Меры административно-процессуального обеспечения, применяемые ОВД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под принудительными мерами административно-процессуального обеспечения следует понимать установленные административно-процессуальными нормами способы, приемы и действия, состоящие во вторжении в сферу прав и свобод конкретного лица, подозреваемого в со­вершении правонарушения, в рамках производства по делу об этом право­нарушении и направленные на обнаружение орудий и предметов правона­рушения, установление личности нарушителей, обнаружение, закрепление и приобщение к делу доказательств и создание иных условий для объек­тивного, всестороннего и полного рассмотрения дела в целях реализации норм материального права, устанавливающих ответственность, главным образом, за административные правонарушения, а также для реализации некоторых иных административно-правовых санкций.

Они включают в свой состав: 1) меры, обеспечивающие участие обя­занных лиц в производстве по делу об административном правонаруше­нии; 2) меры, направленные на получение доказательств; 3) меры, обеспе­чивающие исполнение вынесенного по делу решения.

В частности, в рамках производства по делу об административном правонарушении применяются меры административно-процессуального обеспечения, закрепленные в главе 27 КоАП РФ.

К числу мер, обеспечивающих участие обязанных лиц в произ­водстве по делу об административном правонарушении, относятся: 1) доставление, 2) административное задержание, 3) привод.

Применение этих мер направлено на то, чтобы создать необходимые условия для вы­полнения обязанными лицами законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правона­рушении. Их применение позволяет преодолеть препятствия, возникающие в ходе производства по данному делу, обеспечить своевременное и пра­вильное его рассмотрение и исполнение принятого по нему постановления. Рассмотрим эти меры подробнее.

Доставление. В соответствии с ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ доставление «есть принудительное препровождение физического лица в целях состав­ления протокола об административном правонарушении при невозможно­сти его составления на месте выявления административного правонаруше­ния, если составление протокола является обязательным». При этом со­трудники органов внутренних дел осуществляют доставление «в служеб­ное помещение органа внутренних дел (ОВД) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения» (п. 1, 2 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Доставление, установленное ст. 27.2 КоАП РФ, осуществляется со­трудниками ОВД при выявлении, прежде всего, тех административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рас­сматривают органы внутренних дел (ОВД), либо при выявлении адми­нистративных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (ОВД) составляют про­токолы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответст­вующих административных правонарушениях.

Сотрудникам ОВД предоставлено также право осуществлять доставление лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опья­нения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ори­ентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище — по письменному заяв­лению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что по­ведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества для помещения их в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержания в них до вытрезвления.

Запрещается доставлять в служебные помещения органов внутрен­них дел обнаруженных на улицах и в других общественных местах лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями, а также с другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья. В таких случаях на место обнаружения вы­зывается «скорая медицинская помощь».

Время, необходимое для доставления нарушителя, конкретно не оп­ределено. В законодательстве лишь отмечается, что оно должно быть осу­ществлено в возможно короткий срок (ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ).

О доставлении составляется протокол либо делается соответствую­щая запись в протоколе об административном правонарушении или в про­токоле об административном задержании,

2. Доставление в ОВД лиц, подозреваемых в совершении престу­плений. В ОВД доставляются не только лица, совершившие админист­ративные нарушения, но и лица, подозреваемые в совершении преступле­ний. Сотрудники ОВД имеют право доставлять в ОВД лиц, по­дозреваемых в совершении преступлений, при наличии одного из следую­щих оснований (ст. 91 УПК РФ, ст. 100 УППС):

а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или не­посредственно после его совершения;

б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

в) когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жили­ще будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в ОВД лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность.

3. Административное задержание. В целях охраны общественного порядка и борьбы с преступностью государство наделило сотрудников ор­ганов внутренних дел правом производить административное задержание физического лица. Сущность его состоит в принудительном кратковре­менном ограничении свободы физического лица.

Административное задержание, осуществляемое в рамках производ­ства по делам об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, применяется в исключительных случаях, если это необходимо «для обеспечения правильного и своевременного рассмотре­ния дела об административном правонарушении, исполнения постановле­ния по делу об административном правонарушении». По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, в случае необходимости, для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения физическое лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Кроме того, на срок не более 48 часов может быть подвергнуто административному задержанию лицо, в отношении которого ве­дется производство по делу об административном правонарушении, вле­кущем в качестве одной из мер административного наказания администра­тивный арест.

Срок административного задержания исчисляется с момента достав­ления нарушителя для составления протокол, а лица, находящегося в со­стоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

4. Привод. В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без ува­жительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несо­вершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственно­сти, а также свидетеля, и их отсутствие препятствует всестороннему, пол­ному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное ли­цо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Привод осуществляется органом внутренних дел (ОВД) на ос­новании определения судьи, органа, должностного лица, рассматриваю­щих дело об административном правонарушении, в порядке, установлен­ном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Указанных лиц приводят, и они должны находиться там, где рассмат­ривается дело. Эта мера прекращается после вынесения постановления по делу.

Для сбора (обнаружения, закрепления и приобщения к делу) дока­зательств сотрудниками ОВД применяются разнообразные, преду­смотренные главой 27 КоАП РФ, принудительные меры обеспечения про­изводства по делам об административных правонарушениях, к числу кото­рых относятся: личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физиче­ском лице (ст. 27.7); осмотр принадлежащих юридическому лицу или ин­дивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8); досмотр транспортного средства (ст. 27.9); изъятие вещей и документов (ст. 27.10); направление на меди­цинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 2 ст. 27.12); арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14). Кроме того, сотрудники ОВД вправе проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, «если ... име­ется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении».

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, (ст. 27.7 КоАП РФ) то есть обследование вещей, проводимое без на­рушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необ­ходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов ад­министративного правонарушения должностными лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматривае­мым в присутствии двух понятых того же пола. Доступ других лиц в по­мещение, где производится личный досмотр, должен быть исключен.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных пред­метов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях при наличии дос­таточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, на­ходящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в про­токоле о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и до­кументов (ст. 27.8 КоАП РФ).

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территории и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными со­ставлять протоколы об административных правонарушениях в соответст­вии со статьей 28.3 КоАП РФ в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Должностным лицам органов предоставлено право производить осмотр производствен­ных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества «при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законода­тельства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предприниматель­скую и торговую деятельность, в целях проверки этих данных по мотиви­рованному постановлению начальника органа внутренних дел (органа ОВД) или его заместителя».

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеоза­пись, иные установленные способы фиксации вещественных доказа­тельств.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуаль­ному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего про­токол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его за­конном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.

В протоколе об осмотре делается запись о применении фото- и кино­съемки, видеозаписи иных установленных способов фиксации веществен­ных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных спо­собов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответст­вующему протоколу.

Досмотр транспортного средства любого вида (ст. 27.9 КоАП РФ), то есть обследование транспортного средства, проводимое без нару­шения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнару­жения орудий совершения либо предметов административного правона­рушения.

Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанны­ми в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответст­вующая запись в протоколе об административном задержании.

Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (ст. 27 10 КоАП РФ).

Вещи, являющиеся орудием или предметами административного правонарушения, и документы, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные на месте совер­шения административного правонарушения либо при осуществлении лич­ного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, подлежат изъятию лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнару­женных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуще­ствляется лицами, указанными в ст. 28.3 настоящего КоАП РФ, в присут­ствии двух понятых.

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя изымается до вынесения постановления по делу об адми­нистративном правонарушении водительское удостоверение, удостовере­ние тракториста-машиниста (тракториста) и выдается временное разреше­ние на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административ­ном правонарушении.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делает­ся соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежат управляющие транспортными средствами лица, в отношении ко­торых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в со­стоянии опьянения (ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ).

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ). Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явивших­ся орудиями совершения или предметами административного правонару­шения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспорт­ных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об администра­тивном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применя­ется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, на­значенным должностным лицом, наложившим арест.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест ве­щей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

К принудительным мерам, обеспечивающим исполнение выне­сенного по делу решения, применяемым органами внутренних дел (ОВД) в рамках производства по делу об административном правонаруше­нии, относятся следующие установленные главой 32 КоАП РФ меры, обеспечивающие исполнение отдельных видов административных наказа­ний:

- исполнение постановления о лишении права управления транс­портным средством путем изъятия водительского удостоверения (ч. 1. ст. 32.5; ч. 1 ст. 32.6);

- исполнение постановления о возмездном изъятии или конфиска­ции оружия или боевых припасов (ч. 1 ст. 32.4);

- исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без граждан­ства (п. 2 ст. 32.9).

К принудительным мерам, обеспечивающим исполнение вынесенно­го по делу решения, относится также такая мера принуждения, как депор­тация иностранного гражданина или лица без гражданства, которая обеспечивает исполнение решения об аннулировании разрешения на вре­менное проживание или аннулирование вида на жительство, либо о неже­лательности пребывания (проживания) указанных лиц в Российской Феде­рации.

Депортация — это принудительная высылка иностранного гражда­нина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения закон­ных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Россий­ской Федерации.

Депортации подлежит не выехавший из Российской Федерации в ус­тановленные законом сроки иностранный гражданин:

1. Срок проживания или временного пребывания которого в Россий­ской Федерации сокращен либо у которого аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство (Ст. 31 Федерального зако­на от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

2. В отношении которого принято решение о нежелательности пре­бывания (проживания) в Российской Федерации (Ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

3. Совместно с членами семьи, получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об от­казе в признании беженцем, либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца, либо утративший временное убежище или лишенный временного убежища, не использовавший право обжалования вынесенного решения или получивший отказ на жалобу и не имеющий иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, а также лишенный статуса беженца или временного убежища в связи с его осуж­дением за совершение преступления на территории Российской Федера­ции, — после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона "О беженцах).

Порядок осуществления депортации установлен приказом МВД Рос­сии от 26 августа 2004 г. № 533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданст­ва»

Меры административной ответственности, применяемые должностными лицами органов внутренних дел (ОВД)

К мерам административной ответственности относятся администра­тивные наказания, назначаете уполномоченными на то органами и долж­ностными лицами, за совершение административных правонарушений фи­зическими или юридическими лицами. К компетенции органов внутренних дел отнесено назначение таких видов административных наказаний, как предупреждение и административный штраф.

Кроме того, органы внутренних дел обеспечивают исполнение адми­нистративного ареста, лишения права управления транспортным средст­вом (за исключением трактора, самоходной машины и т. п.), а также возмездного изъятия и конфискации оружия и боевых припасов, назначаемых исключительно судьями.

Таким образом, предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Она на­значается сотрудниками органов внутренних дел (ОВД), как правило, к лицам, впервые совершившим правонарушение, если за такое правонару­шение санкция статьи предусматривает данную меру наказания. По факту правонарушения должен быть составлен протокол и вынесено постановле­ние о назначении на виновного наказания в виде предупреждения, то есть эта мера наказания выносится в письменной форме. Вместе с тем, административный штраф является денежным взысканием.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 274.