Административно-предупредительные меры, применяемые ОВД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под принудительными мерами административного предупреждения понимаются установленные законом способы, приемы и действия, состоя­щие во вторжении в сферу прав и свобод конкретного лица и направлен­ные на выявление и устранение нарушений норм права, регламентирую­щих общественные отношения в сфере безопасности, предупреждение (ис­ключение возможности совершения) правонарушений, обеспечение безо­пасности личности, общественной безопасности, а также на минимизацию вреда, который может быть причинен в результате противоправного пове­дения человека или при возникновении чрезвычайных ситуаций социаль­ного, природного или техногенного характера.

Основанием для применения рассматриваемой группы принудитель­ных мер является наличие потенциальной или реально существующей уг­розы безопасности отдельных лиц, угрозы общественной безопасности, а также наличие потенциальной угрозы нарушения правопорядка в какой-либо сфере жизнедеятельности, то есть наступление особых, установлен­ных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с про­тивоправным поведением лица, к которому применяются данные меры.

Данные меры по целям применения можно подразделить на две под­группы: 1) меры, применяемые при возникновении угрозы общественной безопасности и безопасности личности для предотвращения возможного наступления вреда; 2) меры, применяемые в отношении лиц, совершивших противоправное деяние, в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений,

Применение мер первой подгруппы чаще всего связано не с фактом правонарушения, а с возникновением угрозы общественным или личным интересам, причинения вреда в результате стихийного бедствия, действий психически больных и т. д. и направлено на обеспечение общественной безопасности и безопасности личности. Применение принудительных мер административного предупреждения рассчитано, как правило, для неопре­деленного круга лиц.

В состав этой подгруппы входят следующие меры:

1. Оцепление (блокирование) участков местности ОВД предоставлено право производить по решению начальника органа внутренних дел (органа ОВД) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвида­ции последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении ка­рантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотии, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транс­порта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также при розы­ске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

2. Временное ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов. ОВД пре­доставлено право «временно ограничивать или запрещать движение транс­порта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их оставаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имуще­ства граждан, проведения следственных и розыскных действий».

3. Удаление граждан с места совершения правонарушения или про­исшествия применяется для того, чтобы обес­печить сохранность обстановки места совершения правонарушения, безо­пасность потерпевшего или лица, находящегося в беспомощном состоя­нии.

4. Удаление с места проведения массового мероприятия лиц, нахо­дящихся в состоянии опьянения и других нарушителей общественного по­рядка. Данную меру принуждения во время проведения массового меро­приятия обязывает применять наряды ОВД ст. 185 Устава патрульно-постовой службы ОВД общественной безопасности.

5. Личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздуш­ном транспорте (предполетный досмотр) производится для предотвра­щения незаконного провоза взрывчатых, отравляющих, легковоспламе­няющихся, радиоактивных веществ, сильнодействующих ядов, оружия, боеприпасов и других опасных предметов, грузов и веществ.

6. Изъятие предметов, средств и веществ при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения. Сотрудники ОВД имеют право «при наличии достаточных данных о том, что гражда­не или должностные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывча­тые вещества, взрывные устройства ... изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных основа­ний для их ношения и хранения».

Об изъятии оружия и патронов составляется акт, в котором указыва­ются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов. Акт составляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

7. Наружный осмотр одежды лица, задерживаемого по подозрению в совершении преступления, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников ОВД или граждан. Он производится для обна­ружения оружия и других предметов, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, и немедлен­ного их изъятия.

8. Изъятие у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки применяется с целью предупредить возможность использования поддель­ных документов их владельцами для реализации предоставляемых этими документами прав и полномочий в последующем.

9. Вхождение в жилые и служебные помещения. Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность жилища. За ОВД закреплено право «входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, за­нимаемые организациями, и осматривать их» в следующих случаях:

- при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступле­ний;

- при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай;

- для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

10. Использование транспортных средств и средств связи в слу­жебных целях закреплено право сотрудников ОВД использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организа­ций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных го­сударств, международным организациям и транспортных средств специ­ального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставле­ния в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицин­ской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и достав­ления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при ава­риях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава ОВД по тревоге в случаях, не терпящих отлагательст­ва, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами.

Ко второй подгруппе мер административного предупреждения от­носятся меры, которые применяются в связи с совершением конкретным лицом противоправных деяний, и имеют целью предупредить или исклю­чить возможность совершения подобных правонарушений в будущем, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они при­меняются в отношении определенного законом круга лиц после соверше­ния ими противоправных деяний в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений, а также обеспечения безопасно­сти сотрудников ОВД и окружающих.

Такими административно-предупредительными мерами являются:

1. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, направлен на предупреждение рецидива преступлений со стороны указанной катего­рии лиц.

2. Приостановление действия лицензии или аннулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью производит­ся органами внутренних дел, осуществляющими лицензирование данного вида деятельности, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ).

Орган внутренних дел, выдавший лицензию на занятие частной де­тективной и охранной деятельностью (лицензирующий орган), вправе при­останавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

3. Аннулирование выданных разрешении на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации ука­занного оружия и патронов к нему, а также разрешения на хранение и ис­пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрыв­чатых материалов промышленного применения осуществляется в соответствии со ст. 27 Федерального за­кона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии».

В принудительном порядке лицензии на производство гражданского и служебного оружия, торговлю им, его приобретение, коллекционирова­ние или экспонирование, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях:

- систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия;

- возникновения предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений;

- конструктивной переделки владельцем гражданского или служеб­ного оружия и патронов к нему, повлекшей изменение баллистических и других технических характеристик оружия и патронов к нему.

В случае аннулирования лицензий или разрешений повторное обра­щение за их получением возможно для юридических лиц по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан — по истечении пяти лет со дня их аннулирования.

4. Принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Феде­рации. Если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов дру­гих лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении ко­торых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в по­рядке, предусмотренном федеральным законом.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 299.