Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Можно выделить следующие закономерности.
• Воспитание ребенка как формирование в структуре его
личности социально-психологических новообразований
совершается только путем активности самого ребенка. Мера
его усилий должна соответствовать мере его возможностей.
Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.
• Содержание деятельности детей в процессе их воспитания
определяется на каждый данный момент развития акту
альными потребностями ребенка. Опережая актуальные
потребности, педагог рискует встретить сопротивление и
пассивность детей. Если не учитывать возрастных изме
нений потребностей ребенка, то процесс воспитания зат
рудняется и нарушается.
• Соблюдение пропорционального соотношения усилий ре
бенка и усилий педагога в совместной деятельности: на
начальном этапе доля активности педагога превышает ак
тивность ребенка, затем активность ребенка возрастает,
и на заключительном этапе ребенок все делает сам под
контролем педагога. Совместно-разделенная деятельность
помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности,
а это чрезвычайно важно для свободного творческого раз
вития личности. Хороший педагог чувствует границы меры
Часть II. Педагогика
собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор.
Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, полноценно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить.
Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление — самое общее условие создания ситуации успеха.
Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения. Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.
7.4. ЧТО ТАКОЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ?
Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
• Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса — ориентация на ценностные отношения — постоянство профессионального внимания педагога на формирующимся отношениям воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, позна-
495 __ Раздел 7. Проблемы воспитания
нию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.
• Второй принцип воспитания — принцип субъектности: пе
дагог максимально содействует развитию способности ре
бенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и
миром, осмысливать свои действия, предвидеть их по
следствия для других людей и своей судьбы, произво
дить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип
субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей,
а предполагает совместное с ребенком принятие реше
ния, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь
то-то, будет тебе ..., будет другим ...... Ты этого хо
чешь? Это будет правильно?»
• Третий принцип воспитания вытекает из попытки согла
совать социальные нормы, правила жизни и автоном
ность неповторимой личности каждого ребенка. Этот прин
цип гласит: принятие ребенка как данность, признание
за ребенком права на существование его таким, каков
он есть, уважение его истории жизни, которая сформи
ровала его на данный момент именно таким, каков он
есть, признание ценности его личности, сохранение по
отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его
успехов, развития, положения, способностей, уважения
к его личности. Границы принятия данности существуют:
они отражены в двух «нельзя» - «нельзя посягать на
другого человека» и «нельзя не работать, не развивать
себя»; эти запреты безусловны и категоричны для чело
века современной культуры.
Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
Часть II. Педагогика
7.5. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ, ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ?
В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.
Разработчики технократической авторитарной педаго гики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функционального» человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли были: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. (Скиннер, создатель технократической педагогики.) Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.