Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:
• конструктивная — педагогическое взаимодействие пре
подавателя и студента при обсуждении и разъяснении
содержания знаний и практической значимости по пред
мету;
• организационная — организация совместной учебной дея
тельности преподавателя и студента, взаимной личност
ной информированности и общей ответственности за ус
пехи учебно-воспитательной деятельности;
• коммуникативно-стимулирующая — сочетание различных
форм учебно-познавательной деятельности (индивидуаль
ной, групповой, фронтальной), организация взаимопо
мощи с целью педагогического сотрудничества; осведом
ленность студентов о том, что они должны узнать, понять
на занятии, чему научиться;
• информационно-обучающая ~ показ связи учебного пред
мета с производством для правильного миропонимания
и ориентации студента в событиях общественной жизни;
подвижность уровня информационной емкости учебных
занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным из
ложением учебного материала, опорой на наглядно-чув
ственную сферу студентов;
• эмоционально-коррегирующая — реализация в процессе
обучения принципов «открытых перспектив» и «побед
ного" обучения в ходе смены видов учебной деятельнос
ти; доверительного общения между преподавателем и сту
дентом;
• контрольно-оценочная — организация взаимоконтроля обу
чающего и обучаемого, совместное подведение итогов и
оценки с самоконтролем и самооценкой.
Наиболее распространенными являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и обучаемыми:
• педагог не считается с индивидуальными особенностями
студента, не понимает его и не стремится к этому;
Часть II. Педагогика
• студент не понимает своего преподавателя и потому не
принимает его как наставника;
действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;
преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;
студент сознательно и упорно не принимает требований
преподавателя или, что еще серьезнее, — всего коллек
тива.
6.7. КАКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НУЖНЫ ПЕДАГОГУ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ?
Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:
1) интерес к людям и работе с ними, наличие потребнос
ти и умений общения, общительность, коммуникатив
ные качества;
2) способность эмоциональной эмпатия и понимания лю
дей;
3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечи
вающее умение быстро и правильно ориентироваться в
меняющихся условиях общения, быстро изменять рече
вое воздействие в зависимости от ситуации общения,
индивидуальных особенностей студентов;
4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в об
щении;
5) умение управлять собой, своим психическим состояни
ем, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять
настроением, мыслями, чувствами, умение снимать
мышечные зажимы;
6) способность к спонтанности (неподготовленной комму
никации);
7) умение прогнозировать возможные педагогические си
туации, последствия своих воздействий;
8) хорошие вербальные способности: культура, развитость
речи, богатый лексический запас, правильный отбор
языковых средств;
483_______________________ Раздел 6. Педагогическое общение
9) владение искусством педагогических переживаний, кото
рые представляют собой сплав жизненных, естествен
ных переживаний педагога и педагогически целесооб
разных переживаний, способных повлиять на студентов
в требуемом направлении;
10) способность к педагогической импровизации, умение
применять все разнообразие средств воздействия (убеж
дение, внушение, заражение, применение различных при
емов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).
Средства повышения эффективности воздействия:
• «приспособления» — система приемов (мимических, рече
вых, психологических): одобрение, совет, недовольство,
намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ,
доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
• «пристройки или достройки» — приспособление своего тела,
интонации и стиля общения к другому человеку для того,
чтобы затем приспособить его поведение к целям педа
гога;
• усиление воздействия через повышение голоса в начале
фразы по сравнению с предыдущей; смена способов сло
весного воздействия: переход от сложного к простому,
от простого к сложному; рельефное выделение фраз; рез
кая смена способов общения.
В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения:
1) естественный тип: плодотворные импровизационные дей
ствия не вызывают у педагога психологических и эмо
циональных затруднений;
2) напряженно-преобразовательный тип: происходит моби
лизация всех ресурсов личности на преодоление воз
никшей трудности;
3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение
педагога от преодоления неожиданной педагогической
ситуации («не заметить»);
4) непроизвольно-тормозной тип: расстерянность и полная
заторможенность действий педагога;
Часть II. Педагогика
5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно,
бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять
собой или скрывать свои чувства;
6) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но
не способен их преобразовать в педагогически целесооб
разные переживания и действия.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 338.