КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЕДАГОГИКИ?

Модель воспитания, в основе которой лежит направле­ние гуманистической психологии, развивали в 50—60 го­дах в США такие ученые как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и другие.

Главными понятиями гуманистической педагогики яв­ляются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет со­бой цельное образование, неповторимую личность. Поведе­ние личности определяется не подкреплением, поступаю­щим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врож­денным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная авто­номная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуа­лизация — это реализация себя в деятельности, в отноше-


Часть II. Педагогика                                                                     498

ниях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выб­ранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функцио­нирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджер­са психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека для решения его проблем, не решать за него. Не навязыть ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и рос­ту, которые не имеют пределов. Целью обучения и воспи­тания должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и вос­ питания — дать возможность развития, саморазвития лично­сти, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к

Учение, в котором заинтересован ученик, где имеет место не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я-концепции», Роджерс назвал «зна­чимым для человека учением» и считал, что только таким оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересу­
ющие их и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конг­
руэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, как
он есть, выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное положительное отноше­
ние к ученику, принимает его таким, каков тот есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику — способность
проникать в его внутренний мир, понимать его, смот­
реть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог обеспечивает учащихся средствами учения (кни­
ги, учебники, инструменты, материалы).

Педагог играет роль фасилитатора, помощника и сти­мулятора значимого учения, должен создать психологичес­кий комфорт и свободу ученику, т. е. учение должно быть центрирование на ученике, а не учебном предмете.

Воспитатель в рамках гуманистической педагогики дол­жен побудить учащихся к нравственному выбору, предо­ставив материал для анализа. Методами воспитания явля-


499___________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания

ются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, ана­лиз и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие «при­емы» в общении с ребенком: «Я-высказывание», активное слушание, проявление безусловной любви к ребенку, по­ложительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

7.7. КАКУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ПРЕДЛАГАЕТ НАУКА?

Методы воспитательного воздействия — это конкрет­ные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспи­танников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспита­телем.

Выбор и осуществление методов осуществляется в соот­ветствии с педагогическими целями (оперативными, так­тическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с ко­торыми они связаны. Средствами воспитания являются преж­де всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педаго­га-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без него.

Для практической работы педагога больше всего подхо­дит следующая классификация методов воспитания:

• методы убеждений, с помощью которых формируются
взгляды, представления, понятия воспитуемых, проис­
ходит оперативный обмен информацией ( внушение, по­
вествование, диалог, доказательство, призывы, убежде­
ние);

• методы упражнений (приручении), с помощью которых
организуется деятельность воспитуемых и стимулируют­
ся ее позитивные мотивы (различные виды заданий на


Часть II . Педагогика _____________________________________ 5ОО

индивидуальную и групповую деятельность в виде пору­чений, требований, состязания, показа образцов и при­мера, создание ситуаций успеха);

• методы оценки и самооценки, с помощью которых про­изводится оценивание поступков, стимулирование дея­тельности, оказывается помощь воспитуемым в саморе­гуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Формы воспитания — способы организации воспита­тельного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», орга­низационные формы воспитания». Мероприятие — органи­зованное действие коллектива, направленное на достиже­ние каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, разви­тию внутриколлективных отношений. Мероприятие реали­зуется как целенаправленное взаимодействие педагога-вос­питателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспита­тельных задач.

В педагогической литературе единого подхода к класси­фикации форм воспитательной работы нет. Наиболее рас­пространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организова­ны учащиеся: массовые формы (участие всего класса), круж­ковая — групповая, индивидуальная. Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной работы, свя­занный с направлениями воспитательной деятельности, например, для организации познавательно-развивающей де­ятельности учащихся более подходят такие формы как вик­торина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные кон­ференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.) При осуществлении задач нравственного воспита­ния могут применяться такие формы как диспут, круглый


5О1_________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания

стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосер­дия, литературно-музыкальная композиция и т. п. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе науч­ных принципов воспитания. Для каждого детского коллек­тива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организа­ции воспитательного процесса, тем он эффективнее. В ос­нове выбора форм воспитательной работы должна нахо­диться педагогическая целесообразность.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся ис­ пользовать многообразие форм воспитания.

7.8. КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

В комплексном воспитательном процессе можно выде­лить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскроем основные направления вос­питательной работы.

Содержание физического воспитания:

• совершенствование организма человека (известно, что от
физического состояния зависит успешность учебной, про­
фессиональной деятельности, счастье всей жизни чело­
века); совершенствование организма предполагает разви­
тие двигательной и костно-мышечной систем, нервной
системы, мускулатуры для сохранения и укрепления здо­
ровья человека;

• просвещение учащихся в вопросах физической культуры
и личной гигиены;

• формирование механизма физического самовоспитания,
стимулирование самовоспитания воли, выносливости,
настойчивости, самодисциплины;

• разностороннее развитие конкретных спортивных умений
и мастерства;


Часть II . Педагогика ____________________________________ 5О2

 развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устой­чивости нервной системы, появление хорошего самочув­ствия;

• индивидуальная работа с физически одаренными ребята­
ми с учетом их интересов и склонностей.

Содержание умственного (интеллектуального) воспита­ния:

 развитие интеллекта посредством развития всех познава­тельных функций человека — психических процессов ощу­щения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

 просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;

• формирование механизма самоорганизации умственной
деятельности;

 развитие индивидуальных интеллектуальных способнос­тей и познавательных возможностей учащихся;

• развитие сознания и самосознания учащихся, их творче­
ского потенциала;

 формирование профессионального мышления.

Умственное воспитание осуществляется прежде всего через образование и обучение.

Содержание нравственного воспитания:

• моральное воспитание — формирование сознания, нрав­
ственных чувств и навыков нравственного поведения;

• этическое воспитание — формирование правил хорошего
тона, культуры поведения и отношений;

• патриотическое воспитание — формирование чувства люб­
ви и ответственности за свою Родину, формирование
готовности прийти на защиту Родины и своего народа;

• национальное и интернациональное воспитание — фор­
мирование чувства национального достоинства и уваже­
ния к другим нациям и народам;

• политическое воспитание — формирование политическо­
го сознания;

В свою очередь, каждое из этих направлений включает:

• формирование духовных начал человека, его стремления
к познанию себя и своего места на земле, в космосе;


5ОЗ__________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания

• нравственное просвещение в вопросах морали, этики,
политики (мораль представляет собой совокупность пра­
вил, норм поведения людей, их обязанности по отноше­
нию к себе, к другим людям, к обществу, критерии
различия зла и добра, хорошего и плохого, достойного и
позорного);

• развитие механизмов нравственного самовоспитания, са­
морегуляции поведения;

• воспитание чувства личной ответственности за свои по­
ступки и деятельность;

• формирование не только взглядов и отношений, но и
убеждений человека. Убеждения — это глубокая вера че­
ловека в идеи, взгляды, отношения, требующая реали­
зации в поведении и поступках человека.

Содержание трудового и профессионального воспитания: в формирование потребности в труде, воспитание челове­ка-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;

• формирование общетрудовых знаний, умений и навы­
ков, положительного, сознательного и творческого от­
ношения к труду;

• профессиональное просвещение в области труда и произ­
водственной деятельности, экономики и права;

• развитие механизма самообучения в сфере труда и про­
фессиональной деятельности;

• профессиональная ориентация — подготовка молодежи к
выбору профессии, формирование интереса к ней;

• профессиональное образование на основе профессиональ­
но-производственного труда учащихся;

• профессионально-правовое воспитание — передача уча­
щимся сведений о законах и нормах, имеющих юриди­
ческую силу в области трудовых и производственных от­
ношений.

Содержание эстетического воспитания: » развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное;

• развитие эстетических чувств и эмоций, развитие вооб­
ражения;

• эстетическое просвещение учащихся в области искусства,
культуры, объектов природы;


Часть П. Педагогика________________________________ 5О4

• индивидуальное эстетическое воспитание, направленное
на развитие художественных задатков, способностей и
склонностей учащихся;

• формирование механизма эстетического самообразования;

• формирование эстетических отношений, восприятия,
чувств, вкуса и идеала.

7.9. КАКОВЫ ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ?

Начальной структурной единицей общества, закладыва­ющей основы личности, является семья. Она связана кров­ными и родственными отношениями и объединяет супру­гов, детей и родителей. Брак двух людей — еще не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве чело­веческого рода, в деторождении и воспитании детей зак­лючены основные функции семьи.

Семья — это социально-педагогическая группа людей, пред­ назначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое «охва­тывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбонос­ная значимость семьи в развитии личности растущего че­ловека общеизвестна.

Семейное воспитание — это система воспитания и обра­зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание — сложная система. На него влия­ют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспечен­ность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отно­шение к ребенку. Все это органично переплетается и в каж­дом конкретном случае проявляется по-разному.

Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:


5O5 __________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания

• создать максимальные условия для роста и развития ре­
бенка;

• обеспечить социально-экономическую и психологическую
защиту ребенка;

• передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания
в ней детей и отношения к старшим;

• научить детей полезным прикладным навыкам и умениям,
направленным на самообслуживание и помощь близким;

• воспитать чувство собственного достоинства, ценности
собственного «я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее рав­
ноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях (не требовать не­
возможного);

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность
отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все на­правления. В семье осуществляется физическое, эстетиче­ ское, трудовое, умственное и нравственное воспитание де­ тей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о приро­де, обществе, производстве, профессиях, технике, форми­руют опыт творческой деятельности, вырабатывают неко­торые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нрав­ственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких


Часть II. Педагогика                                                                     506

качеств как доброжелательность, доброта, внимание и ми­лосердие к старшим, младшим и слабым, честность, от­крытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно пре­одолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизнен­ном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейно­го воспитания. Именно родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказы­вает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопе­реживание, возвышение личности, контроль, юмор, поруче­ние, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугу­бо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

7.10. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ?

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская лю­бовь — это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сию­минутных родительских чувств, желания родителей «ку­пить» детскую любовь «сюсюканием», задариванием, щед­рым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у де-


5О7                     ___________ Раздел 7. Проблемы воспитания

тей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда ро­дители излишне заняты своими делами и не уделяют дол­жного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдитель­ным и неустанным надзором, он слышит все время стро­гие приказания, многочисленные запреты. В результате ста­новится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что дру­гим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципи­ально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разно­видность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная ак­центуация характера, приносящая человеку множество пе­реживаний на протяжении дальнейшей жизни.

Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоцио­нальной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточ­но внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже при­творства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ре­бенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способ­ствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» — за малейшую провинность ре­бенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный


Часть П. Педагогика ____________________________________ 508

источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособ­ленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответствен­ности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обя­зательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются на­вязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ре­бенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического нака­зания, когда на детей действуют с помощью страха. Физи­ ческое наказание вызывает физические, психические, нрав­ственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго нака­зываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.

Ученые выделили это явление в особый феномен и на­звали его СООСД (синдром опасного обращения с детьми). В разных странах в законодательствах есть пункты об ответ­ственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД.

Чаще всего физическому наказанию подвергаются маль­чики. Впоследствии они сами нередко становятся жестоки­ми. Им начинает нравиться унижать других, бить, изде­ваться.

Причины СООСД кроются в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низ­ким статусом отца, со старыми «ременными» традициями, ущемленными матерями, с низкими заработками.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений ро­дителей с детьми, когда они испытывают устойчивую по­требность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные зап­росы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали,


5О9__________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания

а побольше умения слушать и слышать друг друга, стрем­ления к поиску совместных решений, доводов, наблюде­ний.

Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети де­лятся с ними, но уже возможны некоторые «трещинки» во взаимоотношениях, если родители не обладают необхо­димой чуткостью и тактом, недостаточно бережно отно­сятся к секретам детей, не поспевают за динамизмом раз­вития детей, «фальшивят» в тоне разговора.

Распространен такой вариант отношений, когда родите­ли хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, «замыкаются в себе», потому что родители не умеют входить в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний «из-за желания добра», без нервозности и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудачных родительских уси­лий: «Дорогие родители, если вы будете меня воспиты­вать, я убегу из дома!»

Не редкость и следующий вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им «не до душевного общения с детьми», что порождает у детей чувство обиды и одиночества.

Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вред­ных склонностей к курению, алкоголю, наркотикам. И хотя родители правы, но дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родите­лям важно разобраться в мотивах стремлений детей, про­являя достаточно уважения к их доводам и аргументам, убедительно раскрывая и свои аргументы.

Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несос­тоятельность родителей, жестокие, варварские методы вос­питания либо чрезмерная избалованность детей могут при­водить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.


Часть II . Педагогика________________________________ 510

7.11. КАКИЕ ФОРМЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА МОГУТ

Исследования Сирса показали, что поведение и воспи­тательный стиль родителей влияют на формирование раз­личных форм зависимого поведения ребенка. Сире выделя­ет пять форм зависимого поведения:

«поиск негативного, отрицательного внимания»: ребенок
привлекает внимание с помощью ссор, неподчинения
указаниям родителей и требованиям, проявляет агрес­
сивность. Эта форма поведения ребенка возникает, если
имеет место прекращение внимания к ребенку со сторо­
ны матери («занятая мать» в отличие от «внимательной
матери»); при слабости ограничительных требований; при
сильном участии в воспитании отца, поскольку он не
доверяет матери; такое поведение может проявляться у
«папиных дочек», которые привязаны к отцу, и разлука
с ним вызывает у них проявления зависимости агрес­
сивного типа. Снисходительность родителей и слабое рас­
положение отца к сыну, пренебрежение к сыну обуслов­
ливают агрессивно-зависимое поведение мальчиков.

«Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы
обещаний, поиск защиты, утешения, помощи или руко­
водства со стороны родителей. Эта форма зависимого по­
ведения связана с высокими требованиями достижений
со стороны обоих родителей. Если отец для девочки бо­
лее значимая фигура, чем мать, если девочка чувствует
ревность к матери и сталкивается с высокими требова­
ниями матери и с высокими стандартами достижений,
предъявляемыми отцом, то иждивенчески-зависимое по­
ведение ярко проявляется у девочек. У мальчика подобный
стиль поведения возникает, если мать холодна, выдвигает
ограничительные требования, не поощряет самостоятель­
ность и независимость ребенка.

• «Поиск позитивного внимания» — поиск похвалы — вклю­
чает усилия, направленные на получение одобрения от
окружающих людей. Указанная форма зависимого пове­
дения формируется, если мать проявляет терпимость по
отношению к поведению дочери, поощряет зависимость


511 __________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания

дочери и считает, что она на нее похожа, если мать мало участвует в уходе за дочерью, но показывает строгость к проявлениям агрессивности и сексуальности дочери. Та­кое поведение у мальчиков является следствием длитель­ной фрустрации. А самостоятельность у мальчиков фор­мируется при отсутствии условий для зависимости, вследствие терпимости родителей, редких наказаний. • «Пребывание поблизости» — постоянное присутствие ре­бенка возле другого ребенка или группы детей либо взрос­лых. У девочек эта форма поведения возникает при от­сутствии ограничительных требований и низком ожидании родителями зрелого поведения; если мать оценивает сына как менее зрелого, проявляет низкие требования в отно­шении чистоплотности, строго следит за проявлением агрессивности у сына, невысоко оценивает мужа, не до­веряет ему потому, что он действует в противоположном направлении, то это приводит к инфантилизации маль­чика из-за неопределенности, какое именно поведение заслуживает поощрения.

 «Прикосновение и удержание» — обнимание, прикосно­вение, удерживание других ребенком; такая форма зави­симого поведения проявляется, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается атмосфера инфантилизации.

Успех каждого метода воспитания, подчеркивает Сире, зависит от умения родителей найти «средний путь». Прави­лом должно стать: ни слишком сильная, ни слишком сла­бая зависимость, ни слишком сильная, ни слишком сла­бая идентификация. В школьные годы зависимость ребенка от семьи уменьшается, а от учителя и группы сверстников возрастает, но эти изменения определяются прежним опы­том ребенка, сформировавшимися формами зависимого поведения. В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями. По Сирсу, детское развитие — зеркало практики воспитания ребенка.


Часть П. Педагогика_________________________________ 512

7.12. КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ?

Выделяют следующие показатели родительского пове­дения (Эйдемиллер).

1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о
том, сколько сил, внимания, времени родители уделя­
ют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклоне­
ния уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и
недостаточная (гипопротекция). О гиперпротекции го­
ворим тогда, когда родители уделяют подростку слиш­
ком много сил, времени, внимания, когда его воспита­
ние стало центральным делом в жизни родителей,
основным, чему посвящена жизнь. Гипопротекция —
случай крайне пониженного уровня протекции. Подрос­
ток при этом оказывается на периферии внимания ро­
дителей, до него «руки не доходят», родителям «не до
него». За него берутся лишь время от времени, когда
случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей подростка: в какой
мере деятельность родителей настроена на удовлетворе­
ние потребностей подростка — как материально-быто­
вых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и
духовных (и прежде всего — в его общении с родителя­
ми и их любви и внимании). Так называемое «спартанс­
кое воспитание» — пример высокого уровня протекции
(родитель много занимается воспитанием, уделяет ему
большое внимание) и низкого удовлетворения потреб­
ностей подростка. В степени удовлетворения потребности
также возможны два отклонения. 1) О потворстве гово­
рят в том случае, когда родители стремятся к макси­
мальному удовлетворению любых потребностей подрос­
тка. Они «балуют» его. Любое его желание для них —
закон. Объясняя необходимость такого воспитания, ро­
дители приводят аргументы, являющиеся типичной ра­
ционализацией: «слабость» ребенка, его исключитель­
ность, желание дать ему то, чего в свое время был
лишен сам родитель, то, что подросток растет один,
без отца и т. п. 2) Игнорирование потребностей подрост­
ка: данный стиль воспитания характеризуется недоста-


513___________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания

точным стремлением родителя к удовлетворению потреб­ностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.

3. Количество требований к подростку в семье. Требования к

подростку — неотъемлемая часть воспитательного про­цесса. Это и «обязанности» подростка, т. е. задания, ко­торые подросток выполняет (учеба, уход за собой, уча­стие в организации быта, помощь другим членам семьи). Во-вторых, это — требования-запреты (то, чего подро­сток не должен делать). Невыполнение требования под­ростком предусматривает санкции (от мягкого осужде­ния до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к подростку различны.

Рассмотрим нарушения в системе обязанностей подрос­тка — в количестве этих обязанностей;

Чрезмерность требований (обязанностей);

Повышенная моральная ответственность. Требования к
подростку в этом случае очень велики, непомерны, не
соответствуют его возможностям, не только не содей­
ствуют развитию личности, а напротив, ставят его под
угрозу. Особенно важны два случая чрезмерности обязан­
ностей. В одном на подростка перекладывается более или
менее значительная часть обязанностей родителей (веде­
ние хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие ро­
дители, как правило, осознают, что подросток очень за­
гружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены
к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых
семья находится в данный момент. В другом случае от
подростка ожидают значительных и не соответствующих
его способностям успехов в учебе или других престиж­
ных занятиях (художественная самодеятельность, спорт
и т. п.).

Недостаточность обязанностей подростка. В этом случае
подросток имеет минимальное количество обязанностей
в семье, трудно привлечь подростка к какому-нибудь
делу по дому.

4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, т. е.
указания на то, чего подростку делать нельзя, опреде­
ляют, прежде всего, степень самостоятельности подрос-

 


Часть II . Педагогика _______________________________ 514

тка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два отклонения: чрезмерность и недо­статочность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (доминирование). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его сво­боду и самостоятельность. Такое положение стимулирует у астеничных подростков развитие реакции эмансипации (про­теста против родителей и любого авторитета), у менее сте-ничных провоцирует развитие черт сензитивной и психас­тенической акцентуаций. Родители стремятся подавить даже самостоятельность мысли подростка.

Недостаточность требований-запретов к подростку. В этом случае подростку «все можно». Даже если и существу­ют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных на­питков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить ка­кие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание сти­мулирует развитие подростка по гипертимному и особенно неустойчивому типам.

5. Санкции. Чрезмерность санкций — также жестокий стиль
воспитания. Для родителей характерна приверженность
таких строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на
незначительные нарушения. Минимальность санкций —
родители склонны обходиться без наказаний или при­
меняют их редко. Они уповают на поощрения, сомнева­
ются в результате любых наказаний.

6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля
воспитания (смена воспитательных приемов) — переход
от очень строгого к либеральному и наоборот, переход
от значительного внимания к эмоциональному отверже­
нию — относительно часто встречается в семьях подрост­
ков с отклонениями характера. Такой стиль, по наблю­
дению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует
формированию таких черт как упрямство, склонность
противостоять любому авторитету. Родители таких под­
ростков, как правило, признают значительные колеба-


515__________________________ _Раздел 7. Проблемы воспитания

ния в воспитании подростка, однако недооценивают

размах и частоту этих колебаний.

Негативные особенности родительского поведения яв­ляются причиной формирования отклоняющегося поведе­ния и невротичного состояния детей. Например, потвор­ствующая гиперпротекция (потворство + повышенная протекция): подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребно­стей. Этот тип воспитания содействует развитию истероид-ных и гипертимных черт характера у подростка. Доминиру­ющая гиперпротекция (доминирование + гиперпротекция): подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его само­стоятельности, ставя многочисленные ограничения и зап­реты. У гипертимных подростков такое воспитание усили­вает реакцию эмансипации. При психастенической, сензитивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение образуется сочетанием по­ниженной протекции, игнорированием потребностей ре­бенка и нередко проявляется в жестоком обращении с под­ростком. В крайнем варианте -- это воспитание по типу «Золушки». При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидной акцентуации характера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сензитивной и астено-невротиче­ской акцентуациями характера могут формироваться про­цессы декомпенсации и невротические расстройства.

Повышенная моральная ответственность образуется со­четанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психастеничес­кой акцентуации характера.

Безнадзорность: пониженная протекция + пониженный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уро­вень требований к подростку + пониженное число запре­тов. Подросток предоставлен сам себе, родители не интере­суются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертим-ному, неустойчивому и конформному типам.


Часть II . Педагогика ____________________________________ 516























































































































































































Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.