Сущность а дминистративного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правоотношения, связанные с осуществлением органами внутренних дел наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установлением судом временных ограничений его прав и свобод, а также выполнением им обязанностей, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[39], что предполагает формирование новой отлаженной четкой системы административного надзора за бывшими заключенными.

Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[40] определяет правовые основы осуществления административного надзора в Российской Федерации за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Целью данного Закона является установление системы правовых и организационных мер, направленных на предупреждение совершения преступлений вновь лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Необходимость разработки и принятия настоящего Закона была обусловлена в первую очередь отсутствием необходимых правовых основ по предупреждению повторных преступлений. К моменту разработки Закона действовало Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. №5364-VI (далее - Положение). В силу давности его принятия Положение не содержало в рамках административного надзора адекватных мер предупреждения преступности. Это было связано и с существенным обновлением законодательства. Исключение ряда положений об административном надзоре, например из уголовного законодательства, ставило вопрос о необходимости в целом административного надзора как меры предупреждения повторных преступлений. С другой стороны ряд федеральных законов содержал положения, корреспондирующие к административному надзору за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции» относил в п. 18 ч. 1 ст. 10 к компетенции милиции контроль в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений, участие в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

Причиной, побудившей к принятию настоящего Закона стала сложившаяся в стране криминогенная обстановка и выделяющийся на ее фоне рост рецидивной преступности. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что за последние пять лет произошел существенный рост количества повторно совершенных преступлений. В 2002 году удельный вес лиц, ранее судимых, и вновь совершивших преступления, в общем числе выявленных лиц составлял 15,6%, в 2007 году эта цифра равнялась уже 23,2%. В 2009 году при обсуждении законопроекта в первом чтении были озвучены следующие показатели рецидивной преступности: общий показатель рецидивной преступности 25%, по отдельным видам преступлений, таким как грабежи, разбои, кражи, бандитизм - от 40 до 60%, по специальному рецидиву - до 80%. Кроме того, по данным органов исполнения наказания, в течение последних лет из мест лишения свободы ежегодно освобождается более 350 тыс ранее судимых лиц, которыми совершается каждое пятое преступление.

В этой связи предупреждению повторных преступлений в общей системе мер борьбы с преступностью отводилось важная роль. Этому свидетельствовал и опыт отечественной системы профилактики преступлений, эффективно действующей до 90-х годов прошлого столетия и зарубежный опыт надзора и социальной реабилитации в ряде стран, например, США, ФРГ и др. Профилактическая деятельность в Российской Федерации по предупреждению преступлений ранее судимыми лицами доказывала свою недостаточную эффективность. Принятие Закона должно было сформировать правовые основы, необходимые для создания системы мер профилактики преступности лицами, освобожденными из мест лишения свободы, посредством установления в отношении них административного надзора.

В целях применения закона в статье 1 содержится понятийный аппарат. В статье даны определения понятий «административный надзор», «административное ограничение» и «поднадзорное лицо».

Понятие административного надзора имеет первостепенное значение для реализации данного Закона. Под административным надзором, понимается, во-первых, система правовых и организационных мер, принимаемых государством в целях профилактики повторной преступности среди лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы. Во-вторых, это деятельность государства в лице органов внутренних дел, осуществляющих проверку соблюдения специальных административных правил лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В соответствии с определением понятия административного надзора деятельность органов внутренних дел связана с наблюдением за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленным судом и выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом[41].

Использование в понятии «надзор» указывает на особенность деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, что заключается в постоянном, систематическом наблюдении органами внутренних дел за лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, не только с целью соблюдения ими административных ограничений и обязанностей, но и выявления нарушений.

Федеральный Закон в ст. 1[42] вводит понятие административного ограничения, под которым понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[43] права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому административные ограничения могут быть установлены согласно определению только судом и в том случае если они предусмотрены Законом.

К числу административных ограничений Закон относит:

запрещение пребывания в определенных местах;

запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Следует учитывать цели установления настоящих административных ограничений. Они заключаются в первую очередь в воспрепятствовании продолжению противоправной деятельности, возобновлению и установлению преступных и иных противоправных связей, возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах. Например, запрещение выезда или ограничение продолжительности пребывания вне жилого и иного помещения, а также установление обязательной явки в орган внутренних дел в определенные дни для регистрации необходимы для воспрепятствования уклонения лица от административного надзора, обеспечения самой возможности осуществления наблюдения за ходом его социальной реабилитации. Запрещение поднадзорному лицу пребывания вне места жительства или пребывания в определенное время, пребывания в определенных местах, посещения проведения массовых и иных мероприятий также имеет своей целью предотвращение возможности или побуждения для совершения других уголовно наказуемых деяний со стороны поднадзорного лица.

Наряду с понятием лица, в отношении которого осуществляется административный надзор, Закон использует тождественное понятие «поднадзорное лицо». Лица, в отношении которых осуществляется административный надзор (поднадзорные лица) установлен ст. 3 Закона[44]. Следует отметить, что наряду с отмеченными понятиями Закон использует также понятие «лицо, освобожденное из мест лишения свободы». Однако последнее понятие носит более широкий характер по отношению к понятиям поднадзорное лицо или лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор.

Закон устанавливает задачи административного надзора. К числу задач относятся:

предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений;

предупреждение совершения поднадзорными лицами иных правонарушений;

оказание на поднадзорных лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов[45].

Административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания.

Формулирование задач административного надзора является необходимым условием обоснованности применения к лицам, отбывшим наказание в местах лишения свободы, административных ограничений. Именно формулирование в задачах положения о применении административного надзора в целях защиты государственных и общественных интересов, делает допустимым относительно ч. 3 ст. 55 [46] Конституции РФ установление временного ограничения прав и свобод и возложения обязанностей в отношении настоящих лиц.

В законе устанавливаются лица, в отношении которых устанавливается административный надзор. Обязательными условиями, допускающими установления административного надзора, являются совершеннолетие лица, освобождение его из мест лишения свободы и наличие неснятой или не погашенной судимости. Определение совершеннолетия осуществляется в соответствии с ч. 1 ст. 21 ГК РФ, согласно которой оно наступает по достижении восемнадцатилетнего возраста и свидетельствует о полной гражданской дееспособности лица, т.е. способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. По смыслу нормы, устанавливающей в качестве условия установления административного надзора совершеннолетия лица, указывает не недопустимость применения правил эмансипации.

Обязательным условием является неснятая и не погашенная судимость. Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления, установленные уголовным законодательством правовые последствия. Имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности[47].

Судимость за совершения преступлений, порядок ее снятия и погашения устанавливается ст. 86 УК РФ. Вопросы, связанные с конституционно-правовым смыслом и применением судимости определяет постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1-8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан». Следует учитывать, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, включая прекращение административного надзора.

Отмеченные условия являются общими и недостаточны для основания установления административного надзора. Наличие их скорее свидетельствует о правовой предпосылке административного надзора. Возможность установления административного надзора также связывается с категориями преступлений, совершенных лицом, наличием рецидива, объектом преступления (специальных условий), т.е. наличие общих и обязательных условий делает возможным установление административного надзора.

В зависимости от наличия специальных условий Закон устанавливает две категории поднадзорных лиц.

К первой группе относятся лица, отвечающие общим условиям, а также имеющие непогашенную либо неснятую судимость, за совершение[48]:

тяжкого или особо тяжкого преступления;

преступления при рецидиве преступлений;

умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Порядок определения категории преступления, основывается на его характере и степени общественной опасности и определяется ст. 15 УК РФ. Согласно ч. 4 и 5 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы, особо тяжкими преступлениями - свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание. Под рецидивом преступления понимается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Определение рецидива преступления, его виды, порядок признания и правовые последствия устанавливаются ст. 18 УК РФ. Признание совершения преступления умышленно определяется на основании ст. 25 УК РФ.

Административный надзор в отношении отмеченных лиц устанавливается в случае если данное лицо[49]:

в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Под злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания понимаются:

употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ;

мелкое хулиганство;

угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;

организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них;

мужеложство, лесбиянство;

организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в статье правонарушений, а равно активное участие в них;

отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Осужденный, совершивший указанные нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного п. «в» , «г », «д » и «е» ч. 1 ст. 115 и п. «б» ст. 136 УИК РФ.

Признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания производится постановлением начальника исправительного учреждения но одновременно с наложением взыскания.

Совершение в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность означает совершение административных правонарушений предусмотренных ст. 6.1. , 6.2. , 6.8-16.16 и гл. 19 и 20 КоАП РФ[50].

Ко второй группе лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор являются также подпадающие под требования общих условий и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений[51].

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности предусмотрены гл. 18 УК РФ. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних предусмотрены в ст. 134 и 135, а также в качестве квалифицирующих признаков преступлений в п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4 ст. 131, п. «а» ч. 3 , п. «б» ч. 4 ст. 132 .

Совершение преступления при опасном рецидиве признается при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы либо если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 18 УК РФ рецидив преступлений признается особо опасным при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы или при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.

Учитывая социальную опасность настоящих преступлений административный надзор в отношении данной категории лиц устанавливается независимо от их поведения в местах лишения свободы или совершения ими правонарушений после освобождения. Иначе говоря, в отношении данной категории лиц для установления административного надзора иные обязательные основания, в частности предусмотренные ч. 3 статьи 3 не требуются[52].

Административное ограничение - это установленное судом в соответствии с действующим законодательством РФ временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[53], права и свободы и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Применение тех или иных ограничений должно определяться судами с учетом характерных особенностей совершенного лицом деяния (деяний), данных о его личности. Нельзя забывать, что административные ограничения - это не наказания (не смотря на сходство с уголовным наказанием), а потому должны применяться только при необходимости и в определенных мерах непосредственно для решения задач административного надзора, предусмотренных ст. 2 Закона[54]. Административные ограничения, которые установлены поднадзорному лицу без учета конкретных обстоятельств дела и данных о его личности, а по принципу «для перестраховки» или «на всякий случай», могут расцениваться как нарушение конституционных прав и свобод поднадзорного лица. Исключение представляет обязательное для установления поднадзорному лицу административное ограничение, предусмотренное п. 5 комментируемой статьи, которая, однако, также предусматривает определенные меры его применения. Административные ограничения, содержащиеся в тексте комментируемой статьи, представляют собой обязанность поднадзорного лица ( п. 5 ч. 1 ) и запреты поднадзорному лицу в полной мере реализовывать свободу передвижения ( п. 1-4 ч. 1 ). По сути, ограничениями являются только административные ограничения, предусмотренные п. 1-4 ч. 1 статьи, запрещающие пребывание в определенных местах, вне помещения, выезда за определенную территорию. Обязательная явка в ОВД ограничением как таковым не является, а является обязанностью поднадзорного лица с учетом того, что понятие «ограничение» означает «правило, ограничивающее какие-нибудь права, действия».

Несоблюдение поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений является административным правонарушением и влечет применение соответствующих санкций согласно ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ[55].

Часть 1 статьи 4 Закона содержит виды административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре[56].

Во-первых, запрещение пребывания в определенных местах. Уже, исходя из текста данной нормы видно, что устанавливается это ограничение применительно к «определенным» местам. Места, пребывание в которых запрещено, также должен определить суд, устанавливающий рассматриваемое административное ограничение, с учетом мнения, прежде всего - ОВД, а также участвующего в процессе прокурора. Такие места, как правило, представляют собой точно не определенные объекты, но имеющие определенную специфику деятельности (торговля, образование, и др.). Это могут быть объекты торговли спиртосодержащими напитками, места торговли пивом, школы, детские сады, ночные клубы и пр. Перечень таких мест может быть достаточно разнообразным и определение их судом зависит от конкретного дела, личности лица, его поведения, иных возможных обстоятельств.

Во-вторых, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятия и участия в указанных мероприятиях. Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи. В зависимости от целей и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления;

рекламно-коммерческие (ярмарки, презентации, распродажи и т.д.);

деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля);иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств.

Из данной нормы следует, что запрет (ограничение) может касаться и иных мероприятий, т.е. любых других мероприятий. Мероприятие (значение слова) - организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление какой-либо цели (по Ефремовой); совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей (по Ожегову).

В-третьих, запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток. Действующий ГК РФ ( ст. 20, гл. 1) трактует понятие «места жительства» как места, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно Федеральному закону «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ст. 2), местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Как видно из текста данного Закона, понятие «места жительства» сужается до жилых помещений, список которых жестко регламентирован и не включает, к примеру, таких мест, как передвижной вагончик (трейлер), избушку лесника, юрту, степь, подъезд или подвал дома, колодец и т.п. Таким образом, граждане, в силу разных причин, проживающие в подобных местах, не имеют места жительства. Закон определяет место жительства только как помещение. Однако не совсем ясно, что можно отнести к иному нежилому помещению, являющемуся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица. Вполне очевидно, что это не подъезд, тем более колодец, но возможно, что таковым помещением может являться, например, домик на дачном участке, где зарегистрировано поднадзорное лицо либо где оно вынуждено проживать временно, в связи с отсутствием иного помещения для проживания.

С точки зрения российского чиновника «местом жительства» является место «постоянной регистрации», которое может быть доказано единственным способом - отметкой в паспорте. Что касается места пребывания, то в Федеральном законе «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ст. 2) дано такое определение: место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Но независимо от того, что будет подразумеваться под жилым или иным помещением, являющимся местом жительства или пребывания поднадзорного лица, такое место (помещение) должно быть конкретно определено при установлении административного надзора, т.к., прежде всего, именно по месту жительства или пребывания административный надзор будет осуществляться. Тем не менее, отсутствие данных о месте жительства или пребывания не является основанием для неприменения административных ограничений.

При установлении рассматриваемого административного ограничения также должно быть конкретно установлено время (определенное время суток), в течение которого поднадзорному лицу запрещено пребывать вне помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания.

В-четвертых, запрещение выезда за установленные судом пределы территории. Пределы территории устанавливаются судом. Законодатель не конкретизировал понятие территории и ее пределов в тексте рассматриваемой нормы . Территорию определяют как часть земного шара, включая сушу, воды и воздушное пространство над ними, подвластную какому-либо государству или входящую в состав какой-либо части света, а также как часть какой-либо страны. Также территория - это земельное пространство, занятое населенным пунктом, учреждением, предприятием и т.п. или предназначенное для них (по Ефремовой). Территория - ограниченное земельное пространство (по Ожегову).

Для конкретизации определения понятия «территория» в контексте комментируемой нормы следует обратиться к аналогии права. Здесь можно провести аналогию со ст. 53 УК РФ, согласно которой при ограничении свободы устанавливается ограничение (в числе прочих) «не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования». Однако указанная норма Закона об административном надзоре не определяет, что территория - это территория муниципального образования. Это может быть и территория, например, субъекта РФ, что вполне представляется возможным при применении комментируемой нормы. Однако чрезмерное сужение понятия территории именно как пространства, в контексте комментируемой нормы, не представляется допустимым в силу возможности явных нарушений прав поднадзорного лица, прежде всего - свободы передвижения. Имеющаяся судебная практика по делам об административном надзоре позволяет сделать вывод о том, что суды понимают территорию, как территорию муниципального образования.

В-пятых, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации. Данная норма предусматривает обязанность административное ограничение в виде обязанности поднадзорного лица являться для регистрации в ОВД по месту жительства или пребывания. При установлении данного административного ограничения суд определяет количество таких явок, которых может быть не менее одной и не более четырех в месяц. Следует обратить внимание, что в случае разрешения поднадзорному лицу пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства или пребывания или разрешения на краткосрочный выезд за установленные пределы территории в связи с предусмотренными ч. 3 ст. 12 настоящего Закона[57] обстоятельствами (смерть близкого родственника, прохождение обучения и др.), поднадзорное лицо обязано являться для регистрации по месту своего временного пребывания.

В ОВД заводится регистрационный лист на поднадзорное лицо, которому установлено рассматриваемое ограничение, в котором указываются: номер дела административного надзора, данные поднадзорного лица, установленное время, день недели и даты явки на регистрацию, а также графы для даты регистрации, должностного лица, проводившего регистрацию и его подписи. Форма регистрационного листа имеется в приложении № 15 к Приказу МВД о Порядке осуществления административного надзора[58]. Поднадзорному лицу выдается под роспись копия утвержденного начальником территориального органа графика прибытия для регистрации. График прибытия утверждается на основании решения суда об установлении административного надзора. График должен быть изменен ОВД, если судебными решениями о продлении административного надзора либо о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу ограничений была изменена сама мера рассматриваемого ограничения в виде количества явок для регистрации.

Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает обязательность установления административного надзора в виде обязательной явки в ОВД по месту жительства для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Значение данного вида административного ограничения связано, прежде всего, с тем, что оно в наибольшей степени способствует осуществлению контроля со стороны ОВД за поднадзорным лицом. В отличие от других видов ограничений, которые лишь обязывают поднадзорное лицо воздерживаться от определенных действий, запрещая посещать определенные места и др., данный вид прямо обязывает лицо совершать определенные действия, а именно посещать ОВД для регистрации. Последнее, в свою очередь, оказывает дисциплинирующее воздействие на поднадзорное лицо, напоминает ему о необходимости соблюдения предусмотренных законодательством обязанностей и ограничений, недопущении совершения преступлений и иных правонарушений.

Часть 3 статьи 4[59] Федерального закона предусматривает возможность частичной отмены судом поднадзорному лицу административных ограничений, а также дополнения ранее установленных. Названные отмена или дополнение возможны в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица. Основанием для частичной отмены ранее установленных ограничений является заявление ОВД или поднадзорного лица либо его представителя, а для дополнения ранее установленных ограничений - заявление ОВД.

Не допускается полная отмена ограничений. Исходя из смысла ч. 2 статьи, отменить административное ограничение в виде обязательной явки для регистрации в ОВД, предусмотренное п. 5 ч. 1 данной статьи невозможно. Тем не менее, речь может идти об изменении содержания самого административного ограничения, предусмотренного п. 5 ч. 1, например явки для регистрации не 4 раза в месяц, а 2 раза, и т.п. Подобные изменения могут касаться и других ограничений, не смотря на то, что комментируемый Закон прямо не предусматривает таких изменений.

Закон предусматривает, что в случаях разрешения ОВД поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные п. 3 , 4 и 5 статьи, а также на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с определенными обстоятельствами, административные ограничения (ограничение) применяется по месту его временного пребывания. Исключительными обстоятельствами в данном случае могут являться:

1. смерть или угрожающая жизни тяжкая болезнь родственника;

2. необходимость решения вопросов при трудоустройстве;

3. необходимость сдачи вступительных экзаменов при поступлении в образовательное учреждение и др. обстоятельства[60].

Таким образом, если поднадзорное лицо получит, например, разрешение ОВД на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории, то оно также будет обязано являться на регистрацию в ОВД, но по месту своего временного пребывания. Также ему будет запрещено по месту временного пребывания посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, пребывание в определенных судом местах, если таковые ограничения были установлены судом.

В статье 5 Закона устанавливаются сроки административного надзора, исчисление и приостановление этих сроков. При этом отметим, что согласно Закону, срок административного надзора не может никогда превышать срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости. Согласно действующему УК РФ (ст. 86), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания. В отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении шести лет после отбытия наказания; в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления - по истечении восьми лит после отбытия наказания. Категории преступлений определены в ст. 15 УК РФ. Согласно ч. 3 ст. 261.8 ГПК РФ, в решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора. Срок административного надзора должен исчисляться годами, месяцами и днями, а не конкретными датами. Такой вывод можно сделать исходя из аналогии назначения наказаний в административном и уголовном праве не смотря на то, что сам административный надзор наказанием как таковым юридически не является и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. В гражданском праве срок определяется календарной датой, истечением периода времени, исчисляемой годами, месяцами, неделями, днями, часами, а также указаниями на события, которые должны неизменно наступить. Подобное разнообразие в исчислении сроков может привести к довольно разнообразным вариантам определений судами этих сроков при установлении административного надзора, что представляется недопустимым.

В Законе[61] определен срок административного надзора для лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор по основаниям, предусмотренным ч. 3 и п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона, то есть для лиц, которые являются освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, при этом имеют непогашенную либо не снятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и (или) преступления при рецидиве преступлений и при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона.

В данном случае, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости: для лиц, которые являются освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и при этом имеют непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, а также при наличии оснований предусмотренных ч. 2 ст. 3 Закона (т.е. в отношении являющихся совершеннолетними лиц и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений). Таким образом, для вышеперечисленной категории лиц административный надзор устанавливается, фактически, на весь оставшийся до погашения судимости срок. Например, если освободившееся из мест лишения свободы лицо было осуждено за совершение умышленного средней тяжести преступления в отношении несовершеннолетнего, с момента освобождения до установления административного надзора прошло ровно три месяца, то административный надзор в таком случае устанавливается на срок два года девять месяцев. При этом от срока погашения судимости за совершение преступления средней тяжести (три года) отнимается срок истекший после отбытия наказания (три месяца).

В определенных случаях срок административного надзора может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.

Срок административного надзора исчисляется для лиц, которые в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, со дня постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства или пребывания. Для лиц отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, которые совершили в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, срок административного надзора исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы[62]. Из чего следует, что такой вид наказания как ограничение свободы не может отбываться одновременно с осуществлением административного надзора.

Ограничение свободы, как вид наказания, предусмотрен ст. 53 УК РФ.

Так, согласно последней редакции ст. 53 УК РФ (ч. 1), ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. Прослеживается определенное сходство между административным надзором и уголовным наказанием в виде ограничения свободы. Другие части ст. 53 УК РФ также во многом повторяют положения комментируемого Закона. Таким образом, лицо, отбывшее дополнительное наказание (либо вследствие замены в порядке ст. 80 УК РФ) в виде ограничения свободы, может быть подвергнуто административному надзору, являющегося, по содержанию, тем же ограничением свободы, но не являющегося уголовным наказанием уже в силу даже того, что административный надзор устанавливается в порядке гражданского судопроизводства. Однако, не являясь уголовным наказанием de jure , напрашивается определенная связь административного надзора с наказанием в виде ограничения свободы de facto. И, как следствие, возникает вопрос о возможном нарушении принципа non bis in idem, запрещающего повторное преследование и наказание за одно и то же деяние, известного еще с античных времен.

Возможно приостановление течения срока административного надзора в трех случаях:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признание поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу.

Если лицо признается судом безвестно отсутствующим, то можно это трактовать также как признание судом факта длительного отсутствия этого лица. Согласно ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о его месте пребывания. Таким образом, основанием признания гражданина безвестно отсутствующим является соответствующее судебное решение, и приостановление срока административного надзора происходит со дня вступления в законную силу такого решения.

Объявление в розыск и заключение под стражу также происходят на основании постановления соответствующего акта уполномоченным на то должностным лицом, например следователем, судьей.

В соответствии со ст.6[63] Федерального закона установление административного надзора происходит исключительно в судебном порядке и на основании заявления исправительного учреждения или ОВД. Дела об установлении административного надзора рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции, разрешаются судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также заявителей (представителей исправительного учреждения или ОВД) и прокурора. Заявителем по делу являются ОВД или администрация исправительного учреждения. Неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела. Обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе.

Дела об установлении административного надзора рассматриваются судами по месту жительства или пребывания лица, освобожденного из мест лишения свободы, а в отношении лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы - по месту отбывания наказания.

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ[64] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - ФЗ от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ) были внесены соответствующие изменения в отдельные законодательные акты. Так, ГПК РФ был дополнен гл. 26.2 (ст. 261.5-261.8), положениями которой регулируются особенности рассмотрения дел об установлении административного надзора в рамках гражданского судопроизводства.

Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ[65] внес изменения в УИК РФ, которыми определены действия администрации исправительного учреждения по установлению административного надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Согласно ст. 173.1 УИК РФ администрация исправительного учреждения:

не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора;

после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в ОВД по избранному этим лицом месту жительства или пребывания;

при освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

В соответствии с ч.3 ст.6 рассматриваемого Закона заявление ОВД об установлении административного надзора подается в соответствующий суд по месту жительства или пребывания освобожденного из мест лишения свободы лица, подписывается начальником территориального органа по факту рассмотрения материалов в отношении освобожденного лица. В заявлении указываются: дата освобождения лица, дата постановки на учет в территориальном органе МВД России, даты совершения административных правонарушений по статье КоАП РФ[66] (если имелись), меры административных взысканий (если имелись), характеризующие личность освобожденного лица сведения. Также в заявлении содержится просьба об установлении определенных ограничений лицу, в отношении которого данное заявление подается. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные требования, характеризующие материалы, данные о совершении административных правонарушений (если таковые имелись). Суд при необходимости может затребовать иные документы и материалы. Форма заявления содержится в приложении к приказу МВД РФ от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[67].

Продление административного надзора осуществляется в судебном порядке по месту жительства (нахождения) лица, освобожденного из мест лишения свободы на основании заявления ОВД.

Прекращение административного надзора может быть осуществлено досрочно на основании заявления ОВД или поднадзорного лица либо его представителя, а также по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 9 Закона. При этом досрочное прекращение может быть осуществлено исключительно в судебном порядке по правилам ст. 261.5-261.8 ГПК РФ, тогда как в случаях предусмотренных ч. 1 ст. 9 Закона не требуется судебного акта о прекращении административного надзора.

Согласно ст. 5 настоящего Закона, административный надзор устанавливается судом на определенный срок, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости. Установленный судом срок административного надзора может быть значительно меньше предусмотренного действующим законодательством срока для погашения судимости. Например, на момент рассмотрения дела об административном надзоре до погашения судимости лицу остается три года, а суд выносит решение об установлении административного надзора в отношении него сроком на один год. Однако если в течение одного года поднадзорное лицо совершает два или более административных правонарушений, объекты (виды) которых исчерпывающе определены комментируемой статьей, то данное обстоятельство является основанием для продления административного надзора. Исходя из содержания комментируемой статьи, правонарушения должны быть совершены именно поднадзорным лицом, т.е. после вступления в законную силу решения об административном надзоре, но не в период от освобождения из мест лишения свободы до вступления решения об установлении административного надзора в законную силу.

Законодатель предусмотрел в качестве основания для продления административного надзора совершение поднадзорным лицом не любых административных правонарушений (проступков), а определенных, разграничив их по родовым объектам, предусмотренным действующим на момент принятия Федерального закона административным законом (гл. 6 , 19 , 20 КоАП РФ)[68].

Административные правонарушения, посягающие на здоровье населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ)[69]. Данная глава содержит также и составы административных правонарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В главе содержатся составы таких правонарушений, как: незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; занятие проституцией, и др. составы административных правонарушений.

Административные правонарушения против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ)[70]. Составы административных правонарушений, которые включает данная глава, неоднородны. Это, например, - самоуправство; заведомо ложный вызов специализированных служб; проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации; подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт; передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания; несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, и др.

Наибольший интерес среди данного вида административных правонарушений в контексте рассматриваемого Закона представляет, безусловно, ст. 19.24 КоАП «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре»[71]. В действующей редакции данная статья внесена в действующий КоАП РФ Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[72]. Ранее данная статья называлась «Невыполнение лицом, освобожденным из мест лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом». По смыслу старой редакции статьи имелось в виду назначение судом наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в том числе в случаях, когда данное наказание назначается в качестве дополнительного вида наказания к наказанию в виде лишения свободы. Также применялась в отношении лиц условно-досрочно освобожденных от дальнейшего отбывания наказания (ст. 79 УК РФ) и которым судом были возложены обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. Однако новая редакция ст. 19.24 КоАП РФ[73] касается лишь лиц, в отношении которых установлен административный надзор.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ). В данной главе содержатся составы таких административных правонарушений, как: мелкое хулиганство; распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо употребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; нарушение установленного порядка организации и проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; демонстрация фашистской атрибутики или символики; распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения, и ряд других.

Форма заявления о продлении административного надзора содержится в приложении к приказу МВД РФ от 08 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[74].

В заявлении о продлении административного надзора, согласно ст. 261.6 ГПК РФ, указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении о продлении административного надзора указываются предлагаемые к отмене или установлению виды административных ограничений. Также в заявлении ОВД о продлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос о продлении административного надзора. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

Продление административного надзора осуществляется в судебном порядке по месту жительства (нахождения) лица, освобожденного из мест лишения свободы на основании заявления ОВД. Дело рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителя ОВД, которыми подано заявление, и прокурора. Неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела. Обязанность доказывания обстоятельств по делу о продлении административного надзора лежит на заявителе. Суд, принимая решение о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, предусмотренные ч. 1 ст. 4 настоящего Закона. В решении о продлении административного надзора указывается срок административного надзора, который должен быть не выше срока предусмотренного законодательством для погашения судимости. Решение суда по делу о продлении административного надзора может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 40 ГПК РФ, т.е. путем подачи кассационной жалобы. Копия решения суда по делу о продлении административного надзора направляется судом лицам, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня вступления этого решения в законную силу.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 259.