Психологические основы игры ребенка дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Игра является социальной практикой ребенка. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой — элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие развивающего потенциала возможно лишь при условии понимания, как специфических особенностей построения самой игры, так и закономерностей становления ее совместных форм на протяжении дошкольного периода.

Традиционно подчеркивалось прежде всего воспитательное, образовательное и развивающее значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. В исследованиях Л. Венгера, А.В. Запорожца показана роль различных видов игр в социализации ребенка, его психическом развитии и социально-нравственном становлении. А.П. Усова, ТА.Релина, АЛ.Рояк определили значение игры в становлении коллективных взаимоотношений дошкольников, в развитии «детского общества. В работах Л.В. Артемовой показаны общественные мотивы поведения в игре. Труды Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, А.И. Сорокиной раскрыли роль творческих игр и игр с правилами в умственном развитии ребенка. Влияние творческих игр на художественно-эстетическое развитие ребенка подчеркивается в работах Д.В. Менжерицкой, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной. Развитие произвольности поведения через игру показано в исследованиях З.В. Мануйленко.

В отечественной психологии принята концепция игры, разработанная Д.Б. Элькониным. В его работах выделяются следующие этапы развития детской игры: предметная (до 3 лет), ролевая (3— 7 лет), игра с правилами (6 -7 лет). «Этапы развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом». (Д.Б.Эльконин)

Согласно теоретическим основам отечественной психологии ведущая деятельность дошкольника — ролевая игра. Именно с ее помощью закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие, Через игру дети учатся:

1. строить свои личностные жизненные планы;

2. определяют и апробируют действия и средства их достижения

3. проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе.

Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.

Неотъемлемой частью любой игры являются правила, В творческой игре — это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать повеление, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Многие исследователи подчеркивают важность плавного перехода от игры к учебе в дошкольный период, опираясь на генетическую преемственность игровой и учебной деятельности. Исследования Е.Е. Кравцовой доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности. Важность использования потенциала игровой деятельности в личностном развитии детей дошкольного возраста подчеркивал Д.Б. Эльконин. Он определил значение сюжетно-ролевой игры для преодоления познавательного эгоцентризма, когда ребенок не способен отграничить свою точку зрения от другой, что приводит к отвержению чужих точек зрения и признанию своей как единственно правильной. Именно игра позволяет сформировать у детей первые этические и моральные установки, когда он начинает оценивать свои и чужие поступки.

Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей — ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно ее правила, сюжет, распределение ролей — главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 550.