1. Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры дошкольников
2. Обновление содержания дошкольного образования и использование здоровьесберегающих технологий
3. Создание здоровьесберегающей образовательной среды как фактора повышения качества образования
4. Использование интерактивных технологий (методов активного обучения) при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников
5. Подходы к оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей
1. Стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры дошкольников
Качество образования и качество здоровья – две фундаментальные категории, тесно взаимосвязанные и составляющие основу модернизации системы образования в современном обществе.
Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обусловливают переход образования детей дошкольного возраста на качественно новый уровень, поскольку не только устанавливают нормы и требования к общей структуре образовательной программы, но и позволяют формировать содержание с учетом интересов участников образовательного процесса. Вместе с тем, в документе отчетливо выражены подходы, обеспечивающие укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста.
В сфере сохранения, укрепления здоровья и обеспечения нормального психофизического и двигательного развития детей федеральными требованиями предусмотрены разделы обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включающие освоение образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность». В совокупности эти образовательные области ориентированы на сохранение здоровья, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, а также формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни. Как показала практика, наиболее эффективным подходом к формированию физических, интеллектуальных и иных личностных качеств детей является реализация интерактивных технологий, позволяющих активно взаимодействовать участникам процесса обучения, расширяя и взаимно обогащая при этом личный опыт познания мира, в том числе, в двигательной сфере.
Кроме вышеуказанного, следует отметить, что нормы и требования СанПиН также представляют собой стандарты, обеспечивающие сохранение здоровья обучающихся и воспитанников в образовательном процессе через соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации педагогического процесса и образовательной среды.
2. Обновление содержания дошкольного образования и использование здоровьесберегающих технологий
Целесообразность выделения в ФГТ трех тесно взаимосвязанных образовательных областей - «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» очевидна, поскольку отражает их взаимосвязи в реальном мире. Это обусловливает, с одной стороны, целостный подход к рассмотрению изучаемых предметов, явлений, ситуаций, взаимосвязанных и взаимообусловленных в реальной жизни, а, с другой, – рассмотрение их частных локальных
особенностей и свойств. Интеграция этой общей и частной информации должна быть преподнесена педагогом максимально доступно для понимания ребенком, так как во многом формирует его жизненный опыт и стратегию поведения в различных жизненных ситуациях. Одновременно следует отметить, что триединство образовательных областей, отражая целостность реального мира, позволяет эффективно использовать межпредметные связи и обеспечивает широкие возможности реализации в педагогическом процессе разнообразных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Кроме того, педагогам ДОУ представляются широкие возможности для творческого использования разнообразных средств, современного программно-методического обеспечения и интреактивных технологий, формирующих интеллектуальную, коммуникативную и двигательную компетентность ребенка-дошкольника, что должно обеспечить его успешную адаптацию в условиях современного общества.
Эффективность образовательной деятельности во многом зависит от определения целеполагания, логически обоснованного отбора адекватных средств и целесообразных с учетом возраста и возможностей ребенка технологических подходов к их реализации.
Анализ целей и задач образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» свидетельствует об изменении приоритетов в образовательной деятельности в сторону мотивационно-ценностных ориентаций и расширении спектра информации, доступной пониманию дошкольников по вопросам ценности здоровья, экологического сознания, культурно-гигиенических навыков, безопасного поведения в различных потенциально опасных ситуациях в мире природы и современном обществе.
Выдвижение в качестве главной цели предметной области «Физическая культура» достижения гармоничного физического развития детей, формирование у них интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой предполагает обновление и целенаправленный подбор содержания деятельности. ФГТ определены основные задачи в образовательной области «Физическая культура», связанные с развитием физических качеств, овладением основными видами движений и, как следствие, расширением двигательного опыта детей. Особое внимание должно быть уделено формированию у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Образовательная область «Здоровье» предоставляет наиболее широкие возможности использования здоровьесберегающих подходов в педагогическом процессе для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. К числу основных задач относятся воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, что в совокупности содействует формированию основ культуры здоровья.
Главной целью образовательной области «Безопасность» определено фор-мирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, экологической культуры и сознания личности ребенка - дошкольника.
Резюмируя изложенное, можно отметить, что указанные цели и задачи образовательных областей ФГТ достижимы при условии адекватного поставленным задачам научно обоснованного выбора средств и методов обучения, учитывающих возрастно-половые и индивидуальные возможности детей, а также создания здоровьесберегающей среды и оптимальных условий ДОУ.
3.Создание здорвьесберегающей образовательной среды как фактора повышения качества образовании и здоровья детей и педагогов
С позиций философии образования организация образовательной среды понимается как система, включающая разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера. Именно через рационально организованную среду воспитательный процесс обеспечивает адаптацию личности к жизненным условиям и обстоятельствам, а образование в этом случае
выступает как своеобразная модель социума. Современная наука расценивает
воспитательный потенциал образовательной среды как «…формирующий отношение ребенка к базовым ценностям, способствующий усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни», а также: «Среда–это особое состояние внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования» (Л.И.Божович).
Необходимо также отметить, что именно создание разнообразной пространственной предметно-организованной среды способствует развитию межполушарных комиссур (связей), обусловливающих успешность интеллектуального развития и познавательной деятельности детей.
С учетом изложенного, модель образовательного процесса ДОУ можно представить как триединство специально организованной деятельности, предметно-пространственной среды, нравственно и эмоционально обоснованного личностного взаимодействия взрослых и детей. Кроме того, создание специальной предметно-развивающей среды помогает создать психологический комфорт для ребенка, стимулировать его творческую и двигательную активность, предупредить развитие негативных проявлений личности, что, в конечном счете, положительно отражается на здоровье ребенка.
В практике работы ДОУ используется также трехуровневое моделирование среды, с учетом уровня развития ребенка, что позволяет стимулировать развитие и познавательную активность детей. Особенно ценным является то, что уровневое структурирование предметной среды обусловливает ее развитие, а заложенный в ней способ познания, переживания и преобразования, выбранный ребенком, обеспечивает его саморазвитие.
Вышеизложенное дает основания рассматривать среду ДОУ как саморазвивающуюся и развивающую, оздоравливающую ребенка.
Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности, можно определить основные требования к ее организации. Прежде всего здоровьеформи- рующая среда ДОУ должна соответствовать гигиеническим условиям обеспечения учебного процесса: освещенности, воздушно-теплового режима и влажности, уровню шума, экологической безопасности, соответствующей мебели и оборудования.
Вместе с тем, здоровьесберегающая образовательная среда должна предоставлять необходимую меру свободы ребенку, оказывать влияние на мироощущения, самочувствие, здоровье. Среда ДОУ должна быть целесообразной, удобной, гармоничной, природо-, сенсорно,- и информационно насыщенной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на позитивный эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.
Резюмируя изложенное, следует отметить следующие положения:
v Осмысление проблемы здоровьесбережения в системе образования в настоящий период, анализ научных исследований и практики свидетельствуют о том, что здоровьесберегающая деятельность рассматривается как резерв повышения качества образования. Это вызвает необходимость осуществить системное описание здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении.
v Наиболее прогрессивным современным подходом разрешения сложной проблемы в сфере образования и здоровья детей является моделирование развития здоровьесберегающегообразовательного пространства с учетом федеральных требований и возможностей конкретного образовательного учреждения.
Это позволяет обеспечить целостный подход к развитию здоровьесберегающего образовательного пространства, изучить, научно идентифицировать, описать его состояние, степень сформированности, определить тенденции и систему мер по развитию здоровьесберегающего образовательного пространства в дошкольных учреждениях.
v Разработка программно-методического сопровождения процесса организации здоровьесберегающего пространства в образовательном процессе ДОУ является одним из
главных факторов, определяющих эффективность разработанных моделей. Как показывает опыт, целесообразна разработка оздоровительных, корригирующих, профилактических, адаптационных программ, оказывающих взаимодополняющий эффект при реализации комплексного подхода к воспитанию оздоровлению, воспитанию и развитию ребенка-дошкольника.
v Особое внимание при моделировании и создании здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ должно быть уделено проектированию взаимодействия учреждений и структур на муниципальном уровне в социокультурной сфере, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья детей, медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ и семье.
v Критериями эффективности организации здоровьесберегающего пространства и их соответствия целевому назначению ДОУ являются:
· динамика показателей физического и двигательного развития детей,
· темпы прироста психофизических качеств,
· функциональное состояние организма,
· психо-эмоциональный и социальный комфорт,
· приобретение детьми устойчивых культурно-гигиенических навыков и индивидуального стиля здорового поведения;
· значительное снижение заболеваемости.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.