Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. В этих случаях может помочь разъяснительная работа и разумная терапия. Нередко основную роль играют нарушения личности самих родителей. При этом особый интерес для специалиста представляют две группы причин (Э. Г. Эйдемиллер).
1) Отклонения характера самих родителей. Отклонения ха
рактера и психопатии нередко приводят к определен
ным нарушениям в воспитании. При неустойчивой ак
центуации характера родитель чаще склонен проводить
воспитание, характеризующееся пониженным уровнем
требований к ребенку. Эпилептоидная акцентуация ро
дителей чаще других обусловливает жестокий стиль вос
питания, доминирование. Стиль доминирования может
обусловливаться либо сензитивным, либо конформным
характером родителей. Истероидная акцентуация у ро
дителя обусловливает противоречивый стиль воспитания:
демонстративная забота и любовь к ребенку при зрите
лях и эмоциональное отвержение в их отсутствии. В этих
случаях необходимо выявить отклонение характера ро
дителей, убедиться, что именно оно играет решающую
роль в возникновении нарушений в воспитании. На осоз
нание родителями взаимосвязи между особенностями
своего характера, стилем воспитания и нарушениями в
поведении подростка направляется в этом случае основ
ное внимание психотерапевта, школьного психолога и
педагога.
2) Личностные проблемы родителей, решаемые за счет под
ростка. В этом случае в основе нарушений воспитания
лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность.
Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспи
тания подростка. В этом случае объяснение родителю не
правильности его поведения и уговоры изменить стиль
воспитания оказываются безрезультатными. Перед пси
хотерапевтом встает нелегкая задача выявить личную
517__________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
проблему родителя, помочь ему осознать ее, снять действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию. Именно эти случаи, как показывает практика, представляют особую трудность при диагностике и коррекции.
Расширение сферы родительских чувств. Обусловливаемое нарушение: повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: либо супруга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Они хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений (взаимная исключительная привязанность, частично эротические потребности). Отношения с ребенком, а позднее подростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко отказывается от повторного замужества. Появляется стремление отдать сыну «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируются эротические отношения к матери (ревность, детская влюбленность). В подростковом возрасте у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции.
Стремление к расширению именно супружеских отношений, как правило, не осознается самой матерью (оно строго табуировано). Это желание проявляется косвенно, в частности, в высказываниях о том, что ей никто не ну-жен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном и не удовлетворяющих отношений с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они рационализируют ее в виде многочисленных придирок к ним.
Часть II . Педагогика _____________________________________ 518
Предпочтение в подростке детских качеств. Обусловливаемые нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей подросток все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.
Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя развитие психического инфантилизма.
Воспитательная неуверенность родителей. Обусловливаемое нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень требований. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между родителем и подростком. Родитель идет «на поводу» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупать его «слабое место» и использует это, чтобы добиться ситуации «минимум требований — максимум прав». Типичная комбинация в этом случае: бойкий, уверенный в себе подросток, смело выдвигающий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с подростком, родитель. Один из вариантов «слабого места» связан с психастеническими особенностями родителя. Определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными и эгоцентрическими родителями, став взрослыми, видят в своих детях таких же требовательных эгоцентрических существ, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного долга», какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей — признание массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, со-
5/9 __________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
противления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.
Фобия утраты ребенка. Обусловливаемое нарушение: гиперпротекция (потворствующая или доминирующая). «Слабое место» — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличение представлений о хрупкости «ребенка», его болезненности — все это могло развиться в связи с историей рождения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось выходить и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно если они были длительными. Отношения родителей к подростку в этом случае формируются под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — докучно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
Неразвитость родительских чувств. Обусловливаемые нарушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, «повышенная моральная ответственность», жестокое обращение. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. В то же время это явление очень редко осознается, а еще реже признается такими родителями. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, в поверхностном интересе к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не получал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, шизоидность. Родительские чувства нередко значительно слабее у очень молодых родителей, усиливаясь с возрастом (любящие бабушка и дедушка). При трудных, напряженных условиях жизни
Часть П. Педагогика________________________________ 52О
на подростка либо перекладывается значительная часть родительских обязанностей («повышенная моральная ответственность»), либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания таких родителей содержат жалобы на утомительность родительских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрывают от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления.
Проекция на подростка собственных нежелаемых качеств. Обусловливаемое нарушение воспитания: эмоциональное отвержение, жестокое воспитание. Причиной такого воспитания подростка нередко является то, что и в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, те или иные сексуальные склонности, чрезмерная тяга к сопротивлению, протесту, несдержанность. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримости и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями подростка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителей сквозит неверие в сына, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», т. е. плохую причину. Этой причиной чаще всего бывает качество, с которым родитель неосознаваемо борется.
Внесение конфликта между супругами в сферу воспита ния. Обусловливаемые нарушения воспитания: противоречивый стиль воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «забо-
521 ______________ Раздел 7. Проблемы воспитания
той о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании (по типу доминирующей гиперпротекции), другой же родитель склонен «жалеть» подростка. Он тяготеет к стилю воспитания по типу потворствующей гиперпротекции. Характерное проявление — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать подростка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.
Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола подростка. Обусловливаемое нарушение воспитания — гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношение родителя к подростку обусловливается не действительными особенностями подростка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В этих случаях типичны стереотипные отрицательные суждения о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, они агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Человек же — и мужчина и женщина -- должен стремиться к противоположным качествам: быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Пример проявления — отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры подростка, видит в ней одни достоинства. В данном случае в отношении подростка мужского пола формируется стиль эмоционального отвержения. Возможен и противоположный перекос — с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери подростка, его сестрам. В этих условиях по отношению к самому подростку формируется стиль потворствующей гиперпротекции.
Часть II. Педагогика_____________________________________ 522
7.14. КАКОВЫ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКОМ?
Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучшие, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон — и родителей, и ребенка. Поиск решения достигается при помощи особой методики — «Шесть шагов».
Первый шаг — определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях, используя «Я-высказывания». Первый шаг надо завершить определением или формулировкой проблемы (например: «Как можно пообщаться с друзьями, не побеспокоив маму?»).
Второй шаг — поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна из них не критикуется.
Третий шаг — обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один: должны быть удовлетворены потребности обеих сторон — и ребенка, и взрослого.
Четвертый шаг — выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?» Принятое решение можно зафиксировать письменно, пусть обе стороны подпишут «контракт». Так надежнее, хотя, на первый взгляд, кажется, что это ни к чему.
523 _____________ ________ Раздел 7. Проблемы^ воспитания
Пятый шаг — определить, как выполнить это решение:
что надо сделать, кто будет нести ответственность за тот или иной пункт «контракта».
Шестой шаг — оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?
7.15. КАКИЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ПРИМЕНЯЮТСЯ В
Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействий на личность:
1) убеждение;
2) внушение и заражение, «личный пример» и подража
ние;
3) упражнения и приучение;
4) обучение;
5) стимулирование (методы поощрения и наказания, со
ревнование);
6) контроль и оценка.
Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие I) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивация активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.) и которые изменяют его поведение.
Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лекция — это примеры приемов убеждения.
Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощрения.
Убеждение — это воздействие на разум, логику человека, предполагает систему доказательств, на основе жизненных примеров, логических выводов и обобщений.
Часть П. Педагогика _____________________________________ 524
Но чаще всего педагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитанника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убежденностью и верой в успех. Но наиболее весомо можно убедить, когда воздействуют слово, чувство, дело и личный пример педагога. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований.
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников. (Логичес
ки грамотные убеждающие речи неуважаемого человека
вызывают лишь раздражение слушателей и желание по
ступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не
поможет, если в речи наблюдаются логические неточ
ности, противоречия в рассуждениях, подтасованные
примеры.)
2. Опора на жизненный опыт воспитанников.
3. Искренность, логическая четкость, конкретность и до
ступность убеждения.
4. Сочетание убеждения и практического приучения,
5;. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
7.16. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ УПРАЖНЕНИЕ, ПРИУЧЕНИЕ № МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ?
Упражнение — это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приручение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.
Привычки, как отмечал К. Д. Ушинский, укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока «не установится наклонность к этому действию». «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости».
525__________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
(А. С. Макаренко) В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:
• упражнения в полезной деятельности;
• режимные упражнения;
• специальные упражнения.
Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении. Главное, чтобы польза этих упражнений осознавалась воспитанниками. Режимные упражнения — это эффект воздействия оптимального режима организации жизнедеятельности воспитанников в семье или учебном заведении, когда происходит синхронизация психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника, на результатах его деятельности. Специальные упражнения — это упражнения тренировочного характера, имеющие цель выработать и закрепить умения и навыки (например, приучение к выполнению правил поведения, к формированию каких-то качеств либо преодоление недостатков: нарушителя дисциплины назначают ответственным за порядок, неопрятному поручают обязанности санитара).
Методы стимулирования. Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Метод соревнования побуждает людей достигать лучших результатов. Главная задача педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.
Поощрение за правильное действие вызывает чувство удовлетворения у воспитанника, вызывает подъем энергии, уверенность в своих силах, сопровождается высокой старательностью и результативностью, желанием и впредь действовать правильно. Но поощрение не должно быть слишком частым и одинаковым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения -принципиальность, объективность, понятность для всех,
Часть П. Педагогика ____________________________________ 526
поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание — одно из старейших методов воспитания, но жесткие методы наказания калечат психику и судьбу человека, принося вред, а не пользу. Лишь разумная система взысканий корректирует поведение человека, напраз-лена на устранение неправильных форм поведения. Но наказание не должно причинять человеку морального унижения или физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие: нельзя наказывать за неумышленные поступки; нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению; важно, чтобы человек понял, за что и почему его наказывают, т. е. наказание должно сочетаться с убеждением и другими методами воспитания; необходимо соблюдать педагогический такт, не оскорбляя личности учащегося; следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника; по возможности не применять наказание при посторонних свидетелях, учитывать общественное мнение при оценке того или иного поступка.
Анализируя роль наказания и поощрения в семейном воспитании, следует вспомнить выводы бихевиористов: Скиннер отмечал, что дети будут охотнее вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться родителями, т. е. положительное подкрепление оказывает длительное позитивное влияние на ребенка. А вот наказание не имеет устойчивого эффекта; суровое наказание может прекратить нежелательное поведение, но оно снова возобновится, когда наказание будет отстрочено, отдалено. Наказание может дать быстрый, но непродолжительный эффект. Поэтому наказание быстро входит в привычку того, кто наказывает, но не имеет длительного влияния на провинившегося.
Что же может заменить наказание в воспитании? Игнорирование нежелательного поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не нужно подкреплять. Но процесс угасания длится долго, требует большого терпения и может способствовать развитию агрессивного поведения. Поэтому, не обращая внимания на плохое поведе-
527______ ______________ Раздел 7. Проблемы воспитания
ние, Скиннер советовал акцентировать внимание на хорошем и тем самым закреплять его. Но другие ученые сомневаются, что социализация ребенка возможна без наказания, часть представителей авторитарной педагогики стремится доказать, что наказание — один из лучших приемов воспитания, который приводит к послушанию и исправлению плохого поведения.
7.17
Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность учащегося оказывает сама ученическая (студенческая) среда, особенности учебной группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы в результате формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В учебной группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность учащегося, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их течение.
Такие индивидуальные особенности преподавателя, как его психосоциотип, характер, стиль руководства могут существенно влиять на характер взаимоотношений куратора со студенческой группой и на само функционирование ученического (студенческого) коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплоченности.
Часть П. Педагогика ____________________________________ 528
Такая особенность студенческой группы как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более пяти лет) обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе. Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя-куратора. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления как «коллективные переживания и настроения» (эмоциональная реакция коллектива на события в нем, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности), «коллективные мнения» (сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы), явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования (форма взаимодействия людей, которые ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха). Студенческая группа может либо развиваться от типа «ассоциации» к уровню «коллектив», либо изменяться к типу «корпорация».
Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Корпорация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединенная целями совместной обще-
529 _____________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
ственно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
7.18. КАКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ?
Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д); во-вторых, учебный коллектив — это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив — это, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что «срабатывает» по отношению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо знают это «таинственное явление»: две или несколько параллельных учебных групп постепенно как бы индивидуализируются, приобретают свое лицо, в результате появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причины этих различий педагоги указывают, что «погоду» в учебной группе делают определенные студенты, которые едва ли являются официальными руководителями учебного самоуправления. Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.
На первом, организационном, этапе группа учащихся вуза не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступивших в вуз учащихся различного жизненного опыта, взглядов, отношения к кол-
Часть И. Педагогика _____________________________________ 53О
лективной жизни. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. Для педагога важно четко выделить 2—3 наиболее значимых и принципиальных требования к деятельности и дисциплинированности студентов, не допуская выдвижения обилия второстепенных требований, указаний, запретов. На организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования «индивидуально-психологическую карту» личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождением в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.
Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т. е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы — важнейшая задача руководителя, направленная на развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений — зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива.
Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутри-групповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять
531___________________________ Раздел 7. Проблемы воспитания
структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров.
Позиция педагога-куратора в студенческой группе специфична: с одной стороны, он проводит с ребятами достаточно много времени и как бы является членом их коллектива, их руководителем, но, с другой стороны, студенческая группа в значительной степени существует и развивается независимо от педагога, выдвигая своих лидеров и «заводил». Педагогу мешают стать полноправным членом студенческого коллектива разница в возрасте, различия в социальном статусе, жизненный опыт, наконец. Педагог не может быть полностью равным студенту. Но, вероятно, к этому и не надо стремиться — студенты чутко реагируют на фальшь заявлений о «полном равенстве». Такое положение педагога затрудняет его оценку ситуации внутри группы, поэтому куратору нелегко быть экспертом в вопросах взаимоотношений студентов его группы.
Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия и т. п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми — вот это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе.
Однако на втором этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, т. к. наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание педагога-руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.
На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разноообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Далеко не каждый коллектив достигает высшего уровня развития.
Часть П. Педагогика _____________________________________ 532
Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 296.