Принуждение в административной деятельности полиции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принуждение в административной деятельности ОВД является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия, либо отказаться от совершения ка­ких-либо действий вопреки его желанию.

Основными признаками, характеризующими административное принуждение, в том числе применяемое ОВД, являются следующие:

- административное принуждение применяется как реакция соот­ветствующих органов и должностных лиц ОВД на правонарушения либо общественно-опасные действия и явления. Поэтому основаниями применения данного вида государственного принуждения в администра­тивной деятельности ОВД являются:

а) возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности лично­сти или общественной безопасности;

б) совершение лицом административного правонарушения;

в) совершение лицом уголовно наказуемого деяния;

- содержание административного принуждения заключается в пси­хологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей. Суть мер административного принуждения сводится к правовым лишени­ям (к примеру, лишение специального права), обременениям (например, явка для регистрации в ОВД), правовому урону (уплата штрафа), причине­нию вреда (огнестрельного ранения) конкретному лицу. Их применение влечет наступление неблагоприятных последствий личного, физического, имущественного или организационного характера;

- административное принуждение имеет государственно-властный характер, только государство в лице органов законодательной власти мо­жет устанавливать меры административного принуждения;

- административное принуждение имеет исключительно правовой характер, то есть меры административного принуждения применяются только на основе и в рамках закона уполномоченными на то должностны­ми лицами, в том числе должностными лицами органов внутренних дел (ОВД). Основания и порядок применения мер административного при­нуждения установлены административным и административно-процессуальным законодательством;

- административно-принудительному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и коллективные субъекты (организации);

- административное принуждение применяется в большинстве случаев быстро и оперативно. Поэтому его реализация возможна без предварительной судебной оценки, устанавливающей законность применения той или иной меры административного принуждения;

- административное принуждение применяется уполномоченными должностными лицами ОВД в рамках внеслужебной подчиненности. Субъект административной власти (сотрудник ОВД) и нарушитель непосредственно по службе друг другу не подчинены. Должностное лицо ОВД является субъектом функциональной власти по отношению к нарушителю или обязанному лицу;

- с точки зрения содержания административного принуждения, применяемого ОВД, отличительной его особенностью является нали­чие в арсенале ОВД таких мер принуждения, как применение физиче­ской силы, специальных средств, применение огнестрель­ного оружия. Их наличие и применение в установленных случаях позволя­ет органам внутренних дел (ОВД) успешно решать поставленные пе­ред ними задачи.

На основании этих признаков можно дать следующее определение административному принуждению, применяемому ОВД, - это метод воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении сотрудниками ОВД установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер психологического, физического, материального и ор­ганизационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами правовых обязанностей при воз­никновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности или в связи с совершением административно или уголовно наказуемых деяний в целях обеспечения безопасности жизнедея­тельности общества, предупреждения и пресечения правонарушений, при­влечения виновных к административной или уголовной ответственности.

Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы:

- меры административного предупреждения;

- меры административного пресечения;

- меры административно-процессуального обеспечения;

- меры административной ответственности (административные наказания).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.