Меры административного пресечения, применяемые ОВД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если административно-предупредительные меры применяются в це­лях предупреждения возможных правонарушений, предотвращения насту­пления каких-либо вредных последствий, то реально начавшееся правона­рушение требует немедленного вмешательства ОВД и применения мер административного пресечения для его прекращения. Такими действиями могут быть запрещение эксплуатации объектов разрешительной системы, применение специальных средств принуждения, огнестрельного оружия и другие. Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Под мерами административного пресечения, применяемыми в адми­нистративной деятельности органов внутренних дел, на наш взгляд, следу­ет понимать предусмотренные нормами административного и администра­тивно-процессуального права юридические способы и средства психиче­ского или физического воздействия, применяемые сотрудниками ОВД для прекращения объективно противоправных уголовно или администра­тивно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем пря­мого вмешательства в действия (деятельность) нарушителя.

Меры административного пресечения в зависимости от способа воз­действия подразделяются в свою очередь на общие (обычные) и специаль­ные (особые).

К мерам административного пресечения общего назначения относятся

1. Требование о прекращении преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий ОВД. Сотрудники ОВД вправе «требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий ОВД, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений».

2. Отстранение от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на пра­во управления или пользования транспортным средством (части 1—5 ст. 27.12 КоАП РФ).

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующе­го вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершив­шие административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения), ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ (Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормо­за), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ (Управление транспортным средством водите­лем, не имеющим права управления транспортным средством или лишен­ным права управления транспортным средством), - подлежат отстране­нию от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Об отстранении от управления транспортным средством составляет­ся соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отноше­нии которого применена данная мера принуждения, включенная в число мер обеспечения производства по делу об административном правонару­шении.

3. Запрещение эксплуатации транспортного средства. Сотрудники ОВД вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств при нали­чии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения или совер­шивших правонарушения, указанные в ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ.

4. Задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3 (Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения), ч. 2 ст. 12.5 (Управление транспортным средством с заведомо неисправ­ными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), руле­вым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), ч. 1 и 2 ст. 12.7 (Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством или лишенным права управле­ния транспортным средством), ч. 1 ст. 12.8 (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), ч. 4 ст. 12.19 (Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на про­езжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транс­портных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле), ст. 12.26 (Невыполнение законного требования сотрудника ОВД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

Задержание транспортного средства соответствующего вида осуще­ствляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоко­лы о соответствующих административных правонарушениях в порядке, установленном Правительством РФ.

5. Задержание транспортных средств, находящихся в розыске осу­ществляется путем отстранения водителя (владельца) такого транс­портного средства от управления (пользования) им, и помещения транс­портного средства на охраняемую стоянку.

6. Запрещение деятельности объектов разрешительной системы. ОВД для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставле­но право «запрещать деятельность объектов разрешительной системы, а именно, связанных с местами хранения и использования оружия, боепри­пасов к нему и взрывчатых материалов, а также объектами, где они обра­щаются».

7. Помещение на вытрезвление лиц, находящихся в состоянии опья­нения. Данная мера пресечения применяется сотрудниками ОВД, закреплено право ОВД «доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, на­ходящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окру­жающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или се­бе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества».

8. Изъятие вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, находящихся у граждан без специального разрешения  применяется также в качестве меры пресечения.

В данном пункте речь идет прежде всего о вещах, предметах и веще­ствах, полностью запрещенных в обороте либо ограниченно оборотоспособных, а именно: оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, нарко­тические средства или психотропные вещества.

Перечисленные меры административного пресечения носят общий ординарный характер и применяются уполномоченными сотрудниками ОВД в качестве обычной правоохранительной реакции на выявленное противоправное деяние при выполнении возложенных на них функцио­нальных обязанностей.

В свою очередь, специальные меры административного пресечения - это установленные нормами материального и процессуаль­ного административного права способы и средства прямого физического воздействия на лицо, физические предметы или животных, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия, понуждение к исполнению юридической обязанности либо устранение уг­розы безопасности личности или общественной безопасности.

К специальным мерам административного пресечения относятся:

- применение физической силы;

- применение специальных средств принуждения;

- применение огнестрельного оружия.

Отличительными чертами, позволяющими выделить специальные меры административного пресечения в особую группу мер администра­тивного пресечения, являются следующие: необходимость применения данной группы мер, как правило, связана не только с самим фактом со­вершения правонарушения, но и с нежеланием правонарушителя подчи­ниться законным требованиям сотрудника органа внутренних дел (ОВД); целью их применения является прекращение «наличного» и «дейст­вительного» преступного или административно наказуемого посягательст­ва; их применение имеет вынужденный характер, является мгновенной ре­акцией на противоправное деяние, состоит в прямом физическом (насиль­ственном) воздействии, прежде всего, на правонарушителя, как правило, связано с причинением боли, телесных повреждений, которые могут по­влечь, особенно при применении огнестрельного оружия, смерть правона­рушителя; применение регламентируется как административно-правовыми нормами, устанавливающими условия, основания и порядок их примене­ния, так и нормами уголовного законодательства об обстоятельствах, ис­ключающих преступность деяния.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.