Большой популярностью пользуется такая форма как консультирование родителей –
«Что нам делать с непоседой?», «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению», «В первый раз в детский сад», Веселый язычок», которое направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса.
Консультирование родителей строится на принципах:
· создания доверительных отношений;
· взаимоуважения;
· заинтересованности консультантов;
· компетентности;
· формирования у родителей установки на самостоятельное решение проблемы. Применение таких интерактивных форм и методов работы, как дистанционное обучение, консультирование родителей посредством интернет-ресурсов, сдача отчетности о проделанной ими работе, используя электронную почту, электронные носители, значительно облегчит педагогическую деятельность, позволив педагогам действовать более активно и слаженно
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения, например, проведение конкурса “Мисс Осень”, с участием девочек подготовительных групп и их мам. Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскрываются творческие таланты не только девочек, но и их мам. Ведь мамы вместе с дочками участвуют во всех конкурсах: танцевальном, вокальном, кулинарном.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Примерные темы конкурсов: “Добрые игрушки против насилия”, “Вторая жизнь вещей”, выставки совместных работ родителей и детей «Руки папы, руки мамы и мои» на темы: «Дом, в котором живет детство», «Мой самый любимый человек», выставки поделок «Легоград - город взрослых и ребят», «Овощной калейдоскоп», «Съедобные елочные украшения» и др.
Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций
ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения устанавливаются в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, создается атмосфера мира и теплых взаимоотношений.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате использовании интерактивных форм и методов работы с родителями повышается их психолого-педагогическая грамотность, культура межличностного взаимодействия детей в группе. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Что надо учитывать в работе с семьями воспитанников ДОУ?
2. Назовите этапы работы над образовательным проектом «Родительский клуб «Здоровый малыш: азбука семейного общения».
3.Как организовать работу СМИ в ДОУ?
4. Почему пользуется популярностью такая форма работы с родителями как консультирование?
Литература
1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М.: - Топикал, 2008. – 608с.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей.//Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2009.
3. Дергачева О.М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи / Дергачева О.М., Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 2008. - С. 26-30.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с.
5. Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2., М.: УЦ Перспектива, 2008. – 184 с.
6. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 2007. – 288 с.
7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2008.
8. Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии// Вопросы психологии. – 2008. - №4.-с.98-114.
9. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. – 80 с.
Практическое задание «Тренинг для родителей «Эффективные способы общения с ребенком» Проведите игровой тренинг для родителей по теме «Эффективные способы общения с ребенком»
Вопросы:
1. Что обозначает термин «тренинг»?
2. Какие виды тренингов вам известны?
3. Чем отличается групповой тренинг от индивидуальной работы с родителями?
4. Какие модели используются в тренинге жизненных умений?
5. Назовите принципы работы тренинговой группы.
6. Назовите основные характеристики креативной среды в тренинговой группе.
Литература
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 2008.
2. Барабаш Е.Ю. Психолого-педагогический инструментарий педагога ДОУ// СКИПКРО 2009 г.Ставрополь.
3. Доронова Т.Н. Взаимодействие ДОУ с родителями// Дошкольное воспитание , №2 2008.
4. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина Л.Е. Дошкольное учреждение и семья. М., 2010.
5. Леонтьев А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей.// Дошкольное воспитание №3, 2009.
6. Лесгафт Л.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 2008.
7. Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей. М., 2010.
Раздел 3. Информационные технологии в образовании
3.1. Информационная культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения
1. Формирование информационной культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
2. Информационная грамотность и информационно-коммуникационная компетентность.
3. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности ДОУ.
1. Формирование информационной культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного.
Сегодня компьютер завоевывает новые позиции в повседневной домашней жизни, поэтому использование информационных технологий в образовательном процессе детского сада востребовано со стороны родителей. Формирование основ информационной культуры, по их мнению, обеспечит готовность ребёнка к общению с современным информационным обществом, поэтому современные родители нуждаются в квалифицированной помощи педагогов в вопросах формирования у детей не столько компьютерной грамотности, сколько информационной культуры.
Привлекательны информационные технологии сегодня и для воспитателей – они помогают им лучше понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, а также побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Компьютер естественно вписывается в жизнь детского сада, являясь одним из эффективных технических средств, при помощи которого можно сделать образовательный процесс наиболее эффективным, интересным и индивидуализированным. Каждое занятие в компьютерно-игровом комплексе вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание поделиться своими впечатлениями и эмоциями со сверстниками и взрослыми, «подружиться» с компьютером, что, несомненно, способствует заложению основ информационной культуры.
Воспитывать информационную культуру у ребёнка может только педагог, который сам владеет основами информационных технологий и методикой их использования в своей профессиональной деятельности.
Важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности педагога в современных условиях становится высокий уровень развития информационной культуры. Информационная культура педагога – особая категория, которая сегодня рассматривается как составная часть культуры педагогической и в науке трактуется с разных позиций:
– совокупность устойчивых навыков эффективного применения информационных технологий, мотивация на их применение в профессиональной деятельности;
– достигнутый человеком уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений;
– совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий;
– умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Информационная культура педагога подразумевает не только знание информационных технологий и умение их применять в своей профессиональной деятельности, но и умение рационально организовать работу учащихся по использованию этих технологий в учебном процессе.
В целом, информационная культура проявляется в следующих аспектах:
в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь её эффективно использовать; в овладении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Принимая во внимание специфику дошкольного детства, нельзя не отметить, что общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно связано с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовывать все свои знания и навыки.
В то же время сегодня нет однозначного мнения о том, насколько вреден или полезен компьютер ребёнку дошкольного возраста. В то же время, большинство учёных отмечают эффективность использования информационных технологий в образовательном процессе детского сада, при условии правильного руководства взаимодействием ребёнка с компьютером со стороны педагога.
Данное обстоятельство актуализирует проблему формирования информационной культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Анализируя состояние проблемы формирования информационной культуры педагога в современных исследованиях, учитывая особенности адаптации организма дошкольника к новому виду деятельности, можно выделить следующие показатели сформированности информационной культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения: знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации; практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий, наличие потребностей в использовании информационных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры; активность в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 272.