Порядок рассмотрения обращений граждан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа с обращениями граждан в органах внутренних дел, подразделениях, учреждениях и организациях системы МВД России является отдельным направлением, призванным обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, что подтверждает п.1 ст. 12 Федерального закона РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ, где полиция обязана принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя[1].

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции Колокольцев Владимир Александрович в своем выступлении на заседании Государственной Думы 17 октября 2012 г. подчеркнул, что, первоочередная задача органов внутренних дел – наведение порядка в учете и регистрации преступлений, особенно работа с заявлениями граждан.

Поступающие заявления, сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются (регистрируются в книге учета сообщений о происшествиях) в любом органе внутренних дел (в дежурных частях), независимо от территории оперативного обслуживания.

При этом большая часть граждан обращается за защитой своих законных прав и интересов к участковым уполномоченным полиции, так как они самые близкие к населению представители органов правопорядка и власти, всегда готовые прийти на помощь.

Важно также подчеркнуть, что, регламентируя комментируемые обязанности полиции, Закон указывает направления ответной полицейской реакции на подобные обращения, тем самым акцентируя внимание не просто на соблюдении формальной регистрационной дисциплины, а на оперативном, активном характере функционирования полиции.

Учет преступлений среди обязанностей полиции не упомянут. В соответствии с новой редакцией статьи 51 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора ведет Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Обращения о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов в связи с их служебной деятельностью, а также потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в связи с их участием в уголовном судопроизводстве, рассматриваются в соответствии с федеральными законами от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".

Кроме этого, прием и регистрация заявлений, сообщений и другой информации (далее - сообщения) о преступлениях, административных правонарушениях и иных происшествиях (далее - происшествия), принятие по ним решений, действия по прибытию на место происшествия осуществляются в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, которым утверждено Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан", приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 г. "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях", приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации", приказом МВД России от 2 сентября 2009 г. № 684 "Об утверждении Регламента взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти", приказом МВД России от 22 августа 2012 г. № 808 "О создании системы "горячей линии МВД России", а также другими приказами МВД России.

Прием сообщений о происшествиях - это действия сотрудника полиции, наделенного необходимыми полномочиями по получению сообщения о происшествии. Помимо письменных и устных заявлений и сообщений полиция, как и любой другой государственный орган, осуществляет прием документов в электронной форме. Каждый субъект (физическое либо юридическое лицо), обратившись на электронный портал либо сайт МВД России (иные региональные электронные адреса, например, может сделать заявление о преступлении, административном правонарушении либо происшествии, которое в обязательном порядке будет принято, зарегистрировано и рассмотрено полицией.

Регистрация сообщений о происшествиях - присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем.

Разрешение сообщений о происшествиях - проверка фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о противоправных деяниях и происшествиях, уполномоченными должностными лицами полиции и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях (далее - КУСП), где ему присваивается соответствующий регистрационный номер.

В помещениях административных зданий органов внутренних дел для разъяснения гражданам прав заявителей, порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях на стендах или в иных общедоступных местах должны быть размещены: выписки из положений УПК РФ, иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема сообщений о происшествиях; служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес места работы должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях.

Поступающие сообщения о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи.

Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства и режима (секретариат) органов внутренних дел по почте, нарочным, по телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации.

Вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники полиции, которые действуют в соответствии с общими требованиями, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.

При регистрации в дежурной части органов внутренних дел сообщений о происшествиях, полученных сотрудниками вне служебных помещений органов внутренних дел, или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником. Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью.

Дежурные подразделений вневедомственной охраны и государственной инспекции безопасности дорожного движения информацию о выявленных преступлениях или происшествиях, а также о принятых по ним решениях, передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел.

Устные и письменные заявления о преступлении или о явке с повинной, которые подаются непосредственно заявителями, должны быть оформлены в соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 141 УПК РФ должностным лицом, наделенным полномочиями по составлению соответствующих процессуальных документов. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе принятия устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя (ч. 6 ст. 141 УПК РФ).

Информация о преступлении, выявленном сотрудником органа внутренних дел в процессе предварительного расследования иного преступления, оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления, который регистрируется в соответствии с установленным порядком.

Вся информация о преступлениях и правонарушениях, в зависимости от ее содержания и формы поступления (обнаружения), подразделяется на:

1. Сообщения о преступлениях. Согласно п. 43 ст. 5 УПК РФ:

1.1. Устные и письменные заявления о преступлениях и явки с повинной, которые подаются непосредственно заявителями.

1.2. Сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из источников, не указанных в предыдущем пункте.

2. Непосредственное обнаружение признаков преступления сотрудниками органов внутренних дел.

3. Иную информацию о правонарушениях (происшествиях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности), поступившую по телефону, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи.

Другую информацию составляют, например:

- информация граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившая по телефону (телефаксу), телеграфу или радио;

- сообщения: работников паспортно-визовых подразделений ФМС России – об утрате гражданами паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении;

- сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения – о дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях;

- сотрудников подразделений вневедомственной охраны – о срабатывании приборов охранной сигнализации; сотрудников пожарной охраны – о пожарах и возгораниях;

- сотрудников межрайонных экзаменационных отделов – об утрате гражданами удостоверений на право управления автотранспортом и технических паспортов на автомобили при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении;

- статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации; письма страховых учреждений об обращении граждан по фактам правонарушений; оповещения о других происшествиях, событиях или фактах, имеющих отношение к борьбе с преступностью и обеспечению охраны общественного порядка; сведения об авариях, пожарах, эпизоотиях, стихийных бедствиях, несчастных случаях с людьми;

- рапорты сотрудников органов внутренних дел о непосредственно ими обнаруженных или выявленных происшествиях.

Такая информация регистрируется оперативным дежурным в журнале учета информации, поступившей в орган внутренних дел по телефону, телеграфу, в виде срабатывания приборов охранной сигнализации и иных сигналов о происшествиях.

Для разъяснения гражданам порядка приема и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в местах, доступных для посетителей органов внутренних дел, вывешивается информация, содержащая сведения о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, о правах заявителей, а также служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законности.

Если происшествие не относится к компетенции органов внутренних дел или произошло на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются по подследственности, в суд (по делам частного обвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения, а равно по сохранению следов правонарушения.

Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю в соответствии с частью 4 статьи 144 УПК РФ.

Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органа внутренних дел.

Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание сообщения о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника, принявшего сообщение, дата приема.

В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Талоны-корешки остаются в дежурной части органа внутренних дел и используются при сверках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц органов внутренних дел.

Закон четко обязывает полицию информировать заявителей о ходе рассмотрения их обращений. Предполагается, что такое информирование должно происходить не в устной, а в письменной (электронной) форме в сроки, установленные законодательством Российской Федерации (например, заявитель письменно информируется о передаче его сообщения о происшествии по подследственности или в суд (по делам частного обвинения) в течение суток с момента принятия решения, при этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования), но не реже одного раза в месяц. Введением данной правовой новеллы законодатель реализует принципы открытости и публичности и ставит полицию под одну из разновидностей общественного контроля - контроля со стороны тех граждан и организаций, которые вступили в правоотношения с полицией в связи с поданными ими заявлениями о противоправных действиях и иных происшествиях.

При поступлении в дежурную часть органа внутренних дел сообщений о преступлениях и иной информации оперативный дежурный регистрирует их в КУСП и принимает меры реагирования в установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами МВД России порядке.

Проверка сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется в соответствии с письменным указанием начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности, в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Сотрудником органа внутренних дел, осуществляющим проверку зарегистрированного сообщения о преступлении и иной информации, без производства следственных действий могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения. По результатам рассмотрения сообщений и иной информации дознавателем или следователем органов внутренних дел согласно ч. 1 ст. 145 УПК РФ принимается одно из следующих решений:

- о возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

- о передаче сообщения по подследственности или в суд (по делам частного обвинения).

О принятом решении сообщается заявителю и разъясняются его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с ч. 2 ст. 145 УПК РФ.

Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, который ведется в органах внутренних дел сотрудником по учетно-регистрационной работе или лицом, исполняющим его обязанности. Материалу присваивается очередной двойной порядковый номер (через дробь): номер по КУСП/номер по журналу учета отказных материалов.

По результатам проверки иной информации, содержащей признаки правонарушения, начальник органа внутренних дел принимает решения о: перерегистрации в КУСП (при обнаружении признаков преступления); приобщении материалов проверки при отсутствии признаков правонарушения в специальное номенклатурное дело.

Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

При приеме-сдаче дежурства оперативный дежурный докладывает письменным рапортом начальнику органа внутренних дел:

- о сообщениях о преступлениях и иной информации, которые были зарегистрированы в КУСП, поступивших в течение суток, а также о заявлениях, по которым в сроки, установленные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, решений не принято;

- о сотрудниках органа внутренних дел, проводивших проверку информации и не доложивших в дежурную часть о ее результатах в течение дежурных суток.

Если разрешение поступившей информации о преступлениях и происшествиях не входит в компетенцию органов внутренних дел или она свидетельствует о деянии, совершенном в зоне обслуживания другого органа внутренних дел, то такая информация после регистрации пересылается по принадлежности, снимается с учета, о чем делается отметка в КУСП. Одновременно с этим обязательно принимаются необходимые меры для предотвращения или пресечения преступления, а также для сохранения следов преступления.

Поступившая из других органов внутренних дел информация о преступлениях и происшествиях регистрируется и учитывается в соответствии с требованиями Инструкции.

Если регистрация информации о преступлениях и происшествиях по каким-либо причинам была задержана (например, участковый инспектор полиции из-за неисправности связи не смог своевременно передать поступившую к нему информацию дежурному по органу внутренних дел), то в графе 2 КУСП, наряду со временем поступления информации в дежурную часть, указываются дата, часы и минуты ее первичного поступления к работнику органа внутренних дел. В этих случаях сроки разрешения исчисляются со времени первичного поступления информации к работнику органа внутренних дел.

При регистрации информации о преступлениях и происшествиях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации органа внутренних дел, включающий: дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию. Записи подписывает дежурный по органу внутренних дел.

В Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» нашла законодательное закрепление, в виде обязанности полиции, фактически сложившаяся практика информирования соответствующих государственных и муниципальных органов, организаций и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

Таким образом, при всем многообразии направлений деятельности полиции и имеющихся у нее обязанностей и прав она не позиционируется в Законе как универсальный государственный орган межотраслевой и тем более общей компетенции, способный самостоятельно решать все вопросы, связанные с предполагаемыми или уже совершившимися преступлениями и происшествиями такого рода, как, например, террористические акты, катастрофы техногенного характера, крупные аварии на транспорте, обрушения зданий и сооружений и т.п. В подобных ситуациях зачастую требуются ресурсы, решение об использовании которых находится в компетенции других государственных, муниципальных и иных органов и организаций (должностных лиц).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.