Франшизный пакет составляется из стандартов, которые распространяются на местоположение ресторана, его оформление и стилистику, оборудование, поставки и контрагентов по поставкам. То есть в стандарт включается всё, что определяет принадлежность предприятия к структуре данной сети. Понятно, что в стандарты вводятся и предоставляемые партнёрам оперативные инструкции, регламентирующие процессы управления и отчётности, в том числе и систему показателей для единой оценки эффективности деятельности с точки зрения сетевого предприятия. Сами по себе технологические карты и меню тоже передаются, но при этом франчайзер даёт возможность партнёру ориенти-роваться на месте с учётом специфики. От старшего партнёра зависит оператив-ность во внесении изменений и своевременная разработка новых меню с принятием мер по их эффективному и оптимальному внедрению.
В практике зарубежных сетей принято устанавливать очень жёсткие стандарты и требовать неуклонного следования им от партнёров. Неисполнение стандартов наказывается жёстко. Российская практика признаёт более свободные методы сотрудничества. Это объясняется недостаточной извест-ностью бренда, что со временем, по мере приобретения популярности, претер-певает существенные изменения. Чем увереннее чувствует себя бренд на рынке и в конкурентной среде, тем жёстче требования, предъявляемые к предприятиям, присоединившимся к сети. Одновременно с ужесточением регламентации возрастает и стоимость предприятий, входящих в систему.
Франшиза имеет стоимость, которая определяется суммой всех выплат, дающих право работать в структуре сети:
— лицензионный платёж, стартовый;
— периодические отчисления и платежи в виде роялти и менеджерских;
— платежи за проведение общей рекламы с использованием бренда — общий централизованный фонд и локальные рекламные акции и кампании;
— прочие выплаты, обусловленные договорами с франчайзером.
Пакет франшизы, типичный для российских сетей и зарубежных структур, которые адаптировали свою деятельность с учётом местной специфики, включает следующие документы:
— концессионный договор, в котором предусматривается передача бренда или товарного знака, одновременно и информации, охраняемой, как коммерческая тайна;
— стандарты сети для ресторана или иного объекта общепита;
— пакет инструкций по осуществлению деятельности на франчайзинговом предприятии.
Условия устанавливаются франчайзером, при этом в российской практике распространены примерные варианты:
— уплата первоначального взноса с последующими роялти в размере 4 – 12% от оборота либо прибыли, либо закупок в валовом выражении;
— приобретение «ноу-хау» без выплаты роялти и без права на использование торговой марки;
— приобретение «ноу-хау» с торговой маркой без выплат роялти.
Отсутствие роялти не означает прекращения платежей, поскольку полуфабрикаты приобретаются централизованно у франчайзера, на его собственном производстве.
Приобретение франшизы означает утрату свободы в принятии бизнес-решений и выплаты роялти, кроме того, франчайзер может предложить и условия, являющиеся обременением, например, участие в программах скидок или партнёрских программах с работой по карточкам сети. Международные сети предоставляют франшизу на срок в среднем до пяти лет, при этом вторая в данном районе или городе франшиза уже не выдаётся, владелец работает на таких условиях один, хотя имеются и исключения — несколько компаний, работающих локально с одной сетью или полный отказ от практики франчайзинга и самостоятельное развитие сети.
Препятствиями для активного внедрения франчайзинга на отечественной почве являются:
— несоответствие некоторых положений законодательства возможности развития франчайзинга;
— недостаток знаний и информации о возможностях франчайзинга в кругу предпринимателей;
— привычка работать с применением теневых налоговых схем, недопустимая с точки зрения сетевой работы;
— недостаточное понимание ответственности перед партнёрами в части выполнения обязательств;
— бюрократизация деятельности, коррупция, стремление «решать вопросы» методами, не соответствующими представлениям цивилизованного бизнеса и законодательству.
Контрольные вопросы и задания
1. Что представляет собой франчайзинг?
2. Дайте определение франшизы.
3. Охарактеризуйте этапы развития франчайзинга в мире и России.
4. Рассмотрите классификацию франчайзинга.
5. Какие достоинства и недостатки франчайзинговых схем ведения бизнеса характерны для франчайзи и франчайзера?
6. Что представляет собой франчайзинговый пакет?
7. Как определяется стоимость франшизы?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 281.