Материальная (гражданско-правовая) ответственность сотрудников ОВД
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Материальная ответственность – это обязанность лица, причинившего имущественный ущерб предприятию, организации или гражданину возместить этот ущерб в размерах и порядке, предусмотренных законом.

Вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям сотрудником полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. ст. 1069-1070 Гражданского кодекса Российской Федерации) и Правилами исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти.

Основные требования законности:

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия.

Законы представляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложенные в нём регулятивные функции.

3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

Прочный эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав других граждан государства.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Почему нельзя противопоставлять законность и целесообразность? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушая требование закона, некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, более полезными и нужными в ситуации данного случая.

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Правовое государство создаёт необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищённость населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса.

Приложение 1

Должностные лица, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. Президент РФ

Президент РФ обладает неприкосновенностью в соответствии со ст. 91 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)[94].

2. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ.

Неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, его переписку – ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г.) «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»[95].

3. Зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ

Кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ. При даче такого согласия Генеральный прокурор РФ немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ – ст. 42 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.)[96].

4. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока исполнения своих полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть:

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания РФ представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания РФ и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в т. ч. по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности – ст. 19 Федерального закона от 18 мая 1994 г. № 3 (в ред. от 27 июля 2010 г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[97].

5. Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ. При даче соответствующего согласия Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, Генеральный прокурор РФ обязаны известить об этом Центральную избирательную комиссию РФ – ст. 47 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29 ноября 2010 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[98].

6. Член избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса

Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ не могут быть подвергнуты административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.

Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ – ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[99].

7. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ

Гарантии депутатской деятельности устанавливаются Конституцией (уставом) и законом субъекта РФ.

В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в т. ч. по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, – ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 29 ноября 2010 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ»[100].

8. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в т. ч. по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, – ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 28 сентября 2010 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[101].

9. Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления

Зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче соответствующего согласия Руководитель Следственного комитета РФ, руководитель следственного органа Следственного комитета при РФ, прокурор обязаны известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, – ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[102].

10. Судья

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, в т. ч. после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

– в отношении судьи Конституционного Суда РФ – Руководителем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;

– в отношении судьи ВиАС РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда – Руководителем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

– в отношении судьи иного суда – Руководителем Следственного комитета РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ – ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. от 29 марта 2010 г.) «О статусе судей в Российской Федерации»[103].

11. Судья Конституционного Суда РФ

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда РФ устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в т. ч. после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями, – ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 2 июня 2009 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации»[104].

12. Мировой судья

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные законом, – ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (в ред. от 11 февраля 2010 г.) «О мировых судьях Российской Федерации»[105].

13. Присяжный заседатель федерального суда общей юрисдикции

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», п. 1 (за исключением абз. 3, 4 и 6) и абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п. 1, 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 16 Закона РФ от 26 июля 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», – ст. 12 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»[106].

14. Арбитражный заседатель арбитражного суда субъектов РФ

На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п. 1, 2, 5–7 ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ», – ст. 7 Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ (в ред. от 29 июня 2009 г.) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»[107].

15. Прокуроры

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, возбуждение против него уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления, – ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 1 июля 2010 г.) «О прокуратуре Российской Федерации»[108].

16. Сотрудник Следственного комитета

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ, – ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления (ч. 3 ст. 29 Закона).

17. Сотрудник органов федеральной безопасности

При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда – ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40 (в ред. от 27 июля 2010 г.) «О федеральной службе безопасности»[109].

18. Сотрудник федеральных органов государственной охраны

При исполнении сотрудником федеральных органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются применение к нему административных наказаний, его привод и административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, досмотр используемых им транспортных средств без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда – ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ (в ред. от 14 июля 2008 г.) «О государственной охране»[110].

19. Председатель и аудиторы Счетной палаты РФ

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты РФ не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату, – ст. 29 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2010 г.) «О Счетной палате Российской Федерации»[111].

20. Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы – ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 10 июня 2008 г.) «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[112].

21. Обладает неприкосновенностью иностранный гражданин, пользующийся иммунитетом в соответствии с международными договорами РФ, и члены его семьи.

 

 

Приложение 2

 

Таблица исчисления сроков, предусмотренных КоАП РФ

Процессуальные действия Срок Статья КоАП РФ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 206.