КАКОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогические закономерности воспитания — это адек­ватное отражение объективной действительности воспита­тельного процесса, обладающего общими устойчивыми свой­ствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности.

• Воспитание ребенка как формирование в структуре его
личности социально-психологических новообразований
совершается только путем активности самого ребенка. Мера
его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические уп­ражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — че­рез мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.

Содержание деятельности детей в процессе их воспитания
определяется на каждый данный момент развития акту­
альными потребностями ребенка.
Опережая актуальные
потребности, педагог рискует встретить сопротивление и
пассивность детей. Если не учитывать возрастных изме­
нений потребностей ребенка, то процесс воспитания зат­
рудняется и нарушается.

Соблюдение пропорционального соотношения усилий ре­
бенка и усилий педагога в совместной деятельности:
на
начальном этапе доля активности педагога превышает ак­
тивность ребенка, затем активность ребенка возрастает,
и на заключительном этапе ребенок все делает сам под
контролем педагога. Совместно-разделенная деятельность
помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности,
а это чрезвычайно важно для свободного творческого раз­
вития личности. Хороший педагог чувствует границы меры


Часть II. Педагогика

собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор.

Только в условиях любви и защищенности ребенок сво­бодно и вольно выражает свои отношения, полноценно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содер­жание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение по­нять, помочь ребенку, простить его оплошности, защи­тить.

Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление — самое общее условие создания ситуации успеха.

Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педаго­гических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим вли­яниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совме­стной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свобо­ды, уважительным и демократичным стилем общения. Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.

7.4. ЧТО ТАКОЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ?

Принципы — общие руководящие положения, требую­щие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

• Первый принцип воспитания, вытекающий из цели вос­питания и учитывающий природу воспитательного про­цесса — ориентация на ценностные отношения — постоян­ство профессионального внимания педагога на формирую­щимся отношениям воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, позна-


495                       __           Раздел 7. Проблемы воспитания

нию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и пси­хологическая подготовка педагога.

Второй принцип воспитания — принцип субъектности: пе­
дагог максимально
содействует развитию способности ре­
бенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и
миром, осмысливать свои действия, предвидеть их по­
следствия для других людей и своей судьбы, произво­
дить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип
субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей,
а предполагает совместное с ребенком принятие реше­
ния, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь
то-то, будет тебе ..., будет другим ......  Ты этого хо­
чешь? Это будет правильно?»

• Третий принцип воспитания вытекает из попытки согла­
совать социальные нормы, правила жизни и автоном­
ность неповторимой личности каждого ребенка. Этот прин­
цип гласит: принятие ребенка как данность, признание
за ребенком права на существование его таким, каков
он есть, уважение его истории жизни, которая сформи­
ровала его на данный момент именно таким, каков он
есть, признание ценности его личности, сохранение по
отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его
успехов, развития, положения, способностей, уважения
к его личности. Границы принятия данности существуют:
они отражены в двух «нельзя» - «нельзя посягать на
другого человека» и «нельзя не работать, не развивать
себя»; эти запреты безусловны и категоричны для чело­
века современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает ему гармо­нически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из на­званных принципов современного воспитания в оторван­ности от других невозможна.


Часть II. Педагогика


7.5. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ, ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ?

В Европе, Америке, Японии имеется значительное раз­нообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматрива­ется как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагоги­кой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В об­щем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализ­ма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной педаго­ гики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функциональ­ного» человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к вы­полнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли были: гражданин, работник, семьянин, потреби­тель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. (Скиннер, создатель технократической пе­дагогики.) Советская педагогика пыталась строить воспи­тание именно как управляемый и контролируемый про­цесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функци­онера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка «правильных» по­веденческих навыков. В основе технократической педагоги­ки лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.


 

















































Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.