Организационная структура предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Система логически взаимосвязанных подразделений, отражающих внутренне строение предприятия, называется организационной структурой предприятия. Организационная структура предприятия характеризует форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение целей предприятия.

Организационная структура предприятия формируется с соблюдением следующих принципов:

1. Структура управления должна соответствовать целям и задачам предприятия.

2. Организационная структура должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления.

3. Полномочия руководителя ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами

При формировании организационной структуры предприятия выделяют структуру полномочий и структуру коммуникаций.

Структура коммуникаций определяет форму распространения информации на предприятии.

Структура полномочий определяет права и обязанности организационных элементов. В основе формирования структуры полномочий лежит организационная теория (наука о функционировании организации внутри общества и их взаимном влиянии). Структурный подход к построению организационной структуры включает несколько этапов:

1. Построение организационной структуры – создание формальной системы правил, позволяющей контролировать взаимодействие работников предприятия.

2. Выбор методов распределения производственных обязанностей зависит от положенных в основу распределения признаков: размер групп, выполняемые функции, территория, вид выпускаемой продукции.

3. Выбор способа передачи полномочий состоит в централизации и децентрализации структуры управления.

4. Выбор типа организационной структуры.

Выбор типа организационной структуры состоит в построении иерархической структуры, в которой штатные единицы связаны между собой правом отдавать распоряжения.

В структуре управления предприятием возникают горизонтальные связи, которые носят характер согласований и связи вертикальные (связи подчинения), возникающие при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут быть линейными и функциональными.

Известно несколько типов организационных структур управления предприятием.

Линейная структура предусматривает единоначалие. Между руководителем и непосредственным исполнителем отсутствуют промежуточные звенья. Руководитель наделен всеми полномочиями, в его руках сосредоточены все функции управления. К преимуществам данной структуры относятся: согласованность действий исполнителей, личная ответственность руководителя, распоряжения руководителя увязаны между собой и обеспечены ресурсами. Недостатком линейной структуры управления является: высокие требования к компетентности руководителя и задержки в принятии решений. Линейное управление используется в основном на малых предприятиях.

При линейно-штабной структуре управления сохраняется линейное единоначалие. Руководитель несет персональную ответственность за обоснованность принимаемых решений, Однако для подготовки решений, указов, приказов и заданий для исполнителей руководитель привлекает штабных специалистов, которые осуществляют сбор информации, ее анализ и по поручению руководителя разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов.

К преимуществам относится более глубокая подготовка управленческих решений, к недостаткам – снижение ответственности за качество управленческих решений. Данная структура управления используется на средних по масштабам предприятиях, а также в управлении цехами и отделами.

Функциональная структура управления – это такая форма управления, при которой руководитель предприятия часть своих полномочий передает функциональным руководителям на всех уровнях управления. Функциональный руководитель, например главный инженер, в соответствии с полномочиями от своего имени издает распоряжения по вопросам, находящимся в его компетенции. Исполнители получают задания не от руководителя предприятия, а от функциональных руководителей (специалистов).

Функциональная форма управления позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее высококвалифицированным кадрам. К недостаткам относится увеличение времени на согласования, дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, снижение ответственности исполнителей.

Линейно-функциональная структура управления предполагает использование линейных и функциональных звеньев в структуре предприятии. Линейные руководители отдают распоряжения и осуществляют руководство. Функциональные звенья осуществляют техническую подготовку производства, готовят варианты решений, влияют на производственные подразделения опосредованно. Недостатком такой структуры является отсутствие тесных взаимосвязей и согласованности между функциональными звеньями.

Расширение предприятия, диверсификация производимой продукции, использование различных технологий, изменчивость внешней среды требуют развития организационной структуры управления. Так дивизиональная организация предполагает создание в рамках предприятия подразделений и отделов не по функциональному, а по продуктовому или географическому признаку. При такой структуре управления каждое подразделение функционирует самостоятельно, имеет полноту власти и несет полную ответственность за принимаемые управленческие решения.

К преимуществам дивизиональной организации относится разграничение ответственности, возможность быстрее реагировать на изменение рынка и требования покупателей, развитие инициативы в штате управления. К недостаткам относится необходимость создания централизованных подразделений в системе управления предприятием.

Матричная структура управления предусматривает управление по продукту, на предприятии назначается менеджер или создается подразделений по определенному направлению деятельности (или по продукту), например по освоению производства нового товара. Полномочия руководителя предприятия передаются менеджеру, чьи распоряжения по данному товару становятся обязательными для всего персонала предприятия.

Различают следующие матричные модели: функционально-продуктовые, функционально-региональные, дивизионально-региональные.

Из всех перечисленных форм в чистом виде применяется только линейное управление на малых предприятиях. На большинстве предприятий применяется смешанный вид управления, либо как простое сочетание перечисленных форм, либо как синтез различных форм на разных уровнях управления.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 300.