Принуждение в административной деятельности ОВД является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия, либо отказаться от совершения каких-либо действий вопреки его желанию.
Основными признаками, характеризующими административное принуждение, в том числе применяемое ОВД, являются следующие:
- административное принуждение применяется как реакция соответствующих органов и должностных лиц ОВД на правонарушения либо общественно-опасные действия и явления. Поэтому основаниями применения данного вида государственного принуждения в административной деятельности ОВД являются:
а) возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности;
б) совершение лицом административного правонарушения;
в) совершение лицом уголовно наказуемого деяния;
- содержание административного принуждения заключается в психологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей. Суть мер административного принуждения сводится к правовым лишениям (к примеру, лишение специального права), обременениям (например, явка для регистрации в ОВД), правовому урону (уплата штрафа), причинению вреда (огнестрельного ранения) конкретному лицу. Их применение влечет наступление неблагоприятных последствий личного, физического, имущественного или организационного характера;
- административное принуждение имеет государственно-властный характер, только государство в лице органов законодательной власти может устанавливать меры административного принуждения;
- административное принуждение имеет исключительно правовой характер, то есть меры административного принуждения применяются только на основе и в рамках закона уполномоченными на то должностными лицами, в том числе должностными лицами органов внутренних дел (ОВД). Основания и порядок применения мер административного принуждения установлены административным и административно-процессуальным законодательством;
- административно-принудительному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и коллективные субъекты (организации);
- административное принуждение применяется в большинстве случаев быстро и оперативно. Поэтому его реализация возможна без предварительной судебной оценки, устанавливающей законность применения той или иной меры административного принуждения;
- административное принуждение применяется уполномоченными должностными лицами ОВД в рамках внеслужебной подчиненности. Субъект административной власти (сотрудник ОВД) и нарушитель непосредственно по службе друг другу не подчинены. Должностное лицо ОВД является субъектом функциональной власти по отношению к нарушителю или обязанному лицу;
- с точки зрения содержания административного принуждения, применяемого ОВД, отличительной его особенностью является наличие в арсенале ОВД таких мер принуждения, как применение физической силы, специальных средств, применение огнестрельного оружия. Их наличие и применение в установленных случаях позволяет органам внутренних дел (ОВД) успешно решать поставленные перед ними задачи.
На основании этих признаков можно дать следующее определение административному принуждению, применяемому ОВД, - это метод воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении сотрудниками ОВД установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер психологического, физического, материального и организационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами правовых обязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности или в связи с совершением административно или уголовно наказуемых деяний в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности общества, предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.
Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы:
- меры административного предупреждения;
- меры административного пресечения;
- меры административно-процессуального обеспечения;
- меры административной ответственности (административные наказания).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.