Дошкольный возраст - это время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учится принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.
Для дошкольников свойственна сложная потребность в общении - в сотрудничестве, уважении и сопереживании.
Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка и к способам общения отражены в ряде принципов, которые являются основополагающими при проведении воспитательно-образовательных мероприятий. Перечислим эти принципы:
n общение взрослого с ребенком должно быть целенаправленным, стимулирующим и личностно-ориентированным;
n при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать задания «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;
n стимулы, используемые взрослым и побуждающие ребенка к действию, должны носить полимодальный характер;
n Любые контакты и действия с ребенком следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка; при этом необходимо стремиться вступить в визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности;
n Вступая в общение с ребенком, взрослый должен учитывать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкретного ребенка, а также собственные склонности и предпочтения. Другими словами, взрослый выступает в качестве «индивидуально настроенного инструмента», который звучит в собственном, свойственном только ему регистре
n тембре, подобранном для определенного ребенка.
Взрослый строит свое взаимодействие с ребенком с учетом ведущих мотивов и потребностей детского возраста, принимая во внимание специфичность психического статуса, характерную для ребенка с тем или иным вариантом развития, а также актуальные и потенциальные возможности ребенка. Возрастная периодизация, разработанная в отношении нормально развивающихся детей, является для взрослого ориентиром при организации его взаимодействия с детьми разного возраста. В младенчестве взрослый направляет свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в движениях, эмоциональном насыщении, в предметной новизне, на обеспечение развития функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, на развитие подражания и эмоционально-делового общения, на активизацию лепета.
Изменение типа взаимодействия с ребенком раннего возраста связано с изменением ведущей деятельности и ведущих мотивов. В этот период взрослый создает условия для формирования у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональности: «Что с ним можно делать? В чем его значение?» Он организует совместную с ребенком деятельность, чтобы познакомить его со структурой предметного действия, обогатить его сенсорный опыт и подвести ребенка к появлению у него способности к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметных заместителей. Взрослый добивается возникновения у ребенка ассоциативных образов в доизобразительном «рисовании», предпосылок овладения речью, деловых мотивов взаимодействия с окружающими. Значимым компонентом содержания взаимодействия на этом этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я-сознания».
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной.
Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.
Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:
обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);
nформировать начала личности (базис личностной культуры);
nразвивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
nформировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности. Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения предполагает учет следующих условий:
nсотрудничество при взаимодействии;
nсоздание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной нравственной активности;
nиспользование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Поведение ребенка:
n выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;
n высказывание собственного мнения;
n желание достичь результата;
n обращение за помощью.
Результат:
n свобода мышления, воображения;
n исчезает страх;
n возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;
n появляется единство физического и психического здоровья.
Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.
Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.
Вопросы для самопроверки:
n Что такое речь?
n Что означает понятие «коммуникация»?
n Что означает коммуникативная компетентность педагога?
n Назовите принципы речевого взаимодействия взрослого и ребенка.
Практическое задание «Составление моделей взаимодействия взрослого и ребенка в процессе речевой коммуникации»
Назовите известные вам модели взаимодействия взрослого и ребенка в процессе речевой коммуникации.
n Что лежит в основе учебно-дисциплинарной модели?
n Какая тактика общения в модели «невмешательства» в жизнь ребенка?
n Определите основные черты личностно ориентированной модели общения взрослого и ребенка
Литература
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. –272 с.
2. Арушанова А.Г. Старшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 2009, № 1.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2008 г., 255 с.
4. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей. М.: Просвещение, 2008. – 158 с.
5. Дьяченко О.М., Невская П.И. Развитие речи дошкольника. –М.: Просвещение, 2010 г.
6. Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие речи у дошкольников. – М.: Педагогика,2008. – 288 с.
7. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Просвещение, 2009г.
8. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. – М., 2008. – 166 с.
9. Лурия А.Р.Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 2008.
10. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 300.