусловно, со временем возникла потребность в разработке таких методов, которые позволили достаточно быстро и объективно оценить наличие и степень сформированности психологических черт личности и уровень его умственного развития.

Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые, стремится эта наука, возникла у человека в глубокой древности. Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых конца 19 – начале 20 в., создавших первые методики измерения ума.

В 20 веке психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х – начала 1930-х годов. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально – психологическим направлением. Последующая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических различиях. Развитие научной психодиагностики имеет довольно длительную и противоречивую историю, даже само название дисциплины со временем менялось и уточнялось в зависимости от того, что непосредственно являлось предметом исследования в тот или иной исторический период. 

Наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуально-психологических различий, был появившийся с первыми тестами и неоднократно используемый — «психологическое тестирование». Первоначально термин «психологическое тестирование» понимался очень широко, включая в себя фактически любые измерения в психологической науке. Позднее, по мере развития тестов, сфера психологического тестирования сужается до измерения
личностных особенностей и когнитивных способностей.

Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя этот термин как синоним психологического тестирования.

Судьба отечественной психодиагностики как области той науки, которая до недавнего времени называлась советской психологией, трагична и поучительна. От массового использования тестов на этапе становления, через длительный период запрета на их применение, продлившийся без малого полвека, до второго рождения в конце
1960-х гг. — вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика в СССР. Она возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но необходимо признать, что, несмотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию, смогла не только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но и достичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.

Однако, по мнению Л.Ф. Бурлачука, отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку, остаются на ее периферии. Основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество — отсутствие, как в России, так и в Украине действующих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагностики, а в связи с этим — отсутствие нормативно-правовой регуляции деятельности специалистов в этой области.

Современная психологическая диагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Предметом данной дисциплины выступают индивидуальные различия и способы их измерения. Под психодиагностикой подразумевают и область практики.

Психодиагностика – область психологической науки, поэтому в той или иной мере связана со всеми ее отраслями. В известном смысле, несмотря на самостоятельность, психодиагностика зависит от развития общепсихологической теории. Однако существуют направления исследований, с которыми психодиагностика связана наиболее тесно, вплоть до того, что как уже упоминалось раннее, в зарубежной и отечественной литературе допускается синонимичность этого понятия другим: дифференциальная психология, психометрия. В то же время психодиагностика опирается на достижения общей, возрастной, педагогической психологии и психологии личности, клинической психологии. Психодиагностика также тесно связана с психотехническими направлениями науки: психологическим консультированием, психотерапией, психокоррекцией.

Таким образом, можно сказать, что в компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик по всем существующим правилам, поскольку методы должны соответствовать определенным тестовым нормам; выработка правил и требований проведения психодиагностического обследования, способов обработки и интерпретации результатов; выбор и теоретическое обоснование критериев сопоставления, сравнения результатов; разработка приемов, способствующих быстрому и правильному принятию решения по постановке диагноза и т.д. Следует отметить, что большинство этих проблем до сих пор не решены до конца и требуют специальной теоретико – методологической проработки.

Порой некомпетентность психолога-диагноста, может привести к грубым ошибкам в подборе надежных и валидных методик под цель исследования, в ходе проведения психодиагностического исследования, в интерпретации и еще хуже в постановке психологического диагноза, также не знают правил презентации данных родителям, педагогам, самим испытуемым. Сейчас стало доступным простым людям огромное количество психодиагностических методик, которые в свою очередь не всегда представлены в научном виде, то есть не соответствуют основным стандартам и тестовым нормам. Тестами стали пользоваться как «линейкой», «весами», порой превращая тестирование в игру. Отсутствие психодиагностических знаний приводит к тому, что тесты применяются без учета индивидуально-психологических характеристик испытуемого и возрастных норм, интерпретация данных является не соответствующей реальному положению дел.

Раскрытие внутренних особенностей и черт личности затрагивает проблему неприкосновенности и тайны личности. Поэтому актуальным остается вопрос об этической подготовке психологов диагностов. Этический кодекс психолога звучит: «доступ к таким методам ограничивается людьми, чьи профессиональные интересы гарантируют их правильное использование. Тестовые результаты, как и материалы теста, передаются только тем лицам, чья квалификация позволяет их интерпретировать и использовать надлежащим образом».

Основной целью курса «психодиагностика» является формирование у будущих специалистов современного представления о состоянии и развитии психодиагностики. Помочь студенту разобраться и сориентироваться в огромном количестве разнообразных методов психодиагностики, научиться их правильно применять и интерпретировать. Также – ознакомить студента со спецификой и проблемами психодиагностического процесса, факторами, оказывающими на него влияние. Большое внимание уделяется и психометрическим проблемам, методам определения и повышения валидности, надежности тестов, процессам адаптации, стандартизации и создания новых методик.

Основными задачами, которые должны быть решены в процессе изучения дисциплины, является формирование у студентов определенных умений и навыков. В результате изучения курса студенты должны

знать:

– основные достижения в области психодиагностики и ее законы;

- психометрические основы психодиагностики;

- с помощью, каких методов и методик проводить диагностику личности, ее психических процессов и состояний;

- технику построения методик: основные этапы, законы конструирования и апробирования;

уметь:

- проводить психодиагностические методики для диагностики в зависимости от поставленной задачи, интерпретировать полученные результаты и на основе интерпретации ставить психологический диагноз;

-  использовать методы психодиагностики при проведении лабораторных занятий в учебном процессе;

- владеть понятийным аппаратом психодиагностики.

 



ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКУ

1. Понятие о психодиагностике

2. История психодиагностики

3. Классификация психодиагностических процедур

4. Социальные и этические аспекты тестирования

Список литературы:

  1. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2003.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.
  4. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - Л.,1982.
  5. Общая психодиагностика.- М., 2002 г., - 304 с.
  6. Психодиагностика. Теория и практика: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986.
  7. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981.
  8. Психологическая диагностика: учебное пособие. – М.: УРАО, 1997.
  9. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.

 

1. Понятие о психодиагностике. Психодиагностика как теоретическая дисциплина; ее связь с другими отраслями психологии. Три составляющих психодиагностики как науки: теоретическая, практическая, дифференциальная психометрика. Практическая психодиагностика и ее цели, задачи.

 В отличие от многих других дисциплин, психодиагностика является и научной дисциплиной и практической деятельностью психолога. Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений.

Выделяются три составляющих психодиагностики как науки: теоретические знания о психологических закономерностях, дифференциальная психометрика, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы, и практика использования психологического знания, способы обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методик.

Практическая психодиагностика включает определенные правила применения психодиагностических инструментов, знания о свойствах измеряемых переменных и измеряющих инструментах, знание этических и профессиональных норм психодиагностической работы.

Основная задача психодиагностики измерить психологические различия между индивидами и реакциями одного и того же индивида в разных условиях.

2. История психодиагностики. Донаучный этап применения психологических тестов. Первые тесты индивидуальных различий (Ф.Гальтон, Дж.Кэттелл, Э.Крепелин, А.Бине, Л.М. Термен, Ч.Спирман, Р.С.Вудвортс.) Развитие проективных методов тестирования (К. Юнг, Г. Роршах, К. Морган, Г. Мюррей) Два этапа развития психодиагностики в нашей стране (20-30 годы, современный этап).

Первые тесты индивидуальных различий носили объективный характер и были направлены на измерение мышечной силы, скорости реакции, остроты зрения и слуха и т.д. Способности к суждению, пониманию и умозаключению впервые были предложены для диагностики интеллекта в Тесте Бине –Симона в1905 году. В редакции этого теста –Шкале Стендфорд –Бине – впервые был использован термин IQ. Для взрослых испытуемых в 1917 году был разработан тест Армейский Альфа и Бета. Во время I Мировой Войны был разработан и первый личностный опросник.

Параллельно с опросниками и тестами интеллекта развивалось еще одно направление психодиагностики - проективные методы, ставшие подлинной революцией в психодиагностике. В них была показана связь образов фантазий с основополагающими чертами и свойствами личности.

Судьба отечественной психодиагностики как области той науки, которая до недавнего времени называлась советской психологией, трагична и поучительна. От массового использования тестов на этапе становления, через длительный период запрета на их применение, продлившийся без малого полвека, до второго рождения в конце
1960-х гг. — вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика в СССР. Она возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но необходимо признать, что, несмотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию, смогла не только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но и достичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.

3. Понятие о психологическом тесте. Классификация психодиагностических процедур. Цели психодиагностики.

Тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально психологических различий.

Существует несколько оснований для классификации: наличие – отсутствие правильного ответа; вербальные и невербальные методики; характеристика основного методического принципа, лежащего в основе методики. На основании последнего признака методики делятся на:

1) Объективные тесты (способностей, интеллекта)

2) Стандартизированные самоотчеты:

a)        Тесты –опросники

b)       Открытые опросники (отнесение ответов к стандартным категориям)

c)        Шкальные техники (оценка по качествам с помощью шкалы)

d)       Индивидуально-ориентированные техники (репертуарные решетки)

3)проективные техники

4)диалогические техники

       Психодиагностические методики могут применяться с разными целями: от использования полученных психологом данных специалистом – не психологом для постановки диагноза до психологического консультирования:

1. данные используются специалистом не психологом, для постановки непсихологического диагноза или принятия решения;

2. психодиагност ставит психологический диагноз, но психологическую коррекцию проводит другой специалист;

3. психодиагност ставит диагноз и сам проводит коррекцию или психологическое консультирование;

4. данные используются самим обследуемым в целях саморазвития.  

4. Социальные и этические аспекты тестирования. Квалификация и профессиональная ответственность психолога. Принцип осведомленного согласия, конфиденциальности, интерпретация и использование данных.

Этические нормы гласят: “Доступ к психодиагностическим методам ограничивается людьми, чьи профессиональные интересы гарантируют их правильное использование. Тестовые результаты, как и материалы теста, передаются только тем лицам, чья квалификация позволяет их интерпретировать и использовать надлежащим образом”.

Необходимо обдуманно и профессионально подходить к проблеме сообщения результатов теста. Главным правилом должно стать: «не навреди!». Психолог должен соблюдать и придерживаться следующих принципов:

1. конфиденциальность (соблюдение тайны); 2. охрана прав личности (обязательное сообщение для чего проводится тестирование); 3. принцип осведомленного согласия (оповещать заранее, что будет проводиться исследование и для чего оно); 4. принцип компетентности (работать с психодиагностическими методами той области, в которой компетентен) и т.д.

ТЕМА 2.  ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА

1. Процедура тестирования.

2. Ситуационные переменные и факторы, влияющие

             на ответы испытуемых.

3. Отношение к проведению теста и установка на ответы.

Список литературы:

  1. Анастаз А, Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2003.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2002.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.
  4. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. - Л.,1982.
  5. Общая психодиагностика.- М., 2002, - 304 с.
  6. Психодиагностика. Теория и практика: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986.
  7. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 1981.
  8. Психологическая диагностика: учебное пособие. – М.: УРАО, 1997.
  9. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.

1. Процедура тестирования. Подготовительный этап тестирования. Условия и основные аспекты процедуры тестирования. Этапы психодиагностического процесса. Инструкция и ее роль в тестировании. Клинический и статистический подходы к интерпретации теста. Диагноз и его виды.

Выделяют пять этапов психодиагностического процесса: 1. предварительная подготовка: должны быть предусмотрены и предупреждены все возможные случайности. Выбор методики должен опираться на ее валидность и базовый уровень черты в популяции. Должна быть хорошая инструкция. Необходимо как можно больше узнать объективной информации об испытуемом. Должны быть приведены к единообразию все шаги и этапы, тестирование должно проводиться в одно и тоже время, в одном и том же месте с одними и теми же бланками и т.д. Бланки должны соответствовать соответствующим требованиям.

2. этап сбора данных: основным требованием к проведению психодиагностической процедуры является ее стандартизация. Необходимо установить взаимопонимание с испытуемых, замотивировать его в психодиагностическом процессе, поощрять.

3. и 4. этапы переработки и интерпретации данных: анализ данных может происходить с точки зрения двух подходов: статистического (оперирование количественными показателями) и клинического (оперирование качественными показателями).

5. постановка психологического диагноза: процесс диагностирования не заканчивается на констатации уровня выраженности, какой- либо черты или ряда черт. Необходимо выявить причины и связи, определить тип личности и дать прогноз ее дальнейшего развития. Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленное на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования. Л. С. Выготский выделяет 4 типа психологического диагноза: эмпирический, этиологический, типологический, прогностический.

2. Ситуационные переменные и факторы, влияющие на ответы испытуемых: личностные и поведенческие особенности экспериментатора, стрессовые ситуации, деятельность перед тестированием. Факторы, влияющие на ответы испытуемых: тренировка, привычность и искушенность в тестировании. Ошибки в интерпретации и использовании тестов.

Важно учитывать ряд факторов и ситуационных переменных, которые могут значительно исказить результаты исследования. Даже неосознанные установки экспериментатора могут привести к изменению результатов. Необходимо подбирать такие тесты, в которых влияние тренировки было бы минимальным, и стараться использовать параллельные формы тестов.

В исследовании Мореланда, Айда и других (1995) были выявлены факторы, влияющие на ошибки в интерпретации и использовании тестов.

1. Всесторонняя оценка предполагает умения видеть возникающие гипотезы, прослеживать историю развития пациента с учетом возрастных норм.

2. Должное применение теста включает умения: удержаться от помощи в достижении хорошей оценки тем людям, которым благоволишь, согласиться с обязательствами во имя компетентного применения теста.

3. Психометрическое знание связано с рассмотрением стандартной погрешности измерения и ошибок в тестовых подсчетах.

4. Достижение целостности результатов теста предполагает специфическую компетентность: проницательность при определении процентильных рангов, в отсечении сомнительных показателей

5. Точность счета: аккуратность в подсчете, избегание ошибок и усиленная проверка

6. Обратная связь: умение дать интерпретацию результатов и рекомендации в ситуации консультирования.

Также были выделены необходимые условия правильного использования теста: аккуратность в подсчете и протоколировании, недопустимость ярлыков и других универсальных определений, сохранность тестовых материалов и ключей к ним, тестирование в благоприятных условиях, умение удержаться от предварительной подготовки отдельных лиц и т.д.

3. Отношение к проведению теста. Фальсификация и социальное одобрение. Установки и стиль ответов.

Несмотря на наличие суждений от противного, один из ответов в личностных опросниках воспринимается как социально более желательный и приемлемый. Поэтому испытуемый может сознательно стараться создать о себе хорошее впечатление. Зарегистрирован и “эффект фасада” – неосознанное стремление выдвигать на передний план только хорошие стороны. Существующие защитные методы (шкалы лжи, коррекционные шкалы, подбор нейтральных ответов, шкала аггравации) не всегда работают эффективно. На результаты также могут влиять такие установки как: желание сохранить представление о себе, стремление доставить удовольствие или сорвать планы экспериментатора, молчаливое согласие, стремление к неординарным ответам. Эти установки могут быть рассмотрены как стиль ответа и выступать в качестве психодиагностической переменной.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 653.