Так, в соответствии со статьей 39 Федерального закона РФ «О полиции» гражданин, считающий, что действие, либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод или законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.
Под жалобой понимается обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.
Вопрос о порядке обжалования незаконных, по мнению гражданина, действий сотрудника полиции, решает сам гражданин. Это правило распространяется и на предприятия, учреждения, организации и должностных лиц.
Жалобы на действия (решения) органов полиции (их должностных лиц) могут быть принесены в случаях:
– нарушения прав и свобод гражданина;
– создания препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;
– если на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Производство по жалобам направлено на защиту прав и законных интересов лиц, подавших жалобу и согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно общим правилам административного производства по жалобам жалоба подается в орган исполнительной власти, к ведению которого относится решение данного вопроса, либо в вышестоящий орган по отношению к органу действия которого обжалуются. В ряде случаев жалоба подается по команде, то есть через начальника лица, подавшего жалобу, который должен передать ее в соответствующую инстанцию. Если жалоба поступила в государственный орган, не компетентный разрешать ее, то этот орган в течение 7 дней обязан направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.
Заявления и жалобы рассматриваются в срок до одного месяца со дня регистрации в государственном, общественном органе, на предприятие, в учреждении, организации. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Ответ на жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении жалобы отказано, то заявителю необходимо разъяснить порядок обжалования и обращения в суд.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения или действия которого обжалуются.
При принесении жалобы в суд она подается по усмотрению гражданина либо в су по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа полиции.
Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки:
– три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;
– один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящего в порядке подчиненности органа полиции в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ.
Нарушением законности признаются такие деяния (действие или бездействие), которые нарушают права и законные интересы граждан и должностных лиц, а также нормальную деятельность государственных органов, организаций, учреждений и предприятий.
Юридическая ответственность за нарушение законности сотрудниками ОВД выражается в следующих видах:
– уголовная ответственность;
– административная ответственность;
– дисциплинарная ответственность;
– материальная ответственность.
Рассмотрим конкретно эти виды ответственности.
Уголовная ответственность наступает за совершение сотрудником полиции уголовного преступления по приговору суда. Сотрудник полиции, как представитель исполнительной власти, осуществляя свои функции, является должностным лицом. Из этого следует, что он может нести ответственность за должностные преступления, к которым относятся:
– злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
– превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
– халатность (ст. 293 УК РФ);
– получение взятки (ст. 290 УК РФ);
– дача взятки (ст. 291 УК РФ);
– служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
Рассмотрим данный вопрос на примере незаконного применения огнестрельного оружия сотрудником полиции.
При этом подчеркнем, что специальной статьи об ответственности за незаконное применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции в УК РФ нет. С учетом обстоятельств происшедшего им вменяется в вину, как правило, совершение умышленного или неосторожного преступлений против личности и должностного преступления.
Сотрудник полиции, незаконно, вне какой либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, использовавшим против какого-либо вверенное ему оружие (мотивы могут быть различными – ревность, месть, хулиганские или корыстные побуждения и т.п.), несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст. ст. 105 (умышленное убийство), 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 213 (хулиганство) УК РФ.
Умышленное, в нарушение установленных законом оснований и порядка, применения сотрудником полиции огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение власти или служебных полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 286 УК РФ.
Незаконное применение сотрудником полиции огнестрельного оружия расценивается, как превышение власти, тогда, когда он не находился в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятии мер к задержанию преступника.
Сотрудник полиции будет нести ответственность за превышение власти, если, например, применит оружие в отношении лица, его оскорбившего или оказывающего злостное неповиновение его законному требованию; лица, совершившего административное правонарушение; лица, задерживаемого в связи с совершением преступления, когда применение оружия цели задержания не последовало, а было вызвано мотивами мести, расправы с задержанным, который не пытался или не может скрыться и не оказывает сопротивление.
Так участковый уполномоченный полиции Лунин, заподозрив в гражданине Котове насильника, последовал за ним, чтобы в удобный момент проверить личность подозреваемого. Заметив, что его преследуют, Котов напал на Лунина и нанес ему камнем удар по голове и пытался скрыться, но был задержан подоспевшими гражданами. Лунин подбежал к Котову и выстрелом из пистолета в упор ранил его. Независимо от того, являлся ли Котов насильником или нет, применение огнестрельного оружия Луниным не вызывалось необходимостью, а поэтому являлось уголовно наказуемым превышением власти.
Если, превышая служебные полномочия, сотрудник полиции причиняет огнестрельным оружием смерть или тяжкие телесные повреждения потерпевшему, то содеянное им квалифицируется по совокупности статей 105, (111) и ст. 286 УК РФ.
Незаконное применение сотрудником полиции огнестрельного оружия, если он находится в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или принятию мер к задержанию преступника, влечет уголовную ответственность по ст. 108 (убийство при превышении пределов необходимой обороны), ст. 109 (неосторожное убийство), ст. 118 (неосторожное тяжкое или средней тяжести вред здоровью) УК РФ.
Если сотрудник полиции, применивший огнестрельное оружие, находится в состоянии мнимой обороны, когда он не сознавал, но должен был и мог сознавать ошибочность своего предположения о наличии оснований для применения оружия, он будет привлечен к уголовной ответственности за неосторожное преступление.
Если вред в результате применения огнестрельного оружия причинен совершенно посторонним гражданам, сотрудник полиции привлекается к уголовной ответственности в соответствии со ст. 109 или ст. 118 УК РФ, но при условии, что в его действиях имеет место неосторожная вина.
Сотрудник полиции несет уголовную ответственность и за незаконное применение огнестрельного оружия. Так, если в результате бездействия сотрудника полиции наступают тяжкие последствия (например, в присутствии вооруженного сотрудника, имевшего все возможности предотвратить преступление, будет убит человек, или в результате пассивных действий сотрудника полиции, не решившего применить оружие против нападавших на него лиц, последние отберут у него оружие и с ним скроются), он будет нести ответственность за халатность (ст. 293 УК РФ).
Если же, попустительствую тяжкому преступлению против жизни, здоровья, собственности, сотрудник полиции из корыстных или иной личной заинтересованности не примет мер к его пресечению и задержанию лица, его совершившего, в том числе и с использованием огнестрельного оружия, когда в этом была необходимость, он несет уголовную ответственность за злоупотребление власти или служебного положения (ст. 285 УК РФ).
За небрежное хранение сотрудником полиции огнестрельного оружия, создавшее условия для использования этого оружия другим лицом (членом семьи, посторонним), если это повлекло тяжкие последствия, наступает ответственность в соответствии со ст. 224 УК РФ.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.