Группировка специфических (прямых производственных) расходов по видам деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Номенклатуре предусматривается также группировка специфических (прямых производственных) расходов по видам деятельности.

Вид деятельности – это совокупность однородных услуг или продуктов, представляемых клиентам ОАО «РЖД».

Все виды деятельности ОАО «РЖД» объединяются в следующие две группы:

1. Осуществление перевозок, предоставление услуг инфраструктуры и локомотивной тяги;

2. Виды деятельности, не связанные с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги.

К первой группе относятся виды деятельности "Грузовые перевозки", "Предоставление услуг инфраструктуры", "Предоставление услуг локомотивной тяги", "Пассажирские перевозки в дальнем следовании", "Пассажирские перевозки в пригородном сообщении".

Ко второй группе – виды деятельности "Ремонт подвижного состава", "Строительство объектов инфраструктуры", "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", "Предоставление услуг социальной сферы", "Прочие виды деятельности".

Особенностью видов деятельности первой группы является комплексный (сетевой) характер предоставляемых услуг. В осуществлении работ, необходимых для обеспечения возможности предоставления данных услуг, участвует целый ряд отраслевых хозяйств и структурных подразделений. Поэтому для обеспечения раздельного учета расходов по видам деятельности первой группы необходимо распределение между этими видами деятельности части расходов на содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта, локомотивную тягу, ремонт подвижного состава и т.д. При этом статистические показатели, на основе которых указанное распределение осуществляется, формируются только на уровне ОАО "РЖД". Таким образом, выделение расходов и определение доходов и финансового результата по видам деятельности первой группы возможно только по ОАО "РЖД" в целом.

По видам деятельности второй группы в Номенклатуре обеспечено однозначное отнесение каждой статьи специфических (прямых производственных) расходов к определенному виду деятельности на уровне структурного подразделения (места возникновения затрат). Поэтому доходы, расходы и финансовый результат по видам деятельности, относящимся ко второй группе, определяются в рамках каждого структурного подразделения ОАО «РЖД», выполняющего соответствующую работу.

 

Пример отражения статей в Номенклатуре представлен в таблице 5.2.

Классификатор расходов Номенклатуры представляет собой таблицу, состоящую из пяти граф.

В графе 1 приведен код статьи расходов.

В графе 2 содержится наименование статьи.

В графе 3 приведен буквенный код, определяющий отнесение статьи к ресурсам или функциям. Статьи-ресурсы отмечены кодом «Р», статьи-функции – кодом «Ф».

В графе 4 приведен цифровой код, определяющий первичное отнесение статьи к виду деятельности. Коды видов деятельности представлены в таблице 5.3.

Графа 5 представляет собой пояснения к статье расходов.

 

Таблица 5.3.

Коды видов деятельности в Номенклатуре

Код Наименование
01 Грузовые перевозки
02 Предоставление услуг инфраструктуры
03 Предоставление услуг локомотивной тяги
04 Пассажирские перевозки в дальнем следовании
05 Пассажирские перевозки в пригородном сообщении
06 Ремонт железнодорожного подвижного состава
07 Строительство объектов инфраструктуры
08 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
09 Предоставление услуг социальной сферы
10 Прочие виды деятельности
00 Распределяемые между видами деятельности

Таблица 5.2.

Фрагмент перечня статей классификатора расходов

№ ст. Наименование статьи Р/Ф Вид деят-ти Пояснения к статье
1 2 3 4 5
1002 Содержание весов и весовых приборов Ф 01 Затраты на оплату труда: - затраты на оплату труда слесарей и подсобных рабочих, занятых содержанием и ремонтом весов, весовых приборов, фундаментов весов и обслуживанием весопроверочных вагонов, а также проводников (истопников) вагонов весовых мастерских; - суммы взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с негосударственными пенсионными фондами, учитываемые на именных счетах. Отчисления на социальные нужды: - отчисления на социальные нужды. Материальные затраты: - материалы: - материалы на содержание и ремонт весов и весовых приборов; - затраты по содержанию весов и весовых приборов;  - топливо: - топливо для отопления вагонов весовых мастерских; - электроэнергия; - прочие материальные затраты - затраты по оплате счетов за поверку и клеймение весовых приборов, за ремонт весов, за пользование весами других организаций. Амортизация: - амортизационные отчисления на весы и весовые приборы

 


5 .2. Методы планирования расходов по элементам затрат



Планирование затрат, необходимых филиалам ОАО «РЖД» и их структурным подразделениям для выполнение заданного объема работы, осуществляется в разрезе элементов: затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; материальные затраты (материалы; топливо; электроэнергия; прочие материальные затраты; амортизация; прочие затраты.

На уровне структурных подразделений компании наиболее обоснованным является планирование показателей бюджета затрат, базирующееся на непосредственном расчете расходов по каждому элементу. При этом используются следующие подходы, в зависимости от конкретных видов расходов:

- приростной – затраты определяются на основе показателей предыдущего периода и результатов их выполнения, с учетом вариантов оптимизации расходов;

- расчет показателей с использованием нормативного метода.

Нормативным методом планируются в основном затраты на оплату труда основных производственных рабочих и материальные затраты. При этом используются существующие нормы и нормативы расхода соответствующих ресурсов.

 

Планирование затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды

Затраты на оплату труда составляют более 30% текущих затрат ОАО «РЖД», а с учетом размеров отчислений на социальные нужды (обязательное начисление которых предусмотрено законодательством), удельный вес затрат на содержание персонала компании составляет порядка 40%.

В составе затрат на оплату труда планируется фонд оплаты труда, а также отчисления на добровольное медицинское страхование, отчисления в негосударственные пенсионные фонды, корпоративная поддержка в приобретении жилья, оплата проезда железнодорожников по личным надобностям в дальнем следовании и в пригородном сообщении и др.

Фонд оплаты труда рассчитывается по группам работников на основе потребной для подразделения численности работников и среднемесячной заработной платы одного работника:

ФОТ = Ч*Зм*12,

где Ч – численность работников, чел.;

Зм – среднемесячная заработная плата одного работника, руб.

Численность работников по отдельным профессиям, группам и должностям определяется в структурных подразделениях в явочном и списочном составах. Списочная численность больше явочной на число работников, находящихся в отпуске исполняющих государственные обязанности, отсутствующих по болезни.

Численность руководителей, специалистов и служащих рассчитывают на основе штатных расписаний и количества структурных подразделений. По данной группе работников дополнительная численность для замены отсутствующих не предусматривается.

Явочная численность работников определяется в основном двумя способами:

1) по объему работы и плановой норме выработки с учетом роста производительности труда, а также исходя из объема работы, нормы затрат труда на единицу соответствующего измерителя (трудоемкости единицы работы) и нормы годового фонда рабочего времени одного рабочего;

2) исходя из количества объектов обслуживания и потребного для каждого их них числа рабочих согласно требованиям технологического процесса - нормы обслуживания.

Первым способом определяется численность локомотивных бригад, рабочих, занятых текущим ремонтом и обслуживанием локомотивов, проводников вагонов, приемосдатчиков груза и багажа и т.д. При этом объём работы и нормы затрат труда для работников разных производственных групп и профессий выражаются в различных единицах измерения.

Так, численность приемосдатчиков груза и багажа рассчитывается на основании нормативов численности приемосдатчиков груза и багажа на железнодорожных станциях железных дорог ОАО «РЖД» по формуле:

­Чяв= (Т/Фр.в) х К х Кр

где Фр.в – фонд рабочего времени одного работника в год, час;

К – коэффициент, учитывающий затраты времени на подготовительно-заключительные действия, организационное обслуживание рабочего места, перерывы на отдых и личные надобности;

Кр­ – коэффициент, применяемый в зависимости от расстояния между обслуживаемыми районами мест необщего пользования;

Т – суммарная трудоемкость нормируемых работ по нормативам на выполненный объем работ в год, определяется:

где Qi – объем работы по каждой операции в год в принятых измерителях;

t – трудоемкость нормируемых работ на единицу объема.

Нормы затрат труда могут корректироваться с учетом совершенствования производственных процессов.

Вторым способом рассчитывается численность дежурных по станции, дежурных по горкам, весовщиков и др.

Явочная численность работников на перевозках по нормам обслуживания рабочих мест рассчитывается по формуле:

где N – количество объектов обслуживания; n – норма обслуживания; Ссм – количество смен при круглосуточной работе.

Нормы затрат рабочей силы (нормы обслуживания) учитывают техническую оснащённость объекта.

Среднемесячная заработная плата включает в себя месячную тарифную ставку или оклад, компенсационные выплаты (доплаты за работу в ночное время, оплата работы в выходной и нерабочий праздничный день, доплаты за работу в сложных метеорологических условиях, зональные надбавки), стимулирующие выплаты (надбавки за профессиональное мастерство, надбавка за классные звания, надбавка за высокий уровень квалификации, высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы), премии и другие доплаты, предусмотренные контрактом и коллективным договором.

Отчисления на социальные нужды планируются в процентах от затрат на оплату труда в соответствии с тарифами страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, определяемыми действующим законодательством. Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на основании Федерального закона от 03.12.2011г. № 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", а также с учетом Федерального закона от 03.12.2012г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», в 2014.г. составляют 30%, в том числе: в пенсионный фонд - 22%, в фонд социального страхования - 2,9%, в фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.

Расходы на материалы

При планировании расходов на материалы применяются следующие основные методы:

1) по нормам расхода (в натуральном или стоимостном выражении);

2) по числу структурных подразделений и лимиту затрат на материалы на каждое из них.

Натуральные нормы расхода материалов базируются на технологических расчетах, исключают нерациональные потери материальных ресурсов и, таким образом, обеспечивают наиболее точные результаты планирования расхода материалов. Кроме того, в отличие от применения стоимостных норм, при их использовании отсутствует необходимость учета инфляционных процессов, так как для расчета плановой величины расходов на материалы используются текущие цены. Стоимостные же нормы требуют ежегодной корректировки с учетом прогнозируемых темпов инфляции.

Планирование на основе норм расхода применяется, прежде всего, для материалов по статьям затрат в составе основных расходов.

Исходя из установленных лимитов, определяются расходы на материалы для общехозяйственных нужд.

В ОАО «РЖД» реализованы три основных способа расчета плановой величины расходов на материалы с использованием норм (в натуральном и стоимостном выражении):

1) по объему работы и норме расхода материалов на единицу соответствующего измерителя. Например, затраты на смазочные, обтирочные и другие материалы для очистки стрелочных переводов планируют в зависимости от количества стрелочных переводов и норм расхода материалов по формуле:

Ем = Nстр х Н,

где N – число стрелочных переводов;

Н – норма расхода материалов на содержание одного стрелочного перевода в течение планируемого периода, руб.

Затраты на материалы для пломбирования вагонов планируются в зависимости от объема погрузки вагонов, установленных норм расхода материалов на один пломбируемый вагон или отправку:

E м = nn х H з х Тдн

где  - число погруженных вагонов в сутки;

­Нз – норма затрат материалов, руб/ваг;

Тдн – число дней в планируемом периоде.

2) по количеству оборудования, устройств, протяженности или площади обслуживаемых объектов и нормам затрат (в стоимостном выражении) на каждый объект. Этим методом определяется расход материалов на содержание постоянных устройств железнодорожного транспорта, уборке и обслуживанию помещений и т.д. Так, затраты на материалы для уборки и обслуживания служебных производственных помещений планируются по площади помещений и нормам расхода на 100 м2:

где  - площадь помещений;

Н – норма расхода материалов на 100 м2 за плановый период.

3) на основе численности отдельных групп работников – по нормам (в стоимостном выражении) на одного работника. Таким способом определяются расходы на спецодежду, скидки со стоимости форменной одежды, расходы на ручные фонари и др.:

,

где Ч  - численность работников, которые должны быть обеспечены соответствующими ресурсами, чел.;

βмнорма расхода материалов на 1 работника, руб.;

Расходы на топливо и электроэнергию

Нормы расхода топлива и электроэнергии, в отличие от подавляющей части норм расхода на материалы, определены в натуральном выражении.

Расходы на топливо и электроэнергию планируются по направлениям их расходования: для тяги поездов, на технологические нужды, на отопление, освещение.

Расходы на топливо и электроэнергию для технологических нужд структурных подразделений определяются исходя из количества соответствующего силового оборудования, его мощности (в л.с. для теплосилового, и кВт – для электросилового) с учетом ее использования, времени работы оборудования в плановом периоде, норм расхода топлива на единицу мощности (только для теплосилового оборудования) и цены единицы соответствующего ресурса (условного топлива или электроэнергии):

где  – количество теплосилового оборудования;

– мощность единицы теплосилового оборудования, л.с.;

- коэффициент использования мощности;

– время работы единицы теплосилового оборудования в плановом периоде, ч.;

– цена 1 кг. условного топлива.

где  – количество электросилового оборудования;

– мощность единицы электросилового оборудования, кВт;

- коэффициент использования мощности оборудования;

– время работы единицы электросилового оборудования в плановом периоде, ч.;

- коэффициент, учитывающий потери электроэнергии при работе оборудования;

– цена 1 кВт–ч электроэнергии.

Расходы на отопление помещений могут быть определены исходя из объема отапливаемого помещения, нормы расхода топлива, разности температуры снаружи и внутри помещения, продолжительности отопительного сезона: 

,

где V – объём (кубатура) отапливаемого помещения (м3) по наружному обмеру;

– норма расхода топлива, необходимая для нагрева 1 м3  помещения на 1° Цельсия, кг;

 – разность температур внутри и вне помещения, при этом tвн = const = (18 – 20º);

– продолжительность отопительного сезона, дни;

– цена 1 кг топлива, используемого для отопления.

Плановая величина расходов на освещение рассчитывается по освещаемой площади, удельной мощности освещения, времени горения световых точек в плановом периоде и стоимости 1 кВт-ч электроэнергии:

,

где F – освещаемая площадь помещений, м2;

в – норма удельной мощности освещения, вт/м2;

Т – время горения световых точек в планируемом периоде, ч;

Ц – цена 1 квт-часа электроэнергии, руб.;

Кз – коэффициент запаса.

 

Большое значение для качественного планирования имеет установление обоснованных прогрессивных норм расхода ресурсов. При нормировании топливно-энергетических затрат необходимо учитывать ресурсосберегающие технологии.

К «Прочим материальным затратам» относят расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями. К ним относятся:

- выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке материалов;

- контроль за соблюдением установленных технологических процессов;

- техническое обслуживание и ремонт основных средств (в т.ч. капитальный ремонт);

- услуги аутсорсинговых фирм;

- транспортные услуги по перевозкам грузов и др.

Планирование указанных затрат может осуществляться с учетом параметров заключенных договоров, фактических данных предыдущих периодов, прогнозных показателей на планируемый период.

Амортизационные отчисления

Основные фонды переносят свою стоимость на себестоимость продукции (работ, услуг) по частям, путем включения в текущие затраты по элементу «Амортизационные отчисления». Годовые амортизационные отчисления по основным фондам зависят от их первоначальной (балансовой) стоимости и срока полезного использования.

Сумма амортизационных отчислений планируется не по фактическим затратам, а расчетным путем. В ОАО «РЖД» амортизационные отчисления рассчитываются по компании в целом, филиалам и структурным подразделениям. В соответствии с учетной политикой начисление амортизации осуществляется линейным методом. При использовании линейного метода величина амортизационных отчислений составляет:

где Цп - первоначальная стоимость основных средств, руб.;

Цвыб - первоначальная стоимость основных средств, планируемых к выбытию (с учетом месяца выбытия), руб.;

Цвв - первоначальная стоимость основных средств, планируемых к вводу (с учетом месяца ввода), руб.;

Т - срок полезного использования основных средств (в годах).

Срок полезного использования основных средств в ОАО «РЖД» определяется в соответствии со следующими нормативными документами:

- классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;

- распоряжение ОАО «РЖД» от 30.10.2003 г. № 43р «О порядке определения сроков полезного использования основных средств при их принятии к бухгалтерскому учету в ОАО «РЖД»;

- указатель инвентарных объектов основных средств ОАО «РЖД», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 13.03.2007 г. № 395р;

- распоряжение ОАО «РЖД» от 27.08.2008 г. № 1814р «О порядке определения сроков полезного использования объектов основных средств, бывших в употреблении, при их принятии к бухгалтерскому учету в ОАО «РЖД».

В таблице 5.4. приведены сроки полезного использования, применяемые в ОАО «РЖД» для расчета амортизационных отчислений по вновь приобретаемым объектам основных средств.

Таблица 5.4

Сроки полезного использования по вновь приобретаемым объектам основных средств

Наименование группы основных средств

Сроки полезного использования (число лет) объектов основных средств

    от до
Здания производственные/непроизводственные 5 лет 1 мес 80 лет
Здания социальной сферы 10 лет 1 мес 80 лет
Сооружения и передаточные устройства, в т.ч.; 5 лет 1 мес 100 лет
земляное полотно 10 лет 1 мес 100 лет
верхнее строение нуги 10 лет 1 мес 25 лет
платформы железнодорожные 10 лет 1 мес 40 лет
Машины и оборудование 1 год 1 мес 40 лет
Транспортные средства, в Т.Ч.; 3 года 1 мес 40 лет
локомотивы грузовые, пассажирские 10 лет 28 лет
вагоны грузовые 14 лет 28 лет
вагоны пассажирские 15 лет 24 года
Инвентарь производственный и хозяйственный 2 года 1 мес 20 лет 1 мес
Многолетние насаждения 2 года 1 мес 40 лет
Прочие основные средства 3 года 1 мес 15 лет 1 мес

 

По элементу «Прочие затраты» отражаются расходы, не включенные в другие элементы затрат. В составе прочих отражаются такие затраты, как:

- суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, включаемые в расходы по основным видам деятельности организации;

- командировки и подъемные работников, не относящихся к аппарату управления;

- арендные и лизинговые платежи;

- платежи по страхованию имущества и ответственности организаций;

- изобретательство и рационализация;

- предварительный осмотр и медицинское освидетельствование работников железнодорожного транспорта;

- расходы на обеспечение пожарной безопасности организации;

- расходы на юридические и информационные услуги;

- расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;

- расходы на подготовку и переподготовку кадров и др.

Эти расходы планируют обычно на основе данных предыдущих периодов с учетом влияния внешних факторов (инфляционных процессов, условий работы и др.).

Важным шагом на пути совершенствования планирования расходов было бы нормирование отдельных видов прочих затрат на основе изучения их зависимости от измерителей работы структурных подразделений.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 428.