ПЕДАГОГИКИ?
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивали в 50—60 годах в США такие ученые как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и другие.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация — это реализация себя в деятельности, в отноше-
Часть II. Педагогика 498
ниях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека для решения его проблем, не решать за него. Не навязыть ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и вос питания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к
Учение, в котором заинтересован ученик, где имеет место не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я-концепции», Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только таким оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересу
ющие их и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конг
руэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, как
он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отноше
ние к ученику, принимает его таким, каков тот есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику — способность
проникать в его внутренний мир, понимать его, смот
реть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает учащихся средствами учения (кни
ги, учебники, инструменты, материалы).
Педагог играет роль фасилитатора, помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученику, т. е. учение должно быть центрирование на ученике, а не учебном предмете.
Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания явля-
499___________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
ются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие «приемы» в общении с ребенком: «Я-высказывание», активное слушание, проявление безусловной любви к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.
7.7. КАКУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ПРЕДЛАГАЕТ НАУКА?
Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.
Выбор и осуществление методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без него.
Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:
• методы убеждений, с помощью которых формируются
взгляды, представления, понятия воспитуемых, проис
ходит оперативный обмен информацией ( внушение, по
вествование, диалог, доказательство, призывы, убежде
ние);
• методы упражнений (приручении), с помощью которых
организуется деятельность воспитуемых и стимулируют
ся ее позитивные мотивы (различные виды заданий на
Часть II . Педагогика _____________________________________ 5ОО
индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);
• методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценивание поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая — групповая, индивидуальная. Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.) При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы как диспут, круглый
5О1_________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосердия, литературно-музыкальная композиция и т. п. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.
Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся ис пользовать многообразие форм воспитания.
7.8. КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскроем основные направления воспитательной работы.
Содержание физического воспитания:
• совершенствование организма человека (известно, что от
физического состояния зависит успешность учебной, про
фессиональной деятельности, счастье всей жизни чело
века); совершенствование организма предполагает разви
тие двигательной и костно-мышечной систем, нервной
системы, мускулатуры для сохранения и укрепления здо
ровья человека;
• просвещение учащихся в вопросах физической культуры
и личной гигиены;
• формирование механизма физического самовоспитания,
стимулирование самовоспитания воли, выносливости,
настойчивости, самодисциплины;
• разностороннее развитие конкретных спортивных умений
и мастерства;
Часть II . Педагогика ____________________________________ 5О2
развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
• индивидуальная работа с физически одаренными ребята
ми с учетом их интересов и склонностей.
Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:
развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека — психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
• формирование механизма самоорганизации умственной
деятельности;
развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
• развитие сознания и самосознания учащихся, их творче
ского потенциала;
формирование профессионального мышления.
Умственное воспитание осуществляется прежде всего через образование и обучение.
Содержание нравственного воспитания:
• моральное воспитание — формирование сознания, нрав
ственных чувств и навыков нравственного поведения;
• этическое воспитание — формирование правил хорошего
тона, культуры поведения и отношений;
• патриотическое воспитание — формирование чувства люб
ви и ответственности за свою Родину, формирование
готовности прийти на защиту Родины и своего народа;
• национальное и интернациональное воспитание — фор
мирование чувства национального достоинства и уваже
ния к другим нациям и народам;
• политическое воспитание — формирование политическо
го сознания;
В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
• формирование духовных начал человека, его стремления
к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
5ОЗ__________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
• нравственное просвещение в вопросах морали, этики,
политики (мораль представляет собой совокупность пра
вил, норм поведения людей, их обязанности по отноше
нию к себе, к другим людям, к обществу, критерии
различия зла и добра, хорошего и плохого, достойного и
позорного);
• развитие механизмов нравственного самовоспитания, са
морегуляции поведения;
• воспитание чувства личной ответственности за свои по
ступки и деятельность;
• формирование не только взглядов и отношений, но и
убеждений человека. Убеждения — это глубокая вера че
ловека в идеи, взгляды, отношения, требующая реали
зации в поведении и поступках человека.
Содержание трудового и профессионального воспитания: в формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;
• формирование общетрудовых знаний, умений и навы
ков, положительного, сознательного и творческого от
ношения к труду;
• профессиональное просвещение в области труда и произ
водственной деятельности, экономики и права;
• развитие механизма самообучения в сфере труда и про
фессиональной деятельности;
• профессиональная ориентация — подготовка молодежи к
выбору профессии, формирование интереса к ней;
• профессиональное образование на основе профессиональ
но-производственного труда учащихся;
• профессионально-правовое воспитание — передача уча
щимся сведений о законах и нормах, имеющих юриди
ческую силу в области трудовых и производственных от
ношений.
Содержание эстетического воспитания: » развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное;
• развитие эстетических чувств и эмоций, развитие вооб
ражения;
• эстетическое просвещение учащихся в области искусства,
культуры, объектов природы;
Часть П. Педагогика________________________________ 5О4
• индивидуальное эстетическое воспитание, направленное
на развитие художественных задатков, способностей и
склонностей учащихся;
• формирование механизма эстетического самообразования;
• формирование эстетических отношений, восприятия,
чувств, вкуса и идеала.
7.9. КАКОВЫ ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ?
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей — еще не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.
Семья — это социально-педагогическая группа людей, пред назначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
5O5 __________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
• создать максимальные условия для роста и развития ре
бенка;
• обеспечить социально-экономическую и психологическую
защиту ребенка;
• передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания
в ней детей и отношения к старшим;
• научить детей полезным прикладным навыкам и умениям,
направленным на самообслуживание и помощь близким;
• воспитать чувство собственного достоинства, ценности
собственного «я».
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
• гуманность и милосердие к растущему человеку;
• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее рав
ноправных участников;
• открытость и доверительность отношений с детьми;
• оптимистичность взаимоотношений в семье;
• последовательность в своих требованиях (не требовать не
возможного);
• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность
отвечать на его вопросы.
Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетиче ское, трудовое, умственное и нравственное воспитание де тей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких
Часть II. Педагогика 506
качеств как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.
В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
7.10. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ?
Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у де-
5О7 ___________ Раздел 7. Проблемы воспитания
тей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний на протяжении дальнейшей жизни.
Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
«Жесткое воспитание» — за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный
Часть П. Педагогика ____________________________________ 508
источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физи ческое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.
Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД (синдром опасного обращения с детьми). В разных странах в законодательствах есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД.
Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.
Причины СООСД кроются в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, со старыми «ременными» традициями, ущемленными матерями, с низкими заработками.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали,
5О9__________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.
Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые «трещинки» во взаимоотношениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не поспевают за динамизмом развития детей, «фальшивят» в тоне разговора.
Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, «замыкаются в себе», потому что родители не умеют входить в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний «из-за желания добра», без нервозности и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудачных родительских усилий: «Дорогие родители, если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!»
Не редкость и следующий вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им «не до душевного общения с детьми», что порождает у детей чувство обиды и одиночества.
Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, алкоголю, наркотикам. И хотя родители правы, но дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах стремлений детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам, убедительно раскрывая и свои аргументы.
Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания либо чрезмерная избалованность детей могут приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.
Часть II . Педагогика________________________________ 510
7.11. КАКИЕ ФОРМЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА МОГУТ
Исследования Сирса показали, что поведение и воспитательный стиль родителей влияют на формирование различных форм зависимого поведения ребенка. Сире выделяет пять форм зависимого поведения:
• «поиск негативного, отрицательного внимания»: ребенок
привлекает внимание с помощью ссор, неподчинения
указаниям родителей и требованиям, проявляет агрес
сивность. Эта форма поведения ребенка возникает, если
имеет место прекращение внимания к ребенку со сторо
ны матери («занятая мать» в отличие от «внимательной
матери»); при слабости ограничительных требований; при
сильном участии в воспитании отца, поскольку он не
доверяет матери; такое поведение может проявляться у
«папиных дочек», которые привязаны к отцу, и разлука
с ним вызывает у них проявления зависимости агрес
сивного типа. Снисходительность родителей и слабое рас
положение отца к сыну, пренебрежение к сыну обуслов
ливают агрессивно-зависимое поведение мальчиков.
• «Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы
обещаний, поиск защиты, утешения, помощи или руко
водства со стороны родителей. Эта форма зависимого по
ведения связана с высокими требованиями достижений
со стороны обоих родителей. Если отец для девочки бо
лее значимая фигура, чем мать, если девочка чувствует
ревность к матери и сталкивается с высокими требова
ниями матери и с высокими стандартами достижений,
предъявляемыми отцом, то иждивенчески-зависимое по
ведение ярко проявляется у девочек. У мальчика подобный
стиль поведения возникает, если мать холодна, выдвигает
ограничительные требования, не поощряет самостоятель
ность и независимость ребенка.
• «Поиск позитивного внимания» — поиск похвалы — вклю
чает усилия, направленные на получение одобрения от
окружающих людей. Указанная форма зависимого пове
дения формируется, если мать проявляет терпимость по
отношению к поведению дочери, поощряет зависимость
511 __________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
дочери и считает, что она на нее похожа, если мать мало участвует в уходе за дочерью, но показывает строгость к проявлениям агрессивности и сексуальности дочери. Такое поведение у мальчиков является следствием длительной фрустрации. А самостоятельность у мальчиков формируется при отсутствии условий для зависимости, вследствие терпимости родителей, редких наказаний. • «Пребывание поблизости» — постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей либо взрослых. У девочек эта форма поведения возникает при отсутствии ограничительных требований и низком ожидании родителями зрелого поведения; если мать оценивает сына как менее зрелого, проявляет низкие требования в отношении чистоплотности, строго следит за проявлением агрессивности у сына, невысоко оценивает мужа, не доверяет ему потому, что он действует в противоположном направлении, то это приводит к инфантилизации мальчика из-за неопределенности, какое именно поведение заслуживает поощрения.
«Прикосновение и удержание» — обнимание, прикосновение, удерживание других ребенком; такая форма зависимого поведения проявляется, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается атмосфера инфантилизации.
Успех каждого метода воспитания, подчеркивает Сире, зависит от умения родителей найти «средний путь». Правилом должно стать: ни слишком сильная, ни слишком слабая зависимость, ни слишком сильная, ни слишком слабая идентификация. В школьные годы зависимость ребенка от семьи уменьшается, а от учителя и группы сверстников возрастает, но эти изменения определяются прежним опытом ребенка, сформировавшимися формами зависимого поведения. В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями. По Сирсу, детское развитие — зеркало практики воспитания ребенка.
Часть П. Педагогика_________________________________ 512
7.12. КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ?
Выделяют следующие показатели родительского поведения (Эйдемиллер).
1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о
том, сколько сил, внимания, времени родители уделя
ют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклоне
ния уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и
недостаточная (гипопротекция). О гиперпротекции го
ворим тогда, когда родители уделяют подростку слиш
ком много сил, времени, внимания, когда его воспита
ние стало центральным делом в жизни родителей,
основным, чему посвящена жизнь. Гипопротекция —
случай крайне пониженного уровня протекции. Подрос
ток при этом оказывается на периферии внимания ро
дителей, до него «руки не доходят», родителям «не до
него». За него берутся лишь время от времени, когда
случается что-то серьезное.
2. Степень удовлетворения потребностей подростка: в какой
мере деятельность родителей настроена на удовлетворе
ние потребностей подростка — как материально-быто
вых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и
духовных (и прежде всего — в его общении с родителя
ми и их любви и внимании). Так называемое «спартанс
кое воспитание» — пример высокого уровня протекции
(родитель много занимается воспитанием, уделяет ему
большое внимание) и низкого удовлетворения потреб
ностей подростка. В степени удовлетворения потребности
также возможны два отклонения. 1) О потворстве гово
рят в том случае, когда родители стремятся к макси
мальному удовлетворению любых потребностей подрос
тка. Они «балуют» его. Любое его желание для них —
закон. Объясняя необходимость такого воспитания, ро
дители приводят аргументы, являющиеся типичной ра
ционализацией: «слабость» ребенка, его исключитель
ность, желание дать ему то, чего в свое время был
лишен сам родитель, то, что подросток растет один,
без отца и т. п. 2) Игнорирование потребностей подрост
ка: данный стиль воспитания характеризуется недоста-
513___________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
точным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.
3. Количество требований к подростку в семье. Требования к
подростку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это и «обязанности» подростка, т. е. задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Во-вторых, это — требования-запреты (то, чего подросток не должен делать). Невыполнение требования подростком предусматривает санкции (от мягкого осуждения до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к подростку различны.
Рассмотрим нарушения в системе обязанностей подростка — в количестве этих обязанностей;
• Чрезмерность требований (обязанностей);
• Повышенная моральная ответственность. Требования к
подростку в этом случае очень велики, непомерны, не
соответствуют его возможностям, не только не содей
ствуют развитию личности, а напротив, ставят его под
угрозу. Особенно важны два случая чрезмерности обязан
ностей. В одном на подростка перекладывается более или
менее значительная часть обязанностей родителей (веде
ние хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие ро
дители, как правило, осознают, что подросток очень за
гружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены
к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых
семья находится в данный момент. В другом случае от
подростка ожидают значительных и не соответствующих
его способностям успехов в учебе или других престиж
ных занятиях (художественная самодеятельность, спорт
и т. п.).
• Недостаточность обязанностей подростка. В этом случае
подросток имеет минимальное количество обязанностей
в семье, трудно привлечь подростка к какому-нибудь
делу по дому.
4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, т. е.
указания на то, чего подростку делать нельзя, опреде
ляют, прежде всего, степень самостоятельности подрос-
Часть II . Педагогика _______________________________ 514
тка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.
Чрезмерность требований-запретов (доминирование). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такое положение стимулирует у астеничных подростков развитие реакции эмансипации (протеста против родителей и любого авторитета), у менее сте-ничных провоцирует развитие черт сензитивной и психастенической акцентуаций. Родители стремятся подавить даже самостоятельность мысли подростка.
Недостаточность требований-запретов к подростку. В этом случае подростку «все можно». Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие подростка по гипертимному и особенно неустойчивому типам.
5. Санкции. Чрезмерность санкций — также жестокий стиль
воспитания. Для родителей характерна приверженность
таких строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на
незначительные нарушения. Минимальность санкций —
родители склонны обходиться без наказаний или при
меняют их редко. Они уповают на поощрения, сомнева
ются в результате любых наказаний.
6. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля
воспитания (смена воспитательных приемов) — переход
от очень строгого к либеральному и наоборот, переход
от значительного внимания к эмоциональному отверже
нию — относительно часто встречается в семьях подрост
ков с отклонениями характера. Такой стиль, по наблю
дению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует
формированию таких черт как упрямство, склонность
противостоять любому авторитету. Родители таких под
ростков, как правило, признают значительные колеба-
515__________________________ _Раздел 7. Проблемы воспитания
ния в воспитании подростка, однако недооценивают
размах и частоту этих колебаний.
Негативные особенности родительского поведения являются причиной формирования отклоняющегося поведения и невротичного состояния детей. Например, потворствующая гиперпротекция (потворство + повышенная протекция): подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероид-ных и гипертимных черт характера у подростка. Доминирующая гиперпротекция (доминирование + гиперпротекция): подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психастенической, сензитивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение образуется сочетанием пониженной протекции, игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестоком обращении с подростком. В крайнем варианте -- это воспитание по типу «Золушки». При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидной акцентуации характера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуациями характера могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.
Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психастенической акцентуации характера.
Безнадзорность: пониженная протекция + пониженный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число запретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертим-ному, неустойчивому и конформному типам.
Часть II . Педагогика ____________________________________ 516
Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.