закономерность (и это также показано выше) обуслов-
ливается тем, что эффективное развитие и формирова-
ние личности происходит только при условии, если она
проявляет высокую активность в организуемой деятель-
ности. Если же человек участвует в организуемой дея-
тельности без желания или, как говорят, спустя рука-
ва, эта деятельность практически не развивает его. И
человека, как отмечал Л. В. Занков, нельзя силой зас-
тавить впитывать знания, овладевать культурой.
Первопричиной активности человека являются те внут-
ренние противоречия между достигнутым и необходимым
уровнем развития, которые он переживает в различных жиз-
ненных обстоятельствах и которые побуждают его к дея-
тельности и к работе над собой.
Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоре чий и таким образом стимулировал их активность в раз личных видах деятельности. На основе переживания этих внутренних противоречий у личности формируются потреб ности, мотивы и установки как стимулы ее активной деятельности,
Только развивая потребностно-мотивационную сферу лич ности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельнос ти (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эф фекта.
6. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требова тельностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызы-
Часть II. Педагогика 488
вать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.
В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога вызывает у последнего отрицательные переживания и не дает положительного воспитательного эффекта. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение к детям должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержанием необходимого порядка в работе и поведении.
7. В процессе воспитания необходимо открывать перед уча
щимися перспективы их роста, помогать им добивать
ся радости успехов. Если эти цели и намерения реали
зуются, личность переживает внутреннее удовлетворение,
радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда
намеченные цели не реализуются, она испытывает внут
реннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и пси
хического напряжения. Нетрудно понять, что повторе
ние подобных неудач парализует деятельность личности,
и она перестает работать над собой, теряет всякую ак
тивность. Например, школьник, отставший в учебе, со
всем перестает учиться.
8. В процессе воспитания необходимо выявлять положитель
ные качества учащихся и опираться на них. П. П. Блон-
ский писал: «Нужно бороться не с учеником, у которого
есть недостатки в учебе, а совместно с учеником бо
роться против этих недостатков». Но тогда чаще всего
нужны не критика и осуждение, а проявление душев
ной чуткости к ученику и оказание ему реальной помо
щи в преодолении встречающихся трудностей.
Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда утверждал,
что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков.
9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и ин
дивидуальные особенности учащихся.
Раздел 7. Проблемы воспитания
10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
Важной целью школьного воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе. 11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
12. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
Рассмотренные выше закономерности воспитания выступают как основополагающие требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.
7.2. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ВОСПИТАНИЕ»,
«СТАНОВЛЕНИЕ», «ФОРМИРОВАНИЕ», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ», «САМОВОСПИТАНИЕ», «ПЕРЕВОСПИТАНИЕ»?
Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от пс нятий «становление», «формирование», «социализация». Социализация — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. «Становление» — термин, отражающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Сказать о том, что личность окончательно состоялась, так же невозможно, как невозможно представить застывший процесс. Вся динамика жизни и ход событий будет влиять на человека до самой смерти. И, значит, су-
Часть II. Педагогика 490
ществует надобность в другом понятии, более широком и гибком, которое бы отразило бесконечность изменения личности человека под воздействием всей суммы жизненных и социальных факторов. Таким понятием является «формирование». Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
Воспитание — целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое понятие включает три существенных признака:
1) целенаправленность, наличие какого-то образца, соци
ально-культурного ориентира, идеала;
2) соответствие хода процесса воспитания социально-куль
турным ценностям как достижениям исторического раз
вития человечества;
3) наличие определенной системы организуемых воспита
тельных воздействий и влияний.
Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию — когда ребенок освобождается от влияния воспитывающих его взрослых и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования., саморазвития. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того
Раздел 7.Проблемы воспитания
же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам.
В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги., психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждени ями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовос-питания.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самокон троль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий)
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Часть п. Педагогика____________________________ 492
Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.
К методам самовоспитания относятся: 1 — самопозна ние, 2 — самообладание, 3 — самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.
Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
Скрытый, невидимый характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника, перед фактом появления неожиданных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, нужных для современной жизни. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспитания». К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях. Ранее предполагалось, что отрицательные качества нужно «удалять, уничтожать, вытравливать», а положительные — вкладывать на место вытравленных, но ведь ребенок — это не магнитофон, в который педагог может вставить нужную кассету, а плохую кассету, с непристойными записями, — удалить.
Перевоспитание, понимаемое как вытравливание недостатков уходит в прошлое. Еще К. Д. Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурным. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Современная педагогическая мысль и гуманиста-
493__________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
ческая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положительные качества ребенка.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.